Ограниченная видимость: определение, правила движения
О чем речь? Ограниченная видимость – условия при движении по дорогам общего пользования на автомобиле, когда искусственное или естественное препятствие перекрывает обзор водителю и не дает в полной мере оценить обстановку. Это может быть рельеф местности, строение, растительность.
Как двигаться? В условиях ограниченной видимости, согласно правилам дорожного движения, запрещены обгоны, необходимо соблюдать скоростной режим. Также нельзя разворачиваться и останавливаться на проезжей части. Однако эти правила вызывают массу споров среди водителей.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что означает ограниченная видимость
Ограниченная видимость – это когда водитель может видеть дорогу только на определенное расстояние из-за:
- геометрических параметров дороги;
- строений, сооружений;
- рельефа местности;
- растительности;
- других объектов, включая транспортные средства.
Определение термина «ограниченная видимость» дано в глоссарии п. 1.2 ПДД. Из этого следует, что видимость перестает быть ограниченной, когда автомобиль проезжает определенное место, где были препятствия для хорошего обзора дороги водителем.

nicedom.by
Несложно догадаться, что подобные ситуации возникают лишь на короткое время, но это не снижает их влияния на повышение риска ДТП. Например, из-за встречного движения вы не заметили, что ребенок неожиданно выбежал под колеса вашего автомобиля, или за крутым поворотом оказалось стадо коров прямо на дороге. Подобные ситуации происходят постоянно, из-за чего в ПДД пришлось предусмотреть различные меры для регулирования поведения водителей в такие моменты.
Разница между ограниченной и недостаточной видимостью
В ПДД встречаются довольно похожие термины: ограниченная видимость и недостаточная видимость. И хотя ситуации, описываемые данными терминами, очень сильно отличаются, по сей день многие их путают. Давайте подробно рассмотрим каждое из этих понятий и определим случаи, к которым они подходят.
1. Ограниченная видимость (пункт 1.2 ПДД)
Условия ограниченной видимости, как уже было описано выше, зависят от особенностей дороги, рельефа, зданий, других ТС, деревьев и кустарников и т. д. В общем и целом, этот термин подразумевает, что дорога видна недостаточно хорошо из-за препятствий непосредственно на ней или поблизости (то есть только конкретная часть дороги видна плохо, а не весь предстоящий путь).
2. Недостаточная видимость
В соответствии с п. 1.2 ПДД, если водитель видит дорогу впереди менее чем на 300 метров, видимость считается недостаточной. Чаще всего подобная ситуация связана с погодой (снег, дождь, туман) или сменой времени суток и может возникнуть в любом участке пути. При этом она не имеет четких временных ограничений.
В ПДД прописаны несколько требований к водителю в случае плохой видимости:
- Если видимость дороги в любом из направлений менее 100 м, остановка запрещена (пункт ПДД 12.4).
- Если вы остановились в месте с плохой видимостью во избежание ДТП вы обязаны выставить знак аварийной остановки (пункт ПДД 7.2).
- Если видимость дороги в любом из направлений менее 100 м, разворот запрещен (пункт ПДД 8.11).
- Водитель обязан учитывать дорожные и погодные условия, достаточность видимости в направлении движения при определении допустимой скорости (пункт ПДД 10.1).
Однако в зависимости от уровня видимости ПДД акцентируют внимание на различных аспектах. Если видимость недостаточна, основное внимание уделяется использованию светотехники транспортных средств и светоотражающих элементов пешеходами, велосипедистами и водителями мопедов.
В некоторых регионах все еще применяется пункт 25.6 ПДД, согласно которому в темное время суток не допускается прогон скота при недостаточной видимости, так как это чревато возникновением аварийных ситуаций (за исключением, что, пожалуй, необъяснимо, чабанов и пастухов – для них никакой ответственности не предусмотрено). Впрочем, немало несоответствий также можно найти в той части ПДД, которая описывает условия ограниченной видимости.
Правила ПДД при ограниченной видимости
В местах с ограниченной видимостью необходимо:
- соблюдать запрет на обгон (п. 11.4 ПДД РФ);
- придерживаться скоростного режима, учитывая знаки и обстоятельства, водителю следует постоянно контролировать ситуацию. Если видимость на своей полосе ухудшается, следует снизить скорость или полностью остановиться (п. 10.1 ПДД РФ);
- если у водителя гужевой повозки ограничена видимость при выезде со второстепенной дороги или прилегающей территории, ему следует спешиться и вести животное на поводке.

