Параллельный импорт автомобилей: что нужно знать, чтобы приобрести транспорт выгодно
О чем речь? Чтобы насытить автомобильный рынок предложением, российские чиновники легализовали ввоз автомобилей в Россию без разрешения производителя. Звучит рискованно, но в нынешних реалиях способ рабочий.
На что обратить внимание? Параллельный импорт автомобилей обладает очевидными плюсами. В то же время есть один нюанс, но очень важный – заводская гарантия от производителя больше не будет доступна покупателю.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое параллельный импорт
- 11 основных категорий товаров, которые можно ввозить параллельным импортом
- Как изменилась стоимость автомобилей при параллельном импорте
- Документы для оформления автомобиля при параллельном импорте
- Плюсы и минусы параллельного импорта автомобилей
- Самые популярные автомобили, ввезенные в Россию по параллельному импорту
- Часто задаваемые вопросы о параллельном импорте автомобилей
Что такое параллельный импорт
Что такое параллельный импорт автомобилей простыми словами? Так называют ввоз в страну товара без согласия официального бренда-производителя. Поставки осуществляются теми же дилерами, но по другим каналам.
В России параллельный импорт стал легальным в марте 2022 года. Таким был ответ на уход с российского рынка многих зарубежных брендов. Официальные поставки полностью прекратились, но благодаря принятым мерам товар ушедших из страны производителей продолжает продаваться, что не нарушает закон.
Чтобы легализовать новую норму, Правительством были приняты следующие меры:
- Издано Постановление Правительства РФ № 506 от 29 марта, которое возлагает на Минпромторг ответственность за установление перечня товаров для параллельного импорта.
- Утвержден приказ Минпромторга № 1532 от 19 апреля, где приводится данный перечень. Был опубликован 6 мая, вступил в силу 7 мая.
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала разъяснения потребителям, что принятые меры не мешают получать гарантийное обслуживание и техподдержку.
- Введены дополнительные меры для защиты импортеров, осуществляющих ввоз товаров без официального разрешения бренда. Ранее в ст. 1515 п. 4 Гражданского кодекса РФ было указано, что при обнаружении нелегального импорта правообладатель мог получить от поставщика компенсацию размером 5 млн рублей, потребовать снять товары с продажи и уничтожить их. Сейчас подобная ответственность отменена.
Запрет параллельного импорта автомобилей в Россию поддерживали официальные производители и дистрибьюторы. Начиная с весны 2022 года они приостановили поставки машин и запчастей в страну. Тем не менее благодаря легализации параллельного импорта ввоз продолжается.
Лоббирование запрета всегда сопровождается заверением, что таким образом производитель заботится о безопасности автомобилей и их покупателей. Однако обычно главная цель — это полный контроль рынка. Правообладатели и официальные дилеры много зарабатывают на обеспечении насыщенности рынка своим товаром и упускают выгоду, если кто-то еще начинает импорт, да еще и без разрешения.
Все стало иначе весной 2022-го из-за объявленных санкций и последовавших проблем логистики. У российских продавцов появились сложности с обслуживанием автомобилей в гарантийный и постгарантийный период. На внутреннем рынке больше нет нужных запчастей, и заказать их в большинстве случаев нельзя.
Для безопасности граждан требуется, чтобы все машины, которые есть в стране, могли быть вовремя отремонтированы. Поэтому Правительством было принято решение, что необходимые детали должны вернуться в продажу — фирменные или нет.
Например, никто, даже официальные поставщики бренда Skoda, не может найти на внутреннем рынке крыло для модели Octavia. Если не обеспечить автовладельца этой марки нужной запчастью, эксплуатировать машину он не будет. Производители не станут мешать неофициальным дилерам ввозить детали параллельным импортом. Они знают, что рынок должен быть обеспечен запчастями, ведь тогда автовладелец сохранит лояльность к бренду.
Схемы альтернативного ввоза позволят решить проблему с гарантийным обслуживанием. Расходные запчасти, такие как тормозные диски и фильтры, присутствуют на рынке в достаточном объеме: и оригиналы, и реплики, и подделки. Труднее всего раздобыть детали для ремонта и замены агрегатов и узлов машины, а также различную электронику и уникальные кузовные запчасти. Эта проблема встала еще в 2020 году из-за пандемии.
