Неисправности автоматической коробки передач: диагностика и причины поломок
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как выявить первые признаки неисправности автоматической коробки передач
- Что может послужить причиной неисправности автоматической коробки передач
- Каковы основные неисправности АКПП и методы их устранения
Многие владельцы автомобилей уверены: коробка-автомат среди других трансмиссий наиболее надежная. В реальности дела обстоят несколько иначе. Если обращаться с такой коробкой неправильно, она прослужит недолго. Научиться определять неисправности автоматической коробки передач на начальном этапе вам поможет материал нашей сегодняшней статьи.
Основные признаки неисправности автоматических коробок передач
Наверняка вы знаете, что во время эксплуатации автомобиля именно коробка-автомат испытывает максимальную нагрузку. Несмотря на то что современные автоконцерны производят высокоресурсные трансмиссии, автоматическая коробка по-прежнему остается уязвимым элементом машины. Признаков, сигнализирующих о неисправности автоматической коробки передач, довольно много. Например, один из симптомов того, что гидроблок вышел из строя — в момент переключения скоростей автомобиль будет дергаться. Но толчки тоже могут быть разные, а значит, и причины такого поведения вашего автомобиля отличаются.
Заметили какую-либо неисправность автоматической коробки передач? В этом случае вам следует незамедлительно выявить причину либо отправиться в специализированный автоцентр по ремонту автомобилей. Еще один признак поломки данного узла — скорости перестали переключаться или передачи вообще заблокировались. К сожалению, в подобной ситуации пользоваться машиной запрещается. В противном случае это приведет к полной поломке автомобиля.
Нередко поломку можно выявить благодаря регуляторам и иным установленным на агрегате датчикам.
С их помощью автовладелец будет своевременно предупрежден о проблеме.
Например, можно узнать, что:
- в устройстве мало трансмиссионной жидкости;
- давление рабочей смазки слишком маленькое;
- АКПП перегрелась;
- прочие датчики не функционируют;
- режимы не переключаются.
Чтобы своевременно обнаруживать неисправности в автоматических коробках передач, нужно получить коды ошибок функционирования устройства после диагностики, а затем декодировать их. Есть еще один способ: прозваниваем цепи, измеряем уровень давления, тестируем машину во время движения. Но с помощью таких методов не всегда можно получить достоверную информацию. Скорее всего, потребуется снять и разобрать АКПП.
Ремонтировать коробку, не разбирая ее, — все равно что лечить больного, ориентируясь только на его жалобы и внешний вид. При этом вы не проводите никаких важных анализов. Понятно, что одна и та же жалоба может быть следствием множества заболеваний.
Если автомат ведет себя ненормально, время от времени мигает лампочка неисправности автоматической коробки передач, рекомендуется для начала заменить масло, залив такое количество, которое требуется по инструкции. Данная манипуляция поможет, если у вас новая суперточная коробка либо подуставший автомат на автомобиле с пробегом от 20 000 км.
Кроме того, не снимая АКПП, можно изучить гидроблок, все датчики и шлейфы. Они могут стать причиной поломки автомата. Но если пробег вашего транспортного средства больше 120 000 км или машина постоянно находится в аварийном режиме, скорее всего, эти действия не помогут решить появившуюся проблему.
Специалисты не советуют заниматься поиском неисправности автоматических коробок передач на глаз либо иными методами, не вскрывая АКПП. Это может привести к плачевным последствиям.
