Неисправность стояночного тормоза: причины и устранение
Темой данной статьи будет неисправность стояночного тормоза и способы ее устранения. В относительно примитивных системах устройства поломки, как правило, возникают из-за того, что водители-новички часто трогаются с места, забыв опустить тормозной рычаг, из-за чего устройство может выйти из строя. Такие случаи нередки, несмотря на то что при включенном стояночном тормозе должна загораться лампочка на панели приборов.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Каков принцип работы стояночного тормоза
- Можно ли эксплуатировать автомобиль, у которого есть неисправность стояночного тормоза
- Какие штрафы за неисправность стояночного тормоза
- Каковы причины неисправности стояночного тормоза
Для чего предназначен стояночный (ручной) тормоз
Основные неисправности стояночного тормоза требуют немедленного устранения. Механизм ручного торможения нужен для пресечения какого-либо движения машины на сколь угодно длительный промежуток времени. Он также применяется, если есть поломка основной системы, для дополнительного торможения или при необходимости одновременно начать движение и противостоять скатыванию машины.
Если в автомобиле присутствует неисправность данной системы, то эта проблема может служить источником опасности как для окружающих, так и для самого водителя. Именно включенный стояночный тормоз блокирует задние колеса и предотвращает неконтролируемый спуск даже при стоянке на крутом склоне.
Системы ручника делятся по типу механизма тормоза и способу их использования. При этом необходимо отметить вариативность устройства, наблюдаемую как от производителя к производителю, так и от марки к модели автомобилей.
Большинство легковых автомобилей используют систему стояночного тормоза, установленную на задние колеса. Делится данный вид механизма на два типа:
- Задний барабанный — состоит из пары колодок полукруглой формы, находящихся внутри барабана цилиндрической формы. С одной стороны колодки жестко закреплены, а на другой находится поршневой механизм, который, при срабатывании ручника, заставляет их сдвигаться.
- Задний дисковый — состоит двух тормозных колодок и специального диска, который закреплен на оси автомобиля. Механизм устроен так, что при активации стояночной системы сжимаются тормозные колодки, препятствуя дальнейшему движению авто.
Необходимо отметить, что существуют две конструкции устройства торможения: механическая и гидравлическая. Поломка каждой из систем недопустима. Первая основана на использовании силы человека, оказывающего давление на ручник, и системы тросов. В гидравлической используется сила давления жидкости, которая создается поршнем.
Причины основных неисправностей стояночного тормоза могут различаться в зависимости от системы торможения и ее типа.
Как устроен механизм срабатывания тормозов? В момент затягивания стояночной системы натягивается трос, который соединяет рычаг с механизмом колодок. Под воздействием натяжения тросика срабатывает механизм торможения, зажимая колеса колодками. Если водитель перестал тормозить, возвратная пружина приводит механизм в исходное состояние.
Разберем подробнее данную систему. В специальной пластиковой оболочке находится трос, который соединен с рычагом управления. Трос свободно двигается в данной оболочке. Далее тросик на своем пути проходит через регулировочный болт, который можно ослабить или затянуть. В этом месте происходит разделение троса на два более маленьких. Каждый из них идет к своему тормозному механизму. Каждый из механизмов осуществляет торможение заднего колеса. Описание конструкции показывает, где возможна поломка.
Проще говоря, фиксация авто на месте происходит при сведении колодок вместе, а сближаются колодки из-за натягивания троса, который активируется срабатыванием стояночной системы.
Причины неисправности стояночного тормоза
Главные причины неисправности механизма торможения авто:
- Трос порвался. Все очевидно – существует где-то на тросике разрыв. Значит, необходимо заменить его целиком.
- Клинит ручник. Рычаг соединятся с тросиком, при повреждении специальной оболочки которого заклинивает механизм торможения. Повреждения каких-либо из множества стальных жил могут являться причиной некорректной работы ручника. Но и тут выход из ситуации – новый тросик.
