Обводной ролик ремня ГРМ: виды и функции
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужен обводной ролик ремня ГРМ
- Как устроен обводной ролик ремня ГРМ
- Какие бывают обводные ролики ремня ГРМ
- Каковы неполадки обводного ролика ремня ГРМ
Функционирование газораспределительного механизма в современных автомобильных двигателях обеспечивается ременным приводом. Для стабильной работы ГРМ необходимо, чтобы ремень занимал правильное положение и сохранял его в процессе работы. Данную функцию выполняет обводной ролик ремня ГРМ. Про его назначение, конструктивные особенности и нюансы обслуживания мы подробно расскажем в нашей статье.
Функции обводного ролика ремня ГРМ
Итак, обводным роликом (иначе именуемым промежуточным, опорным или паразитным) называется деталь ременного привода ГРМ, служащая для обвода ремня в определенном месте или нескольких местах и представляющая собой свободно вращающийся шкив небольшого диаметра.
При этом данная деталь:
- меняет ход движения ремня, поворачивая его на некоторый угол, исходя из расположения имеющихся рядом шкивов, валов и навесных деталей;
- устраняет вибрацию ремня при достаточно большой длине его ветвей;
- стабилизирует ремень в процессе работы, предотвращая его соскальзывание, возникновение резонанса и т. д.;
- в целом снижает шум привода ГРМ.
Привод газораспределительного механизма, как правило, включает в себя один обводной ролик, реже попадаются механизмы с двумя роликовыми элементами. Существуют также современные модификации двигателей малого объема, в которых эти детали и вовсе отсутствуют. Важно не путать обводной ролик с другим значимым элементом механизма — натяжным роликом. Как видно из названия, данный элемент призван натягивать ремень ГРМ до нужной степени, при которой предотвращается проскальзывание ремня и уменьшается риск выхода двигателя из строя. Натяжной роликовый элемент дополнительно может выполнять роль обводного.
Виды и устройство обводных роликов ремня ГРМ
Устройство изделий всех типов принципиально одинаковое. Ролик состоит из радиального подшипника (воспринимающего только радиальные нагрузки) и шкива, напрессованного на внешнее кольцо подшипника. Используются как шариковые, так и роликовые подшипники. Кроме того, они могут быть однорядными и более широкими, двухрядными. Торец подшипника защищается от пыли, влаги и загрязнений металлическим колпаком либо втулкой. Шкив неразборный, может выполняться из металла методом штамповки или из пластика методом литья. Различаются шкивы также размерами (шириной и диаметром) в зависимости от определенного типа мотора.
В качестве материала для изготовления шкива используют:
- сталь или сплав алюминия;
- пластик.
На сегодняшний день широко распространены пластиковые изделия. По сравнению с металлическими, пластиковые обводные ролики дешевле, легче и создают меньше шума во время работы. Благодаря малому весу они также снижают общий вес всего ГРМ. Современные пластиковые изделия имеют большой срок службы. Несмотря на подверженность износу, они могут простоять весь сезон между заменами ремня.
Более износостойкие металлические обводные ролики используются в мощных и нагруженных ДВС, где первостепенное значение имеет надежность ременного привода ГРМ вне зависимости от режима работы двигателя.
Все обводные ролики различаются типом поверхности (дорожки качения) шкива:
- с гладкой рабочей поверхностью;
В данном случае дорожка лишена каких-либо неровностей.
- с рифленой рабочей поверхностью;
На дорожке качения нанесены неглубокие продольные канавки, снижающие площадь соприкосновения шкива с ремнем.
- с зубчатой рабочей поверхностью;
Дорожка имеет поперечно расположенные зубцы.
Последний тип изготавливается исключительно из металла (сталь или алюминиевые сплавы), в то время как первые два могут быть как металлическими, так и пластиковыми.
Изделия с рифленой и гладкой поверхностью охватываются гладкой (тыльной) стороной ремня. Зубчатые же роликовые элементы расположены с рабочей стороны ремня и охватываются соответственно его зубчатой поверхностью. Менять один тип деталей на другой нельзя, поскольку в этом случае меняется характеристика всего привода ГРМ, а это может привести к поломке мотора.