Таблица основных причин неисправностей автоматической коробки передач
Неисправности автоматической коробки передач всегда меняют поведение вашей машины. Выявить причину поломки поможет только полная диагностика. Но в некоторых случаях можно самостоятельно выяснить, что привело к неисправности:
Неисправность автоматической коробки передач |
Диагноз |
Машина не начинает движение, не важно, какая передача включена. Вы переключаете рычаг, чтобы выбрать диапазон, передвигаете его во все возможные положения, но толчка переключения передачи нет
|
Низкий уровень масла |
Фильтр загрязнен |
|
Гидротрансформатор сломан |
|
Фрикционные элементы (тормозные ленты, фрикционные диски) неисправны |
|
Ведущая шестерня масляного насоса сломалась либо износилась |
|
Манжеты в поршнях пакетов фрикционных дисков разрушились либо износились |
|
Клапан либо соленоид гидроблока неисправны |
|
Машина не передвигается, не важно, какая передача включена. Если переключить рычаг выбора диапазона, то можно услышать специфический толчок включения передачи |
Пониженный уровень масла |
Поломка гидротрансформатора |
|
Загрязнение масляного фильтра в коробке |
|
Машина не движется, если включена передняя передача, при включении задней передачи АКПП функционирует исправно
|
Один из клапанов гидроблока сломан |
Фрикционные диски в муфте прямого хода изношенны |
|
Уплотнительные кольца муфты прямого хода износились либо разрушены |
|
Манжеты поршня в муфте прямого хода разрушены либо износились |
|
Машина не движется, если включена задняя передача, на передней передаче АКПП функционирует исправно |
Тормозная лента или иные фрикционные элементы изношенны |
Шток поршня тормозной ленты сломан |
|
Манжет поршня тормозной ленты сломался либо износился |
|
Машина не может двигаться назад. Если переключить рычаг выбора диапазона на D и O/D, происходит включение первой и второй передачи, при этом третья и четвертая не включаются
|
Шлицы в корпусе барабана сцепления неисправны |
Фрикционные диски муфты прямого хода изношенны |
|
Уплотнительные кольца муфты прямого хода разорвались либо износились |
|
Манжеты поршня муфты прямого хода разорвались либо изношенны |
|
Машина может двигаться назад, но если переключить рычаг выбора диапазона на D и O/D, произойдет включение первой и второй передачи, при этом третья и четвертая не включаются |
Клапан либо соленоид в гидроблоке заклинило либо произошла их поломка |
Машина может двигаться только по прямой дороге. Если необходимо подняться на горку, колеса буксуют, пониженная передача включается слишком рано |
Количество масла в АКПП недостаточно |
Износились уплотнительные кольца, фрикционные диски муфты прямого хода и поршневые манжеты |
|
Машина может двигаться, если рычаг переключения передач находится на N |
Фрикционные диски и муфты склеились друг с другом |
Поршень и фрикционную муфту заклинило |
|
Машина буксует во время старта, а также когда вы разгоняетесь. Если скорость набрана, АКПП функционирует исправно |
Фрикционные диски муфты прямого хода сломаны |
Манжеты поршня муфты сломались или износились |
|
Вал коробки передач проскальзывает из-за того, что шлицы в ступице турбины гидротрансформатора сломались |
|
Повышенные передачи включаются несвоевременно: только когда набрана большая скорость |
Клапан в центробежном регуляторе заклинило |
Трос привода клапана – дросселя регулируется неверно |
|
Сетка масляного фильтра в АКПП засорилась |
|
Во время смены передач муфты пробуксовывают |
Количество масла в АКПП недостаточно |
Сетка масляного фильтра засорилась |
|
Давление масла недостаточное из-за неправильного функционирования соленоидов либо по причине иной поломки гидроблока |
|
Режим KickDown не работает. То есть если вы резко утопите педаль газа, пониженная передача не включится |
Датчик давления или ножной выключатель режима KickDown неисправны |
Электроцепь ножного выключателя либо датчика давления неисправна |
|
Клапан гидроблока (который участвует в переключении с третьей передачи на вторую) заклинило |
|
Регулирование привода дроссельной заслонки происходит неправильно |
|
Когда вы едете, машина пробуксовывает, чувствуется подергивание |
Обгонная муфта сломалась |
Машина не едет, при этом не важно, в каком положении находится рычаг переключения передач. Магистральное давление нормальное |
Шлицы в ступице турбины гидротрансформатора неисправны |
