Почему глохнет двигатель на холостом ходу: поиск причин
Как проявляется? Даже если двигатель хорошо заводится, он может глохнуть на холостом ходу. Такая ситуация возникает довольно часто как на карбюраторных, так и на инжекторных ДВС и может вызвать проблемы на светофорах и в пробках.
Почему глохнет двигатель на холостом ходу? К основным причинам относятся загрязнение элементов, отказ датчиков или других составляющих двигателя и забитые фильтры. Грамотная диагностика поможет корректно выявить неисправность.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Общие проблемы двигателей на холостых оборотах
Ответ на вопрос, почему глохнет двигатель на холостом ходу, прост: происходит это потому, что нечего либо нечему зажигать топливную смесь.
У бензиновых двигателей режим холостого хода регулируется по количественным параметрам и в очень ограниченном диапазоне. Дроссельная заслонка находится в закрытом положении. Объем воздуха, который попадает в цилиндр, небольшой, так же как и давление. Поэтому топливная смесь поступает в минимальном объеме, которого хватает только на то, чтобы едва обеспечить вращение двигателя.
Для того чтобы мотор работал на повышенных оборотах, нужно добавить давления немного больше пяти бар. И речь идет об исправном ДВС, когда компрессия «на горячую» равна 13 бар.
Но какое будет давление «на холодную», если теряется давление через поршневые кольца? Каждый опытный автовладелец знает, что, если автомобиль глохнет на холостых оборотах, то причина наверняка в сбое мотора.
Если ДВС форсированный, он быстро изнашивается. Кроме того, зачастую ошибочно установлены метки ГРМ. К примеру, ГАЗ-69 будет нормально функционировать при смещенной на зуб шестерне распределительного вала. Однако в этих же условиях двигатель на новой машине не сможет работать на холостом ходу.
Для компенсации сверхбольших потерь давления в старом двигателе во время такта сжатия следует увеличить подачу воздуха.
Обороты при этом поддерживаются нажатием на педаль акселератора. Завести ДВС будет проблематично, поскольку на пусковых оборотах максимально давление сжатия намного меньше, чем на холостом ходу.
Именно этот фактор следует принимать во внимание, выясняя, почему глохнет дизельный двигатель на холостом ходу. Для такого ДВС сжатие играет важную роль. Воздух нагревается, происходит его сжатие в цилиндре, горючее впрыскивается форсункой и воспламеняется.
Режим работы у дизельного мотора регулируется качественно, а не количественно. Это значит, что в цилиндр поступает такой объем воздуха, который он способен втянуть в себя. Изменяется лишь количество впрыскиваемой топливной смеси.
Однако на холостом ходу время такта сжатия максимальное, поэтому большие потери давления будут из-за разгерметизации, к примеру если кольца или прокладка головки блока цилиндров изношены, прогорели клапаны.
Следовательно, если дизельный мотор, нормально функционирует на высоких оборотах, то после того, как водитель уберет ногу с педали акселератора, он заглохнет.
Причем такое может произойти, даже если вы заправляетесь на сетевой АЗС. Многие ошибочно полагают, что достаточно не заезжать на непроверенные заправки. Но проблема может возникнуть, даже если вы залили топливо на известной сети АЗС.
Зачастую в автосервисы попадают автомобили, в которые водитель по невнимательности залил не «92» бензин, а дизельное топливо. Тогда даже надежный двигатель УАЗ-469 будет глохнуть на холостом ходу.
Последовательность диагностики двигателя
Чтобы понять, почему глохнет двигатель на холостом ходу, карбюратор виноват или проблема в другом, необходимо выполнить ряд последовательных действий. Когда мотор отказывается работать периодически, следует незамедлительно продиагностировать автомобиль.
Для этого следует считать коды, которые электронные системы диагностики отправляют в ЭБУ.
Также надо осмотреть машину и обратить внимание на звук работы мотора. Если вы заметили посторонние шумы, выхлопные газы стали черного или сизого оттенка, значит, ДВС функционирует со сбоями.
Не стоит откладывать ремонтные работы, поскольку небольшая поломка может привести к серьезной неисправности. Тогда придется «капиталить» мотор либо вообще устанавливать контрактный ДВС. Чтобы такого не произошло, следует регулярно диагностировать все системы авто, периодичность осмотра – каждые 7 дней.
Алгоритм действий следующий:
- проверяем уровень смазки и охлаждающей жидкости в моторе;
- осматриваем все узлы, они должны быть целые, патрубки без трещин и разрывов;
- регулярно меняем прокладки и сальники при их сильном износе.
Чтобы понять, почему глохнет двигатель на холостом ходу, выполните следующие действия:
- Внимательно осматриваем двигатель и подкапотное пространство, а также элементы проводки.
