Нужно ли прогревать машину летом: за и против
Нужно ли прогревать машину летом? Мнения производителей и экспертов в этом вопросе расходятся. Первые утверждают, что не нужно, вторые – необходимо.
Почему? И все же, прогревать даже в жаркую погоду нужно. Масло набирает рабочую температуру, трущиеся детали – необходимые зазоры. Другое дело, что летом прогрев можно сократить по времени.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Почему нужно прогревать машину летом
В холодное время все водители перед выездом включают мотор на несколько минут. Такая необходимость диктуется правилами эксплуатации транспортных средств, о чем написано в руководстве, составленном производителем. Но в жару даже опытные автовладельцы задаются вопросом, нужно ли прогревать машину летом.
У популярных видеоблогеров встречается диаметрально противоположное мнение относительно необходимости прогрева мотора. Они уверены, что на современных авто заниматься этим не нужно, даже если на улице сильный мороз. Не говоря уже о том, что прогрев ДВС также необходим и в теплое время года.
Разберемся, нужно ли прогревать машину летом перед поездкой, не важно механика, автомат или коробка-вариатор установлены в механизме трансмиссии.
Смазочная жидкость должна обволакивать все трущиеся детали в моторе. На заведенном двигателе масло циркулирует в замкнутой системе. Если же ДВС заглушить, смазка стечет в резервуар, при этом на элементах сохранится масляная пленка. Длительность стоянки авто влияет на толщину этой пленки. Следовательно, даже летом нужно прогревать машину в течение 60 секунд, чтобы масло распределилось равномерно по всем элементам.
Для очистки смазочной жидкости от продуктов распада, мельчайших частичек металла используются масляные фильтры. Но если машина не прогрета, масло не пройдет через фильтрующий элемент, оно в загрязненном виде попадет в мотор. Это приведет к тому, что ДВС быстро износится. Когда смазка прогрета, она легко поступит в масляный фильтр и очистится от примесей.
На поршне находятся маслосъемные кольца. Ресурс этих элементов снижается, если постоянно ездить на непрогретой машине, вне зависимости от сезона года. Маслосъемные кольца удаляют излишки смазки, создают требуемое давление. Когда мотор заведен, эти элементы функционируют под большой нагрузкой, поскольку с силой трутся о цилиндр.
После поворота ключа зажигания двигатель работает на повышенных оборотах, которые снижаются при повышении температуры. После прогрева металлические элементы расширяются, их смазка происходит более эффективно. Чтобы сохранить кольца и цилиндры в идеальном состоянии, перед поездкой нужно прогревать машину даже летом.
Введение экологических норм Euro-5 привело к конструктивным изменениям ДВС, что также негативно отразилось на его ресурсе. Для того чтобы катализатор максимально быстро нагрелся до рабочей температуры, в него впрыскивается большая доза горючего.
В результате масло со стенок цилиндров смывается. Если прогревать машину спокойно, ничего страшного не произойдет, поскольку нагрузка на мотор отсутствует. Но в рабочем режиме возникает риск образования задиров.
Почему не стоит впадать в крайности при прогреве машины
Итак, мы выяснили, что перед началом движения мотору надо дать поработать. Логика подсказывает, что время здесь зависит от температуры окружающей среды и вряд ли нужно летом прогревать машину на автомате или механике долго и основательно.
Впрочем, поступать таким образом не рекомендуется даже зимой, поскольку на холостых оборотах температура будет подниматься медленно, особенно если двигатель дизельный. Это приведет к повышенному потреблению горючего, ваши соседи также будут недовольны, поскольку выхлопные газы станут попадать к ним в квартиру, если автомобиль припаркован под окнами.
При длительном прогреве в таком режиме начинают образовываться низкотемпературные отложения (шламы) на элементах ДВС. По оттенку и текстуре шламы похожи на гуталин. Они откладываются на деталях, засоряют масляные каналы и сетку маслоприемника. Однако начинать езду без прогрева также недопустимо.
Даже если вы используете современное моторное масло, в холодном состоянии оно не способно защитить трущиеся поверхности от износа.
Даже с учетом того, что в летнее время года температура может подниматься до 20-40 градусов Цельсия, не стоит полагать, что риск образования задиров и повышенный износ элементов отсутствуют.