Машина не движется, при этом не важно, в каком положении находится рычаг переключения передач. Магистральное давление низкое либо его вообще нет |
Шлицы на валу стартера гидротрансформатора сломаны |
Шлицы на валу масляного насоса неисправны |
|
Когда вы переключаете передачи, то чувствуете сильные толчки |
Диски фрикционных муфт сильно изношенны |
Клапан в гидроблоке неисправен |
|
Возвратная пружина клапана гидроблока сломалась |
|
Машина не может набрать скорость ни при движении вперед, ни при движении назад |
Лопатки на реакторе либо на турбинном колесе гидротрансформатора сломались |
Лопатки на реакторе либо на турбинном колесе гидротрансформатора деформировались |
|
Машина может двигаться, когда автомат холодный. Как только коробка нагрелась, автомобиль останавливается: движение невозможно, причем не важно, какую скорость вы включаете |
Магистральное давление масла низкое из-за того, что сетка фильтра загрязнилась |
Диски фрикционных муфт изношенны, при этом масло в АКПП слишком вязкое |
|
В области дифференциала слышится посторонний гул, треск |
Подшипник в дифференциале сломался |
Ведомая и ведущие шестерни дифференциала сломаны |
|
Палец сателлитов дифференциала заклинило, наблюдается сильный люфт |
|
Когда вы переключаете передачи, не нажимая на газ, мотор перестает работать |
Колеса гидротрансформатора заклинило (либо иная поломка этого узла) |
Клапаны в гидроблоке заклинило |
|
Магистральное давление резко упало |
Количество масла в АКПП недостаточное |
Загрязнились соленоиды или гидроблок |
|
Образование воздушной подушки в масляных каналах |
|
Перепускной клапан в масляном насосе заклинило |
|
Во время холостого хода вы слышите посторонние звуки в АКПП |
Диски фрикционных муфт сильно изношенны |
Расшифровка кодов системы самодиагностики для выявления причин неисправности автоматической коробки передач
Чтобы выявлять неисправности автоматических коробок передач, используется определенная электронная система для самостоятельной диагностики. Ее можно совместить с системой OBD-II. Далее представлены самые распространенные ошибки АКПП:
P0700 — блок управления функционирует неправильно.
P0701— наличие ошибок в блоке управления.
P0702 — электрический компонент системы управления работает неправильно.
P0703, P0719, 724 — неисправности датчика крутящего момента (когда происходит сброс скорости).
P0704 — показания датчика сцепления недостоверные.
P0705 — показания датчика положений селектора недостоверные.
P0706 — датчик селектора регулируется неправильно.
P0707–P0710 — показатели датчика селектора недостоверные.
P0711–P0714 — показатели датчика температуры охлаждающей жидкости недостоверные.
P0715–P0718 — показания датчика турбины недостоверные.
P0720–P0723 — показания датчика частоты вращения вала недостоверные.
P0725–P0728 — показания датчика оборотов двигателя недостоверные.
P0730 — автомат регулируется неправильно.
P0731 — 1-я передача регулируется неправильно.
P0732 — 2-я передача регулируется неправильно.
P0733 —3-я передача регулируется неправильно.
P0734 — 4-я передача регулируется неправильно.
P0735 — 5-я передача регулируется неправильно.
P0736 — задний ход регулируется неправильно.
P0740–P0744 — поломка в муфте сцепления.
P0745–P0749 —регулятор давления неисправен.
P0750–P0754 — 1-й соленоид переключения работает неправильно.
P0755–P0759 — 2-й соленоид переключения работает неправильно.
P0760–P0764 — 3-й соленоид переключения работает неправильно.
P0765–P0769 — 4-й соленоид переключения работает неправильно.
P0770–P0774 — 5-й соленоид переключения работает неправильно.
P0780 — неисправности в переключателе.
P0781 —поломка в 1-м и 2-м переключателе.
P0782 — поломка во 2-м и 3-м переключателе.
P0783 — поломка в 3-м и 4-м переключателе.
P0784 — поломка в 5-м и 4-м переключателе.
P0785-P0789 — датчик соленоида показывает ложные данные.
P0790 — нормальный режим функционирует неправильно.
P0801 — поломка реверса.
P0802 — неисправности в соленоиде переключения 1–4.
P0803 — подсветка переключения 1–4 работает с ошибками.
P1701 — задний ход функционирует неправильно.
P1703 — поломка в датчике тормоза.
P1709 — невозможно определить режим P, N.
P1711 — невозможно тестировать температурный датчик.
P1728 — датчик скольжения неисправен.
P1729 — полный привод работает с ошибками.
P1740 — блок управления крутящим моментом функционирует с ошибками.
