Почему дергается машина на малых оборотах: основные причины и способы решения проблемы
О чем речь? Если дергается машина на малых оборотах, это признак неисправности. Необходимо сразу же уделить внимание данному моменту, ведь от этого зависит ваша безопасность на дороге.
Как исправить? Все основные причины такой неполадки уже выявлены мастерами и водителями и имеют свои способы решения. Но важно правильно диагностировать у своей машины «загвоздку». Только тогда можно верно провести процедуру ее устранения.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Основные причины, почему дергается машина на малых оборотах при движении
Почему дергается машина на малых оборотах при движении? Дергание может быть обусловлено самыми разными факторами. Могут иметь место как поломки каких-то отдельных деталей, так и сбой в настройках отдельных узлов.
Потому перед тем, как приступать к углубленной диагностике и ремонту, следует провести внимательный осмотр магистралей, шлангов, патрубков и проводов на предмет целостности. Также стоит осмотреть все фильтры силового агрегата (и топливные, и воздушные) на предмет их сильной загрязненности.
Почему же машина дергается на малых оборотах? На то может быть несколько причин:
- Присутствуют дефекты в топливной системе автомобиля.
- Есть проблемы в системе зажигания.
- Затруднена подача окислителя (проблемы в системе воздухоподачи).
- Могут сбиться настройки у датчиков (или же они полностью вышли из строя).
- В конце концов, неисправными могут оказаться отдельные узлы мотора.
- Кроме того, дергание при движении может быть обусловлено проблемами в коробках сцепления и переключения передач.
Способы устранения неполадок с дерганием машины на малых оборотах
Диагностика топливной системы
Почему вообще машина на малых оборотах дергается, а на больших нет? Вполне возможно, что имеют место проблемы с регулировкой подачи топлива – это наиболее частая причина подергивания. Машина редко движется именно на малых оборотах – обычно это промежуточная стадия при наборе скорости.
При наличии сбоя регулирования подачи топливно-воздушной смеси в цилиндры не попадает должный объем горючего. Сопротивление при движении становится избыточным, в результате чего «ловится» тот редкий режим, когда сила расширения газов в цилиндрах еще справляется с нагрузкой, но при приближении к мертвым точкам давления уже начинает не хватать.
Коленчатому валу едва хватает инерции, чтобы не остановиться, поэтому возникает такой режим, при котором можно четко различить момент рабочего хода каждого цилиндра. Разумеется, при этом о плавном ходе транспортного средства не может быть и речи.
Для того чтобы устранить этот неприятный эффект, нужно в первую очередь сделать следующее:
- проверить корпус узла дросселя;
- если двигатель автомобиля оборудован электронным блоком управления, то нужно также убедиться в исправности датчиков, которые ответственны за параметры холостого хода;
- следует проверить корректность выставления дроссельных заслонок;
- нужно протестировать датчик массового расхода воздуха;
- и наконец, отревизировать форсунки и все детали, связанные с системой непосредственного впрыска топлива, так как проблема может заключаться и в них.
Крайне редко дефект возникает в воздуховодах, соединяющих инжекторный ресивер с воздушным фильтром. Здесь проблема обычно заключается в негерметичности соединений, в результате чего падает давление.
Решением всех указанных проблем чаще всего является замена всех неисправностей и комплектующих. Делать это, разумеется, лучше всего в условиях сервисного центра (но можно выполнять данные процедуры и самостоятельно).
Если в вашей машине установлен карбюраторный двигатель, то также нужно проверить клапан холостого хода и убедиться в отсутствии дефектов подвода воздуха и топлива к карбюратору.
Дефекты в системе зажигания
Рывкообразное движение очень часто обуславливается неравномерностью работы зажигания. Главным образом это относится к современным инжекторным моторам, где работа контролируется электронным блоком управления. Проверять в таком случае нужно все без исключения детали и узлы системы:
- свечи зажигания (их функциональность);
- работоспособность катушки зажигания;
- соединительные провода (на целостность изоляционного покрова);
- трамблер (его исправность);
- датчики ДПРВ и ДПКВ;
- коммутатор.
Вероятность того, что машина двигается рывками на малых оборотах именно по вине некорректно работающей системы зажигания, составляет примерно 75 %. И вот какие дефекты здесь могут иметь место:
- свеча (любая) создает недостаточно мощную искру для поджига топливно-воздушной смеси. В итоге цилиндр работает через такт, то есть не каждый рабочий ход;
- образование металлизированного нагара на свечах (обычно это последствия использования некачественного топлива);
- последствия короткого замыкания на катушке зажигания;
- ресурс свечей полностью выработан;
- в каком-то из проводов произошел пробой, в результате чего разряд на свечу не проходит.
