Нейтральная передача на автомате: как правильно использовать
О чем речь? Нейтральная передача на автомате порядком отличается по функциональности и диапазону применения от такой же на механике. По сути, она предназначена только для одного – использования в экстренных аварийных ситуациях.
Как правильно использовать? Нейтраль на автомате не нужно включать, стоя на светофоре. Также не стоит этого делать при спусках с горки ради мнимой экономии топлива. Едва ли не единственный сценарий, в котором нейтральная передача может понадобиться – буксировка на мягкой сцепке при поломке.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Как работает нейтральная передача на автомате
Нейтральная передача на автомате, когда селектор находится в режиме N, означает, что двигатель заведен, но работает вхолостую, не оказывая влияния на перемещение автомобиля. При движении машины гидротрансформатор в автоматической коробке передач передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии, а затем на колеса, что и обеспечивает движение автомобиля.
Но в случае перевода коробки передач в нейтральный режим специальные клапаны внутри нее закрываются, останавливая циркуляцию масла. В результате связь между двигателем и трансмиссией прекращается, и крутящий момент не доходит до колес. Таким образом, если автомобиль в этот момент двигается, он продолжит свое движение накатом, а колеса будут вращаться по инерции, а не из-за воздействия мотора машины.

a.d-cd.net
Зачем на коробке-автомате нейтральная передача? Она является аварийным режимом, постоянно переключаться на нее нет смысла. Ее предназначение заключается в обеспечении возможности разблокировки колес в чрезвычайных ситуациях, например если нужно дотолкать заглохший автомобиль до заправки или гаража или отбуксировать в сервис.
Стандартные рекомендации для буксировки: перемещение на расстояние не более 50 км со скоростью не выше 50 км/ч, более точные данные для своей модели авто вы можете уточнить у производителя напрямую или в документах к машине. А вообще, можно ли буксировать автомат на нейтральной передаче, – довольно сложный вопрос. Например, у некоторых современных коробок на 8–10 передач настолько плотная компоновка, что без циркуляции масла они моментально перегреваются, из-за чего буксировка может обернуться дорогостоящим ремонтом или и вовсе заменой всего узла.
Для чего же нужна нейтральная передача на автомате? В основном для сервисного обслуживания и в случае непредвиденных ситуаций. Скажем, по каким-то причинам заело педаль газа в нажатом состоянии, из-за чего автомобиль начал бесконтрольное ускорение. В этой ситуации режим N поможет избежать ДТП, прекратив подачу крутящего момента с двигателя на колеса и позволив спокойно затормозить.
Есть и еще одна ситуация, в которой нейтральная передача может пригодиться, – остановка на крутом склоне. Теоретически режим P способен зафиксировать автомобиль и на сильном подъеме, но чрезмерная нагрузка на фиксатор при этом грозит его преждевременным износом или вовсе выходом из строя. Поэтому рекомендуется после остановки переключиться в нейтральный режим, зафиксировать автомобиль с помощью стояночного (ручного) тормоза и только после этого для дублирующего контроля перевести коробку в режим Parking.
6 распространенных мифов о нейтральной передаче
1. Разъединить двигатель и колеса на длительное время можно только с помощью нейтральной передачи (нет).
В некоторых полноприводных автомобилях (например, Lada 4x4 и Chevrolet Niva) можно включить нейтралку как в раздаточной коробке, так и в основной коробке передач. Во время буксировки этих автомобилей для снижения сопротивления из-за трения используют эту возможность. Аналогичная ситуация и в случае UAZ Patriot с российской раздаточной коробкой.

a.d-cd.net
Собственникам полноприводных иномарок на автомате стоит обратить внимание на схему переключения раздатки: если там 4L-4H-N-2H (например, у Suzuki Grand Vitara), вам повезло. Достаточно включить нейтральную передачу в раздатке, и ваш авто можно буксировать как угодно далеко безо всякого риска для коробки. Кроме того, у заднеприводных автомобилей часто есть еще одна возможность разъединить движок и колеса: открутить фланец карданного вала. Это также позволяет буксировать автомобиль на любое расстояние.