P1741–P1744 — датчика муфты гидротрансформатора работает неправильно.
P1745–P1749 — электронный регулятор давления неисправен.
P1751–P1761 — соленоиды-шифтовики функционируют с ошибками.
P1780 — блок управления функционирует неправильно.
P1781 — в переключателе полного привода выявлены неисправности.
P1783 — повышенная температура в АКПП.
P1788–P1789 — соленоиды CCS функционируют с ошибками.
Как устранить мелкие неисправности автоматической коробки передач
- Быстрая диагностика на слух
Выслушав описание возникшей проблемы (со слов владельца автомобиля), можно поставить такой диагноз, как, например: загрязнение датчика, поломка в шлейфе, который запитывает ЭБУ и соленоиды. Причем за такую работу в автосервисах обычно не берут оплату.
Однако поломка может быть гораздо серьезнее. Возможно, потребуется даже капитальный ремонт АКПП с ее демонтажем, об этом мы поговорим отдельно. Как исправить поломку своими силами? Замените масло в автомате, выставьте его требуемый уровень. Нередко такие манипуляции помогают вылечить неисправности в четырехступенчатой автоматической коробке передач в автомобиле с пробегом 20 000 километров.
- Диагностика на ощупь
Потребуется просто проверить электрическую цепь, причем займет такая работа 2-3 минуты. Чтобы обнаружить более сложную поломку, придется демонтировать поддон. Однако даже в этом случае вы не оставите внушительную сумму в автосервисе, чтобы продиагностировать автомат.
Не снимая АКПП, опытный механик сможет определить неисправности в автоматической коробке передач, используя stall-test, проверив давление на линии, исключив замыкание в электрической проводке, а также изучив коды возможных поломок.
Что можно сделать самостоятельно в такой ситуации? Только добавить недостающее количество масла либо залить новое.
- Разборка автомата
Мигает лампочка неисправности автоматической коробки передач, включается только третья передача или обнаружена иная поломка из ранее описанных? Готовьтесь к тому, что потребуется разбирать АКПП. Скорее всего, данная процедура будет необходима, если автомат прошел больше 200 000 километров. Наверняка придется менять фрикцион ГДТ. Обнаружить дефекты в работе коробки получится только после вскрытия автомата.
Автоматическая коробка передач: неисправности и их устранение
Итак, теперь вы знаете главные симптомы неисправностей автоматических коробок передач. Разберемся, что может послужить причиной поломки и как ее исправить.
- Проблемы с кулисой рычага автоматической КПП
- Утечка трансмиссионного масла
- Неисправность электрического блока управления
- Неисправность датчиков
- Возникновение неисправности датчика температуры масла
- Неисправность датчика положения селектора АКПП
- Неисправность датчика вращения валов «автомата»
- Неполадки с гидроблоком
- Возникновение проблемы с соленоидом «автомата» или электронными регуляторами давления
Если у вас транспортное средство с коробкой, в которой связь селектора и трансмиссии механическая, то чаще всего неисправности возникают из-за кулисы. Она ломается, и режимы функционирования трансмиссии не переключаются. Первый признак, на который стоит обратить внимание, — переключение рычага скоростей стало проблематичным. В конце концов его может попросту заклинить. Чтобы решить эту проблему, придется заменять кулису. Есть модели транспортных средств, в которых эти манипуляции можно провести, не демонтируя АКПП. Это значит, что устранение поломки будет менее трудо-и времязатратным.
Среди всех неисправностей автоматических коробок передач чаще всего встречается протекание масла между уплотнительных прокладок либо сальников. Как выяснить, есть ли у вашей машины эта проблема? Вам просто нужно заехать на смотровую яму или эстакаду. В ходе самостоятельного осмотра увидели масляные пятна под автоматом? Рекомендуем в ближайшее время посетить специализированный автомобильный сервисный центр. Механик заменит уплотнительные прокладки, зальет новое масло в трансмиссию, и проблема вашего авто будет решена.
Иногда неисправности автоматической коробки передач связаны с проблемами в электронном блоке управления коробки переключения передач. Как определить, что дело именно в этом? Признаки следующие: обороты для переключения передач выбираются блоком неверно, нередко АКПП полностью блокируется. Если у вашего автомобиля наблюдаются такие симптомы, то потребуется установка нового электронного блока управления.