Для того чтобы решить какую-либо из указанных проблем, дефектную деталь требуется заменить. Если же после замены даже всего комплекта оборудования подергивание все еще имеет место, значит, нужно переходить к углубленному диагностированию электронного оборудования (включая ЭБУ).
Дефекты в области подачи окислителя
Чтобы выявить такую проблему, следует:
- найти место нештатного подсоса воздуха перед фильтром;
- проверить фильтр на загрязненность (если эксплуатация машины происходила на запыленной местности, то фильтр испачкается до состояния замены уже через 1000 км пробега);
- проверить дроссельную заслонку на предмет загрязнения (очищать ее нужно исключительно специальными средствами);
- заменить дроссельную заслонку, если автомобиль уже достаточно старый (например, если год его выпуска начинается с 19..). Просто в таком случае тефлоновый слой, скорей всего, уже поврежден.
Устанавливайте только качественные воздушные фильтры и заливайте только топливо «с репутацией». Это дороже, но в итоге у вас получится сэкономить на ремонте.
Проблемы с акселератором
При резком нажатии на газ число оборотов сильно возрастает. Здесь есть риск того, что собьются вакуумные регуляторы угла зажигания. В итоге трамблер на малых оборотах станет западать, и машина будет совершать рывкообразные движения.
Дело в том, что с ростом числа оборотов увеличивается и частота впуска топливной смеси. Если вакуумные регуляторы неисправны, то машина увеличить обороты не сможет, кроме того, это отразится на режиме работы дроссельной заслонки – она не будет открываться на нужный угол.
Процесс подачи топлива и воздуха рассинхронизируется: топливная смесь не сможет воспламеняться вовремя, а это уже отразится на работе подшипника, отвечающего за функционирование устройства опережения зажигания.
Здесь сначала нужно проверить состояние вакуумных регуляторов. Снимаем шланги и патрубки, и когда движок будет работать, можно будет услышать втягивающий эффект, создаваемый регуляторами. Если воздух подается, но вакуум не образуется, то значит, герметичность нарушается именно по вине дроссельной заслонки. Ее нужно заменить.
Дефектные датчики
Неизменным дополнением электронного блока управления современного автомобиля является набор всевозможных датчиков. Последние объединены в систему и подключены к бортовому компьютеру. В случае появления дефекта на дисплей будет выводиться ошибка. По коду ошибки можно определить как сам неисправный датчик, так и характер проблемы, которая с ним возникла. В данном случае следует проверять:
- ДПДЗ – датчик положения дроссельной заслонки. Когда он подает некорректный сигнал, то меняются и обороты мотора;
- ДАД – датчик абсолютного давления снимает показатели оборотов двигателя, а в особенности равномерность этих оборотов;
- ДХХ – датчик холостого хода. Он обычно ломается в тех случаях, когда установлен на дроссельной заслонке;
- лямбда-зонд – кислородный датчик. Это устройство отвечает за регулирование расхода горючего. Как следствие, выход датчика из строя приводит к росту потребления бензина, а кроме того, вызывает тот же дергающий эффект.
Удобнее и эффективнее всего проверять работу датчиков в условиях автосервиса с использованием специализированного диагностического оборудования.
Почему дергается машина на малых оборотах с коробкой автомат и как решить эту проблему
Такая трансмиссия – это сложный, технологичный узел, который имеет свои характерные особенности (то есть сильные и слабые стороны). Если АКПП иногда начинает «пинаться», то все, кто находится в машине, будут чувствовать дергания при каждом переключении передачи. Более всего это будет ощущаться во время набора скорости.
Причины, почему дергается машина с коробкой автоматом на малых оборотах
- ломается гидроблок;
- изнашиваются механические элементы АКПП;
- повреждаются фрикционные диски;
- ломается гидротрансформатор;
- появляются дефекты ЭБУ.
Понять, что в работе АКПП присутствуют дефекты, можно с помощью наблюдения за движением транспортного средства во время набора скорости или же при торможении (когда автомобиль движется как раз на небольших оборотах). Дергание может быть обусловлено:
- износом или даже разрывом подушек двигателя;
- ярко выраженными люфтами в ходовой;
- избытком или недостатком трансмиссионной жидкости в коробке;
- наличием загрязняющей стружки в рабочей жидкости;
- перегревом АКПП.
