Не заводится стартер: причины неисправности
Почему? Если не заводится стартер, далеко не всегда причина в нем самом. В автомобиле за запуск отвечает несколько устройств, и в случае их отказа стартер будет крутиться безрезультатно.
На что обратить внимание? Слабый заряд батареи? Поломка втягивающего реле? Список неисправностей стартера может быть достаточно большим. Поэтому при диагностике важно исключить все возможные причины поломки.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- 5 возможных неисправностей, почему не заводится стартер
- Другие причины поломки стартер
- Как завести машину, если стартер не крутит
- Что делать, если стартер крутит, а двигатель не заводится
- Опытные автолюбители о причинах неисправности стартера
5 возможных неисправностей, почему не заводится стартер
Как часто некоторые водители, садясь за руль, вспоминают крылатую фразу из известного фильма: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» Речь идет о ситуации, когда силовой агрегат отказывается заводиться. Но почему такое может произойти? Рассмотрим несколько возможных причин:
Разряжена аккумуляторная батарея
Попытка завести мотор при «пустом» аккумуляторе обычно сопровождаются следующими эффектами:
- Не слышно звуков прокручивающегося коленвала. При включении габаритных огней или же фар ближнего или дальнего света лампы будут светиться тускло. Последнее указанное обстоятельство является четким признаком севшего аккумулятора, однако все равно рекомендуется проверить напряжение на клеммах вольтметром. А батарею нужно не только полностью зарядить, но и обязательно выяснить, из-за чего произошло ее полное разряжение.
- Присутствует звук срабатывающего втягивающего реле, стартер щелкает, но при этом ему никак не удается прокрутить коленчатый вал. Как следствие, двигатель не заводится.
Для того чтобы машина заводилась при первом же повороте ключа зажигания, необходимо, чтобы аккумулятор всегда был заряжен. Полностью севшую батарею при этом надо тщательно диагностировать, а уж потом зарядить с помощью специального устройства от сети.
Следует позаботиться, чтобы не пострадали другие электронные устройства, установленные на машине (например, сигнализация), поэтому с севшего аккумулятора нужно снять минусовую клемму. Откручивать надо именно «минус», чтобы случайное прикосновение металлического ключа к кузову (при откручивании винта) не привело к замыканию в короткую. И разумеется, следует отключить все электропотребители, чтобы максимально понизить потребляемую мощность.
Присутствуют дефекты сигнализации
Иногда бывает такое, что тщательное диагностирование не выявляет никаких повреждений в агрегатах, приборах и устройствах электроцепи, но батарея при этом регулярно разряжается после непродолжительных стоянок. В этом случае дело может быть в иммобилайзере и сигнализации (где-то коротит). Тогда нужно выяснить, какая модель защитной системы установлена на машине, и устроить ей проверку в условиях техцентра.
Если проблема в иммобилайзере (в устройстве, которое отвечает за блокировку мотора в случае угона), то признаками этого являются:
- отсутствие вращения стартера;
- характерные щелчки реле не слышны;
- двигатель запускается, но сразу же глохнет;
- нет реакции на кнопку запуска на брелоке.
Здесь не батарея виновата, а просто неисправный иммобилайзер блокирует работу мотора.
Неполадки имеются в самом стартере
Это одна из самых трудно диагностируемых проблем. Для ее выявления зачастую приходится перебирать (и перепроверять) все элементы электроцепи. И стоит это весьма дорого как по деньгам, так и по времени. Вот список основных дефектов стартера со сроком службы более 15 лет:
- короткое замыкание в катушках (в этом случае от электродвигателя будет исходить стойкий запах гари от паленой изоляции);
- поломка бендикса, износ компонентов втягивающего реле. Иными словами, стартер не зацепляет зубчатый обод маховика ДВС;
- поломка зубчатого венца бендикса – самая распространенная причина, когда стартер крутит, а машина не заводится;
- внутри корпуса стартера повредились электрические контакты.
Проводить ремонт стартера собственными силами настоятельно не рекомендуется – намного разумнее обратиться к профессиональным специалистам. Однако и они могут устранить лишь проблемы, связанные с бендиксом. Если же повреждена внутренняя «начинка» стартера, то здесь рекомендация одна – заменить.
Перед заменой чего-либо нужно точно выяснить, что проблема заключается именно в том узле, который вы собираетесь обновлять. А это уже вопросы диагностики, которую, опять же, нужно производить с помощью специализированного оборудования сервисного центра. В современных моделях автомобилей работа стартера контролируется электронным блоком, который, теоретически, должен уведомлять о наличии неисправности. Однако даже простую замену стартера лучше производить в условиях сервиса.