Чаще всего владельцы автомобилей сталкиваются с неисправностями таких датчиков, как ABS, датчик распределительного вала, датчик дроссельной заслонки, датчик воздушного расхода. Понять, что этот элемент сломан, поможет лампочка неисправности автоматической коробки передач: она мигает не постоянно, но в то время, когда вы разгоняетесь или тормозите. Не во всех случаях получится отремонтировать сломанный механизм. Рекомендуется сразу установить новый датчик. Однако стоимость этого элемента может быть достаточно высока.
Проще всего определить поломку датчика вращения входного или выходного валов АКПП. Лампочка неисправности автоматической коробки передач будет мигать, когда вы ставите рычаг в положение D. Однако иногда лампочка загорается вне зависимости от положения рычага. Определить эту неисправность можно только после компьютерной диагностики. Починить сломавшийся агрегат не получится. Придется приобретать новый датчик и устанавливать его. Замена датчика происходит быстро, причем за услуги автосервиса не придется платить крупную сумму.
Автомат при поломке датчика температуры масла будет барахлить, как только масло прогреется, либо когда вы заводите автомобиль. Определить подобную поломку получится с помощью компьютерной диагностики. Решение данной проблемы — устанавливаем новый датчик температуры масла.
В данном случае неисправность автоматической коробки передач дает о себе знать через индикацию значков передач: они показывают не то положение рычага, в котором он находится в данный момент. Однако в некоторых случаях такой симптом отсутствует, а АКПП функционирует нормально. Выявить проблему получится только с помощью компьютерной диагностики автомобиля.
Есть второй способ, как определить такую неисправность автоматической коробки передач. Вам нужно по очереди переключать рычаг, при этом смотреть, что показывают лампочки.
Замена данного датчика обойдется вам недорого. Иногда помогает разборка сломанного датчика с заменой неисправной его части. Важно! Удостоверьтесь, что контакты не окислились.
Если вы заметили неисправности автоматической коробки передач, незамедлительно посетите специализированный автосервис для устранения поломки.
Поломку датчика вращения входного или выходного валов АКПП вы сможете сразу определить. Лампочка неисправности автоматической коробки передач мигает, когда вы устанавливаете рычаг на D. Однако лампочка может загореться в любом положении рычага. Опять же для определения этой проблемы потребуется использовать компьютерную диагностику.
К сожалению, починить датчик вращения валов АКПП невозможно. Придется приобрести и установить новый агрегат. К счастью, в автосервисе автомобиль быстро починят, а за услуги возьмут небольшую сумму.
В старых машинах установлены гидроблоки, которые практически никогда не ломаются. Изготовлены они из чугуна, не требуется какая-либо особенная настройка, нет расчетов и каналов, которые должны быть абсолютно точными. Однако гидроблок, устанавливаемый на современные автомобили, выполнен из непрочного материала — он алюминиевый. В нем есть множество небольших каналов, они быстро засоряются (ведь масло в АКПП не всегда чистое).
Так происходит их растачивание, словно напильником. Это значит, что необходима регулярная чистка каналов, а ее обычно производят во время капремонта автомобиля. Ресурсность таких гидроблоков достаточно низкая по сравнению с другими элементами автомата. Поэтому данный вид неисправности автоматической коробки передач встречается достаточно часто.
Загрязнения засоряют золотники с соленоидами. Как следствие, они начинают залипать либо происходит расточка каналов. В итоге тонкая электроника начинает работать нештатно. Всё это приводит к следующему итогу: если происходит нештатное функционирование клапана в сцеплении, получается избыточное давление (либо недостаточное). Далее начинается проскальзывание фрикционов и, как следствие, их поломка. Следом за ними начинает ломаться весь автомат, функционирующий на сгоревшем масле.
Плунжеры соленоидов, которые забились маслом, начинают заливать. Прекращается их нормальное переключение: владелец автомобиля чувствует резкие дерганья АКПП.
Однако производители пошли еще дальше. Теперь они стали изготавливать проводку электрической части автомата в виде тончайших шлейфов. При этом электроблок управления размещают не внутри салона, но в гидравлической плите. Поэтому его нагрев стал еще сильнее.
