Нужно ли менять масло после зимы: все за и против
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Почему к моторному маслу зимой предъявляются повышенные требования
- Нужно ли менять масло после зимы в автомобиле
- Нужно ли менять масло после зимы в мотоцикле
- Нужно ли менять масло после зимы: мнение бывалых
Нужно ли менять масло после зимы? Этим вопросом задается каждый автолюбитель, ведь иногда перепады температур в зимний сезон могут быть очень большими. А в северных регионах, где мороз иногда достигает тридцати и более градусов, двигатель подвергается серьезным нагрузкам. Это значит, что моторное масло быстрее вырабатывает свой ресурс, и может понадобиться его более ранняя (чем рекомендовано производителем) замена.
Но что делать тем автовладельцам, которые запирают своего «железного коня» на зиму в гараж? Или же ставят на прикол под окнами дома? Давайте все-таки разберемся, нужно ли менять масло после зимы.
Почему к моторному маслу зимой предъявляются повышенные требования
Качество моторного масла напрямую влияет на характеристики работы и срок службы двигателя автомобиля. В любых условиях эксплуатации от использования специальной смазки ждут наилучших результатов, список требований достаточно длинный.
Важно обеспечить не только постоянное присутствие масла в соответствующем резервуаре, но также следить за тем, чтобы вязкость и качество состава подходили для конкретного двигателя. Конструкция мотора, сезон и используемое топливо сильно влияют на выбор.
В современных реалиях требуется, чтобы состав выполнял не только функцию смазки в двигателе. Значимы и другие характеристики:
- Защитные свойства: уменьшение трения и износа. Смазка должна отлично справляться с задачей уменьшения трения, так как это повышает эффективность работы двигателя. Говоря об износе, подразумевают повреждения на трущихся друг о друга поверхностях. Так, большой износ приводит к сокращению срока службы некоторых деталей, например, подшипников или кулачков. Кроме того, сильная степень износа, выражающаяся появлением задиров на поверхностях, может нарушить правильную работу мотора.
- Вязкостно-температурные характеристики. Под вязкостью (или вязкотекучестью) понимают степень трения внутри самой жидкости. В условиях холодной зимы показатель вязкости смазки должен быть низким, чтобы состав быстро проникал в труднодоступные места, тем самым обеспечивая легкий запуск двигателя и пониженный расход бензина. Однако в жаркую погоду и при большой частоте вращений важно, чтобы минимальный показатель вязкости не опускался ниже определенного предела. Только так можно обеспечить оптимальную толщину масляной пленки для снижения трения. Из-за сезонных требований к вязкости водители часто задаются вопросом, надо ли менять масло после зимы.
- Высокие дисперсные и детергентные качества, то есть способность к очистке и нейтрализации. При работе двигателя в масляный контур проникают пыль и грязь, вещества с частично кислотными свойствами, а также продукты сгорания. Одна из задач моторной смазки – это нейтрализация воздействия на детали двигателя подобных загрязняющих и окисляющих веществ. Благодаря дисперсным и детергентным свойствам смазки удается избежать повреждения составных частей двигателя. Нежелательные вещества попросту растворяются и стекают с деталей, тем самым смазка предотвращает образование шлама и нагара.
- Высокий показатель термоустойчивости. Смазка деталей двигателя не должна подвергаться разложению или изменять вязкостные характеристики при сильных температурных колебаниях.
- Стойкость к окислению и другим изменениям. Процесс окисления подразумевает поглощение углеводородами кислорода. Результатом этого является изменение вязкости смазки из-за наличия в составе продуктов окисления. В свою очередь, это приводит к образованию шлака и коррозии деталей. Окисление, а также другие химические и физические изменения характеристик смазки в период её эксплуатации называют также «старением» состава.
- Низкие показатели испарения. В составе смазки есть компоненты с разной степенью летучести. От скорости испарения данных веществ зависит расход продукта.
- Низкое пенообразование. Условия эксплуатации масла таковы, что во время работы двигателя оно сильно смешивается с воздухом. Если пенообразование будет высоким, то смазывающие характеристики только снизятся. Доброкачественный состав должен отвечать двум критериям: как можно меньше смешиваться с воздухом и не образовывать устойчивую пену.
- Хорошие антикоррозионные свойства. Вне зависимости от того, работает двигатель или нет, смазка должна справляться с задачей защиты от коррозии на протяжении длительного времени.