«Полетело» втягивающее реле
Если аккумулятор не разряжен, с сигнализацией нет никаких проблем, а все прочие электропотребители отключены, но стартер при заводке трещит и не заводится, то, скорей всего, корень проблемы кроется в некорректной работе втягивающего реле. Оно отвечает за то, чтобы бендикс и маховик вошли в зацепление и вращательный момент бендикса передался в итоге коленчатому валу. Выйти из положения здесь можно, просто замкнув отверткой два контакта этого реле.
Важно! Не забудьте поставить КПП на нейтралку (иначе в итоге никуда не поедете).
Если после замыкания контактов все завелось, то значит, что виновником является реле и его нужно как можно скорее заменить. Впрочем, одной из возможных неисправностей может являться пригорание контактов. Они имеют большой размер, отчего на сленге их иногда называют «пятаками». И если дело действительно в них, то данную неисправность можно откорректировать собственными силами, не тратя денег на новые запчасти. Достаточно их просто снять, зачистить, отшлифовать и установить обратно.
Правда, следует помнить, что контакты покрыты сверху защитным слоем, который оберегает их от окисления. При зачистке этот слой, разумеется, удаляется полностью, так что очень скоро контакты закиснут еще основательнее, и процедуру придется осуществлять вновь.
Неполадки возникли в электроцепи системы зажигания
А бывает и так: машина не заводится, стартер не крутит, не щелкает. Вероятнее всего, виновны провода, а точнее, их обрыв, повреждение изоляции и закисание контактов. Более всего закисанием «страдает» минусовый провод аккумулятора, который крепится к кузову.
Выход здесь один – тщательная (с вольтметром в руке) проверка всех проводов и соединений. Особое внимание следует уделить проводу управления стартером – его повреждение наверняка вызовет отказ системы при исправности всей прочей проводки.
Также дефект может быть в замке зажигания – в случае изношенности контактов. Здесь следует взять мультиметр и последовательно замерить напряжение на контактах при повороте ключа. А начинать проверку, разумеется, стоит с предохранителей.
Другие причины поломки стартера
Но среди причин отказа стартера могут быть и другие. Рассмотрим наиболее вероятные.
«Поджаренные» контакты
Напряжение на клеммах исправной АКБ составляет 12 В. Но вот сила тока доходит до 300 А (к слову, в домашней электропроводке она не превышает 22-25 А). Как следствие, провода сильно нагреваются, особенно в местах контактов. Длительное вращение стартера приводит к тому, что могут расплавиться клеммы силовых болтов – они просто потеряют свою токопроводимость. А еще нередко они перегорают.
Оплавленная клемма АКБ
Вполне логично, что самый большой ток наблюдается на клемме аккумулятора. Она станет терять форму, оплавляясь и немного деформируясь, но при этом со стороны дефект может не быть заметен. В данном случае следует произвести проверку:
- втягивающее реле снимается со стартера;
- щупы мультиметра фиксируются на силовых болтах;
- измерение сопротивления происходит путем нажатия пальцами на якорь соленоида (при замыкании контакта). Звуковой сигнал мультиметра будет означать, что клеммы реле («пятаки») контачат нормально; если же на дисплее мультиметра появятся цифры, то это будет значить, что имеет место образование нагара или же существенное окисление, повышающее сопротивление места контакта.
«Проблемный» контакт в замке зажигания
Если стартер не заводится «с ключа», то, скорее всего, речь идет об изношенной контактной группе в самом замке. Со стороны это выглядит так: при повороте ключа стартер то реагирует и начинает прокручиваться, то глухо молчит (то есть работает через раз). А иногда срабатывание происходит только после нажатия на ключ буквально до упора. Это также сопровождается отсутствием светящихся огней зажигания на панели приборов.
Дефекты цепи управления
Чтобы завести машину, мы ключом зажигания замыкаем цепь стартера. Но питание подается на электродвигатель не напрямую, а через предохранитель, пусковое реле и несколько дополнительных разъемов, входящих в систему управления двигателем. В их задачу входит подтверждение благоприятного для запуска состояния мотора.
На каждом разъеме, естественно, наблюдаются потери (в зависимости от состояния самого разъема), и в итоге через несколько лет непрерывной эксплуатации может так случиться, что на пусковом реле образуется критично низкая разность потенциалов на клеммах. То есть энергия станет теряться в дефектах проводки, и ее импульс просто не будет доходить до стартера.
Отсоединение полюсных магнитов
Стартер – это электродвигатель. На статоре у него устанавливается либо обмотка возбуждения, на которую подается ток от АКБ, либо в корпус вклеивается набор постоянных магнитов, между которыми вращается ротор. Прижимные пластины в последнем случае обычно отсутствуют, и во время термических колебаний (например, при работе на морозе) магниты могут легко отклеиться. При этом отвалившийся магнит обязательно заклинит сердечник. Стартер в данном случае починить не получится – исключительно под замену.