Очевидно, что в результате данных «усовершенствований» электронная составляющая автомата оказывается наиболее слабым местом данного автомобильного агрегата. Так, небольшой оторвавшийся проводок теперь будет приводить к сильным толчкам во время переключения АКПП.
Если выявлена данная проблема, то лампочка неисправности автоматической коробки передач будет мигать не во всех режимах, но при определенных переключениях. С точки зрения механики здесь все предельно ясно: передачи не станут переключаться, водитель заметит пробуксовку, резкие толчки.
Только проведение компьютерной диагностики поможет установить полную картину всего происходящего. Вы сторонник серьезного подхода к ремонту вашего автомобиля? Тогда проведите замеры главных показателей. К примеру, определите индуктивность, а также сопротивление цепи.
Как исправить данную поломку? Только заменить неисправный соленоид или регулятор давления. В исключительных случаях придется установить новый агрегат, однако тогда вам придется изрядно потратиться. Не рекомендуется ремонтировать блок полностью. Дело в том, что нередко стоимость проведенных работ будет выше, чем покупка нового узла.
Как предотвратить возникновение неисправностей автоматической коробки передач
Все неисправности автоматических коробок передач подразделяются на 2 вида:
- механический износ элементов;
- неправильная эксплуатация АКПП.
По сравнению с механикой автоматическая коробка не столь восприимчива к ошибкам во время эксплуатации. Наверняка никто не сможет испортить АКПП, сжигая ее на повышенных оборотах. Дело в том, что автомат будет сам выбирать пониженные либо повышенные передачи. Поэтому автомобили с автоматической коробкой — лучший выбор для новичков, у которых опыт вождения небольшой.
Главный принцип эксплуатации автомата — автомобиль всегда следует хорошо прогреть, прежде чем начинать движение. В особенности это касается тех машин, которые используются в условиях сурового российского климата, с долгими и холодными зимами. Минимальное время прогрева машины, которую заводят во время сильных холодов, — 10–15 мин. Даже если вы сильно спешите, не стоит рисковать, ведь решить проблему с АКПП будет непросто.
Не стоит постоянно переключать рычаг автомата. Обычно так любят делать автовладельцы, у которых ранее была машина на механике. Также, останавливаясь на светофоре или перекрестке, не устанавливайте переключатель на режим парковки или на N. Рекомендуется выполнять ограниченные маневры, поставив машину на холостой ход.
То же самое касается и включения заднего хода только после того, как автомобиль полностью остановится. В противном случае шестерни и элементы АКПП начнут ломаться.
Многие владельцы автомобилей не придерживаются правил, которые содержатся в инструкции по эксплуатации машины, где прописано, как часто следует менять масло в автомате. Несвоевременная смена масла может стать причиной того, что элементы АКПП будут плохо смазаны, следовательно, коробка перегреется. Поскольку масла недостаточно, двигающиеся составляющие автомата преждевременно сломаются. А это значит, что потребуется затратить значительные средства и время на восстановление АКПП. Хотите избежать всех неприятных последствий? Проводите техосмотр автомобиля так часто, как это прописано в инструкции.
Кроме того, помните, что покупать можно только оригинальное масло для автомата. Некачественное масло, залитое в АКПП, станет причиной того, что соленоиды преждевременно износятся. А их замена — процедура достаточно сложная: придется потратить много времени и денег на устранение поломки.
Как не допустить неисправности автоматической коробки передач? Вовремя проводите проверку и профилактику узлов, меняйте масло в АКПП. В инструкции к вашему автомобилю должно быть указано, через какой пробег следует проводить эту процедуру. Обычно это 7,5—15 тыс. км. В сложных условиях эксплуатации автомобиля — 5 тыс. км.
Если машина постоянно эксплуатируется на высоких оборотах, то фрикционы автомата быстро сточатся, прогорят. Вся трудность ремонта АКПП состоит в том, что для выявления причины неисправности в автоматической коробке передач потребуется вскрытие трансмиссии. Специалисты не советуют чинить автомат самим. Рекомендуется обратиться к специалистам в проверенный автосервис.