- Обследуем воздушные и топливные фильтры, проверяем уровень антифриза в системе охлаждения и кондиционирования.
- Прогреваем мотор до максимальной температуры, нажимаем на педаль акселератора, если оттенок выхлопных газов изменится на белый, сизый, серый или синий, то двигатель неисправен.
- Слушаем, как работает мотор. Рекомендуется воспользоваться стетоскопом либо устройством, сделанным из деревянной палки, на конце которой закреплена пластиковая или металлическая емкость. Так вы сможете провести аудиодиагностику ДВС. Обратите внимание на звук работы двигателя: он может быть глухой либо звонкий.
Что делать, если бензиновый двигатель не держит холостые обороты
Если двигатель глохнет на холостом ходу, значит, произошла поломка важных узлов ДВС либо вышли из строя датчики, на механизмах скопилась грязь. В любой ситуации следует продиагностировать автомобиль.
Обычно глохнет двигатель на холостом ходу (с инжектором и карбюратором) по следующим причинам:
- сломался регулятор холостого хода (РХХ);
- загрязнена либо неисправна дроссельная заслонка;
- забились каналы карбюратора либо загрязнился топливный жиклер ХХ;
- снизилась либо нарушена производительность инжекторных форсунок;
- забилась сеточка топливного электро- либо механического насоса, данный механизм вышел из строя;
- снизилась пропускная способность топливного фильтра;
- засорился воздушный фильтр, на впуске подсасывает воздух;
- отказал датчик массового расхода воздуха, вышел из строя датчик положения дроссельной заслонки;
- засорилась система вентиляции картера мотора.
Когда автомобиль глохнет либо обороты плавают после отключения стартера, необходимо продиагностировать работу дроссельной заслонки.
Зачастую заслонка засоряется, механизм начинает подклинивать. Такая ситуация нередко происходит после долгой езды на низкокачественном топливе и в результате несвоевременной замены воздушного фильтра.
Первое, что нужно сделать, – почистить дроссельную заслонку. Для этого потребуется средство под названием «Карбиклинер» (это специальная химия для очистки карбюраторов).
Кроме того, потребуется выполнить продувку заслонки сжатым воздухом при помощи компрессора. Если проблема не исчезла, проверяем маслоуловитель. Эта деталь – элемент вентиляционной системы картера мотора. Если маслоуловитель загрязнился, то картерные газы будут душить двигатель, вы заметите, что обороты плавают и мотор глохнет на холостом ходу.
Как поступить в случае, если автомобиль быстро заводится, однако затем глохнет? Такое происходит на инжекторных моторах с системой электроуправления (ЭСУД).
ДВС нестабильно функционирует из-за электронных датчиков либо вышедшего из строя регулятора холостого хода (РХХ). Необходимо продиагностировать регулятор, воздухорасходомер (ДМРВ), датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Если у вас подержанная машина старого года выпуска, следует запастись данными датчиками, приобрести мультиметр, чтобы самим диагностировать автомобиль. Такой подход оправдан, когда вы часто ездите на дальние расстояния. Цена указанных датчиков небольшая, вы сможете купить их в специализированном автомагазине.
Многие автовладельцы замечают, что двигатель глохнет на холостом ходу после прошивки электронного блока управления. Если перепрошивка была выполнена неопытными специалистами в ходе чип-тюнинга, начнутся сбои в работе ЭБУ.
Несмотря на то что двигатель показывает лучшую отдачу под нагрузкой, на высоких оборотах, но он не сможет нормально функционировать на 750-800 оборотах в минуту.
Отдельно стоит сказать, почему глохнет на холостом ходу двигатель с карбюратором. Это нередкое явление, и происходит оно из-за того, что загрязнены жиклеры и работа карбюратора давно не регулировалась.
Мельчайшие частички мусора в горючем нарушают работу карбюраторного впрыска. Загрязнения содержатся в некачественном бензине либо проникают в систему из бензобака, где скапливаются отложения.
Прежде всего нужно заменить топливный фильтр перед карбюратором. Карбюратор нужно тщательно чистить, а затем настроить.
Чтобы очистить карбюраторный впрыск (дозирующее устройство), следует воспользоваться специальной химией для карбюраторов. Очиститель – это растворитель в виде аэрозоля.
Что касается механического топливного насоса карбюраторных моторов, то в таком насосе установлена фильтрующая сетка. Она со временем забивается, в результате падает производительность насоса.
Если же глохнет двигатель на холостом ходу в машине с инжектором, потребуется выполнить больше действий. Система впрыска на инжекторе устроена сложнее. Если вы заменили датчики ЭСУД, но ситуация не изменилась, необходимо проверить впускной коллектор. Возможно, происходит подсос воздуха на впуске. Кроме того, не должно быть воздуха в топливной системе.