Истирание втулок или износ подшипников стартерного узла
Несомненным плюсом данной неисправности (если вообще можно в данном случае говорить о каких-либо плюсах) является тот факт, что она не появляется внезапно. С каждым разом двигатель станет заводиться все труднее; интенсивность работы стартера будет снижаться (при нормальном состоянии аккумулятора); начнут появляться посторонние натужные звуки.
Для проверки изношенности муфт и подшипников узел нужно снимать и разбирать. Кроме втулок, износу подвергаются еще и щетки. Помимо износа, могут вскрыться проблемы с подгоранием распаек и ламелей.
Неисправность щеток
Щетки плотно прилегают к коллектору стартера, подавая питание последовательно на петли обмотки ротора. Разумеется, на коллекторном узле наблюдается сильное трение. Стандартный ресурс щеток-токосъемников – 100-200 тыс. км пробега. Более качественные модели изнашиваются дольше, но рано или поздно такая проблема появится (то есть для машин в возрасте это более актуально).
Помимо непосредственно трения о коллектор, на щетках оседает графитовая пыль, вызывающая дополнительное нагревание, а кроме того, может сломаться прижимная пружина. Со стороны неисправность выглядит так: поворот ключа сопровождается щелчком реле, но стартер начинает вращаться только после 5-10 поворотов ключа. Всего щеток в электродвигателе 4 – для нормальной работы дефектов не должно быть ни на одной.
Перегоревшая обмотка статора или ротора
Данную поломку проще всего диагностировать благодаря характерному запаху сгоревшей изоляции. При интенсивной работе (а иногда и при превышении ее разумного лимита) провода обмотки нагреваются сверх меры. В итоге разрушается лаковое защитное диэлектрическое покрытие каждого медного проводка – они становятся оголенными.
Замкнуться в короткую провода могут или между собой, или с металлическим якорем (в этом случае будет иметь место так называемый пробой на массу). Самое интересное, что в последнем случае стартер даже будет пытаться функционировать, только проворачиваться якорь станет значительно медленнее, чем при штатной работе. Выявляется данный дефект лишь после демонтажа посредством последовательной прозвонки каждого провода.
Клин обгонной муфты
Бывает и такое, что стартер после поворота ключа зажигания издает положенные звуки, то есть крутится, но вот коленчатый вал при этом не схватывается – машина не заводится. Для точной диагностики данной поломки, а также для исправления ситуации стартер снимается с двигателя. Обгонная муфта проверяется посредством проворачивания ее в обе стороны. Если она одинаково хорошо крутится и туда и сюда, значит, деталь неисправна (она только в одну сторону должна вращаться – это же, по сути, храповой механизм).
Проблема здесь заключается в том, что муфта находится всего лишь в полуприкрытом положении и к тому же достаточно низко. В итоге на ней оседает большое количество загрязнений, вызывающих коррозию и поломку ее компонентов.
Настоятельно рекомендуется периодически муфту прочищать, но только не из распылителя, так как распыляемый раствор будет для грязи, словно вода для цемента, и муфту заклинит бесповоротно (причем буквально).
Как завести машину, если стартер не крутит
Что делать в случае неисправности втягивающего реле, говорилось выше. Но теперь представляется целесообразным рассмотреть алгоритм запуска вручную при неисправном реле (на примере ВАЗ-2110):
- Коробку переключения передач переводим на нейтралку.
- Ставим машину на ручник.
- Открываем капот и поворачиваем ключ зажигания на пол-оборота (чтобы горели индикаторы аккумулятора, масла и воды).
- Убираем воздухоочиститель, чтобы он не мешал свободному доступу к стартеру.
- Штекер проводки отсоединяем от контактов.
- Пару больших контактов (тяговых болтов) пускового реле нужно соединить чем-то металлическим с большим сечением. Например, гаечным ключом.
- При исправности остальных узлов проводки мотор должен запуститься.
- Далее в обратном порядке подключаются провода, и устанавливается воздушный фильтр.
Следует помнить, что это только алгоритм того, как обойти данную неисправность. Так что двигатель лучше не глушить, пока не доедете до сервисного центра – ведь вы же не хотите заводиться так постоянно?!
Если у вас переднеприводная машина и к тому же оснащенная механической КПП, то вам подойдет альтернативный метод запуска при поломанном реле. Порядок действий здесь такой:
- Одно из передних колес вывешивается с помощью поднятия корпуса домкратом.
- Колесо выворачивается рулем наружу до упора.
- На покрышку наматывается 3 оборота троса. При этом должен остаться конец метра в 2 длиной.
- Затем включается 3 скорость на КПП.