tilda.com
В указанных ситуациях ПДД не определяют конкретное расстояние, на котором видимость ограничена.
Кроме того, есть пункты, в которых прямо не указано понятие «ограниченная видимость», но оно явно имеется в виду. Если видимость дороги составляет менее 100 метров, запрещено:
- выполнять разворот (п. 8.11 ПДД РФ);
- делать остановку на дороге независимо от ее продолжительности (п. 12.4 и 12.5 ПДД РФ). Если остановка неизбежна и вызвана неудовлетворительным техническим состоянием ТС, нет необходимости в подаче звуковых сигналов при ограниченной видимости, достаточно выставить знак аварийной остановки сразу после прекращения движения автомобиля (п. 7.2 ПДД РФ).
Правила движения при ограниченной видимости
Хотя текущая версия ПДД не содержит четких инструкций для движения на участках с ограниченной видимостью, некоторые их подразделы достаточно явно регламентируют эти аспекты. В первую очередь это касается взаимной ответственности за безопасность на дорогах. В связи с этим установлен ряд ограничений и обязательных требований к экипировке водителя.
1. Световозвращающий жилет для водителя
С марта 2018 года в России введены общие правила безопасности для всех водителей, согласно которым каждый автолюбитель, покидая свой автомобиль, должен надевать световозвращающий жилет. Это повышает видимость на дороге и снижает риск аварий, когда другие участники движения могут не заметить остановившегося водителя.
Новые правила требуют, чтобы водители надевали жилеты при каждой остановке в местах без должной инфраструктуры, особенно если это связано с ДТП или неисправностью автомобиля.
Важно отметить, что световозвращающие жилеты должны соответствовать государственным стандартам, определенным ГОСТ 12.4.281—2014.
2. Запрет обгона

yandex.net
Последние изменения в ПДД заметно отразились на действиях водителей при попытке совершить обгон при ограниченной видимости. Сейчас водитель перед обгоном обязан учитывать не только общие правила, но и принять решение, насколько этот маневр будет безопасен. Чтобы обгон с точки зрения закона не таил в себе опасности, необходимо убедиться не только в отсутствии препятствий на встречной полосе, но и в том, что дорога свободна на достаточном расстоянии после обгоняемого автомобиля.
Таким образом, в условиях плохой видимости сотрудник ГИБДД может выписать вам штраф за совершенный обгон, даже если по факту он не привел к каким-либо неудобствам окружающих участников дорожного движения и не спровоцировал аварийную ситуацию.
Проблемы толкования ограниченной видимости
Мы уже рассмотрели определение ограниченной видимости с точки зрения ПДД — это сужение видимого участка дороги в направлении движения водителя из-за особенностей геометрией, перекрытия рельефом местности, растительностью, зданиями, сооружениями или другими объектами, включая транспортные средства. Хотя формулировка определения менялась несколько раз, ее суть остается все той же. Все кажется точным и логичным, когда речь идет о «дороге в целом» в рамках обычной беседы. Однако при попытке применить это понятие к конкретному участку дороги возникают противоречия, которые невозможно разрешить.
Например, если перед нами прямая дорога через абсолютно ровную местность, которая хорошо просматривается до самого горизонта, означает ли это, что видимость на этой дороге не ограничена? К сожалению, нет — видимость в этом случае ограничивает как раз линия горизонта, то есть «рельеф местности и геометрия дороги».
Таким образом, при буквальном толковании определения можно сделать вывод, что на любой дороге есть зоны ограниченной видимости. То есть в любом случае необходимы дополнительные данные для применения определения к конкретному участку дороги, так как в определении отсутствуют количественные показатели.
В ПДД РФ и российской юридической практике понятие ограниченной видимости используется преимущественно в контексте пункта 11.4 ПДД, который запрещает обгон на таких участках дороги, как конец подъема, опасные повороты и другие зоны с ограниченной видимостью. Водители, нарушающие этот запрет, подвергаются административной ответственности согласно статье 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Можно сделать вывод, что, если водитель хочет совершить обгон, а дорожные знаки и разметка не запрещают это, ему нужно лично принять решение, находится ли его автомобиль в конце подъема и является ли видимость на этом участке дороги ограниченной в понимании ПДД РФ. Только вот как водитель может это сделать со 100%-й уверенностью в условиях крайне малого для принятия решения промежутка времени?
