Перегорает предохранитель двигателя: причины и алгоритм действий
Почему так происходит? Перегорает предохранитель в автомобиле в основном из-за короткого замыкания в электрической цепи или повышения силы тока на величину выше номинала данного устройства.
Что делать? Разумеется, менять предохранитель, благо это не представляет особой сложности. Только вот этого мало. Ведь если не найти и не устранить конкретную причину проблемы, новый элемент также выйдет из строя.
Вопросы, рассмотренные в материале:
История усовершенствования предохранителей
Обычно, когда в доме пропадает свет, люди говорят: «Выбило пробки». Несмотря на то что теперь вместо «пробок» используются защитные автоматические выключатели, традиционное выражение остается в ходу, потому что устанавливаемые ранее предохранители действительно напоминали винтовые пробки. Такие же защитные устройства, предназначенные для обеспечения безопасности электросети, присутствуют и в каждом автомобиле.
Принято считать, что изобретателем современного плавкого предохранителя является Луи Франсуа Клеман Бреге, французский специалист в области электротехники и часового дела, внук знаменитого Абрахама-Луи Бреге, основателя известной компании Breguet. Луи Франсуа Клеман, проведя серию экспериментов, установил, что проволочные вставки с определенным сечением сгорают, когда ток в цепи возрастает до уровня, пропорционального их сечению.
Вообще-то в течение многих лет так называемые sacrificial fuses в автомобилях были довольно практичными: они состояли из металлической пластины с двумя пружинными контактами, между которыми тянулась короткая проволока длиной от 1 до 2 сантиметров. Дополнительные 15-20 сантиметров проволоки были намотаны на небольшое катушечное устройство сверху. В таком случае, если перегорает предохранитель, водителю достаточно размотать и установить новый отрезок проволоки между контактами, чтобы продолжить поездку.
Эта практика сохранялась до 60-70-х годов XX века. Затем в автомобильной промышленности начали использовать стеклянные и керамические плавкие предохранители с проволокой внутри, которые наверняка знакомы многим благодаря бытовой технике. Однако они не стали широко распространены из-за высокой хрупкости. В наши дни такие предохранители можно найти только в дополнительных цепях, чаще всего в системах автомобильной аудиоаппаратуры или сигнализации, а также в прочих автомобильных аксессуарах.
Последующий значительный период в истории автомобильных предохранителей, который продолжался до конца 1990-х годов, был связан с использованием цилиндрических предохранителей, известных как «торпеды». В России их часто называли керамическими из-за материала корпуса, хотя также были популярны зарубежные пластиковые варианты. Они напоминали маленькие батарейки типа АА и устанавливались в гнезда похожим образом. Контакты находились на обоих концах цилиндра и соединялись плавкой вставкой внутри.
Именно с этих предохранителей началась практика цветовой маркировки, соответствующей их номинальному току.
В настоящее время особенно популярны ножевые предохранители, также известные как штыревые или флажковые. Они имеют П-образную форму и состоят из полупрозрачного пластикового корпуса, внутри которого находится плавкий элемент. Снаружи корпуса расположены два контакта, которые вставляются в соответствующее гнездо. Установка и извлечение ножевых предохранителей осуществляется с помощью пластикового пинцета, который обычно поставляется в комплекте с автомобилем или входит в запасной набор.
Запасные предохранители автомобилисту рекомендуется приобрести самостоятельно и озаботиться этим заранее.
Цветовая кодировка плавких вставок предохранителей стала универсальной, что позволяет точно определить их номинал даже тем, кто имеет проблемы со зрением.
В современной классификации, цвета предохранителей означают следующий номинальный ток:
- черный – 1 А;
- серый – 2 А;
- фиолетовый – 3 А;
- корчнево-желтый (песочный) – 5 А;
- коричневый – 7,5 А;
- красный – 10 А;
- голубой – 15 А;
- желтый – 20 А;
- белый – 25 А;
- зеленый – 30 А;
- оранжевый – 40 А;/li>
- синий – 60 А.
Использование предохранителей с высоким номиналом в современных авто встречается довольно редко, как и предохранителей с номиналом меньше 5 ампер. В стандартных комплектах, которые поступают в продажу, обычно содержатся предохранители на 10, 15, 20 и 30 ампер, предназначенные для защиты наиболее чувствительных электрических цепей.
