Почему дымит двигатель: диагностика, ремонт, профилактика
Если у вас есть машина, наверняка вы задумывались над тем, почему дымит двигатель. Автолюбители уверены: посмотрев на цвет выходящего из выхлопа дыма, можно узнать, какая поломка произошла в моторе. Более того, дымящий автомобиль может представить своего владельца в невыгодном свете.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какого цвета может быть дым из двигателя
- О каких неисправностях свидетельствуют разные цвета дыма двигателя
- Как автомобильное масло может спровоцировать дымление двигателя
- Можно ли справиться с дымлением двигателя с помощью присадок «Антидым»
Основные причины, почему дымит двигатель
Когда заводится непрогретый мотор, из выхлопной системы может пойти густой дым. Цвет его бывает как чисто белым, так и голубоватым или темным. Как только температура в двигателе поднимется, дым должен исчезнуть, но так происходит не всегда. Почему дымит прогретый двигатель? Причина этого — серьезная неисправность. Причем от масштабов поломки зависит и цвет выхлопного газа.
В некоторых ситуациях можно наблюдать дым вместе с такими симптомами, как:
- Холодный мотор с трудом запускается.
- Двигатель барахлит не только во время движения, но и на холостом ходу.
- Тахометр показывает плавающие обороты.
- Мотор потребляет много бензина, автомобильного масла.
- Мощность силовой установки снижается.
В некоторых случаях дым — только один видимый симптом болезни вашего автомобиля.
Машина сконструирована таким образом, чтобы непрерывно выделять через выхлопную систему в воздух небольшое количество отработанного газа в определенном объеме. Однако если двигатель дымит при запуске, почему это происходит, узнать получится только в специализированном автосервисе.
Прежде всего посмотрите, какой цвет и плотность дыма, который идет из выхлопа. Так вы сможете понять, почему дымит и троит двигатель.
Чаще всего цвет отработанного газа бывает:
- беловатый;
- черный;
- синеватый.
При этом дым может быть не чисто синего или черного цвета, а любого оттенка из вышеперечисленных. Однако общепринято подразделять дым на три основных цвета.
Причин, почему сильно дымит двигатель, может быть несколько. Перечислим наиболее частые:
- Белесый пар выходит из системы выхлопа из-за того, что заведенный мотор еще не прогрелся. Чаще всего такое случается в зимний период, причем это не считается неисправностью.
- Почему дымит черным двигатель дизельный или бензиновый? Наверняка у вас перед глазами встает картина движущегося грузовика, за которым остается черный шлейф дыма. Причина этого — сажа.
- Почему двигатель дымит голубым дымом?
- Почему дымит двигатель белым дымом и воняет? Эта ситуация похожа на то, что было описано в первом случае, однако дым не исчезает, даже когда двигатель полностью прогрелся, а на улице лето.
Когда окисляется бензин (или дизельное топливо), он разлагается на углекислый газ и воду. Причем углекислый газ полностью прозрачен, и его нельзя увидеть. Вода в парообразном состоянии выходит из выхлопной системы, а затем, остывая, превращается в жидкость. Конденсат водяного пара, то есть белый дым, и есть причина, почему дымит двигатель даже после капиталки (о чем напрасно переживают многие водители).
Водяной пар всегда есть в выхлопной системе, несмотря на то что его нельзя увидеть. Можете проверить это утверждение: возьмите какую-нибудь стеклянную банку, подержите ее в холодильнике, а затем прислоните ее к выхлопной трубе, когда двигатель работает.
Через несколько секунд на стенках посудины начнут появляться капельки воды — конденсат водяного пара из выхлопа.
Иногда, когда прогревается холодный двигатель, если система выхлопа недостаточно разогрелась, из глушителя стекают капельки воды. Здесь в качестве охлажденной банки выступает холодная выпускная система.
Стоит отметить, что водяной пар, поступающий из выхлопа, не имеет запаха и мгновенно исчезает.
Двигатель легкового автомобиля начинает дымить черным, когда вы резко набираете скорость либо машина сильно нагружена. Происходит это из-за того, что топливная смесь образуется неправильно – она переобогащена. Как следствие любого нарушения смесеобразования — двигатель начинает расходовать горючее. Вывод из всего вышесказанного таков: поломка, скорее всего, в топливной системе либо в системе управления мотором.