Несмотря на возможные рискипараллельный импорт автомобилей и деталей способен частично решить задачу дефицита необходимых запчастей вне зависимости от того, кто именно будет привозить товар.
В ряде стран, например в ОАЭ, параллельный импорт разрешен давно. Некоторые из них создавали хабы — большие хранилища множества запчастей на продажу, причем детали стоили дешевле, чем у официальных дилеров. У России не было возможности приобретать эти товары до легализации параллельного импорта, сейчас для рынка и автовладельцев это было бы выгодно.
В перечне, опубликованном Минпромторгом, указаны не все бренды, которые на данный момент заявляют о нехватке товаров. Сейчас список содержит марки люксовых авто с ценником более 50 тысяч евро и тех, кто делал публичные заявления об уходе с российского рынка. В документе не указаны компании, приостановившие поставки, наблюдая за развитием ситуации.
Например, в перечень не вошли Audi, Mercedes, BMW и другие бренды. Эти компании не делали официальных заявлений, но ограничили работу и выжидают. Все производители, кто выразил позицию однозначно, попали в список Минпромторга. И сейчас любой поставщик может на законных основаниях ввозить машины из этого списка и детали к ним по тем же схемам параллельного импорта, которые использовались для ввоза автомобилей Tesla. Планируется отменить норму, когда ситуация на рынке стабилизируется.
11 основных категорий товаров, которые можно ввозить параллельным импортом
Список Минпромторга содержит 96 пунктов с товарами, разрешенными для параллельного импорта. Указаны конкретные бренды и коды товарной номенклатуры.
Перечислим основные категории товаров из списка.
Фармацевтическая продукция
Актуальная версия списка не содержит конкретных лекарственных средств. Но некоторая аптечная продукция присутствует, например вата и изделия из нее, санитарные сумки и другие комплекты средств для оказания первой помощи.
Также в списке значатся средства женской гигиены компании Johnson & Johnson, выпускаемые под ТМ Carefree и О.В. Производитель весной 2022 года сделал заявление, что прекращает поставки товаров для личной гигиены, но продолжает ввоз медицинской продукции.
Одежда и обувь
В перечне указываются многие коды товарной номенклатуры. Среди них куртки, ветровки, пальто и другая верхняя одежда, костюмы, брюки, блузки и рубашки, брюки, свитеры и прочие товары.
Параллельный ввоз разрешен для обувных и чулочно-носочных изделий. Конкретные бренды и ТМ одежды и обуви не упоминаются.
Автомобили
Документ разрешает параллельный импорт ТС. Список содержит подробную информацию обо всех брендах авто, которые теперь можно ввозить в страну вне зависимости от того, что официальные поставки прекращены, а производство на российских заводах остановлено.
Среди марок, для которых разрешено пользоваться альтернативными каналами, — Skoda, Volkswagen, Lexus, Tesla, Toyota, Rolls-Royce и модели других производителей.
Автозапчасти
Кроме непосредственно ТС, список содержит и комплектующие к ним. Благодаря этому в Россию можно легально ввозить фирменные запчасти для автомобилей всех перечисленных производителей.
Список брендов автозапчастей практически идентичен брендам машин. Кроме того, в нем присутствуют и другие производители деталей, например Bosch, Gates, Wabco и Wabtec.
Автомобильные шины
Для полной комплектации ввезенных параллельным импортом автомобилей также понадобятся шины. Некоторые марки покрышек также можно ввозить без документального разрешения производителя, среди них:
- Goodyear;
- Michelin;
- Bridgestone;
- Continental;
- и другие.
Материалы и товары для обслуживания автошин
Этот пункт перечисляет почти все те же бренды, производящие шины и автомобили. Помимо остальных, указаны такие изготовители изделий из резины и каучука, как Chevrolet, Cadillac, Bentley и Chrysler.
Машинные масла
В обход официальных поставок узаконен ввоз моторных масел от производителей Техасо, ExxonMobil и Shell.
Компьютеры и электроника
К ним относится техника брендов Asus, LG, Sony, Samsung, Dell, Apple. Среди категорий товаров значатся компьютеры, ноутбуки, смартфоны, умные часы и другие товары этих фирм.