Почему перегорают предохранители
Иногда случается, что предохранители в машине начинают сгорать один за другим без видимых на то причин. Несмотря на кажущуюся незначительность проблемы из-за низкой стоимости и простоты замены элементов такой симптом не следует игнорировать. Если постоянно перегорают предохранители, это может быть явным признаком серьезной проблемы, пренебрежение которой может привести к опасным последствиям.
Автомобильные предохранители представляют собой устройства, в которых при протекании электрического тока происходит разрушение одной или нескольких плавких вставок. Это приводит к разрыву электрической цепи, что обеспечивает защиту электронных компонентов машины, предотвращая их повреждение и выход из строя вследствие перегрузок.
Функция предохранителя заключается в том, чтобы отключить электрическую цепь при возникновении опасности, например когда есть вероятность перегрева проводки, что может привести к ее плавлению и воспламенению. Это представляет серьезную угрозу, учитывая, что автомобиль содержит легковоспламеняющиеся жидкости и материалы.
Возможные ситуации, при которых предохранитель сгорает из-за превышения нагрузки:
- Короткое замыкание в электрической цепи
Короткое замыкание происходит, когда плюсовые провода в электрической системе замыкаются с «массой». В таких случаях предохранитель, который обеспечивает защиту цепи, выходит из строя. Похожая проблема возникает, если короткое замыкание происходит внутри устройств, потребляющих ток, то есть перегорает предохранитель двигателя, стартера, генератора и т. д.
- Ток в цепи становится больше, чем номинал предохранителя
У каждого предохранителя есть свой номинальный предел силы тока, который указан непосредственно на нем. Если этот лимит превышается, например, из-за того, что реле-регулятор генератора выдает слишком большой ток из-за неисправности, то плавкий элемент в предохранителе перегорает, разрывая цепь.
В каких ситуациях и по каким причинам может возникать такая проблема?
- В первую очередь потеря контакта в предохранителе может случиться во время проезда по неровной местности. Вибрации от тряски автомобиля иногда могут стать причиной колебаний тока, что, в свою очередь, может привести к перегоранию предохранителя.
- Известно, что в автомобилях, используемых для спортивного вождения и ралли по бездорожью, предохранители часто выходят из строя. При таких режимах эксплуатации электрическое оборудование подвергается повышенной нагрузке, что может привести к выгоранию плавких элементов.
- Также существует риск выхода из строя предохранителя вследствие попадания воды на незащищенные сегменты электропроводки и электрические контакты. Кроме того, износ изоляции провода в местах его изгиба, натяжения или в случае, если провод не закреплен должным образом и свободно двигается, может привести к его обрыву из-за некорректной прокладки проводки.
- Использование устройств с избыточной мощностью также является распространенной причиной выхода из строя предохранителей. Это особенно актуально, когда перегорает предохранитель прикуривателя или других встроенных розеток в автомобиле (в бардачках и багажниках).
Согласно закону Ома, для обеспечения работы устройства с высокой мощностью и, следовательно, большим сопротивлением, при неизменном напряжении необходимо увеличить ток. Однако проводка может быть не предназначена для таких нагрузок — если сечение проводов недостаточно, они будут перегреваться.
Это явление можно наблюдать даже в обычных процессах, например, если после использования потрогать вилку компрессора для накачки шин или автомобильного пылесоса. Когда ток достигает определенного предела, особенно в случаях увеличения сопротивления из-за нагрева потребителя, тонкий металлический проводник (сердечник предохранителя) выходит из строя.
Алгоритм действий в случае перегорания предохранителя
Как правило, перегорание предохранителя можно определить визуально, это будет видно сквозь его прозрачный корпус.
В автомобильных электросетях используется множество предохранителей с различными номиналами для защиты отдельных электрических цепей. Блок предохранителей обычно находится на передней панели, но иногда его могут разместить и под капотом. Чтобы найти блок предохранителей, так же как и понять функции каждого из них, следует обратиться к руководству по эксплуатации вашей машины. В некоторых моделях автомобилей в блоке предохранителей или на его крышке предусмотрено место для хранения запасных предохранителей разных номиналов.
