Неисправности трансмиссии: выявление и устранение
О чем речь? Неисправности трансмиссии проявляют себя по-разному. Все зависит от типа установленной на автомобиле КПП и локализации проблемы, ведь это не только коробка передач, но и другие узлы, передающие вращение от двигателя на колеса.
Что делать? Очевидные признаки неисправности трансмиссии можно выявить самостоятельно. Для этого необходимо обратить внимание на нехарактерные звуки, толчки, дерганья при движении авто. Более глубокую диагностику проводят на СТО.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Признаки неисправности механической трансмиссии
Механическая коробка передач является признанным лидером в номинации сложности эксплуатации, так как водителю нужны умения работы со сцеплением, определения лучших моментов для переключения передач и выбора подходящей скорости. Однако несмотря на это МКПП является самым надежным типом трансмиссии благодаря своей простой конструкции и неприхотливости в обслуживании. Но типичные неисправности трансмиссии есть и у нее.

a.d-cd.net
1. Слышен шум коробки передач как под нагрузкой, так и в нейтральном положении КПП
К подобным последствиям приводят сильные загрязнения масла или попадание в него воды. Для решения проблемы понадобится промыть коробку и заменить масло. Однако с большей вероятностью дело в неисправности коробки передач, а именно износе одного или нескольких подшипников, которые необходимо заменить. Еще одна возможная причина постороннего звука на нейтральной передаче — износ выжимного подшипника сцепления. Чтобы точно диагностировать проблему, выжмите сцепление – шум должен стать гораздо сильнее.
2. Шум (скрежет) при переключении скоростей
Причиной неисправности трансмиссии в этом случае является неполное выключение сцепления или неисправность синхронизирующих муфт в коробке передач. В первом случае можно попробовать отрегулировать привод сцепления, во втором избежать ремонта КПП не удастся. Если откладывать решение проблемы, износ деталей будет еще более сильным, что сделает переключение передач сначала сложным, а впоследствии и вовсе не возможным.
3. Проблем в работе коробки нет, но под машиной после стоянки остаются подтеки трансмиссионного масла
Это указывает на потерю герметичности сальников или прокладок коробки передач. Если вовремя не устранить проблему, уровень масла упадет ниже минимального значения, после чего быстро проявятся описанные выше симптомы — из-за плохой смазки произойдет разрушение подшипников и муфт переключения.
4. Передача включена, но при увеличении оборотов скорость не меняется
Это явный показатель сильного износа ведомого диска сцепления. Кроме того, что это создает неудобства при вождении, откладывать ремонт также не стоит из-за риска повреждения маховика двигателя изношенным диском сцепления, что значительно увеличит стоимость ремонта.
5. Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач (в просторечье — «выбивает скорость»)
Среди возможных причин могут быть неисправности или необходимость настройки привода переключения — механизма, который соединяет коробку передач с рычагом в салоне с помощью тросов или тяг. К сожалению, могут быть и более серьезные проблемы внутри коробки.
6. Работающий двигатель вызывает сильные вибрации кузова
Проблемы могут возникать не только у двигателя, но и у коробки передач. Причины надо искать в ослаблении болтов крепления коробки передач к двигателю или износе опор.
Признаки неисправности автоматической трансмиссии
Известно, что автоматическая трансмиссия подвергается значительным нагрузкам во время эксплуатации автомобиля, что может привести к поломке коробки передач. Несмотря на усилия автопроизводителей по повышению долговечности этих агрегатов АКПП по-прежнему считается одним из наиболее проблемных компонентов машины. Признаки и типы неисправностей при этом довольно разнообразны. Например, толчки и рывки при переключении скоростей могут указывать на проблемы с гидроблоком. При этом толчки бывают разными, и каждый тип говорит о конкретной поломке.

kodixauto.ru
В случае появления неисправностей автоматической трансмиссии автовладельцу необходимо как можно скорее определить причину или искать помощи у профессионалов в автосервисах. При этом стоит учесть, что неполадки в работе АКПП могут проявляться в виде трудностей с переключением скоростей или полной блокировки передач. При попадании в подобную ситуацию ни в коем случае не эксплуатируйте автомобиль, так как это может усугубить проблему.
В ряде случаев причину можно определить с помощью штатных устройств, установленных на агрегате.
Эти устройства помогают автомобилистам выявлять и предотвращать различные ситуации:
- низкий уровень масла в коробке передач;
- недостаточное давление трансмиссионной жидкости;
- перегрев узлов АКПП;
- неисправность датчиков трансмиссии;
- неполадки при переключении передач.
Чтобы определить источник проблем, понадобится снять коды неисправности трансмиссии системы самодиагностики и узнать их значение. Кроме того, можно проверить цепи, измерить давление и провести тест-драйв. Однако такие методы диагностики редко дают точный результат, и для получения полной картины необходимо разобрать коробку.