Бытовая техника
В перечне значатся швейные и стиральные машины, вентиляторы, холодильники, электрические бритвы и другие устройства, произведенные компаниями Philips, Dyson, Siemens, Miele и Electrolux.
Игровые приставки
Приставки попадают в категорию пункта «Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности». К ним относят продукцию брендов Nintendo, PlayStation и Xbox.
Техническое оборудование
Оборудование, перечисленное в этом пункте, имеет разное назначение. Бренды производителей часто совпадают с фирмами, выпускающими автомобили и бытовую технику. В эту категорию Минпромторг относит паровые конденсаторы, газогенераторы для самолетов, фильтры для очистки воздуха, разные виды двигателей и другое оборудование.
Кроме перечисленных видов товаров, список содержит номенклатурные коды кожаных изделий, натурального и искусственного меха, сумок, головных уборов, зонтов, солнцезащитных очков, бумаги, картона, текстиля, стеклянных и керамических изделий и многих других.
Министерство продолжает работу над списком. Вероятно, что в него могут войти в том числе и новые марки автомобилей, разрешенных для ввоза по параллельному импорту. Перечень корректируется в зависимости от того, как зарубежные компании планируют продолжать сотрудничество с Россией. Альтернативные каналы ввоза были полностью одобрены ФАС.
Как изменилась стоимость автомобилей при параллельном импорте
Для ряда моделей параллельный импорт позволяет снизить цену, что делает покупку выгоднее для будущего автовладельца. В данном случае в основном подразумеваются иномарки, стоящие от пяти миллионов рублей. Экономия для покупателя может составить несколько миллионов.
Автомобили среднего и бюджетного класса будут стоить примерно столько же, как и у официального дилера. Например, машина Toyota Corolla, привезенная из Арабских Эмиратов, будет иметь ту же цену в 2–2,5 млн рублей. Более того, действует налог на параллельный импорт автомобилей, а также нужно будет оплатить таможенный сбор и прибавить расходы на сертификацию.
Документы для оформления автомобиля при параллельном импорте
Индивидуальный предприниматель и любое другое юридическое лицо может организовать продажу автомобилей, поставляемых по параллельному импорту. Если ввезти нужно новую машину (менее трех лет с момента выпуска), требуется оформить заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Этот документ содержит сведения о том, что ТС соответствует стандарту «Евро-5», прошло оценку соответствия требованиям и получило разрешение на эксплуатацию на территории РФ.
Документы для получения ЗОЕТС:
- Карточка юридического лица.
- Свидетельство ОГРН.
- Документы, подтверждающие право владения ТС.
- Руководство по эксплуатации и/или ОТТС.
- Фотографии автомобиля и номеров.
Если планируется ввоз автомобиля старше трех лет или его ввозит в Россию физическое лицо, нужно получить другой документ — свидетельство о безопасности конструкции (СБКТС). На основании выданного свидетельства автовладелец получает паспорт ТС, который в том числе подтверждает право собственности. Постановка на учет автомобиля по параллельному импорту невозможна без этого документа: нельзя получить номерные знаки, продать и эксплуатировать машину.
ЗОЕТС при желании можно оформить в электронном виде. Чтобы получить СБКТС, требуется перевезти транспортное средство в испытательную лабораторию. В России есть около десяти официальных испытательных организаций, причем половина из них расположена на Дальнем Востоке.
К оформлению СБКТС нужно подойти внимательно и серьезно. Росстандарт или таможня может отозвать свидетельство и техпаспорт, и пользоваться автомобилем будет нельзя. Причиной для отзыва в основном становится несоответствие фактических и отраженных в документах данных о параметрах машины. Например, в документе указывают мощность ниже действительной, чтобы платить меньше налогов.
При параллельном импорте автомобилей из Казахстана или Киргизии может возникнуть проблема несоответствия ТС стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Такие машины легально ввезти в Россию невозможно. Эксперты свидетельствуют о различных махинациях, проводимых в Казахстане, чтобы привести характеристики авто по документам к соответствующим стандартам.
Если покупатель по незнанию приобретает машину с искусственно повышенным экологическим классом, это может привести к большим проблемам.