Чтобы стало понятнее, представьте мотоцикл, двигатель которого двухтактный. Если водитель добавляет слишком много масла в топливную смесь, отработанный газ имеет резкий запах сгоревшего масла. То же самое можно увидеть и при работе с бензопилой, ее двигатель также двухтактный. Во всех этих случаях наблюдается появление густого голубоватого дыма, который плохо рассеивается. В цилиндры двигателя машины почему-то начинает поступать слишком много масла. Понятно, что режим работы мотора, длительность простоя, уровень прогрева и другие условия влияют на то, насколько густым окажется дым и каков будет его объем.
Конечно, такой дым не чисто голубого цвета, он больше походит на пар, но если вы принюхаетесь, то почувствуете запах жженого масла. Если прислонить к выхлопу бумагу, на ней также останутся специфические следы, кроме того, расход масла увеличится.
Причиной поломки обычно является непосредственно двигатель: его детали пришли в негодность.
Кроме масла в цилиндры мотора поступает антифриз. Во время его конденсации образуется пар белого цвета, но он достаточно быстро исчезает. Однако здесь есть один нюанс: используемый антифриз может отличаться по свойствам и структуре. А это значит, что пар может быть любого оттенка белого, плотный и плохо рассеивающийся. Из-за этого хозяин автомобиля может запутаться в происходящем. Посмотрите, не повысился ли расход антифриза? Причиной неисправности может быть как система охлаждения, так и неисправности мотора.
Присмотревшись внимательнее к подобной ситуации, можно прийти к выводу, что в реальности не все так просто. Двигатель может быть неисправен, при этом поломка — достаточно серьезная. Определить, какой ремонт потребуется, только по оттенку дыма, выходящего из глушителя, не получится. Любые подозрения следует проверить в сервисном центре.
Почему дымит двигатель белым дымом
Причин, почему дымит бензиновый двигатель белым дымом, может быть множество. Прежде всего, разбирая цилиндры, стоит обратить внимание на свечи накаливания. Если на них появилась накипь, значит, в двигатель попала вода. Как только цилиндры и свечи, расположенные в них, будут осмотрены, следует провести их замену или ремонт. Самостоятельно выполнить эту задачу не получится. Поэтому отправляйтесь на ближайшую СТО.
Зачастую используемый антифриз бывает некачественным, и когда двигатель контактирует с таким тосолом, его элементы покрываются коррозией. Если случится протечка охлаждающей жидкости низкого качества, двигатель начнет портиться изнутри. Причем починить такой мотор вряд ли получится.
Как определить, что антифриз поступает в камеру сгорания? Для этого нужно открутить крышку с расширительного бачка. Если вы чувствуете сильный запах гари, а количество антифриза в бачке недостаточное, плавает масляная пленка, то значит, вы столкнулись с описанной выше неисправностью.
Почему дымит двигатель синим дымом
Почему дизельный двигатель дымит синим? Скорее всего, произошло попадание масла в цилиндры двигателя. Оно начинает сгорать, и появляется синеватый дым, он не рассеивается и пахнет жженым маслом.
Синеватый оттенок может отличаться: все зависит от того, какое масло залито в двигатель, какая температура на улице. Как определить, что из трубы выходит не нормальный выхлоп, а дым, свидетельствующий о том, что двигатель сломался? Постоянно отслеживайте уровень масла: как только заметите, что его количество снизилось, значит, двигатель неисправен.
Выявить поломку можно, не только посмотрев на выхлоп, но и приложив белый бумажный лист к выхлопной трубе. На бумаге появились масляные разводы? Значит, причина, почему дымит холодный дизельный двигатель синим, заключается в том, что масло попадает в камеру сгорания.
Почему дымит двигатель белым дымом с голубым оттенком
Среди причин, почему двигатель сильно дымит сизым или голубоватым дымом, выделяют:
- Износ, задубение маслосъемных колпачков.
- Залегание маслосъемных колец, их износ.
- Турбина неисправна.
Почему бензиновый двигатель дымит на холодную? Если автовладелец задается этим вопросом, ничего не предпринимая для диагностики, с каждым днем серьезность поломки возрастает. Сразу после того, как двигатель был запущен, можно наблюдать большие клубы дыма, но как только машина прогреется, количество его снижается.