Шкивы любого типа могут быть также:
- с упорными буртиками;
- без упорных буртиков.
В первом случае на шкиве с одной или двух сторон имеются невысокие буртики, препятствующие соскальзыванию ремня ГРМ. Буртики для зубчатых обводных роликов выполняются в виде съемных деталей и устанавливаются во время монтажа деталей. В остальных случаях бурты неотделимы от шкива и формируются в процессе изготовления детали путем штамповки, отливки или вытачивания.
Обводные ролики ГРМ устанавливаются на двигатель:
- через специальный кронштейн;
- непосредственно на блок мотора.
В последнем случае монтаж осуществляется упором подшипника к соответствующей площадке блока двигателя и последующей фиксацией детали болтом с шайбой достаточно большого диаметра. При использовании кронштейна последний крепится к блоку двигателя двумя или большим количеством болтов, а уже к кронштейну монтируется сама роликовая деталь.
Типы и причины неисправностей обводных роликов ремня ГРМ
Проверка обводных роликов обычно не требует какого-либо специального инструментария и проводится достаточно легко.
Как правило, поломка обводных роликов ГРМ имеет следующие признаки:
- повышенный гул (шум);
- утечка смазки, изношенные уплотнители;
- наличие люфта;
- перегрев обводных роликов в процессе работы;
- механические повреждения ремня и обводных роликов ГРМ;
- в дизельных двигателях — сильная вибрация;
- в случае системы с автоматическим натяжением — изношенные пружины.
Обводные и натяжные элементы газораспределительных и приводных механизмов могут выйти из строя по нескольким причинам, главные из которых:
- загрязнение деталей;
- повреждение шкива посторонним предметом, попавшим между ремнем и шкивом;
- повреждение направляющей части шкива вследствие неправильной установки;
- не отрегулированное натяжение ремня;
- параллельное или угловое смещение ремня из-за ошибок при монтаже.
Чтобы обеспечить надежность работы ГРМ на протяжении всего срока его эксплуатации, следуйте рекомендациям специалистов по установке элементов ГРМ:
- монтируйте элементы механизма, четко следуя требованиям инструкции;
- вынимайте обводной ролик из упаковки только перед непосредственной его установкой;
- ни в коем случае не ударяйте по самому ролику в процессе монтажа;
- натягивайте ремень в соответствии с характеристиками двигателя вашего автомобиля;
- измеряйте натяжение ремня только специализированным инструментом;
- детали должны быть чистыми — тщательно следите за этим;
- используйте защитные кожухи, конструктивно подходящие к вашему автомобилю;
- отбраковывайте неисправные или поврежденные обводные ролики;
- избегайте использованных и восстановленных изделий.
Поломка ГРМ или отдельного его элемента способна не только ударить по кошельку автовладельца, но и серьезно подпортить репутацию обслуживающего автосервиса, а также повлечь для него определенные финансовые потери. К примеру, ремонт мотора, вышедшего из строя по причине разрыва ремня ГРМ, будет стоить клиенту 500-7000 евро. В случае гарантийного ремонта эту сумму тратит уже автосервис.
Один из крупнейших производителей автомобильных газораспределительных механизмов, компания SKF настоятельно советует во время ремонта производить замену всех элементов ГРМ. Для этого компания выпускает специальные комплекты со всеми необходимыми запчастями для ГРМ и приводных механизмов. Помимо обводных роликов и ремня, в комплект также включаются один или несколько натяжных роликовых деталей и водяной насос.
Лучшие производители роликов для ремня ГРМ
- DAYCO
Данная компания производит большой ассортимент запчастей, включая как ролики обводные ремня ГРМ, так и натяжные элементы, предназначенные в том числе для эксплуатации на всей отечественной современной линейке ВАЗ (Гранта, Приора, Веста и др.). Продукция фирмы пользуется стабильно большим спросом благодаря сочетанию высокого качества и невысоких цен. Последний фактор во многих случаях оказывается решающим для отечественных автолюбителей.
