Параметры диска автомобиля: расшифровываем значения
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какие бывают колесные диски
- Каковы параметры диска автомобиля
- Можно ли изменять ширину диска
При установке новых дисков на колеса машины важно правильно подобрать все показатели, которые позволят подобрать полноценную замену. В статье мы обозначим главные параметры диска автомобиля, а также другие важные нюансы выбора.
Типы колесных дисков
Различают три типа дисков автомобиля: штампованные, кованые и литые. Ниже обозначим основные их параметры и отличия друг от друга.
- Штампованные
Большинство бюджетных автомобилей оснащают именно штампованными дисками, потому что этот тип имеет самую низкую стоимость. Производить их гораздо дешевле, чем литые из алюминия или кованые. По нашим дорогам ездят более 60% машин, «обутых» именно в «штамповки».
У этого варианта есть ощутимый плюс: они гнутся, а не ломаются при механических повреждениях. Если произошел наезд автомобиля на бордюр или камень, колесо неудачно попало в яму, то «штамповка» останется целой, хоть и появится вмятина. Эта особенность позволяет уберечь от повреждений подвеску автомобиля. Поправить же сам диск смогут в любом автосервисе, его попросту «прокатают», после чего он послужит еще.
Минусы у штампованных изделий тоже есть. Они легко поддаются коррозии. Если машина не используется долгое время, то «штамповка» покрывается ржавчиной и может прогнить. Еще один существенный недостаток – самый большой вес изделия из всех трех типов. Это сказывается не только на возможностях разгона автомобиля, но и на эффективности торможения. Кроме того, увеличивается неподрессоренная масса машины, из-за чего страдает сама подвеска. Все это выливается в еще один недостаток – расход топлива возрастает на 7 – 10% при использовании «штамповок».
- Литые
Этот тип относится к средней ценовой категории: дешевле кованых, но дороже «штамповки». Изготавливают их из сплава алюминия, не используя высокое давление. По весу такие изделия легче сделанных из стали на 15 – 20%, к тому же они могут быть выполнены в различных дизайнах, что делает их внешне более привлекательными. Малый вес позволяет уменьшить неподрессоренную массу, за счет чего улучшается динамика автомобиля, легче осуществляется торможение. Расход топлива также меньше на машинах с «литьем», чем со «штамповкой».
Недостаток же этих изделий заключается в том, что при деформации они могут треснуть. Любой неудачный наезд колесом на препятствие, и диск может сломаться без возможности восстановления. Но плюсы «литья» все же перевешивают, все чаще производители ставят именно их на новые автомобили.
- Кованые
Кованые изделия производят по технологии полужидкой штамповки. Их дизайн достаточно скуден из-за особенностей производства. Благодаря своей эластичности они не ломаются, если колесо наедет на бордюр или попадет в яму. Однако из всей троицы они же и самые дорогостоящие. Большой их плюс в том, что они вполовину легче штампованных и на четверть – литых. Подвеска автомобиля с ними меньше подвержена износу за счет низкой неподрессоренной массы. И горючего при этом машина потребляет меньше.
Расскажем также немного и о титановых вариантах. Это достаточно редкий и дорогой товар для нашего рынка. Стоимость их в несколько раз выше кованых, а один комплект титановых (15 – 16 дюймов) сравним по стоимости с 2 – 3 наборами «литья». Но материал изготовления делает этот вариант самыми прочными и маловесными из всех.
Сложно однозначно сказать, какой тип лучше. Этот вопрос каждый автолюбитель решает для себя сам. Кто-то не приемлет «штамповку», а кто-то считает кованые и литые изделия пустой тратой денег.
Параметры диска автомобиля
Оптимальные параметры могут различаться на одного и того же автомобиля. Ряд характеристик не зависит от типа диска: штампованного, стального, литого или кованого.
Стандартизированная маркировка этих изделий выглядит следующим образом:
6.5J×15 H2 5/112 ET39 d57.1
Ниже вы найдете детальную расшифровку параметров диска автомобиля:
1. Ширина
6.5 — Первая цифра в маркировке означает ширину диска. Значение приводится в дюймах. Допускается запись этого параметра с дробью: 6 и ½.
Правильно измерять этот параметр не по краям изделия, а по «полке диска» - той грани, к которой прилегают боковые части шины.
Чтобы шина сохраняла предписанную производителем форму после установки, важно следить за соответствием ширины диска и самой шины. Для этого существуют специальные шинные калькуляторы.
J (или другие варианты: JJ, JK, K или L) — Обозначает форму боковой закраины дискового обода. Этот параметр обычно не имеет значения при подборе комплектующих на автомобиль.
2. Диаметр
15 — Вторая цифра маркировки обозначает диаметр изделия. Значение указано в дюймах. Диаметр, как и ширину, измеряют не по краям изделия, а по «полке диска». К этой части как раз и прилегает борт покрышки после установки.
При измерении диаметра вручную простой рулеткой, полученное значение будет немного больше реального, указанного в маркировке. Чтобы перевести показатель из сантиметров в дюймы, результат с рулетки нужно разделить на 2,54.