- Засорились тормозные колодки. Все мелкие частицы, наподобие пыли, очистительных реагентов и льда с дороги, засоряют ваши колодки. Проблема решается под воздействием силы трения. Нажмите пару раз плавно на педаль во время движения, соринки будут удалены.
- Некачественная регулировка тросика. Иногда при производстве или ремонте неправильно перенастраивают систему тросиков. Вот тут может помочь исправление затяжки регулировочного болта и корректировка длины тросиков.
- Износились колодки. Хотя механизм торможения основан на трении, со временем оно губит сами колодки, и устройство приходит в негодность.
- Попадание жидкости в колодки. Протечь могло как масло, так и тормозная жидкость. Появление масла в системе торможения уменьшает трение. Причиной утечки могут быть неисправности тормозного цилиндра или сальника задней полуоси. Необходимо ликвидировать причины протечки и убрать жидкость с поверхности колодок. Если последнее осуществить не удается, колодки необходимо заменить.
Внимание: если вы обнаружили нижеперечисленные признаки, то у вашего автомобиля есть неисправность стояночного тормоза:
- Машина не останавливается, когда вы едете на первой передаче и зажимаете тормоз или тянете рычаг стояночного тормоза.
- Ваше авто установлено на наклонной поверхности, устройство стояночного торможения активировано, а автомобиль все равно продолжает катиться.
Некачественная замена тормозных дисков также может быть причиной основных неисправностей стояночного тормоза. В этом случае как минимум необходимо провести отладку механизма.
Если ход вашего тормозного рычага увеличивается до 10 щелчков даже после окончания регулировки положения тормозных колодок, то, вероятно, нарушены нормы правил эксплуатации. Очевидно, что присутствует неисправность системы торможения. Либо при замене элементов стояночного тормоза была некачественно произведена регулировка механизмов системы. В этом случае стоит позаботиться о последовательной отладке.
Регулировка осуществляется в соответствии с принципом последующего сокращения зазора между диском и колодкой.
Как отрегулировать стояночный тормоз
Для человека, занимающегося регулировкой в первый раз, процесс может показаться сложным. Однако регулировка осуществляется достаточно просто при соблюдении правильной последовательности.
- Необходимо отпустить по одному болту крепления задних колес. Таким образом крепление ослабляется.
- Затем автомобиль надо поднять и установить на подставки. Далее необходимо освободить область регулируемого устройства, сняв крышку. Осуществляется это достаточно просто. Для этого нужно ослабить болты, закрепляющие крышку, и потянуть ее в направлении назад и вверх в сторону расположения водителя машины, после чего крышка легко снимается.
- Регулирующие болты каждого из тросов имеют контргайки. Их нужно открутить.
- Необходимо ослабить все тросы системы.
Ранее ослабленный болт крепления колеса нужно выкрутить полностью. Далее необходимо повернуть колесо так, чтобы освободившееся отверстие было в наиболее низком положении. Место расположения отверстия подсвечивается фонарем, при этом нужно, чтобы гайка регулировки была легко видна.
Нужно учитывать, что направление вращения регулировочной гайки с одной и другой стороны машины не совпадают. С одной стороны ее вращение в направлении передней части автомобиля приводит к тому, что тормозные колодки станут плотнее прилегать к внутренней поверхности барабана. С другой стороны транспортного средства для достижения аналогичного эффекта гайку нужно вращать в противоположном направлении. Вращение гайки осуществляется обычной отверткой. Необходимо прижать колодки так, чтобы усилий рук было недостаточно для вращения колеса, после чего гайки регулировки откручиваются на 8 зубцов в обратном направлении.
Когда регулировка уже осуществлена, необходимо проконтролировать кручение колес автомобиля в свободном состоянии. В том случае, когда такое кручение затруднено, рекомендуется открутить гайку регулировки. После всех регулировок вращение колес без осуществления торможения должно происходить без затруднений.