Компания дает гарантию качества продаваемых обводных и натяжных роликов для ГРМ. Чтобы зафиксировать гарантийные обязательство, необходимо при покупке оформить соответствующую документацию и смонтировать купленные изделия в сертифицированном СТО. Таким образом можно защититься и от приобретения подделок, часто встречаемых на российском автомобильном рынке.
- INA
Большое количество подделок продукции определенного бренда говорит о его популярности в данном регионе. Таковой является торговая марка немецкого производителя, который выпускает различные запчасти и материалы для ремонта и обслуживания автомобилей. Компания динамично развивается и имеет на сегодняшний день 39 современных производств во всем мире.
Продукция, выпускаемая для таких престижных автомобильных марок как Volkswagen, Audi, Mersedes-Benz, обладает отличной ликвидностью. За все время продаж на российском рынке не было замечено случаев производственного брака. Натяжные и обводные ролики ремня ГРМ, купить и установить которые можно и на отечественные ВАЗы последних модификаций, обеспечат двигателю долгую и стабильную работу. Благодаря своему высокому запасу прочности изделия гарантированно можно использовать без замены в течение 100 тысяч километров.
- SKF
Компания развилась до международной корпорации с более чем 10 000 представительствами по всему миру. Благодаря высококачественной продукции и грамотно выстроенной логистике на 85% удовлетворяется потребность автомобильного рынка Европы в запчастях. Кроме того, растет популярность продукции и среди отечественных потребителей. На сегодняшний день у компании имеется 32 завода во всем мире, включая Россию. На каждом предприятии действует строгий контроль качества на каждом этапе производства, начиная с оценки производственного сырья. Оригинальные изделия, представленные на рынке, отличаются от подделок фирменной маркировкой с указанием страны изготовления.
Также не остаются без внимания и отечественные модели Волжского автозавода, специально для которых компанией производятся натяжные и обводные ролики ремня ГРМ, обеспечивающие двигателю надежную работу в течение всего срока эксплуатации. Особенным качеством отличаются подшипники обводных роликовых элементов, позволяющие при очередном техосмотре менять только натяжной ролик, оставляя обводной нетронутым до следующего планового осмотра.
- TRIALLI
Итальянская фирма производит элементы ГРМ для российского автопрома (Лада Приора, Лада Веста и линейка ВАЗ). Продукция позволяет безопасно эксплуатировать двигатель в течение заявленного срока службы. Будучи популярной у нас в стране, торговая марка страдает от дешевых подделок, приносящих автовладельцу внушительные убытки. Так, почти каждый случай разрыва ремня ГРМ в двигателе Приоры приводит к повреждению клапанов.
Оригинальные изделия обладают высоким качеством и постоянно совершенствуются конструкторским бюро Trialli, увеличивая тем самым ресурс выпускаемых изделий. Перед поступлением в продажу вся продукция подвергается геометрическому контролю и проверке заводских характеристик. На высокое качество продукции дается гарантия, обязательства по которой фиксируются при заполнении и подписании гарантийного талона в момент продажи.
- GATES
Компания занимает одно из лидерских позиций среди производителей расходных материалов для автомобилей. Заводы Gates размещены по всей Европе, штаб-квартира располагается в Бельгии. Производственная база обеспечена сверхточным современным оборудованием, максимально автоматизирующим весь процесс производства. Благодаря этому обеспечивается превосходное качество продукции, что в случае натяжных и обводных роликов ремня ГРМ является определяющим фактором. Экономия на качестве этих элементов недопустима, поскольку качество напрямую влияет на работоспособность двигателя. При этом, особое внимание компанией уделяется выбору поставщиков сырья. Партнерство осуществляется только с проверенными поставщиками.
Отличная репутация компании поддерживается не только безупречным качеством продукции, но и планомерной работой в области информационного сопровождения работников СТО. Сертифицированные сотрудники обладают всеми необходимыми знаниями по грамотному применению новейших разработок компании. Это дало возможность свести к минимуму количество предъявляемых претензий со стороны автовладельцев. К сожалению, как и в случае с другими лидерами рынка, предлагается очень большое количество подделок, по качеству значительно уступающих оригинальным изделиям Gates.