Также необходимо проверить инжекторные форсунки, произвести замеры давления в топливной рейке, выполнить осмотр вакуумных шлангов. Обратите внимание и на вакуумный усилитель тормозов.
Какой бы ни был тип впрыска – инжекторный либо карбюраторный, следует продиагностировать работу зажигания, свечей, осмотреть проводку, катушку-распределитель и прочие элементы системы.
Что делать, если дизель глохнет на холостом ходу
Неполадки, из-за которых глохнет дизельный двигатель на холостом ходу, могут быть такими же, как и в случае с бензиновым мотором.
Дизельный ДВС останавливается на ходу по следующими причинам:
- Горючее не попадает в ТНВД (в этом случае повторно запустить мотор практически невозможно).
- В ЭБУ не поступает сигнал с датчика положения коленвала, в данной ситуации также не получится запустить мотор.
- Невозможно отрегулировать высокое давление в выбранных границах. ЭБУ определяет, что система не в состоянии обеспечить нужное давление в рейке, в результате мотор останавливается. Но при последующем запуске ДВС функционирует нормально.
Последняя причина наиболее часто встречается при остановке мотора на ХХ.
В данной ситуации вы заметите не только то, что двигатель заглох, на приборной панели загорятся индикаторы Check Engine или «спираль».
Фиксируя коды DTC системы управления, выявляют ошибки системы регулирования давления. Это может быть поломка клапана управления давлением, повышенное или пониженное давление в топливной магистрали, верхняя граница высокого давления и подобные коды DTC.
Алгоритмы определения поломки системы регулирования давления у компаний-производителей систем «коммон рейл» отличаются.
В результате возникает множество ошибок, диагносту сложно выявить, в каком механизме поломка. Код DTC в такой ситуации может указать, в какой области есть проблема и какие системы нуждаются в проверке.
Проводя диагностику сбоев работы двигателя, надо иметь в виду некоторые, казалось бы, простые моменты, которые тоже оказывают влияние на работоспособность систем. Так, топливные магистрали, соединения и шланги выполнены из резины. Этот материал с течением времени портится и трескается. Если вашей машине более десяти лет, шланги имеют микроповреждения, через которые происходит подсос воздуха.
Визуально шланги могут выглядеть нормально. Однако изнутри они полностью разрушены, в результате микрочастички резины попадают в инжектор, карбюратор, ТНВД, особенно если возникает поломка за топливным фильтром.
Мнение автовладельцев о том, почему глохнет двигатель на холостом ходу
- Меняем пару-тройку деталей, и вуаля
«Датчик распредвала вышел из строя вместе с топливным насосом. Насос не обеспечивал оптимальное давление, в результате после резкого газа тандемник высасывал дизель, машина глохла. Завести ее удавалось лишь после того, как топливный насос догнал дизель до фильтра (4-5 раз масланий стартером по 10-15 секунд). Также проблема была в датчике распределительного вала. Установил новый насос, заменил датчик распредвала, машина стала заводиться сразу без проблем».
- Точная диагностика экономит время и деньги
«Почему глохнет двигатель на холостом ходу: чаще всего причина в РХХ, могут выйти из строя ДМРВ, ДПДЗ, бензонасос и форсунки, это приводит к тому, что давление в топливной рампе слишком низкое. Рекомендую сразу же продиагностировать автомобиль, а не менять все датчики поочередно».
- Всё просто – контакты не контачат
«Мой автомобиль завелся сразу (1,5 16 кл), во время прогрева обороты немного прыгали. На горячем моторе обороты становились нормальные. На холостом ходу, особенно на светофоре, машина глохла сразу после того, как притормозишь и выжмешь сцепление.
Причина в том, что контакт диодного моста в генераторе плохой, снял его, в сильный мороз, разобрал, почистил контакты, установил все обратно, проблема исчезла.
Может быть, причина поломки была в другом, так как чек на приборной панели постоянно горит.
Продиагностировать машину легко: заводим мотор, включаем вентилятор печки и другие потребители на максимум, жмем на педаль акселератора. Печка должна сильнее дуть, при снижении оборотов она почти не дует».
Если глохнет двигатель на холостом ходу, значит, есть серьезная неисправность в работе автомобиля. Причем причин может быть много, часть из них опытные специалисты в состоянии выявить на слух, однако нередко этого недостаточно. Следует как можно скорее выполнить полную диагностику, учитывая тип мотора – инжекторный или карбюраторный. К тому же для разных марок машин могут быть свои специфические «болезни».
Рекомендуется отправиться в автосервис, где опытные механики определят, в чем причина того, что машина глохнет на холостом ходу на холодном или прогретом ДВС.