Вот как это выглядит на примере: вы намерили 40,6 см, разделили это значение на 2,54. В результате получилось – 16, таков диаметр в дюймах.
H2 — параметр, указывающий на количество и конструкцию хампов. Хампы – это специальные выступы, размещенных на диске таким образом, чтобы удерживать бескамерную шину на месте. И хоть при подборе параметров этот показатель можно не брать в расчет, мы приведем расшифровку вариаций маркировки:
- Н – простая конструкция хампа;
- Н2 – двойной хамп;
- FH – плоский (аббревиатура от англ. Flat Hump);
- AH – асимметричный (аббревиатура от англ. Asymmetric Hump);
- CH — комбинированный (аббревиатура от англ. Combi Hump).
3. Параметры крепежных отверстий
5/112 – значение слева от дроби указывает на необходимое количество болтов и гаек. Правая от дроби цифра – это Pitch Circle Diameter (PCD), то есть диаметр той окружности, на которой на равном удалении друг от друга и расположены отверстия под болты.
Говоря о PCD, обычно имеют в виду сразу оба этих параметра, поскольку они связаны друг с другом.
Параметры PCD можно вычислить самостоятельно, не снимая колес с автомобиля. Для этого нужно измерить расстояние между наиболее удаленными крепежными отверстиями. Измерение ведется от центра каждого отверстия, далее алгоритм зависит от их количества:
- если их 4, то параметр PCD равно расстоянию между центрами противоположных отверстии;
- если их 5, то для вычисления PCD нужно умножить расстояние между двумя не соседними отверстиями на 1,051
ВАЖНО! Если вы самостоятельно измеряете PCD, то делайте это предельно точно. Значения этого параметра могут быть близки (98 и 100, или же 110 и 112), но изделия в этом случае не являются взаимозаменяемыми.
4. Вылет диска (ET)
ЕТ39 (также возможны варианты: OFFSET и DEPORT) — Эта часть маркировки обозначает параметры вылета или выноса диска.
Вылет — это расстояние между посадочной плоскостью (та поверхность, которая прижимается к ступице) и вертикальной плоскостью симметрии диска.
Этот параметр указывается в миллиметрах. Различают отрицательный и положительный вылет. Если посадочная плоскость и центр диска совпадают, то вылет в этом случае будет нулевым. В случае с примером маркировки (ET39) вылет положительный и составляет 39 мм.
Параметр ширины диска влияет на оптимальное значение вылета. С увеличением первого показателя возникает необходимость в уменьшении ET. Чем вылет меньше, тем больше диск выдвигается наружу автомобиля. Это делается затем, чтобы он не задевал детали подвески и стойку амортизатора. Но и слишком маленькое значение вылета плохо сказывается на работе автомобиля – увеличивается нагрузка на подшипники. Возможно также трение шины о крыло машины (особенно при нагрузке на подвеску), если вылет имеет слишком маленькое значение.
Изделия со слишком большим значением вылета иногда даже не удается установить на автомобиль. Внутренняя их часть сразу упирается в тормозной суппорт или другие части подвески.
Так как же определить оптимальное значение вылета? Наилучший вариант – ориентироваться на рекомендованные производителем автомобиля параметры и информацию от фирм-изготовителей дисков. В каталогах последних есть вся необходимая информация про параметры дисков по марке автомобиля, а также данные о сертификатах, подтверждающих соответствие. Если в таком каталоге есть подходящее к вашему авто изделие, имеющее международный сертификат (TUV или др.), то его смело можно покупать. Дилер автомобиля в случае установки сертифицированных образцов не будет снимать ваш автомобиль с гарантийного обслуживания.
ВАЖНО! Само наименование параметра – «вылет» - может сбить с толку. Кажется, что чем он больше, тем сильнее колесо будет выступать. Но ситуация здесь обратная. Чем вылет меньше, тем сильнее колесо выдвигается наружу автомобиля.
5. DIA
d57.1 — Это диаметр центрального отверстия, параметр измеряется в миллиметрах по привалочной плоскости. В примере маркировки DIA составляет 57.1 мм.
При изготовлении легкосплавных дисков производители зачастую выпускают модели с DIA большего диаметра. В этом случае, чтобы центрировать изделие, применяются пластмассовые или металлические переходные кольца. И хоть первые менее прочные, в условиях российских зим у них есть важное преимущество – они не окисляются, вследствие чего не дают диску «срастись» со ступицей автомобиля.
ВАЖНО! Если вы покупаете на автомобиль «штамповку», то учтите, что для этого вида не применяются переходные кольца. Это означает, что параметр DIA должен быть предельно близок к рекомендованному (допускается отклонение не более 0.1 мм).
Если изделие литое или кованое, то параметр DIA определяется по переходному кольцу, а эта деталь подбирается под конкретный автомобиль. Сначала можно выбрать диск, а потом уже подобрать пластиковую втулку.
Модели от завода-изготовителя автомобиля в большинстве случаев не нуждаются в установке дополнительного переходного кольца. Оригинальные изделия сразу делают с нужным диаметром центрального отверстия.