Для регулировки системы тросикового привода нужно затянуть рычаг на четыре щелчка и накручивать гайки регулировки. Процесс регулировки происходит в положении свободного и равномерного вращения колес под действием руки.
Для старых автомобилей с чрезмерно растянутым тросом натяжение регулировочной гайки может быть недостаточным для достижения необходимого торможения. Это достаточно распространенная неисправность. В таких условиях нужно поменять трос. Признаки деструкции или износа металлических нитей троса также говорят о необходимости их замены.
Что делать, если горит лампочка неисправности стояночного тормоза
Неисправности в электрической схеме автомобиля могут привести к тому, что постоянно светится предупреждающий сигнал работы системы. В этом случае необходимо найти электро-схему автомобиля и уже по ней произвести ремонт. Полное отсутствие сигнала может говорить о неисправности лампочки.
Иногда на сигнал стояночного тормоза водитель не обращает внимания, поскольку на доске приборов множество лампочек разных систем автомобиля. Теми сигналами, которые водитель считает неважными, он может пренебрегать. Как раз к таким сигналам многие водители относят индикатор стояночного тормоза.
Может показаться, что всё просто: используется тормоз – мы видим сигнал; если нет – индикатор не горит. Горение сигнала в постоянном режиме свидетельствует о неисправности системы индикации. И вместе с тем безосновательное его включение может сообщать о неисправности всей тормозной системы.
Стояночный и рабочий тормоза связаны друг с другом. Чтобы понять причину безосновательной индикации, необходимо разобраться в этой взаимосвязи. Возможны и другие причины, не связанные с рабочей тормозной системой. Их также необходимо рассмотреть:
- вышел из строя светодиод;
- неисправность электропроводки.
Кто-то скажет, что на такие мелочи вообще можно не обращать внимания, но в этом случае даже при наличии серьезной неисправности индикатор гореть не будет. Это может стать причиной ДТП. Ремонт таких простых неисправностей стоит совсем мало, производится в любой СТО и не требует много времени.
Бывают ситуации, когда использовать автомобиль может быть опасно. К таким случаям относится постоянная индикация или периодическое включение сигнала в момент движения автомобиля. Если такое происходит, то необходимо произвести ремонт.
Попадание грязи или продуктов окисления датчика контакта – возможная легкоустранимая неисправность. Одна из вероятных причин – растянутость тросика ручника. В обоих случаях возможно постоянное включение индикатора стояночного тормоза.
Даже малое поднятие рычага управления при исправной системе приведет к включению лампочки. И при отсутствии первого характерного щелчка сигнал уже будет гореть. Этот факт способен сбить с толку.
Лампочка выключается, когда рукоять стояночного тормоза полностью опущена. Транспортное средство может передвигаться, но рычаг слегка и незаметно для автолюбителя приподнят. Лампочка горит, а водитель недоумевает.
Эту взаимосвязь положения рычага управления и индикации на доске приборов необходимо учитывать, прежде чем искать неисправность.
Вместе с тем возможны гораздо более серьезные причины постоянной сигнализации неисправности: отсутствие жидкости в гидравлике тормозов, со временем удлинился трос ручника и т. д. Обо всем этом призван сообщать диод стояночной системы. Возможны и другие неисправности. Какие именно, мы рассмотрим далее.
Количество основных неисправностей стояночного тормоза ограниченно, и оно не так уж велико. Водителю за рулем своего авто обязательно стоит принимать во внимание включение индикатора. Возможные сообщения включенного диода ручника:
- работает стояночный тормоз;
- нет жидкости в тормозной системе или ее недостаточно;
- неисправность ручной или центральной системы торможения, требующая ремонта.
Неисправность системы торможения может привести к ДТП, то есть нести серьезную опасность для пешеходов и водителей. Возможны серьезные неприятности. Поэтому необходимо воздержаться от езды с горящей индикацией.