А в импортных раздатках УАЗ предусмотрены синхронизаторы, облегчающие переключение передач, поэтому нужда в нейтральной передаче отсутствует.
2. Нейтральная передача есть на любом транспортном средстве (ложь).
Разработчики не сочли нужным добавлять нейтральную передачу в электромобили. В Tesla используется двухступенчатый редуктор с косозубой цилиндрической передачей для соединения электродвигателя с колесами. Даже задний ход включается переключением обмоток. В скутерах, оснащенных бесступенчатой вариаторной трансмиссией, нейтралки, по сути, тоже нет. В них для разъединения двигателя и колеса используется центробежное сцепление.
3. Нейтральную передачу обязательно нужно включить при остановке машины (верно только для механики, но не для автомата).
Если у вас механическая коробка передач, при движении в пробках с постоянными остановками или просто на светофоре рекомендуется использовать нейтральную передачу. Это поможет продлить срок службы выжимного подшипника и сцепления в целом.
Однако автоматические трансмиссии для того и разработаны, чтобы максимально увеличить комфорт водителя за рулем, снижая количество нужных манипуляций до минимума. Поэтому владельцу автомобиля с АКПП достаточно нажать на тормоз для остановки. Ничего плохого не произойдет, в конструкции автомата все предусмотрено, поэтому дополнительный износ или перегрев коробке не грозит.
Лишь в случае длительной остановки (более десяти минут, скажем, на ж/д переезде) имеет смысл включить режим N и зафиксировать автомобиль ручником (или просто нажать и удерживать педаль тормоза), чтобы избежать откатывания. Хотя и в такой ситуации лучше использовать вместе со стояночным тормозом не нейтралку, а режим парковки. Такой подход практически исключит перегрев коробки и мотора, а еще бонусом сократит расход топлива.
4. Переключение на нейтральную передачу во время движения снижает расход топлива и продлевает срок службы двигателя (ошибочно).

allcarz.ru
Режим разгона и дальнейшего движения по инерции морально устарел многие десятилетия назад. Реалии современного дорожного движения и конструкция автомобилей не слишком сочетаются с этим прерывистым стилем езды, и это точно не ответ, зачем нужна нейтральная передача на автомате. Хотя на пологих спусках действительно удастся чуть-чуть сэкономить топливо, на подъемах его расход увеличится. Более того, ваш автомобиль будет мешать другим водителям, что может привести к опасным ситуациям.
А вот на крутых спусках разрывать связь между двигателем и колесами не рекомендуется, это может привести к серьезным последствиям. Без поддержки двигателя тормоза быстро перегреваются, что сильно снижает их эффективность. В этом случае рекомендуется использовать вторую или третью передачу, если у вас механика, а в случае автомата – L или 2. Сегодня в автоматических коробках передач и вариаторах есть функция принудительного включения любой передачи.
5. Если вы заканчиваете поездку и скоро остановитесь, нужно включить нейтраль (нет).
Никакой экономии из этого не выйдет, так как двигатель работает на холостом ходу и автомобиль замедляется самостоятельно.
Современные двигатели полностью прекращают расходовать топливо в режиме принудительного холостого хода, который возникает, если педаль газа в исходном положении, а обороты двигателя при этом повышенные. В этот момент блок управления двигателем останавливает подачу топлива через форсунки. Поэтому рекомендуется выключать передачу перед полной остановкой.
6. Авто с механической КПП нельзя оставлять на стоянке на нейтрали (ошибочно).
Опытные водители порой любят подчеркнуть, что всегда оставляют машину на стоянке с включенной передачей, мол это надежнее и ручник не нужен. Однако этот подход для некоторых двигателей чреват неприятными последствиями, если в моторе нет надежных фиксаторов натяжителей ремня или цепи ГРМ.