Следует уделять внимание своевременной замене масла (и даже в том случае, если в руководстве по эксплуатации указывается, что коробка не обслуживаемая). Износ деталей проявляется в том, что продукты их трения попадают в масло (крайне мелкие частицы, превращающие масло в коллоидный раствор, в котором смазывающие свойства ухудшаются радикально). В итоге можно сказать, что в определенный момент АКПП начинает работать буквально «в сухую» с соответствующими последствиями.
Особенно велика вероятность ускоренной поломки КПП у автомобилей, которые много времени проводят в пробках, потому что у них двигатель работает на малых оборотах большую долю времени.
Способы диагностики автоматической коробки переключения передач
Все счастливые семьи счастливы одинаково… Равно как и у всех АКПП идентичны принципы их действия. Как следствие, похожи и алгоритмы определения возможных неисправностей (вне зависимости от производителя):
- для начала специалисты систематизируют все признаки неисправности;
- проверяется уровень масла в коробке;
- специалисты проверяют функционирование мотора на всех оборотах;
- производится проверка ЭБУ и датчиков;
- исследуются показатели давления в гидросистеме;
- производится Stall Test – проверяется работа системы на заторможенном автомобиле;
- осуществляется Road Test, так называемый тест в движении.
Очень важно определить, на каком именно этапе набора оборотов появляются дефектные признаки:
- непосредственно, при трогании;
- при торможении;
- при резком или же плавном наборе скорости;
- при изменении передачи в сторону увеличения или же уменьшения.
Главное тут установить взаимосвязь проблем с уровнем оборотов коленчатого вала. Данный алгоритм позволяет последовательно отсекать те или иные причины неисправности АКПП, пока не будет определен корень проблемы.
Если причина в ATF
В подавляющем количестве случаев причиной с дерганием (если проблемный узел – это КПП) является неудовлетворительное состояние смазывающей жидкости или же пониженная температура. При этом не так важно, когда именно АКПП начинает демонстрировать «пинки»: лишь при трогании или же при смене передачи на пониженную. В любом случае следует проверить:
- уровень смазывающей жидкости (нельзя допускать ни ее дефицита, ни избытка);
- состояние жидкости – в ней не должно присутствовать никаких следов загрязнений (если таковое обнаружено, то ее нужно немедленно заменить);
- состояние фильтра масляной жидкости АКПП (удалить частицы металла на магнитных пробках).
Если эксплуатация автотранспортного средства производится в условиях пониженных температур (например, в условиях Крайнего Севера), то коробку нужно в обязательном порядке прогревать перед началом движения.
Будьте внимательны и заливайте только предписываемую производителем автомобиля жидкость. АTF, которая для данной модели АКПП не предназначена, гарантированно сломает коробку.
Бывалые водители о том, почему дергается машина на малых оборотах
- Дело в датчике
- Поможет чистка дроссельного узла (ДУ)
- Похоже на засорение
- Нужно лучше закрепить двигатель
- Поменял свечи – и проблемы нет
- Нужна качественная диагностика
«Характерный признак: дергание зависит от положения педали акселератора. Здесь виновником является ДПДЗ. В одном месте там стираются дорожки, и датчик начинает глючить. Для диагностики можно использовать мануал».
«Дергание на малых оборотах – это одна из самых неустранимых проблем, которая может продолжать давать о себе знать даже в том случае, когда водитель заменяет все оборудование топливной системы (в том числе форсунки). Но есть положительная практика, связанная с чисткой дроссельного узла. Полностью эффект не уходит, но проявляет себя только в длительных пробках (видимо, еще что-то перегревается): если дроссельная заслонка приоткрыта на 1-2 %, то тогда только и дергает».
«Не забывайте чистить инжекторы с частотой 1 раз в 30 тыс. км пробега. Во-первых, машина станет резвее ездить, а во-вторых, зачастую именно с помощью данной процедуры удается избавиться от "дергачей"».
«Затянул покрепче болты лонжеронов: ушла "дерготня", зато пришли вибрации, передающиеся от двигателя на корпус».
«Если дергает на малых оборотах, замените свечи – помогает».
«Можно перебирать способы лечения проблемы самостоятельно, но разумнее всего обратиться к компетентному механику на СТО. Практика показывает, что так дешевле выходит».
Итак, рывки на малых оборотах – это последствия дефектов в нескольких узлах:
- в топливной системе мотора;
- в зажигании;
- в трансмиссии (в частности, в АКПП).
Не стоит при этом продолжать эксплуатацию автомобиля как ни в чем не бывало. Многие причины дергания могут быть корнями иных, более серьезных, проблем. Так что лучше сразу же обратиться в сервис. Удачи на дороге!