Ошибки на зимней дороге: как избежать аварийной ситуации
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Каковы главные ошибки на зимней дороге
- Как избежать ошибок на зимней дороге на заднем приводе
- Какие ошибки допускают, готовя автомобиль к зимней дороге
Зима – опасное время года не только для пешеходов, но и для владельцев автомобилей. Еще до того, как выпадет первый снег, мы стараемся поменять летнюю резину на зимнюю. Кроме того, и для собственной безопасности, и для безопасности пешеходов водителям необходимо тщательно соблюдать на дороге скоростной режим – двигаться медленнее, чем в летнее время, и с предельной аккуратностью. Но даже если помнить об этом постоянно, не исключены иные ошибки на зимней дороге. Помните: в холодное время года дорога таит в себе массу опасностей.
Главные ошибки на зимней дороге
В данной статье вы ознакомитесь с ошибками, которые могут допустить и новички, и опытные водители.
- Неумение вырулить из заноса.
Летом дорога кажется нам идеальной, поэтому перестроиться в соседний ряд или объехать яму не представляет особой сложности. В холодное время года все по-другому: дорожные условия отличаются крайней непредсказуемостью. Резкий рывок – и машина уходит в дорожный занос. Даже не каждый водитель с многолетним стажем может похвастаться умением успешного выхода из данной ситуации, не допуская ошибок. Результат – авария, как говорится, «на пустом месте».
- Обгон со смертельным исходом.
Обгон зимой гораздо более опасен, нежели летом. Кроме того, совершая данный маневр на заснеженной дороге, велика вероятность попасть в образованные между полосами снежные «брустверы». Автомобиль попадает на них частью колес, в результате чего может пойти боком. Если эта ситуация произошла на высокой скорости, автомобиль, скорее всего, вылетит на «встречку» или отправится в кювет.
- Неверная оценка покрытия.
«Брустверов» нет? Но ведь они – это не все неожиданности, которые могут подстерегать водителя на его пути. Асфальт может казаться чистым лишь на первый взгляд: в случае, если мороз и солнце не высушили его, он будет покрыт или тончайшим слоем льда, или слякотью. И с ними сцепление колес будет минимальным.
- Излишняя самоуверенность.
Самоуверенность – положительное качество лишь в определенных ситуациях. «Что мне какая-то скользкая зимняя дорога? Да у меня многолетний стаж!», – подумает тот или иной водитель, и вот он уже начинает лихачить на заснеженном пути. К сожалению, чаще всего самонадеянность здесь – большая ошибка, если у шофера нет навыков контраварийного вождения. И эта ошибка приводит к ДТП, иногда с очень тяжелыми последствиями.
- Эксплуатация шин, не отвечающих сезонным требованиям.
Использование изношенной резины или летних шин в заснеженное время года – самые распространенные причины зимних аварий на дорогах. За использование старых покрышек в нашей стране существует штраф, размер которого составляет 500 рублей.
Что касается использования резины не по сезону, то в России, в отличие от многих стран, где за это полагается серьезная административная ответственность, закон никакой ответственности не предусматривает. Однако ГИБДД разработало и вынесло на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств на дороге)», предусматривающий штраф за использование зимней резины летом и наоборот.
К сожалению, на данный момент он не был принят в первом чтении. Но то, что данный закон будет, сомнения не вызывает, ведь он поможет значительно снизить количество аварийных ситуаций на наших дорогах.
Иногда в жизни возникают ситуации, когда приходится использовать резину не по сезону. Если уж обстоятельства так сложились, то следует помнить, что зимой и летом дорога абсолютно разная: тормозной путь на летних шинах будет в два раза больше, чем на зимних, при использовании покрышек всесезонных – в полтора.
- Плохая или недостаточная обзорность водителя через лобовое стекло.
Лобовое стекло запотело или замерзло. Такая картина знакома каждому автовладельцу: зимой он встречается с ней ежедневно. Влага, снег, лед, долгий простой машины на морозе значительно снижают видимость дороги.
Итак, утро. Мы выходим прогревать наш автомобиль, который простоял на холоде всю ночь. Но мы очень торопимся. И у нас нет времени хорошо прогреть не только кузов нашего транспортного средства, но и его лобовое стекло, что уж говорить о том, чтобы тщательно очистить его от льда и снега. Что мы получаем в итоге? Лишь небольшую часть лобового стекла, которая хорошо очищена и прогрета. А дорога предстоит дальняя. Удобно так ехать? Разумеется, нет. Вместо того, чтобы выйти с утра из дома пораньше и тщательно прогреть весь автомобиль полностью, мы сталкиваемся с большими неудобствами, тем самым подвергая опасности и себя, и других участников дорожного движения.
Как избежать ошибок зимой на заднем приводе
Задние колеса автомобиля, в отличие от передних, имеют гораздо меньшую нагрузку. Именно поэтому колеса и дорога будут иметь не слишком хорошее сцепление.