Глупо отрицать, что у водителя нет возможности сделать это однозначно и уверенно, так как определение не содержит количественных показателей, а понятие «конец подъема» в ПДД не определено.
Чаще всего опытные водители, разумеется, интуитивно определяют, что означает ограниченная видимость дороги, поэтому могут решить, на каких участках дорожного полотна обгон допустим, а где — нет. Однако такие суждения мало помогут в случае административного процесса, где требуются четкие и обоснованные формулировки.
Если сотрудник ГИБДД считает, что водитель нарушил правила, и возбуждает дело об административном правонарушении, водитель не может оспорить это обвинение на основе объективных законов. Ему приходится полагаться на субъективные аргументы, например утверждать, что он не продолжал движение в условиях ограниченной видимости, так как видел дорогу хорошо и далеко, а расстояние до конца подъема было достаточно большим. Или отрицать сам факт обгона, если он не подтвержден на фотографиях или видеозаписях.
К сожалению, в российских судах часто применяется принцип «нет основания не доверять» инспектору ГИБДД, который считается специалистом и беспристрастным лицом по отношению к водителю. Поэтому, если инспектор указывает в протоколе, что обгон был совершен в конце подъема на участке с ограниченной видимостью, и дорожные условия соответствуют этому описанию, у водителя мало шансов доказать, что все было иначе и в рамках закона.
Часто задаваемые вопросы об ограниченной видимости
Какие знаки предупреждают об ограниченной видимости?
Специального знака, предупреждающего об участке с ограниченной видимостью, не существует. Знаки информируют только о некоторых ситуациях, при которых видимость может быть ограничена, но они не в состоянии предусмотреть наличие упавшего дерева или автомобиля, остановившегося посреди дороги. Однако вы можете заранее узнать:
- о крутом повороте дороги, если увидите знаки 1.11.1, 1.11.2, 1.12.1, 1.12.2 и их направления с помощью табличек 1.34.1 и 1.34.2;
- о крутом подъеме, если заметите знак 1.14.
Знаки группы 1.34 ставят уже на участках с ограниченной видимостью, а другие — перед ним. Обычно в черте города их можно увидеть за 50–100 метров до опасного участка, а на шоссе — за 150–300 метров. Бывают ситуации, когда эти знаки расположены дальше или ближе — при этом под знаком дополнительно ставят табличку 8.1.1 с указанием расстояния до поворота или подъема в метрах.
Будет ли наказание, если не соблюдать ПДД в условиях ограниченной видимости?
Если вы нарушите перечисленные выше правила дорожного движения, возможны следующие последствия:
- Отсутствие светоотражающей одежды во время ДТП в темное время суток может повлечь штраф в размере 1000 рублей (статья 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Если ДТП не произошло, но вам пришлось остановиться, возможно предупреждение от инспектора.
- Обгон на участке с ограниченным обзором может привести к штрафу в размере 5000 рублей или лишению водительских прав на срок до шести месяцев (статья 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При повторном нарушении вам грозит лишение прав на год.
- Отсутствие аварийных знака и сигнала при вынужденной остановке в местах с ограниченной видимостью может повлечь штраф в размере 500 рублей (статья 12.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Этот штраф может быть увеличен до 1000 рублей, если остановка произошла из-за ДТП.
- Разворот на участке с ограниченным обзором может быть наказан штрафом в размере 500 рублей (вторая часть статьи 12.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Как вести себя пешеходам в условиях ограниченной и недостаточной видимости?
Пешеходы также должны заботиться о своей видимости на дороге. Согласно статье 4 Правил дорожного движения, если пешеход идет по дороге за пределами населенного пункта, его одежда или аксессуары (например, рюкзак) должна содержать светоотражающие элементы. В пределах населенного пункта это требование становится рекомендацией, которой, тем не менее, не стоит пренебрегать.
Для организованных пеших колонн законодательство устанавливает более строгие требования: во избежание аварийных ситуаций они обозначаются белыми фонарями спереди и красными сзади. Двигаться такие группы должны по направлению движения автомобилей, а фонари размещают с левого края колонны для обозначения ее ширины.
Безопасность при выборе скорости и совершении маневров во время движения напрямую зависит от водителя, от его вовлеченности в ситуацию на дороге, внимательности и достаточности обзора. В связи с этим понимание, что значит ограниченная видимость, становится крайне важным. Человек за рулем должен четко понимать, какие знаки сигнализируют о начале участка с недостаточным обзором и что от него требуется в этой ситуации.