Дело в том, что маслосъемные колпачки начинают размягчаться из-за повышения температуры. Колпачки быстро приходят в негодность из-за слишком большого зазора во втулках клапанов, плохого качества материала, из которого они сделаны, а также большого объема картерных газов при сильном износе цилиндро-поршневой группы.
Ключевую роль играет качество материала, используемого при создании маслосъемных колпачков.
При такой проблеме маслосъемные кольца не снимают масляную пленку, соответственно, в цилиндры поступает слишком много масла. Именно поэтому двигатель будет «съедать» масло в больших объемах. Одно из возможных решений — сделать раскоксовку маслосъемных колец. Однако после такой процедуры двигатель требует к себе внимательного отношения, поскольку кольца потеряют свои пружинные свойства. Как результат — залегание маслосъемных колец произойдет еще раз.
Установить причину, почему двигатель дымит, сложнее, когда происходит залегание нижних колец. В этом случае будет номинальная компрессия, и поскольку верхние кольца исправны, раскоксовка не избавит вас от проблемы.
В частности, может износиться ЦПГ либо произойдет залегание компрессионных колец. Такое случается, когда маслосъемные кольца не залегли, но изношенны в парах трения.
Все это объясняет, почему сильно дымит двигатель. Объем газа, который идет по системе рециркуляции, намного больше чем положено. Как определить, что причина в этом? Открываем маслозаливную горловину, когда машина заведена и работает вхолостую. Если цилиндро-поршневая группа, а также система рециркуляции картерных газов работают без поломок, то поток воздуха будет поступать в горловину либо немного выходить из нее. Удостовериться в этом можно с помощью бумажного листа. Когда картерный газ выходит из горловины с большой скоростью, это значит, что агрегат нуждается в починке. Посмотрите, какого цвета газ, поступающий из маслозаливной горловины. Когда двигатель исправен, он не должен иметь какого-либо оттенка.
Почему дымит двигатель на горячую, если на него установлен турбокомпрессор? Если турбокомпрессор неисправен, происходит заброс масла турбиной. То есть масло, которое должно поступить в подшипники турбины, из-за сломанных уплотнителей (обычно это сальники вала турбины) попадает во впускной тракт.
Определить такую поломку получится быстро. Просто снимите воздуховод, который идет от турбины к мотору в нижней точке. Посмотрите, есть внутри масло или нет. Обычно в патрубок перед дросселем помещают тонкий тканый материал белого цвета. Устанавливают патрубок. Затем несколько раз нажимают на педаль акселератора и проверяют ткань. Если на ней будут масляные разводы, значит, турбина сломалась.
Почему еще дымит двигатель (дизель или бензин) голубоватым дымом?
- Система рециркуляции картерных газов засорилась.
Двигатель сконструирован так, чтобы внутри него постоянно было разряжение. Обеспечивается оно за счет вакуума в дроссельной области, а также вакуумными насосами (в некоторых случаях). Так или иначе, но картерные газы, которые были откачаны, отправляются во впускной коллектор. Однако в картере находится не непосредственно газ, но своеобразный туман с масляными капельками. Поэтому до сброса газов во впускной коллектор происходит их сепарирование. Для этого и предназначена система рециркуляции картерных газов. Когда она неисправна, вместе с картерным газом во впуск попадают масляные микрочастицы. Это ответ на вопрос, почему сильно дымит двигатель.
- Некачественное масло.
Качество используемого масла играет ключевую роль. Если вы приобрели поддельное масло, то его характеристики будет невозможно определить. Как оно поведет себя во время сепарирования в системе рециркуляции картерных газов, как отреагирует на повышенные температуры в цилиндрах, никто не знает.
Кроме того, оно может попросту перегреться. А если это произойдет, то оно потеряет свои смазочные качества. Профессиональные гонщики понимают это, поэтому устанавливают датчики температуры масла в двигатель, дополнительные кулеры и тому подобное. Понятно, что в машине заводской комплектации подобные элементы отсутствуют. Обычный автомобиль не предназначен для сверхвысоких нагрузок. И, как известно, охлаждение низа поршней происходит именно за счет масла.
Конечно, при спокойной эксплуатации масло не перегреется. Но представьте: в тридцатиградусную жару вы поедете на дачу. В автомобиль сядет вся ваша семья, а багажник будет забит до отказа. При этом двигатель спрятан под защитой (ведь в некоторых регионах без нее нельзя), которая не даст маслу в картере охладиться. Вдобавок вы будете ехать в горку, то все вышеперечисленное 100 % приведет к перегреву масла. Теперь заливать новое моторное масло придется обязательно.