Для того чтобы автомобиль успешно вошел в поворот на легком заносе и вышел из него, нужно одновременно держать как подходящую скорость транспортного средства, так и, удерживая педаль газа, задних колес. Профессионалы называют данный маневр входом в поворот на управляемом заносе и выходом из него. Вы уверены, что можете совершить на дороге этот маневр, не допустив при этом ошибки? Ведь для того, чтобы в полной мере овладеть данным навыком, нужно много чего уметь.
Первое – необходимо быть уверенным, что сможешь интуитивно оценить ситуацию, которая может возникнуть на дороге в скором будущем. После этого следует выбрать скорость, уместную для вхождения в тот или иной поворот. Выбор скоростного режима здесь – самый важный момент, ведь ошибка может стать роковой: вы просто не сможете выйти из управляемого дорожного заноса. Если вы ошибетесь и выбранная скорость будет слишком большой, то заднеприводный автомобиль может развернуться на 180°.
После того как вы стали совершенно уверены, что скорость выбрана правильно, нужно держать ногу на педали газа, то поддавая, то убавляя давление – ситуация на дороге подскажет выбор необходимых действий.
Руль повернут, чувство задней оси присутствует. Теперь все внимание водителя должно быть направлено на то, как ведет себя задняя часть заднеприводного автомобиля, не забывая при этом об управлении рулем транспортного средства на повороте.
Если ваш автомобиль имеет задний привод, то зимой руль надо поворачивать так, чтобы передними колесами не съехать в кювет. Не допускайте ошибок! Помните, что передние колеса должны катиться, а задние – буксовать. Если вы почувствовали, что передние колеса вдруг начало сносить с дороги, значит, скорость, которую вы выбрали для вхождения в поворот, слишком высока.
Если заднюю часть автомобиля не сносит, то можно немного прибавить газу. Управляйте педалью плавно, без нажатий или бросков. Ни в коем случае не допускайте, чтобы задняя часть вашего транспортного средства слишком быстро уходила в занос, ведь в этом случае машина станет неуправляемой. Словом, на дороге следите внимательно за задней частью автомобиля!
А если дорога заснежена и занос слишком большой? Что делать, если ресурсов передних колес не хватает для того, чтобы ровно ехать по полосе движения? В этом случае необходимо уменьшить педалью давление на газ, что позволит автомобилю плавно скользить задней частью до самого конца вашего пути. При этом передние колеса должны катиться по заснеженному дорожному полотну.
Если вам удастся безошибочно контролировать переднюю и заднюю ось своего автомобиля в данной манере, то после того как поворот завершится, можно будет спокойно ехать по дороге дальше, поставив передние колеса по направлению движения.
Конечно, бывают и неприятности. Зимой колеса заднеприводных автомобилей иногда сносит даже на ровной дороге. Если вы оказались в данной ситуации, просто отпустите газ и дальше двигайтесь по прямой. Не получилось? Значит, вы допустили ошибку: выбранная скорость слишком большая. В следующий раз необходимо двигаться помедленнее.
Торможение на зимней дороге – еще один навык, которым необходимо овладеть каждому водителю. Конечно, сейчас в автомобилях присутствует множество электроники и вспомогательных средств, которые могут выручить в любой ситуации. Но, к сожалению, не все автомобили имеют такое оснащение. Если ваш автомобиль имеет задний привод, а вспомогательных систем нет, нужно уметь правильно имитировать их работу, не совершая при этом ошибок.
Выбирая автомобиль с задним приводом, постарайтесь сделать остановиться на модели, в которой вспомогательная система присутствует, ведь с ее помощью торможение осуществится гораздо быстрее, а зимняя дорога не будет представлять опасности. Такая система предполагает экстренное торможение рывками с маленькими временными интервалами, которое, по мнению специалистов, является наиболее результативным.
Если же вспомогательная система на вашем автомобиле не предусмотрена, постарайтесь максимально точно имитировать прерывистое торможение: между нажатием и отпусканием тормоза должны быть минимально короткие временные интервалы, совершать рывки нужно от первого нажатия педали до полной остановки транспортного средства. В случае правильного выполнения торможения, можно особо не волноваться насчет того, скользят колеса по дороге или катятся.
Следует иметь в виду, что зимой на автомобиле с задним приводом затормозить традиционным способом не удастся – колеса заблокируются и будут скользить, как сани.
Владельцу заднеприводного транспортного средства следует помнить, что тормозить при сносах во время прямолинейного движения по дороге следует, отпустив педаль газа: из-за трения механизмов торможение будет происходить естественным образом.
Итак, мы описали особенности вождения автомобиля с задним приводом в условиях зимы. Пожалуйста, следуйте нашим советам и будьте предельно осторожны: любая ошибка здесь может привести к необратимым последствиям!