Владельцы автотранспорта, ввезенного по параллельному импорту, являются объектом внимания таможенной службы, так как нередко проводятся махинации и с налогами. В 2022 году сборы в бюджет резко сократились из-за того, что официальный импорт значительно уменьшился. Автомобили стали чаще ввозить всерую, применяя не слишком законные схемы, занижающие таможенную стоимость ТС. Поэтому таможенная служба старается пресекать этот вид правонарушений.
Что делать покупателю, который приобрел автомобиль у недобросовестного дилера? Ведь если обнаружатся проблемы с СБКТС, паспорт ТС отзовут. Есть небольшие шансы через суд отменить сделку покупки автомобиля, ввезенного по параллельному импорту, и вернуть деньги, но только если поставщик не физическое лицо или фирма-однодневка. Легализовать автомобиль не получится.
Решение не будет пересматриваться, поскольку экологический стандарт строго соблюдается. Если в документах была занижена мощность, можно попробовать заново пройти экспертизу.
Каналы поставки автомобилей по параллельному импорту
Сначала введенные санкции сыграли на руку автодилерам. В ответ на тревожные новости потребители стали в панике снимать средства с банковских вкладов и счетов и вкладывать их в материальные активы, в том числе автомобили.
Колоссальный спрос и остановка официальных поставок привели к тому, что марки авто оказались в дефиците и стали продаваться с огромными наценками. Вместе с этим начал формироваться спрос на альтернативные каналы ввоза машин. Об этом анонимно сообщают профессиональные перевозчики.
За рубежом стали возникать «площадки» — бизнесы, которые выгодно приобретают товар у официальных дилеров и держат его на своих складах, ожидая платежеспособного клиента. Все машины с европейских площадок были проданы до конца 2022 года, причем большинство купленных автомобилей уже доставлено в РФ.
Вывоз ТС из Европы
Для ввоза автомобилей по параллельному импорту перекупщики сначала совершают сделку в другой стране. Участники авторынка рассказывают, например, как из Европы машины попадают в Иран и уже оттуда по Каспийскому морю транспортируются в Россию.
При этом наказание за попытки обойти европейские санкции в отношении к РФ рискуют получить только сами граждане Европы, которые продают автомобили. Но, как комментируют поставщики, доказать вину можно, только когда продавец (в том числе сам производитель) из Европы напрямую перевозит товары в Россию.
Сейчас действуют сложные пути доставки автомобиля от завода и бренда до рук российского потребителя. Сначала машину покупает менее официальная европейская «площадка», а иногда частный предпринимателю. Затем автомобиль приобретает независимая компания другой страны, транспортирует и продает уже в России.
Вывоз из Китая через Беларусь и Казахстан
Китайские перекупщики поставляют автомобили по параллельному импорту не менее замысловатым способом. Фирмы в Китае принимают заказы российских партнеров, ищут и приобретают нужную машину и подготавливают требуемые на вывоз документы. Затем автомобиль передают другой компании, которая транспортирует его в Казахстан.
На границе товар встречает местный партнер и везет в Россию. Машины с электродвигателями и гибриды из Казахстана требуется сначала отвезти в Беларусь и только оттуда на российскую границу. Дело в том, что в Казахстане действует НДС 12 % на электрокары, а в Беларуси эти машины налогом не облагаются. Так как с этой страной у России есть договоренности в рамках Таможенного союза, покупатель из России не платит НДС.
Участники рынка сообщают, что параллельный импорт автомобилей в 2023 году плохо налажен только от производителей Северной Америки. Но оттуда в Россию и до этого машины привозили в малых количествах. Сейчас можно без особых проблем сделать заказ у китайских партнеров и приобрести современную Tesla Model Y или более консервативный американский Buick.
Судя по всему, автопроизводители не стремятся препятствовать такой схеме. Официально они не поставляют свои машины в РФ и не дают свое разрешение на продажу. При этом российские клиенты все равно покупают машины, а производители получают прибыль.
Из анонимных источников известен случай, когда перекупщик получал партии запчастей и силовых агрегатов от производителя и поставлял дилерам, которые до санкций продавали в России комплектующие официально. Поставки оригинальных деталей позволяют осуществлять ремонт и обслуживание машин по гарантии.