Проблема заключается в том, что если оставить автомобиль на крутом подъеме на первой передаче, двигатель под воздействием силы тяжести будет пытаться вращаться в обратном направлении. Закончиться это может перескакиванием ослабленной цепи или ремня ГРМ. Рекомендуется всегда использовать ручной тормоз, по возможности упираться колесами в бордюры и только в случае особой необходимости оставлять автомобиль на передаче, при этом включать передачу по направлению наклона дорожного полотна, то есть на спуске – первую, а на подъеме — заднюю.
Часто задаваемые вопросы о нейтральной передаче на автомате
Вредит ли использование нейтральной передачи автомату?
Это зависит от типа автомата. Например, «робот» — это, по сути, механическая коробка передач, в которой автоматически происходит только размыкание сцепления и переключение передач. Для МКПП нейтральная передача используется во множестве ситуаций безо всяких ограничений.
Электроника роботизированной коробки также способна отключать все передачи, позволяя автомобилю двигаться накатом или во время длительной стоянки с работающим двигателем, что не наносит никакого ущерба коробке. Хотя производители современных РКПП все равно рекомендуют избегать буксировки автомобиля с выключенным двигателем для защиты системы управления передачами и сцеплением, которая в большинстве случаев является гидравлической.
В отличие от роботизированной трансмиссии для вариатора и гидромеханического автомата требования совершенно другие. На нейтральной передаче у них сильно снижается циркуляция масла, что плохо сказывается на смазке агрегата и приводит к его перегреву. И хотя чисто физически вы, конечно, можете включить нейтралку, но дальнейшее движение в этом режиме навредит коробке передач.
Стоит ли для экономии топлива ставить коробку в N?
Нет, нет и еще раз нет. Пусть даже вы двигаетесь с умеренной скоростью, а впереди продолжительный спуск, включение нейтральной передачи не только не принесет плюсов, а скорее наоборот. Управляемость автомобиля сильно снизится, что особенно важно на скользкой дороге. Кроме того, никакой экономии топлива вы не получите, так как при спуске с отпущенной педалью газа в режиме D автомат может повысить передачу, а подача топлива перекрывается электронным блоком управления, что снизит расход до нуля. А вот на холостом ходу двигателя при его отключении от колес топливо продолжит сгорать.
В случае частых остановок в пробках и на светофорах, без движения, для автомобиля режим коробки передач не имеет значения.
Однако частые переключения из D в N и обратно приводят к повышенному износу фрикционов или муфт (в роботизированной коробке), поэтому в пробках рекомендуется держать машину в режиме D, а переключать селектор в положение парковки только при длительных остановках, например на ж/д переезде.
Как правильно переключаться в режим N и выходить из него?
Разобраться, как включить нейтральную передачу на автомате, очень просто: просто переместите селектор из положения D (или R) в N, скорее всего, даже не нужно будет при этом включать его блокировку. Однако нужно правильно выбирать подходящий момент для переключения. Лучше всего предварительно снять лишнюю нагрузку с коробки, то есть в случае ускорения автомобиля надо перестать газовать, а в случае замедления использовать педаль тормоза, чтобы разгрузить двигатель.
Аналогично выполняется переход из нейтрального режима в Drive. Лучше делать это в два этапа независимо от того, движется ли автомобиль. Первым шагом будет перемещение рычага коробки (возможно, потребуется разблокировать его), а вторым – через пару секунд нажать на газ. Бывает, что автомат дает подсказку, когда можно выполнить это действие, легким толчком.
Итак, мы разобрались, как работает нейтральная передача на автомате и для чего она нужна. В основном этот аварийный режим предназначен для экстренных ситуаций вроде буксировки, перемещения или технического обслуживания и ремонта автомобиля. В определенных ситуациях он может пригодиться в случае долгого нахождения на месте без движения (четверть часа или дольше). Совершенно точно не стоит пытаться с помощью нейтралки добиться экономии топлива во время спусков или движения в пробках.
Не забывайте, что рекомендации по использованию АКПП зависят от ее типа, поэтому сверяйтесь с документацией на авто или обращайтесь к производителю.