Распространенные ошибки при использовании машины зимой
К сожалению, от ошибок в эксплуатации автомобиля в условиях русской зимы, порой весьма суровых, не застрахован никто. Об этом далее.
- Кипятку здесь не место!
Итак, с утра вам предстоит дорога на работу, а автомобиль внезапно преподносит сюрприз: дверь не открывается. Причина может крыться не только в неправильной его эксплуатации и ненадлежащем уходе, но и в погодных условиях. Проще говоря, дверь примерзла. В этом случае ни в коем случае нельзя дергать ее со всей силы за ручку, пытаясь открыть – можно и резиновый уплотнитель оторвать, и свои руки повредить.
Конечно, на ум сразу приходит: нужно воспользоваться кипятком! Некоторые автовладельцы так и делают – со всей щедростью поливают дверь горячей водой. И это огромная ошибка! Как итог – контраст температур, из-за которого может треснуть стекло. Что же делать? Следует хорошенько обстучать дверь и хорошенько полить ее «незамерзайкой». Вероятнее всего, после выполнения данной процедуры дверь откроется.
- Наличие «химии».
Незамерзающая жидкость – незаменимая вещь зимой, спорить здесь ошибочно. Так вот, во-первых, бачок с данной жидкостью должен быть полностью заполнен, в чем советуем убедиться непосредственно перед поездкой. В оттепель, например, ее расход огромен. Кроме того, удостоверьтесь, что в бачок залита «омывайка», а не обычная вода, оставшаяся с лета – при первых же заморозках она замерзнет. Во-вторых, зимой всегда держите в багажнике несколько бутылок с данной жидкостью, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Представьте себе, ночь, зима, оживленная дорога и вы без «незамерзайки»...
- Долгий прогрев машины.
То, что зимой нужно прогревать машину, знает каждый автовладелец. Но большинство из них допускает одну и ту же ошибку: ждет, пока стрелка охлаждающей жидкости не займет на шкале центральное положение. Ожидание, как правило, становится долгим и мучительным. Так вот, поступать данным образом не стоит. Достаточно запустить двигатель и отправиться в дорогу, не допуская при этом резких ускорений. Таким нехитрым образом мотор прогреется быстрее.
- Ледниковый период «ручника».
Что вы делаете с рычагом стояночного тормоза перед тем, как оставить свой автомобиль на ночь? Хорошенько затягиваете? Знайте – это весьма распространенная ошибка. Нет, летом, конечно, именно так и следует поступать. Но зима – это другое дело: колодки как дисковых, так и барабанных механизмов могут примерзнуть, и с утра автомобиль будет категорически отказываться сдвинуться с места.
В этом случае теплая вода как раз и поможет: ею можно смело полить примерзшие детали. Если нет кипятка, воспользуйтесь «незамерзайкой» или просто постучите по ним (тут будьте предельно аккуратны – механизм можно нечаянно повредить). И не забывайте оставлять немного пространства позади машины – велика вероятность, что колеса разблокируются, если вы совершите движение по дороге назад.
Опыт водителей в решении ошибок на зимней дороге
- Главный залог безопасности на дороге – тренировка.
Тренируйтесь держать автомобиль на дорожном полотне в ритмическом заносе, стремясь сохранить его амплитуду. Тем самым вы овладеете умением «чувствовать» свой автомобиль и стабильный баланс. Можно тренироваться везде, даже на озере. Так вероятность ошибки будет значительно меньше.
- Не пытайтесь научиться вождению самостоятельно.
Думаете, что сможете овладеть навыками вождения автомобиля лишь благодаря книгам и видеороликам? Это невозможно. Лучше не пожалеть денег и оплатить занятия с инструктором, который сможет научить вас хотя бы азам вождения. Помните: человека легче научить с нуля, чем переучить.
- Все части машины должны быть готовы к зиме.
Дворники должны быть новыми! Это обязательное условие! Если ваши дворники очищают стекло без разводов и полос с первого раза, то они еще нормальные. В противном случае их необходимо менять – минимум раз в полгода!
- Тормозите на дороге правильно.
До автоматизма натренируйте навык торможения, быстро качая педаль. Тупо поезжайте на площадку и тренируйтесь. Результат вас приятно удивит. Но имейте в виду, пока этот навык не будет до автоматизма отработан, в экстренной ситуации вы не сможете затормозить качая. Для тренировки достаточно нескольких часов, но поверьте, это умение когда-нибудь может спасти вам жизнь.
- «Прогревайте» резину и тщательно выбирайте место для остановки.
«Прогревайте» резину зимой тоже. Для этого достаточно аккуратно вести машину в первые минуты поездки.
Если вам необходимо остановиться на несколько минут, то старайтесь сделать это на небольшом спуске либо на ровном участке, иначе колодки подмерзнут, и в горку не удастся заехать. Сдать назад по дороге тоже может не получиться.