Остаточная глубина протектора шин: допустимые значения, способы измерения
О чем речь? С учетом цен на новые комплекты шин многие предпочитают выкатывать резину до последнего, пока корд не полезет. Экономия экономией, но такая эксплуатация опасна.
Как исправить? ПДД, да и здравый смысл, говорят, что необходимо отслеживать остаточную глубину протектора шин. Если индикатор или измерения показали, что минимальный порог пройден, лучше резину заменить хотя бы на б/у в нормальном состоянии.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Суть остаточной глубины протектора шины
- Остаточная глубина протектора летних шин
- Остаточная глубина протектора зимних шин
- Индикатор остаточной глубины протектора шины
- Способы измерения остаточной глубины протектора шины
- Мнения автовладельцев об остаточной глубине протектора шин
- На что смотреть, помимо глубины протектора, при покупке б/у шин
Суть остаточной глубины протектора шины
Определить степень износа покрышек несложно: для этого достаточно измерить остаточную глубина рисунка протектора, причем данный способ подходит для шин всех категорий, независимо от размеров, сезонности и производителя.
Отказ от своевременной замены сильно изношенных шин приводит к негативным последствиям: ухудшается управляемость машиной, зимой повышается риск заноса, а также покрышку с тонким резиновым слоем будет проще проколоть на дороге. Поэтому для обеспечения собственной безопасности необходимо вовремя менять шины.
Факторы, влияющие на скорость износа резины:
- стиль вождения — агрессивная езда с резким газованием и частым торможением приводит к тому, что протектор быстро истирается;
- качество дорожного покрытия – очевидно, что на плохой дороге вероятность повредить покрышку возрастает в разы;
- условия эксплуатации и общее техническое состояние автомобиля;
- давление в шинах – чем оно ниже, тем больше будет износ;
- качество изготовления покрышек;
- соблюдение правил хранения – это связано с тем, что шины обычно используются посезонно, и неправильное хранение приводит к повреждениям;
- наличие технических проблем – скажем, неверная настройка развала-схождения проявит себя в неравномерном износе покрышек.
Как правило, новыми шинами можно безбоязненно пользоваться до 5–7 сезонов, хотя этот показатель сильно зависит от пробега, условий эксплуатации и стиля вождения, так что в некоторых случаях уже за один год покрышки приходят в негодность.
Глубина протектора новых летних шин у легковых автомобилей обычно составляет 7–8 мм, а зимних – от 8 до 15 мм. Для более тяжелых машин, например внедорожников, данный показатель больше на 5-10 мм.
Остаточная глубина протектора летних шин
По времени эксплуатации шины делятся на зимние и летние, хотя еще бывают и всесезонные. Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо наказаний за использование резины, не подходящей по сезону – есть лишь технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных технических средств», но его положения имеют рекомендательный характер.
Отличить шины можно даже по рисунку проектора – у летних шин обычно он разделен широкими канавками, с помощью которых обеспечивается отвод от колес воды, причем они делаются и в продольном, и в поперечном направлениях.
Поскольку летом проблемы при вождении доставляют главным образом лужи, то по остаточной глубине протектора летних шин требования ПДД менее жесткие. Зависит этот показатель от категории транспортного средства и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения». Так, остаточная глубина протектора шин легковых автомобилей должна составлять не менее 1,6 мм, а у грузовиков – как минимум 1 мм.
Современные производители шин избавляют владельцев автомобилей от необходимости производить замеры глубины протектора вручную – теперь на степень износа указывают специальные индикаторы. Они могут иметь различную форму, но самый простой вариант – это перемычки, находящиеся в канавках. Также это могут быть цифры, выдавленные на разной глубине, цветные полосы, появляющиеся при износе поверхностного слоя, и т. д.
Остаточная глубина протектора зимних шин
Зимние шины эксплуатируются в более сложных условиях, и они должны обеспечивать хорошую управляемость автомобилем на заснеженной или обледенелой дороге. Кроме хорошо известных заносов, автомобилиста зимой может подстерегать такое явление, как слэшпленнинг. По сути, это аквапланирование, возникающее на покрытии с мокрым снегом: в этом случае между колесом и твердой поверхностью образуется водяной клин, ухудшающий сцепление, вплоть до полной потери контакта.
Промокший снег на дороге представляет не меньшую опасность, чем наледь. Необходимо, чтобы вода и снежно-водяная каша эффективно отводились от колеса, для чего тоже используются канавки, причем их проходимость должна быть выше, чем у летних шин. Большую роль в отводе слякоти играют поперечные канавки, а продольные могут вообще отсутствовать – это характерно для рисунка протектора, называемого «елочкой».
Соответственно, Правила дорожного движения требуют, чтобы остаточная глубина протектора на зимних и всесезонных шинах – и на легковых, и на грузовых автомобилях – составляла не менее 4 мм. Езда на «лысой» резине является нарушением правил: это считается неисправностью, при которой запрещается эксплуатация транспортного средства. Если сотрудник ГИБДД обнаружит сильный износ шин, то водителю грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Зимние шины отличаются от летних и по фактуре резины: на первых она более мягкая, что дает возможность сохранять эластичность покрытия. Летняя же резина на морозе дубеет и теряет свои свойства. Правда, мягкость зимних покрышек приводит к тому, что они быстрее изнашиваются, поэтому срок службы у них обычно короче, чем у летних. Также отличается и рисунок протектора – чаще он имеет направленный вид; плюс блоки на зимней резине обычно не гладкие, а покрыты зигзагообразными линиями – ламелями.