- Далее поворачивается ключ зажигания.
- Теперь начните отбегать от колеса, натягивая трос.
- После того как двигатель заведется, немедленно переведите рычаг КПП в нейтральную позицию.
- Когда колесо само остановится, снимите машину с домкрата.
Внимание! Машина должна быть вывешена на домкрате надежно, чтобы исключить угрозу ее соскока с домкрата при натяжении троса. Если вывешенное колесо коснется земли, то машину непременно дернет, и вы рискуете получить травмы. Данный способ – это прямая альтернатива так называемой ручке.
Что делать, если стартер крутит, а двигатель не заводится
Но что же следует делать водителю, чья машина не заводится, при том что стартер функционирует нормально? Придется выполнить следующие действия:
- Проверить исправность бензонасоса. Должно быть слышно, как он работает при включении зажигания. Если какой-либо звук отсутствует, значит, налицо явная неисправность – скорей всего, сгорел предохранитель, но может перегореть и обмотка моторчика.
- Следует убедиться, что воздушный фильтр не засорен. Выньте его из кожуха и осмотрите визуально.
- Проверьте работоспособность карбюратора. Находясь в рабочем положении, он может выдавать некачественную топливную смесь. Чтобы такого не случилось, его нужно регулярно чистить и регулировать жиклеры.
- Убедитесь, что свечи зажигания подключены и на них поступает разряд.
- Если мотор не заводится, хотя стартер исправно крутит коленвал, то возможно, что проблема в инжекторах. Следует проверить состояние топливного фильтра. Если вы заливали топливо сомнительного качества, то фильтр следует поменять, а инжекторы проверить на СТО.
- Некорректно установленный ремень ГРМ. Он должен быть выставлен по меткам, но это не всегда делается именно так.
- Двигатель может не запускаться из-за того, что не работает датчик коленчатого вала. Наиболее вероятная причина – разъем проводов здесь плохо контачит. В этом случае нужно продуть контакты в колодке, обеспечив ее работоспособность (в крайнем случае произведите ее замену).
Мнение автолюбителей о причинах неисправности стартера
- Надо знать, куда стукнуть
- Лечим классическую болезнь стартера «десяток»
- Как провести день в хорошей компании, если навернулся стартер
- Во-первых, хорошо бы иметь при этом грамотного помощника – это сэкономит нервы. К примеру, пропихнуть болты в еле заметные отверстия на стартере через картер коробки сцепления можно только в 4 руки. Ведь еще нужно пытаться шевелить и сам стартер (тут и пятая рука не помешает).
- Во-вторых, обеспечьте наличие трещотки или не беритесь за замену вовсе».
- Иногда всё же лучше сразу поменять
- Когда масса имеет вес
- Если уже не осталось вариантов
«В жару заглушил буквально на 2 минуты. Почему обратно при этом не завести? Не знаю. Все лампочки горят, фары тоже не тусклые, но стартер не крутится. Достал разводной ключ и пару раз стукнул им по втягивающему реле – стартер включился как миленький! А главное, больше не капризничает».
«Болезнь 10-го семейства – это когда подгорают мощные, толстые провода в монтажном блоке. Выйти из положения можно по-разному: кто-то соединяет контакты напрямую, но можно и через бытовой контактник – так культурнее что ли».
«Не заводится двигатель – что же делать? Поняли, что виновник – не сам стартер, а бендикс. Пришлось менять. Кстати, вот особенности процесса:
«Если на закорачивание реле, к примеру, отверткой, стартер никак не реагирует, значит, скорей всего, он "умер"! Недавно как раз был кейс с дизелем: втягивающее реле функционировало нормально, но вот стартер отказывался крутиться – двигатель не заводился. После снятия проверял его, подключая проводами напрямую от аккумулятора, – ноль эмоций».
«Ситуация была не из приятных: то нормально работает стартер, то не заводится, хоть ты тресни! Заменил его: некоторое время ездил без проблем, но потом проблема снова давала о себе знать. В итоге после точной диагностики в сервисе выяснилось, что имел место плохой контакт массы на двигатель. Зачистил контакт, еще один провод присоединил к коробке передач – и проблема решена!»
«Машина отказывалась заводиться "на горячую". Не так давно разобрались, почему: дополнительное реле стартера… замерзло. Подогрели место контакта, и все завелось, как положено. (Подсказку вычитали на форуме, иначе бы еще два часа мерзли)».
Стартер существенно улучшает качество жизни водителя, позволяя завести мотор, сидя в теплой, комфортной кабине. Чаще всего корень неисправности стартера кроется в качестве проводки или проблемах контактов, поэтому именно с них нужно начинать диагностику системы (замок зажигания, подключение массы, предохранители, контакты).