Другой источник утверждает, что в одной из влиятельных корпораций в Азии на уровне руководящего звена обсуждаются поставки по параллельному импорту, правда, не автомобилей, а другого вида товара под санкциями. При этом главный вопрос, которым они занимаются, — не как поставлять, а в каких объемах.
Плюсы и минусы параллельного импорта автомобилей
Плюсы импорта по альтернативным каналам:
- Российский потребитель может приобрести подсанкционную иномарку.
- Машина люксового класса будет стоить дешевле.
- С помощью параллельного импорта оригинальные запчасти вернутся на рынок.
Схемы параллельного импорта автомобилей также имеют проблемы и недостатки:
- Юридическим лицам не выгодно делать заказ дорогой машины, так как придется заплатить нескольким посредникам и понести гораздо больше расходов, чем физическим лицам.
- Гарантия от производителя недоступна для российских потребителей.
- Услуги по гарантии от дилера будут осуществляться только платно.
- Официальные поставщики в условиях санкций не могут контролировать цены на автомобили.
- При обнаружении будут наложены санкции на маршруты и схемы параллельного импорта автомобилей. В итоге цена машины для покупателя станет только выше, а сроки поставки увеличатся.
- Электронные сервисы и каталоги, необходимые для ремонта и обслуживания машин, блокируются и становятся недоступными для россиян. Скачанный в Интернете технический документ, как правило, не содержит полной и актуальной информации от производителей. Дилерские сервисы столкнутся не только с нехваткой запчастей, но и с проблемами в процессах обслуживания машин.
Самые популярные автомобили, ввезенные в Россию по параллельному импорту
За первую половину 2023 года в России было куплено 60,4 тысячи ввезенных по параллельному импорту новых автомобилей и машин с пробегом. Это составляет 13,7 % от общего объема продаж автомобилей в стране.
В июне количество покупок таких авто выросло на 17 % по сравнению с майским показателем, составив 13,2 тысячи единиц транспортных средств. Июньским лидером стал кроссовер Kia Sportage — продано 840 автомобилей. На втором и третьем месте Hyundai Tucson (729) и Toyota Camry (508) соответственно. В первый месяц лета больше всего было ввезено моделей таких марок, как Toyota (2,2 тыс.), Kia (2,1 тыс.) и Hyundai (2 тыс.).
За все первое полугодие лидирующие позиции среди ввезенных параллельно марок разделили Hyundai (10 тыс.), Toyota (9,9 тыс.), Kia (9 тыс.), BMW (3,8 тыс.) и Mercedes-Benz (3,5 тыс.). Самыми популярными моделями оказались Hyundai Tucson (4,1 тыс.), Kia Sportage (2,8 тыс.) и Hyundai Santa Fe (2,3 тыс.).
Часто задаваемые вопросы о параллельном импорте автомобилей
Можно ли как-то защититься и проверить транспорт до покупки?
По VIN-номеру определить соответствие автомобиля экологическому стандарту не всегда возможно. Единственный поставщик, которому стоит доверять (и то не в 100 % случаев), — тот, кто обладает таможенной декларацией, которая была оформлена внутри страны, и сертификатом безопасности, также выданным российской лабораторией.
Автомобили, ввезенные по параллельному импорту, будут являться контрафактом?
Нет, хотя заводской гарантии на автомобиль, ввезенный по параллельному импорту, может не быть, этот товар имеет сертификаты качества и не является контрафактом.
Изменилось ли за последнее время поведение клиентов – как сегодня выбирают автомобиль?
На данный момент в России наблюдается тенденция роста спроса на подержанные авто. По сравнению с новыми машины с пробегом продаются в 8 раз чаще. Растущий спрос все более заметно влияет на дефицит б/у автомобилей в хорошем состоянии и возрастом от 1 до 4 лет.
Новая схема ввоза товара в страну не требует согласия правообладателей, поэтому на российском рынке вновь появятся многие модели иномарок, которые ранее было запрещено поставлять. Однако покупателю важно понимать, что гарантии от производителя на машину не будет.
Дилеры нередко берут на себя эти обязательства, но осуществляют услуги платно или в урезанном виде, например предоставят гарантию не на пять, а на два года. Со временем ситуация может войти в нормальное русло, но пока у Минпромторга нет готового решения проблем обслуживания автомобилей и поставок дефицитных запчастей.