- Свечные колодцы расположены глубоко.
Если двигатель вашей машины 16-клапанный, то главный его недостаток — глубокие свечные колодцы, в которых множество стыков связанных деталей. Причем один стык идет по маслу, другой — по воздуху. Иногда происходит заброс масла из колодца во всасывающий патрубок мотора. В конечном итоге двигатель начинает дымить. Как удостовериться, что причина именно в этом? Достаньте свечные наконечники. Увидели на них масло? Из этого следует, что прокладка свечных колодцев не выполняет свое предназначение. Прибавьте к этому то, что впускной коллектор негерметичен, и вы ответите на свой вопрос, почему дымит двигатель.
Кроме всего вышеперечисленного, появление дыма может происходить из-за не совсем стандартных поломок. К примеру, почему еще двигатель дымит белым и воняет маслом?
Причина — небольшая трещинка в моторе, обнаружить которую непросто. Через нее масло затекает во впуск либо в цилиндр, происходит масляная течь.
Случается и такое, что хозяин машины использует горючее для двухтактных двигателей (с добавлением масла). А потом спрашивает, почему двигатель дымит на холодную или горячую.
Почему дымит двигатель черным дымом
Почему дымит дизельный двигатель черным дымом? Такой признак говорит о том, что двигатель функционирует на переобогащенной топливной смеси. Причем оттенок дыма бывает как темно-серым, так и глубоким черным. Виной всему — сажа, образующаяся из-за неэффективного сгорания топлива. Скорее всего, поломка произошла в системе подачи топлива.
Кроме черного дыма, есть еще ряд сигналов, говорящих об этой неисправности:
- двигатель с трудом заводится;
- повышенный расход топлива;
- мощность снижается;
- катализаторы сгорают и тому подобное.
Почему на холостых дымит двигатель, на котором установлен карбюраторный впрыск? Происходит это из-за перелива в поплавковой камере. Чтобы устранить неполадку, потребуется на карбюраторе очистить жиклеры. Именно через них подается воздух. Кроме того, рекомендуется осмотреть игольчатый клапан.
Если двигатель инжекторный, то он может дымить черным дымом, когда электронные датчики перестают исправно функционировать. Также может произойти разгерметизация инжекторных форсунок. Как только форсунки начинают переливать, наблюдается избыток топливной смеси, она поступает в камеру сгорания. Излишек топлива забирает часть смазки со стенок цилиндров, поступает в картер мотора.
Как определить, что горючее попало в масло? В этом случае вы почувствуете сильный бензиновый запах. Иногда происходит повышение уровня масла в моторе, поскольку в него попадает бензин.
Почему еще дымит дизельный двигатель черным дымом? Зачастую это происходит из-за низкокачественного топлива.
Также могут произойти следующие поломки:
- форсунки изношены;
- воздушный фильтр загрязнился;
- регулятор оборотов в насосе нагнетания горючего сломался;
- топливный насос высокого давления неисправен;
- турбина вышла из строя.
Топливный насос высокого давления считается наиболее сложным элементом системы подачи топлива, устанавливаемой на дизельные моторы. Чтобы этот агрегат функционировал исправно, потребуется смазка в дизеле. Если топливо некачественное, то топливный насос выйдет из строя раньше положенного срока.
Присадки против дымления двигателя
Хитрые автовладельцы, которые знают, почему у машины дымит двигатель на холостую, надеются продать ее, предварительно залив присадку. Двигатель временно перестает дымить, и неосторожный покупатель может попасться на уловку, став новым владельцем сломанного авто. Дело в том, что ни одна присадка не способна вылечить неисправный двигатель.
Если двигатель дымит на холостых и вы знаете почему, то присадка «Антидым» устранит наибольший объем выхлопа, сделает работу мотора практически бесшумной. Но залить присадку – не то же самое, что и провести ремонт. Такая манипуляция позволит скрыть неисправность бывшей в употреблении машины.
Когда следует использовать антидымную присадку:
- Если двигатель сломан, и вам нужно скрыть этот факт.
- Замедлить износ мотора.
- Продлить время его работы, не обращаясь в автосервис для проведения глобального ремонта.