Многие автовладельцы, чтобы ускорить прогрев двигателя, нажимают на педаль газа. Но такой прием нецелесообразен: с таким же успехом можно газовать на ходу. Если приходится стартовать без прогрева, лучше все-таки не впадать в крайности, а двигать постепенно, плавно и аккуратно нажимая на акселератор.
Что говорят о прогреве машины летом производители
Чтобы точно узнать, нужно ли прогревать машину летом (дизель или бензин – не важно), необходимо изучить руководство по эксплуатации вашего авто, где указаны рекомендации автопроизводителя.
Причем в данной инструкции советы зачастую расходятся с привычным мнением многих автомобилистов. Например, «Фольксваген» рекомендует прогревать машины 2000-2012 годов выпуска в летний сезон в течение 30 секунд, однако зимой этого не делать совсем.
Производитель аргументирует такое требование тем, что в зимний период мотор, функционируя на холостых оборотах, наносит колоссальный вред экологии.
Но те, кто заботятся об экологической ситуации, и считают, что не нужно прогревать машину летом на вариаторе или автомате, должны понимать, что при такой эксплуатации ДВС быстро выйдет из строя, и придется потратить крупную сумму на капитальный ремонт.
Данная рекомендация встречается у многих автопроизводителей из Германии. Если вы внимательно присмотритесь, то заметите, что когда вы заводите мотор летом, стрелка тахометра поднимается до 1100 оборотов в минуту, спустя полминуты опускается до рабочих 800-900 оборотов.
Это значит, что можно начинать движение. В холодное время года на машине стрелка тахометра сразу находится в рабочем положении 900 оборотов в минуту, указывая на то, что можно ехать.
Если придерживаться рекомендаций автопроизводителей, то спустя 150 тысяч километров пробега ДВС выйдет из строя.
В такой ситуации автоконцерны только выиграют: гарантийный срок на машину закончился, автовладелец станет приобретать оригинальные детали, а это прямая выгода для производителей.
Поэтому не стоит придерживаться рекомендаций автопроизводителя касательно того, нужно ли прогревать машину летом с АКПП или МКПП, особенно если ДВС с турбиной.
Турбированный мотор не может нормально функционировать, если смазка не прогрелась до рабочей температуры. Если вы будете нажимать на педаль газа на холодном двигателе, турбина выйдет из строя, из выхлопной трубы повалит сизый дым, и обойтись без капремонта не получится.
Предстартовая подготовка машины в любое время года
Чтобы продлить срок службы двигателя, следует выполнить подготовку, прежде чем начинать движение. После того как вы включите зажигание, ДВС за пару секунд входит в предстартовый режим. ЭБУ дает команду удерживать повышенные обороты.
Стрелка тахометра показывает 1200 оборотов в минуту. В это время климатическая установка прокачает хладагент в кондиционере, генератор подаст ток батарее и по всем системам авто. И произойдет самое важное: масляные насосы в ДВС и трансмиссии прокачают смазку по всему контуру.
На это уйдет приблизительно 60 секунд, по истечении этого времени смазочная жидкость заполнит все каналы, дойдет до дальних полостей, защитив все трущиеся элементы. Затем ЭБУ снизит обороты мотора, стрелка тахометра опустится до 800 оборотов в минуту на холостом ходу.
Только после этого автомобиль полностью готов к старту, и можно нажимать на педаль газа. Дальнейший прогрев ДВС будет осуществляться во время движения.
Предстартовая подготовка осуществляется в автоматическом режиме, не важно, какой сезон: зима или лето. Это значит, что при любой температуре на улице важно подождать пару минут, чтобы двигатель поработал на холостых оборотах, а смазочная жидкость разошлась по системе. Такое бережное отношение к автомобилю позволит избежать дорогостоящего ремонта и преждевременного выхода из строя силового агрегата.
Многие автовладельцы ошибочно полагают, что не нужно прогревать машину летом с МКПП или автоматом, пропускают предстартовую подготовку, сразу начиная движение. В этом случае насосы еще не успели прокачать масло, на трущихся элементах недостаточно смазки, в результате происходит их быстрый выход из строя, образуются задиры, ДВС и КПП ломаются.
Если вы поворачиваете ключ зажигания и сразу стартуете, активно нажимая на акселератор, на стенках цилиндров образуются задиры. В результате такой эксплуатации восстановить современный мотор не получится даже после капремонта.