- Возможность смешивать составы, их совместимость. Даже при совмещении синтетических и минеральных составов не должно быть каких-либо негативных последствий. Кроме того, смазка должна быть совместима со всеми контактными поверхностями, будь то уплотнители, шланги и окрашенные детали.
- Высокие показатели теплопроводности и теплоотдачи. Масло участвует в процессе охлаждения двигателя. Это касается не только подвергающихся трению поверхностей, но также деталей, нагревающихся в результате процесса сгорания топлива. Машинной смазкой можно опрыскивать поршни и зеркала цилиндра, тем самым способствуя их охлаждению.
- Минимальное количество остатка от продуктов сгорания. При работе двигателя небольшое количество моторного масла так или иначе оказывается внутри камеры сгорания. Остатки от сгоревшего состава сохраняются в камере, что с течением времени приводит к износу двигателя.
- Длительное хранение не должно сказываться на свойствах продукта. Длительное хранение в нераспакованной таре не должно влиять на характеристики качественного продукта. Чтобы товар удовлетворял этому жесткому требованию, современные производители добавляют в основу различные активные вещества (присадки), которые позволяют сохранить свойства продукта на долгое время.
Все названные характеристики – необходимость в регионах с низкими температурами зимой.
Нужно ли менять масло после зимы в автомобиле
Обычно масло в двигателе меняют во время проведения регулярного ТО на станции технического обслуживания. Автопроизводители, как правило, поддерживают такие сроки. Однако водители, которые тщательно следят за состоянием двигателя своего авто, предпочитают производить замену при наступлении теплого сезона, сразу после зимы, а не слепо следовать указаниям стандартного регламента. Связано это с тем, что в оригинальном (от производителя автомобиля) руководстве пользователя график посещения СТО выстраивается в зависимости от пробега. Однако данный метод скорее актуален для тех узлов ходовой части, которые изнашиваются во время движения: речь о трансмиссии и подвеске. Если же говорить об износе самого двигателя, то показатель пробега в этом случае неактуален.
Правильнее измерять износ двигателя, его остаточный ресурс в моточасах – фактическом времени работы мотора. Не стоит ориентироваться на одометр для проверки, ведь он показывает километры пробега. Двигатель машины работает и в момент остановки, так что вычислить моточасы исходя из пройденных километров не удастся. Многие спрашивают: «Нужно ли менять масло после зимы, если мало ездил?». Ответ прост: даже если пробег машины не меняется, смазка в двигателе расходуется – работают специальные присадки, в смазке растворяется все больше продуктов сгорания. Зимой разница между пробегом и состоянием смазки, используемой в двигателе, увеличивается гораздо сильнее, чем в теплое время года.
- Во-первых, это вызвано тем, что большинство автолюбителей зимой прогревает двигатель перед тем, как куда-то поехать. Даже те, кто принципиально не прогревают машину, далеко не всегда начинают ехать сразу после пуска мотора. Как минимум, зимой водителю приходится при работающем двигателе очищать стекла и кузов от выпавшего за ночь снега.
- Во-вторых, частые снегопады зимой являются причиной заторов и пробок. Скорость движения невелика, но мотор все равно вырабатывает ресурс смазки во время вынужденного простоя. Пока что никто не считал, сколько же моточасов автолюбители проводят в пробках зимой, тем самым снижая характеристики смазки.
- В-третьих, после зимы в двигателе может образовываться водяной конденсат. Вода является одним из продуктов горения. Капли жидкости могут появляться на холодных деталях, если двигатель еще не прогрет или же остывает после поездки. Так вода может смешиваться со смазкой, в результате это приводит к химической реакции гидролизации. Что сильно снижает ресурс используемого зимой продукта. Но нужно ли менять масло после зимы, если не ездил? Ведь мотор в этом случае не сжигает бензин. Дело в том, что гидролизация происходит даже в двигателе стоящего в гараже автомобиля.
После зимы, даже если машина весь сезон простояла в гаражном боксе, может оказаться, что моторное масло уже не выполняет свои функции на 100 %. Если водитель при этом ориентируется только на километры пробега, то будет считать, что менять масло еще рано и нецелесообразно. В результате это приведет к большему износу двигателя.
Помните также об условиях хранения. Есть большая разница: было ли масло в канистре или в двигателе. Закрытая тара препятствует контакту состава с окружающей средой. Если же смазка находится в двигателе, то постоянно смешивается с различными веществами, например, остатками топлива. За счет этих процессов происходит окисление. Нужно ли менять масло после зимы, если машина стояла? Да, даже после полугода простоя двигателя.