Кажется нелогичной взаимосвязь индикации ручного тормоза и жидкости в расширительном бачке тормозов. Вместе с тем включение индикатора часто является следствием малого количества жидкости в гидравлике данной системы.
Поэтому рекомендуется заглянуть под капот, проверить и при необходимости долить тормозную жидкость до метки. Эта простая процедура не вызовет затруднений у автовладельца. Последовательность действий приведена ниже.
- Необходимо обеспечить строго горизонтальное положение автомобиля. Мотор должен быть холодным.
- Нас интересует пластиковый бачок тормозной жидкости. Он расположен над главным тормозным цилиндром. У автомобилей до восьмидесятого года выпуска цилиндр металлический, необходимо открыть его крышку для контроля уровня жидкости. Обычное месторасположение системы – под капотом ближе к водителю.
- Наиболее часто на поверхности бачка можно увидеть две отметки уровня: min и max. Оптимальным считается положение жидкости между ними.
- Долейте жидкость, если ее мало, до вышеуказанного уровня. Избегайте попадания жидкости в органы дыхания и пищеварения. Она ядовита. Также рекомендуется не допускать ее попадания на металлические детали, так как она способствует возникновению ржавчины.
- После этого нужно плотно закрыть расширительный бачок и капот вашего автомобиля.
У многих автомобилей срабатывает светодиод стояночного тормоза в случае износа тормозных колодок.
Иногда об этом же свидетельствует и малое количество рабочей жидкости в гидравлической системе тормозов. Если колодки сточенны, жидкость будет постоянно капать из трубок и попадать к суппортам. Соответственно, уровень будет уменьшаться и достигнет значения, исключающего работу гидравлики системы торможения. Сточенные тормозные колодки – еще одна возможная причина включения сигнала.
Педаль может западать, и жидкость в этом случае не будет циркулировать по гидравлической системе тормозов, даже если уровень тормозной жидкости соответствует норме. В этом случае загорится индикация стояночного тормоза. Значит, присутствует неисправность системы. Автомобиль необходимо сдать на станцию технического обслуживания для диагностики и починки гидравлической системы.
Можно проверить наличие поломок и осуществить ремонт неисправностей самостоятельно. Для этого необходимо иметь комфортный доступ к нижней части автомобиля. Если у вас есть соответствующее оборудование, например смотровая яма, и достаточно знаний, вы можете починить автомобиль без обращения к автомеханику.
Если есть подозрение на неисправность, тогда необходимо проделать следующую последовательность операций:
- Подергать рычаг управления стояночным тормозом. Нужно убедиться, что он в крайнем нижнем положении.
- Диагностируем наличие жидкости в расширительном бачке тормозной системы (обязательно контролируем горизонтальность установки автомобиля).
- При малом количестве жидкости нужно довести уровень до среднего значения и заполнить тормозной цилиндр. После чего проверить, горит ли сигнальный светодиод.
- Если вышеперечисленные меры не изменили положение, необходимо достать поплавковый датчик, произвести его осмотр и очистку от грязи – это возможная причина неисправности стояночного тормоза. Возможно, после этого проблема будет устранена.
- Даже если рычаг ручника опущен, то сигнал ручного тормоза включится при сильном износе тормозных колодок – более чем на восемьдесят процентов. Осматриваем тормозные колодки и меняем их в случае необходимости.
Проделали всё вышеперечисленное и все равно видите, что лампочка не выключилась? Возможно, присутствует более серьезная неисправность. Стоит обратиться к специалисту.
Какой грозит штраф за неисправность стояночного тормоза
Сделаем особый акцент на том, что использовать машину с поломками такого рода в соответствии с правилами дорожного движения категорически запрещено.
Система стояночного тормоза во время прохождения технического осмотра автомобиля подлежит проверке. Водитель, управляющий транспортным средством, у которого есть неисправность системы, привлекается к административной ответственности. И это справедливо, поскольку неработающие тормоза могут быть причиной дорожно-транспортных происшествий, а в некоторых случаях – даже трагедии.