Ответ на вопрос, нужно ли прогревать машину летом (инжектор или карбюратор), однозначный: делать это необходимо вне зависимости от температуры на улице. Действуя таким образом, вы исключите риск масляного голодания, поэтому ДВС будет работать исправно в течение длительного времени.
Время прогрева машины в холодное время года
Длительность прогрева зависит не столько от погоды на улице, сколько от конструктивных особенностей автомобиля. К примеру, современный ДВС с инжектором прогреется быстрее, чем карбюраторный мотор.
Конечно, важно учитывать и климатические условия:
От 0 до +5 градусов Цельсия
Машина прогреется за 60 секунд. Металлические детали при таком температурном режиме не замерзают, поэтому исключены повреждения силового агрегата. Если вы торопитесь, то можно не прогревать авто и сразу начинать движение на минимальной скорости и на малых оборотах, так двигатель постепенно достигнет рабочих температур.
От -10 до 0 градусов Цельсия
В прохладную погоду прогрев завершится через пару минут. Однако не торопитесь начинать движение, дайте мотору поработать на холостых оборотах.
От -20 до -10 градусов Цельсия
Чтобы температура в силовом агрегате и всех системах достигла рабочей, потребуется 5 минут. Учитывайте специфику вашего авто при прогреве. К примеру, показатель того, что машина готова ехать, – отпотевшие стекла. Важно двигаться первые 30 минут на малой скорости, исключив резкие разгоны и перегрузки ДВС.
Мороз -20 градусов Цельсия
В суровую зиму следует прогревать авто в течение 10 минут. Конечно, если у вас новая машина, она прогреется быстрее. Однако в начале поездки стоит двигаться плавно, без резких ускорений. Если у вас подержанный автомобиль и за окном ниже -25 градусов, рекомендуется отказаться от поездки, поскольку в результате такой эксплуатации в экстремальных условиях износ элементов ДВС будет колоссальным.
Алгоритм прогрева автомобиля в зимнее время следующий:
- Запускаем мотор.
- Скидываем снег с машины, очищаем стекла от наледи.
- Осматриваем автомобиль, чтобы проверить, что с ним все в порядке.
- Садимся в авто, пристегиваемся, включаем навигатор.
- Пока вы выполняли все эти действия, машина прогрелась, и можно начинать движение.
Время прогрева зависит от особенностей вашего автомобиля. Опытные автовладельцы на слух определяют, что температура в ДВС поднялась до рабочей и мотор работает плавно, держит обороты.
Часто задаваемые вопросы о прогреве машины летом
Нужно ли прогревать машину летом с турбомотором?
Если вы счастливый владелец спортивной машины с турбированным мотором, с повышенной компрессией и минимальными зазорами, без прогрева не обойтись даже в жару.
Детали ДВС выполнены из сплавов и металлов, к примеру блок из чугуна и алюминия, кованые поршни из стали. Это значит, что коэффициент теплового расширения у каждого элемента будет отличаться. При этом технологические зазоры придут в норму лишь при рабочей температуре.
Есть ли смысл использовать предпусковые подогреватели?
С помощью такого устройства запуск «на холодную» будет происходить легче, поскольку температура антифриза станет выше.
Многие автоконцерны устанавливают на машины предпусковые подогреватели, если автомобили предназначены для продажи в странах с суровым климатом.
Предпусковой подогреватель ускоряет подачу смазки к цилиндрам, в результате уменьшается трение элементов, исключается преждевременный износ ДВС.
Все чаще используются электрические подогреватели с насосом, с их помощью обеспечивается максимально эффективный и быстрый прогрев.
Что нужно делать, чтобы прогревать машину правильно?
Придерживайтесь следующих рекомендаций, чтобы прогревать машину быстро и правильно:
- Если у вас новый автомобиль, при прогреве обращайте внимание на расход горючего. На холодном моторе ЭБУ показывает расход в несколько раз больше реального. Когда данные станут привычными для вашей машины, можно стартовать.
- Поскольку выхлопные газы ядовиты, не стоит в течение длительного времени прогревать автомобиль во дворе дома.
- В обязательном порядке прогревайте двигатель в холодное время года, чтобы исключить преждевременный выход из строя силового агрегата.
Прогрев авто необходим в любое время года, поскольку эта процедура позволяет уменьшить нагрузку на топливную систему и мотор.