Нужно ли менять масло после зимы в мотоцикле
Если вы используете синтетический продукт и производите замену каждые 6 тыс. км пробега, то можете игнорировать рекомендацию менять масло перед консервацией на зиму. Зачастую подобный совет, о смене дважды в год – до и после холодного сезона, можно встретить на сайтах производителей автомобильных масел. Помните также, что масляный фильтр достаточно менять через одну замену смазки.
Нужно ли менять масло после зимы на скутере или мотоцикле? Если вы пользуетесь синтетическим продуктом Motul, то учитывайте, что такие составы служат недолго. В условиях вождения, близких к гоночным, этого продукта хватает на 3 тыс. км. При обычной езде по городу менять Motul можно раз в 5–6 тыс. км. Если сделать это позже, то состав уже потеряет свои свойства, за счет чего хуже станет работать коробка передач.
Данные цифры основаны не на субъективных ощущениях. Внимательные мотоциклисты всегда знают, когда именно нужно менять масло. Учитывайте, что прогрев двигателя мотоцикла в межрядьях во время пробок не улучшает ситуацию. Однако, если до консервации на зиму масло меняли менее чем за 3 тыс. км, весной вы вполне можете проехать на нем еще 1,5 тыс. км.
В идеале, если учитывать все названные факторы, масло в двигателе мотоцикла следует менять два раза в год – до зимы и после.
Перед наступлением зимы менять масло нужно, чтобы облегчить работу двигателя в условиях минусовых температур. Весной – для избавления мотора от отработавшей смазки. Если менять смазку вы можете только единожды в течение года, то лучше делать это после зимы.
Нужно ли менять масло после зимы: мнение бывалых
1. Теплый гараж для мотоцикла – не повод откладывать замену масла весной
«Менял все масла в мае этого года, в течение сезона набрал только 2,5 тыс. км. На зиму ставлю мот в теплый гараж. Задался вопросом, надо ли менять масло после зимы на мотоцикле или докатать до 5 тыс. км? Глянул разные мнения в интернете. В результате решил, что лучше всего после зимы менять, но если выходит дорого, то можно и так катать. Короче, менять нужно в зависимости от пробега или же раз в год».
2. Мотоциклист, а к какому лагерю примкнешь ты?
«Тема про то, когда менять масло, – одни споры. Для себя давно решил менять перед зимой обязательно и в сезон, когда пробег уже 6 тыс. км, то есть дважды за год.
Нагар всегда будет вне зависимости от качества мотора и его производителя. Ну такая уж физика у ДВС. Следовательно, смазка будет окисляться из-за попадания в неё продуктов сгорания. Так что перед зимой его лучше менять. Ну а уж если не менять, то можно вообще не заморачиваться после, чего уж».
3. Полагаете, что вашему авто не страшны «тяжелые условия» эксплуатации? Ну-ну...
«Так какие же именно условия можно считать «тяжелыми» для моторного масла и срока его эксплуатации? Вот основные из них:
- Нерегулярность использования авто. Если на машине ездят раз в неделю или реже, то масло придется менять чаще, чем рекомендовано автопроизводителем. Дело в том, что в двигателе постоянно образовывается конденсат, а во время продолжительного простоя он усиленно смешивается с продуктами горения. При этом конденсат способствует сильному окислению, то есть разрушает двигатель изнутри.
- Короткие выезды на небольшие расстояния. В такой ситуации мотор не успевает хорошо прогреться. Наиболее критичен подобный тип нагрузки зимой.
Если вы используете машину (например, Renault Laguna 2003 г., 130 тыс. км пробега, ездит на бензине в городских условиях) только по выходным для непродолжительных поездок, то менять масло после зимы нужно обязательно, несмотря на небольшой пробег в течение года при таком уровне эксплуатации (до 2 тыс. км)».
4. Меняем не по книжке, а по разуму
«Многие знают, что в развитых странах обувь к вечеру остается такой же чистой, как и была утром. Объяснение достаточно простое. Пыли там не меньше, чем у нас, но улицы моют каждый день и в любую погоду. Делают это регулярно, дороги всегда в таком состоянии. Автопроизводители, в свою очередь, рассчитывают период выработки ресурса моторного масла исходя из реалий чистого дорожного покрытия. В таких условиях смазка загрязняется медленно и долго не теряет изначальных характеристик. Воздушные фильтры нужно менять в расчете: один на 60 тыс. км! В наших реалиях это слишком большой срок службы этих расходных материалов».