Наконец, зимние шины могут быть оснащены шипами, которые устанавливаются для улучшения сцепления колеса со снежной или ледяной поверхностью. При измерении глубины протектора высота шипов не принимается во внимание, хотя на шинах с небольшой глубиной протектора шипов обычно и так не остается.
С учетом того, что ПДД предъявляют разные требования к сезонным шинам, некоторые водители докатывают зимнюю резину летом. Хотя прямого запрета на подобное использование шин без шипов нет, лучше этого не делать.
С одной стороны, в ПДД есть оговорка, что размер остаточной глубины имеет значение при «отсутствии индикаторов износа»: значит, если они есть, то покрышка непригодна к дальнейшей эксплуатации. С другой же – езда летом на старой зимней резине будет сопровождаться ухудшением продольной динамики и управляемости автомобиля. Поэтому не стоит экономить на собственной безопасности – надежнее установить хорошие шины правильной сезонности.
Индикатор остаточной глубины протектора шины
У каждого производителя могут быть свои системы индикаторов износа резины, причем иногда их бывает сразу несколько, включая промежуточные. Общее название для подобных индикаторов звучит по-английски как Tread wear indicator, и об их наличии обычно сообщает помещенная на боковину колеса маркировка TWI, а также треугольник, указывающий на место их расположения. Наиболее популярным видом индикаторов износа являются объемные выступы в канавке, высота которых сделана на уровне максимально допустимого износа слоя резины.
Способы измерения остаточной глубины протектора шины
Чтобы оценить степень изношенности протектора, достаточно всего лишь нескольких минут, и какие-либо специальные умения не потребуются.
Измерить остаточную глубину протектора шин можно с помощью различных инструментов:
- Штангенциркуль – вставляем его в основание канавки до упора.
- Обычная линейка – аналогичным образом.
- Специальный пластиковый измеритель – представляет собой выдвижную линейку, причем, кроме обычных делений, на шкале обозначены критические величины именно для глубины протектора.
- Электронный измеритель – похож на штангенциркуль, но результат измерения показывается на дисплее.
Для корректности измерений следует задействовать несколько мест в разных частях покрышки. В идеале, все показатели должны быть одинаковыми – разброс же чисел говорит о неравномерности износа, что может быть связано с неправильной балансировкой колеса.
Мнения автовладельцев об остаточной глубине протектора шин
- Норма в 1,6 мм устарела, ИМХО
- Износился протектор – меняй парой
- Нарезать протектор или нет?
«Думаю, нормы советских времен относительно разрешенной остаточной глубины протектора шин пора пересматривать – современные технологии ушли далеко вперед, и автомобили уже не те, что полвека назад».
«Если по какой-то причине одна покрышка пошла в утиль, то, увы, менять нужно и вторую на оси, иначе машину будет тянуть. Печалька, конечно, если вторая осталась в приличном состоянии, но можно попробовать ее продать; в качестве запаски вполне могут купить».
«Сильно надеяться на чудо преображения лысой резины в шину, только что сошедшую с заводской линии, не стоит, но в некоторых случаях можно попробовать. Главное условие – шина должна быть подходящей для этих манипуляций. На таких есть отметка Regroovable. Есть только два НО. Во-первых, остаточную глубину протектора можно увеличивать только на шинах грузовых автомобилей. Во-вторых, сделать нарезку, орудуя в своем гараже перочинным ножиком, не получится. Для этого есть специальный инструмент – регрувер, и лучше довериться профессионалам, которые точно все сделают по технологии.
Экспериментировать с остальной резиной сильно не советую. Ничего хорошего из этого не получится – поведение такой резины на дороге может оказаться абсолютно непредсказуемым».
На что смотреть, помимо глубины протектора, при покупке б/у шин
При покупке б/у шин именно величина глубины протектора является одним из важнейших показателей, хотя значение имеют и другие детали (наличие или отсутствие проколов, грыж, трещин и т. д.). Итак, если вы решили не тратиться, а приобрести подержанную резину, то учитывайте следующее:
- Дата изготовления – даже если шина мало использовалась, со временем резина утрачивает свои эксплуатационные свойства.
- Трещины – пусть и небольшого размера, но они ухудшают качество сцепления с дорогой.
- Следы окисления металлического корда внутри – тоже плохой признак.
- Глубина протектора – в среднем она сокращается на 1 мм за сезон, что позволяет рассчитать, на сколько еще лет хватит данных шин.
Рынок подержанных шин сейчас велик, причем есть и крупные каналы поступления б/у резины:
- страховые компании – повреждение одной шины в течение страхового срока является основанием для замены всего комплекта;
- лизинг – транспорт, находящийся в лизинге, должен проходить ТО по плану, и это распространяется на смену резины, даже если оказывается вполне допустимая остаточная глубина протектора шин;
- производители шин – например, при наличии брака, имеющего косметический характер и не влияющего на технические характеристики.
Итак, контролируя остаточную глубину протектора, владельцы легковых и грузовых автомобилей сумеют вовремя определить необходимость замены шин.