Если визуальный осмотр предохранителя не выявил повреждений, но электрическая цепь не функционирует, и при этом под рукой нет мультиметра, можно воспользоваться простым методом. Нужно установить в неисправное место другой предохранитель с аналогичным номиналом. Если после этого цепь заработает, значит, проблема была в предохранителе. Если же новый предохранитель в машине опять перегорает, следует искать причину поломки в другом месте.
Когда предохранитель выходит из строя, его следует заменить на новый с тем же номиналом. Для этого обычно используют специальный пластиковый инструмент, который зачастую находится прямо в блоке предохранителей. Перед заменой необходимо выключить зажигание, затем аккуратно извлечь поврежденный предохранитель и на его место установить новый. Однако иногда решение проблемы может быть не таким очевидным.
Высока вероятность того, что новый предохранитель сразу перегорит, если первоначальная проблема, приведшая к его выходу из строя, не была решена. Иногда эта причина является очевидной, и справиться с ней может каждый автовладелец, обладающий минимальными техническими навыками.
Для проведения самостоятельной диагностики необходимо осмотреть провода и компоненты в электрической цепи, охраняемой предохранителем, который часто выходит из строя. Иногда возможно обнаружить место короткого замыкания на глаз.
Обычно проблема связана с проводами, которые не закреплены, натянуты, трутся о части кузова или уложены во время недавнего ремонта кузова, особенно в местах сварки.
Необходимо убедиться, что все элементы электрической цепи подключены правильно, согласно схеме, включая концевые разъемы и соединители.
Замените предохранитель контрольной лампой и, отключая элементы цепи по одному, определите место возникновения короткого замыкания для его последующего устранения.
Если есть подозрения на неисправность какого-либо электроприбора, например часто перегорает предохранитель управления двигателем (или предохранитель генератора, стартера, вентилятора радиатора и т. д.), его следует демонтировать и проверить в соответствии с руководством по эксплуатации.
Однако детальный осмотр и устранение проблем в электрической системе автомобиля требуют времени, специализированных инструментов и значительного опыта. И если с неработающими стеклоподъемниками, прикуривателем или обогревом сидений можно продолжать пользоваться автомобилем, то, когда перегорел предохранитель на габариты или другие осветительные системы, а также системы электронной безопасности, лучше не выезжать на дорогу до их ремонта.
Такие случаи требуют профессиональной диагностики, которую способны выполнить только квалифицированные специалисты. Поэтому, скорее всего, потребуется обратиться в автосервис.
Часто задаваемые вопросы о перегорании предохранителя
Важно ли учитывать размер предохранителя при его замене?
Разумеется. При выборе нового предохранителя следует проверить, соответствует ли он размеру, который используется в вашем автомобиле. Хотя в большинстве случаев размеры стандартизированы, существуют исключения, особенно если машина была модифицирована.
Можно ли вставить взамен перегоревшего предохранителя такой же, но большего номинала?
Заменять перегоревший предохранитель на другой с более высоким номиналом — неправильное решение. Это может привести к неожиданным последствиям, так как неизвестно, что выйдет из строя в первую очередь: новый предохранитель с большей мощностью или электропроводка.
Некоторые используют вместо стандартного предохранителя «жучок». Может, и мне так сделать?
Это категорически не рекомендуется. Применение проволоки, фольги или любых других подручных материалов в качестве замены может привести к серьезным последствиям, включая возгорание автомобиля. Согласно данным страховых компаний, одной из основных причин пожаров в транспортных средствах является именно неисправность электропроводки.
Что можно сделать, если нужного предохранителя нет?
Установка предохранителя с номиналом ниже требуемого не представляет опасности, однако она не принесет пользы. Такой предохранитель будет сразу перегорать при подключении нагрузки. В случае необходимости и отсутствия других вариантов можно временно использовать предохранитель с соответствующей маркировкой, взятый из менее важной цепи, но делать это следует только в самом крайнем случае.
В завершение хотелось бы дать пару рекомендаций. Разумно иметь в машине ассортимент предохранителей различных номиналов, чтобы быть готовым к одновременному отказу нескольких коммутационных элементов. Также не менее важно обращать внимание на качество предохранителей. Несмотря на их простоту, экономия на стоимости и покупка самых бюджетных наборов может привести к тому, что они не будут соответствовать указанному номиналу и выйдут из строя гораздо быстрее.