Зная истинную причину, почему дымит дизель-двигатель, можно воспользоваться присадкой, которая уменьшит выбросы газов на 30 %. Иногда во время тестирования присадок получалось снизить объем выходящего дыма на целых 70%. Однако стоит помнить, что этот показатель определяется тем, насколько двигатель изношен и какова методика его функционирования.
Присадка состоит из таких веществ, как барий и кальций. Использование их будет целесообразно в жестком климате, а также когда двигатель работает в форсированном режиме, а его работа недостаточно хорошо организована. Применяя такие присадки, вы получите увеличение стоимости горючего всего лишь на 3–5 %.
Присадки на основе щелочноземельных металлов действуют комплексно:
- Диффузионные потоки, в которых находятся реагирующие вещества, становятся интенсивнее.
- Микрочастицы углерода начинают мгновенно сгорать в цилиндрах.
В чем главное преимущество использование антидымных присадок?
Нейтрализуются ядовитые вещества, следовательно, отработанные газы становятся чище. При этом двигатель не только не дымит, но практически отсутствует загрязнение окружающей среды.
Но использовать присадки можно только, когда вы будете точно знать, почему дымит белым дымом двигатель дизельный или бензиновый.
В общем и целом, антидымные присадки просто делают масло гуще. Повышается вязкость смазки, поэтому лишь небольшое ее количество поступает в поршневую, где и происходит ее сгорание. Но поскольку в самом моторе смазки становится мало, протекание — недостаточное, элементы мотора начинают быстро истираться. Силовой агрегат функционирует практически не смазанным, перегревается. Понятно, что такая эксплуатация уменьшает его ресурсность. Конечно, присадка поможет временно избавиться от дыма, но в конечном итоге просто убьет двигатель вашего авто.
В основном все антидымные присадки содержат в составе одни и те же вещества и действуют на двигатель схоже, причем не важно, какой бренд вы выбираете. Обычно в их составе есть дисульфид молибдена, керамические микрочастички, моющие компоненты, то есть всем известные ПАВы (поверхностно-активные вещества), а также иные добавки. Такой состав был разработан, чтобы присадка:
- создавала полимерную пленку на обработанной поверхности мотора для его защиты. За счет этого увеличивается ресурс силового агрегата;
- заполняла небольшие микротрещинки, раковины, места износа, поддерживая геометрию элементов мотора. Как результат, снижается люфт, дым из выхлопной трубы исчезает;
- очищала масло, а также загрязненные поверхности мотора.
Большинство компаний, производящих подобные присадки, утверждают, что их товар поможет сэкономить на горючем, улучшить компрессию, повысить ресурсность мотора. На практике же никаких заметных изменений в лучшую сторону обычно не происходит. Однако количество дыма, выходящего из выхлопа, снижается за счет действия химических веществ, входящих в состав присадки. Стоит трезво оценивать те возможности, которые дает антидымная присадка. Восстановить с ее помощью двигатель не получится. А нейтрализация дыма — также кратковременный эффект.
Прежде чем заливать какую-либо присадку в двигатель, оцените все преимущества и недостатки применения этого продукта.
Основные плюсы использования антидымной присадки:
- снижается трение между рабочими поверхностями в моторе, а значит, ресурсность двигателя повышается;
- нейтрализуется выделяемый через выхлопную систему дым;
- двигатель начинает работать менее шумно;
- положительный эффект наступит сразу же, как только вы зальете присадку в масло.
Среди минусов использования присадки выделяют:
- предугадать, каким будет результат применения присадки, невозможно. Может случиться, что подуставший двигатель после того, как вы добавите «Антидым», перестанет работать вообще;
- положительный эффект от использования присадки кратковременный;
- химические компоненты присадки способствуют образованию нагара на рабочих поверхностях мотора. Устранить его в лучшем случае будет сложно, в худшем — не получится удалить вообще;
- химический состав присадки может негативно повлиять на двигатель. К сожалению, после такой присадки восстановлению детали мотора не подлежат.
Конечно, каждый сам определяет, стоит или нет заливать присадку в двигатель. Так или иначе, но «Антидым» действительно помогает временно избавиться от появления задымления, при этом не ликвидируя истинную причину неисправности. Относитесь к всевозможным присадкам осторожно, не забывая про недостатки применения подобных составов.
По каким-то причинам нет возможности отправиться в автосервис для определения причины задымления? Тогда присадка «Антидым» поможет временно замаскировать назревающую проблему с силовым агрегатом.