Основная тормозная система имеет в своей основе гидравлический принцип работы и используется во время движения машины. Стояночная же обладает механическим принципом работы. Такое разделение вполне правомерно. Эффективность торможения первой системы выше. И вместе с тем гидравлика обладает рядом недостатков. Возможна ее неисправность и неконтролируемое движение автомобиля.
Как уже говорилось выше, стояночная система осуществляет фиксацию автомобиля на длительный период. Даже изготовленная самым качественным образом гидравлика со временем пропускает жидкость, и эффективность торможения снижается. Уплотнительные элементы системы не способны длительное время удерживать рабочее давление и жидкость внутри системы проходит через сальники, манжеты. Как результат, резко возрастает вероятность, что возникнет неисправность системы в целом. В этом случае машина может начать катиться, что способно привести к аварии.
Соответственно, в случае парковки автомобиля целесообразнее использовать механическую систему передачи усилия от ручника к тормозным колодкам посредством тросиков.
Но сейчас речь не о конструкционных особенностях систем автомобиля как таковых, а об ответственности водителя за их ненадлежащее использование или неисправность. Предусмотрено ли наказание за управление транспортным средством с нарушением работы стояночного тормоза?
На станциях диагностики во время технического осмотра систему стояночного тормоза проверяют в обязательном порядке на основе регламента ФЗ № 170 и ГОСТа Р 51709-2001.
Требования нормативных документов следующие: «Стояночная тормозная система для АТС разрешенной максимальной массы должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16 %. Для АТС в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе, или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном не менее 23 % для АТС категорий М1-МЗ и не менее 31 % для категорий N1-N3».
Это означает, что практически любой легковой автомобиль вне зависимости от типа кузова ручник должен фиксировать на горке с наклоном шестнадцать процентов.
При техническом осмотре проверка реализуется при помощи специального оборудования. Автомобиль устанавливают на крутящиеся ролики, и их вращение останавливают посредством колес при помощи ручника. Усилие торможения измеряется.
Сотрудники ГИБДД не имеют права остановить автомобиль для проверки стояночного тормоза, поскольку неисправность стояночного тормоза не видна, соответственно, нет оснований для проверки инспекторами. Поэтому контроль работоспособности устройства осуществляется при проведении ТО. Вместе с тем недобросовестные сотрудники ГИБДД, пользуясь незнанием водителя, пытаются определить эту неисправность самостоятельно. В основном контроль неисправностей стояночного тормоза в полевых условиях осуществляется при помощи толкания автомобиля на ручнике.
Конечно, это незаконно. Штраф, выписанный таким образом, можно опротестовать, подав жалобу. Либо пойти по более легкому пути – просто заплатить штраф, что может выйти даже дешевле.
Проверка должна осуществляться либо на склоне с соответствующим наклоном или при помощи специального оборудования в соответствии с ГОСТом.
Существует еще один документ – «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС», который регламентирует состояние тормозной системы. Именно в нем перечислены неисправности, наличие которых является основанием для привлечения к ответственности владельца транспортного средства. Запрещается эксплуатировать автомобили, если обнаружены описанные ниже обстоятельства.
«Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии – на уклоне до 31 процента включительно».
Необходимо упомянуть вторую часть статьи 12,5 Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Когда речь идет о ручном тормозе, применяется первая часть статьи, поскольку неисправность стояночного тормоза является исключением из второй части. Выдержка из статьи: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2–7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
На первый взгляд нет никакой разницы, сумма штрафа одинаковая. И все-таки разница имеется: во второй части статьи есть возможность задержания автомобиля на основании статьи 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со всем вышесказанным водитель ТС, у которого есть неисправность стояночной системы, находится в более выгодном положении, поскольку не имеется законного основания задержать его автомобиль и поставить на штрафстоянку.