6. MAX LOAD
MAX LOAD – значение данного параметра не относится к размерам, а обозначает максимально возможную нагрузку. Изделия, предназначенные для легковых автомобилей, имеют определенный запас прочности. Но установка таких вариантов на джипы или грузовые автомобили недопустима. Дело в том, что от чрезмерной нагрузки возможна деформация диска при первом же неудачном маневре. Важно учитывать значение максимальной нагрузки при выборе.
Если вы выбираете диски для тяжелой машины, например, джипа, важно сверить параметр максимальной нагрузки с рекомендованным для вашего автомобиля.
Параметр MAX LOAD может быть указан в фунтах или килограммах. Чтобы значение в фунтах перевести в килограммы, разделите его на 2.2. Так, если максимальная нагрузка – 2 тысячи фунтов, то применив коэффициент получаем значение в килограммах – 908 кг.
Что автолюбители говорят о параметрах диска автомобиля
- «Нужно добавить еще про особенности литых дисков:
1. Бывает, что гайка от штамповки не подходит для литого диска. Например, 21 нужно менять на 17 или 19. В этом случае надо купить еще набор гаек и ключ. Так что перед покупкой нужно проверить эти параметры.
2. Гаечный ключ может не подойти для финального закрепления гайки (просто не влезть в диск). Когда покупаете «литье», нужно проверить ключ на машине.
3. Случается, что под внутренний шестигранник помещается только гайка или болт. Родной крепеж в этом случае не поставишь. Нужен будет какой-нибудь шестигранник с переходником для ключа и гайки.
Если покупаете на автомобиль литье, нужно сразу проверять, все ли возможно установить. В противном случае можно получить квест по срочному поиску ключа или гаек, когда срочно нужно менять резину.
Надо также знать и о параметрах литых дисков на вазах и ладах. Штамповка тоньше литья, так что болты к ней короче. Для литья нужны более длинные болты (их два вида, причем к одному из них подходит 19 ключ). Болт, переставленный со штамповки на «литье» не использует всей резьбы в ступице. А при обратной ситуации, например, когда ставится запаска со штамповкой (редко у кого есть литая запаска), то слишком длинный болт вылезает и притирается к тросу ручника. Для такой запаски нужно иметь короткие болты или же проверять, не шоркают ли болты на задней ступице».
- «Плечо обката – это важный параметр, которым обозначают расстояние между двумя точками: той, где ось поворота колеса пересекается с дорожным покрытием, и той, что находится в центре пятна контакта колеса с дорогой (на автомобиле без груза). Современные автомобили производят с диагональными тормозными контурами (переднее правое и заднее левое – один контур, два других колеса – второй) и отрицательным плечом обката. Бывает, что при смене дисков плечо обката становится положительным. А это чревато снижением устойчивости при торможении. Чтобы избежать таких последствий, следует подбирать параметры колесного диска автомобиля под изначальные значения».
- «Важно понимать, зачем ставить «литье» на автомобиль. Одно дело, если для красоты. Если хочется прибавить жесткости, прочности, веса, то «литье» не сильно лучше «штамповки», хоть и дороже в 3 раза. Названные параметры не сильно отличаются от штампованных дисков. Вот пример из жизни: едем в Ахтубу, скорость 160 км/ч, а там как раз при ремонте дороги оставили «ступеньку» 10-сантиметровую между старым и новым полотном (знака, конечно же, не было). И вот литой красивый диск после залета на это препятствие еле дожил до шиномонтажа. Выправить в результате смогли, но задорого. А штамповка в похожей ситуации не создает таких проблем. Пару раз ударить молотком, выправить слегка и все, можно доехать до точки назначения и даже вернуться назад. «Литье» просто красивее «штамповки». Вот с коваными есть разница, но это уже совсем другие диски».
- «Выбирать диски лучше вживую, а не по картинке в интернете. AFZ Luna, к примеру, гораздо хуже смотрится в каталоге, чем в жизни. Всегда нужно проверять то, как покрашено. Каждый пупырышек на краске, даже крохотный – это проблема. Он будет причинять столько же неприятностей, как и ржавчина на кузове, которая все разрастается. Именно с таких дефектов начинается облупление покрытия. Все отечественные изделия идут с огрехами покраски, иначе – никак. Если нашли хорошо покрашенный диск, то, по опыту, и качество литья будет отличное. Если вы в Москве, то Южный порт – лучшее место, что присмотреть себе диски на автомобиль. Но покупать там что-либо – верх глупости. Понравившиеся варианты просто ищем в интернете и выбираем, где дешевле. Учитывайте параметры и комплектацию: к некоторым изделиям прилагаются ну очень необычные болты. И вот где-то такой экземпляр за 2500 с болтами, а в другом месте вроде и дешевле – 2300, но болты нужно докупать по 100 рублей за штуку. И последнее – не заказывайте товар с доставкой, лучше заберите сами, чтобы сразу проверить качество и не платить, если что не так».