Ремонт АКПП без разборки – все равно что лечение пациента без анализов просто по описанию человека, хотя в медицине есть сотни заболеваний, которые могут привести к одному и тому же симптому.
Если АКПП ведет себя странно или выдает случайные ошибки, есть смысл проверить шлейфы, заменить масло и правильно настроить его уровень. Это частенько решает проблемы на современных высокоточных АКПП BMW или старых АКПП с пробегом более 200 тыс. км.
Также не нужно снимать коробку, чтобы осмотреть гидроблок, его датчики и шлейфы, которые вполне могут быть причиной неисправности трансмиссии автомобиля на «автомате». Однако для автомобилей с пробегом более 120 000 или тех, которые не выходят из аварийного режима, простые процедуры вряд ли помогут.
Не рекомендуется диагностировать проблемы на слух, интуитивно или другими «волшебными» способами без вскрытия коробки.
Самостоятельная диагностика неисправностей трансмиссии
Что значит неисправность трансмиссии? В работе автомобиля возникают специфические признаки вроде рывков при переключении передач или заметного ухудшения управляемости. Иногда передачи не переключаются, невозможно включить первую передачу после стоянки, либо включенная передача выключается сама собой, а КПП переходит в «нейтралку».
Лишние шумы при переключении или работе на нейтральной передаче, запах гари, утечки трансмиссионного масла, тряска и вибрация — все это может указывать на проблемы с коробкой передач или другими деталями трансмиссии. При обнаружении даже одного из этих признаков нужно безотлагательно провести диагностику для выявления и устранения неисправности.

yandex.net
Проводить диагностику гораздо комфортнее, если автомобиль загнали на эстакаду или установили над смотровой ямой, так как доступ к некоторым элементам возможен только снизу. Однако есть неисправности, которые проявляют себя лишь во время движения, поэтому выберите участок дороги с небольшим трафиком.
Эффективная работа трансмиссии зависит от правильной балансировки колес. Поэтому, если вы планируете провести диагностику трансмиссии, начните с посещения шиномонтажа.
Диагностика для определения основных неисправностей трансмиссии проводится в несколько этапов:
- Сначала проверяют отсутствие утечек рабочей жидкости, коробка передач должна быть сухой и без масляных подтеков снаружи.
- После этого оценивают звук, издаваемый при работе сцепления (при включенном двигателе и нажатой педали сцепления). Негромкое шипение свидетельствует о сильном износе или разрушении выжимного подшипника.
- Шум и скрежет в момент переключения передач говорят о том, что сцепление не полностью отсоединяет трансмиссию от двигателя.
- Проверяют положение педали сцепления при начале движения на первой передаче. Если сцепление исправно, даже легкое снятие давления с педали приводит к включению передачи и началу движения. Если износ педали сильный, для начала движения понадобится отпустить ее практически полностью.
- Еще один вариант диагностики — начать движение задним ходом, выжать сцепление и переключиться на первую передачу. Если услышите щелчок, значит, детали изношены.
- Значительный люфт полуосей при вращении взад-вперед и хруст на поворотах свидетельствуют о проблемах со ШРУС.
- Сильный металлический стук на поворотах и при движении по неровной дороге с выбоинами указывает на сильный износ дифференциала и проблемы с ходовой частью.
Спуск позволяет выполнить весьма информативный маневр для оценки состояния трансмиссии:
- включить «нейтралку»;
- ненадолго отключить зажигание;
- повторно завести автомобиль и установить КПП на нужную передачу.
Когда автомобиль запускается без затруднений, это указывает на нормальную работу трансмиссии.
Если в автомобиле имеется система самодиагностики и она выдает коды ошибок неисправностей трансмиссии, необходимо их расшифровать. Нужные данные, как правило, можно найти в руководстве пользователя авто.
Устранение неисправностей трансмиссии
Если диагностика выявила проблемы с трансмиссией, нужно произвести ремонт. Для устранения серьезных поломок рекомендуется обратиться в автосервис, но кое-что по мелочи можно исправить самостоятельно. Не забывайте, что в современных автомобилях становится все больше сложных систем, поэтому их обслуживание и ремонт лучше доверить авторизованному сервисному центру, так как самодеятельность может привести к блокировке важных систем. Старое же авто с механической коробкой передач вполне можно и диагностировать, и отремонтировать собственноручно.

stz-online.ru
Главные шаги при ремонте неисправностей трансмиссии включают:
- Снятие КПП и других компонентов трансмиссии с автомобиля, находящегося на подъемнике или над смотровой ямой.
- Разборку, очистку и тщательный осмотр (визуальный анализ, тактильное исследование) деталей.
- Замену расходных материалов и не подлежащих восстановлению деталей. В случае значительных повреждений может быть более выгодным заменить узел целиком. Новая коробка передач стоит дорого, но можно найти контрактную КПП на разборке.
- Сборку и установку отремонтированных компонентов на место.
- Проверку работы.
При обнаружении протечек масла следует заменить уплотнители, а также шланги и трубки с трещинами и вмятинами. Замена масла и установка нового фильтра потребуется в случае сильного загрязнения или выраженного запаха гари. Вакуумный корректор, неисправность которого проявляется в виде синей окраски выхлопа, тоже не подлежит ремонту, только замена.
Для устранения неисправности трансмиссии, связанной с износом сцепления, в зависимости от степени повреждений потребуется замена накладки (переклепка) или установка нового сцепления полностью (диск, корзина и выжимной подшипник). Для выполнения этой операции надо демонтировать коробку передач.
Нередко проблемы возникают с тросиком сцепления. Если он порвался или перемещается только с заметным усилием, потребуется поменять его на новый. Первым делом трос отсоединяется от блока сцепления, а после этого от педали. Сборку осуществляют наоборот. Если трос просто растянулся вследствие долгой эксплуатации или ослаблен из-за разрушения накладок, можно отрегулировать его, подкрутив гайки на наконечнике (предварительно ослабив контргайку). Кроме того, на рынке представлены саморегулирующиеся и компенсирующие длину храповые тросы сцепления, их можно отрегулировать лишь после монтажа.
Если требуется замена ШРУС, необходимо открутить гайку ступицы, болты колес и повернуть руль в крайнее положение в сторону неисправного шарнира. После оттягивания кулака внешняя часть шарнира снимается, а вслед за ней и внутренняя, а также пыльники и хомуты. Вал должен быть зажат в тисках во время демонтажа. На вал нужно установить новый пыльник со смазкой ШРУС и стопорным кольцом. Шарнир устанавливается на свое место аккуратными ударами молотка через деревянную прокладку или резиновой киянкой.
Мы рассмотрели основные признаки неисправности агрегатов трансмиссии и действия, которые необходимы для самостоятельного решения проблемы. Если обнаружены более серьезные неполадки или вы не можете самостоятельно определить причину неправильной работы трансмиссии, следует обратиться к профессионалам в авторизованный сервисный центр.
Часто задаваемые вопросы о неисправностях трансмиссии
Как механики диагностируют неисправность АКПП?
Основные действия:
- контроль уровня и состояния масла;
- тест-драйв для поиска проблем, проявляемых только в движении;
- осмотр корпуса трансмиссии;
- проверка давления рабочей жидкости;
- гидравлический тест (если нужно).
Благодаря этим действиям можно диагностировать ряд неполадок АКПП:
- неправильная регулировка троса управления;
- нарушение работы ЭБУ;
- проблемы с гидравликой;
- износ фрикционных дисков;
- повреждение механических компонентов;
- повреждения гидротрансформатора;
- неполадки в электрической части;
- сбитые настройки.
Точное определение причины неисправности и ее полное устранение может осуществить только опытный специалист.
Какие неисправности могут возникнуть в вариаторе?
Признаки неисправности трансмиссии с вариатором:
- вибрации при движении, вызванные ослаблением крепления коробки передач к двигателю или износом ее опор;
- рывки и толчки при переключении передач, а также при начале движения, что может указывать на износ сцеплений или проблемы с адаптацией актуаторов;
- трудности с переключением передач, задержки и зависание на одной ступени, связанные с неисправностями в блоке управления, мехатронике;
- увеличение оборотов двигателя при нажатии педали газа и медленный набор скорости, что может свидетельствовать о пробуксовке сцепления из-за слишком сильного износа;
- повышенный шум при работе вариатора, указывающий на износ подшипников или шестерен, требующих замены;
- утечка масла через сальники и прокладки, которая может привести к износу подшипников, шестерен и нарушению работы системы управления коробкой.
Как предотвратить появление неисправностей трансмиссии?
Для продления срока службы КПП рекомендуется следующее:
- Регулярно меняйте трансмиссионную жидкость согласно графику техобслуживания автомобиля и при ее обесцвечивании или загрязнении. Нормальная трансмиссионная жидкость имеет красный цвет и хорошую текучесть.
- Применяйте трансмиссионную жидкость, которая рекомендована производителем для вашей модели авто. Поддерживайте необходимый уровень жидкости и не переливайте ее.
- В случае переключения между парковкой, движением и задним ходом обязательно выжимайте педаль тормоза.
- Не торопитесь с переключением на режимы парковки или заднего хода, пока автомобиль полностью не остановится.
- Не следует заниматься буксировкой других автомобилей, если у вас автоматическая коробка передач, это чревато поломками.
Своевременное и качественное техническое обслуживание значительно продлит срок службы всех узлов автомобиля, и трансмиссия здесь не исключение. Не экономьте на мелочах: покупка дешевых запчастей или масла не сильно скажутся на бюджете, зато впоследствии это может оказаться ключевым фактором, который приведет к значительным тратам на ремонт или полную замену трансмиссии.