Не работает стеклоочиститель: как устранить поломку
Зачем? Запрещается использовать транспортное средство, если не работает стеклоочиститель. Причин неисправности может быть много: проблемы с электропроводкой, недостаточный заряд аккумулятора, разбитые соединения в трапеции дворников, неработающий моторчик и т. д.
В чем особенность?Первым делом нужно выявить неисправность. Сделать это можно самостоятельно либо обратиться в сервисный центр. На СТО с большей вероятностью поломку устранят на месте сразу же после диагностики. Но и своими руками этот агрегат можно починить.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Устройство и принцип работы стеклоочистителей
- 5 основных причин неполадок в стеклоочистителях
- Правила выбора новых дворников
- Замена стеклоочистителей на автомобиле
- Регулярность замены стеклоочистителей
- Мнения автовладельцев о неработающих стеклоочистителях
Устройство и принцип работы стеклоочистителей
Одним из важнейших условий безопасности дорожного движения является наличие у водителей хорошей видимости и широкого обзора. Даже внимательный и сосредоточенный человек может не успеть среагировать на дорожную ситуацию, приближение которой он вовремя не увидел из-за того, что лобовое стекло покрыто дождевыми потоками или грязью.
Именно поэтому Правила дорожного движения предписывают, что если не работают в установленном режиме стеклоочистители, то эксплуатация транспортного средства запрещена.
Очиститель ветрового стекла включает в себя несколько элементов:
- электродвигатель с редуктором;
- реле;
- рычажный привод;
- шарнирные крепления;
- маятниковые рычаги, к которым крепятся щетки;
- щетки.
Электродвигатель стеклоочистителя получает питание от бортовой сети автомобиля, а редуктор дает возможность увеличить усилие в несколько раз. Мотор-редуктор представляет собой самую важную и сложную часть системы. В его устройство входит якорь с обмоткой, колодки, провода, шестерни, концевой выключатель с пружинной пластиной и стойка. Защиту от перегрузок обычно обеспечивает термобиметаллический предохранитель.
Любые действия с электродвигателем необходимо производить только в специализированном сервисе: несложным делом, которое можно выполнить самостоятельно, является лишь замена щеток.
Реле очистителя обеспечивает переключение режимов работы мотора:
- прерывистый – после завершения двойного полуоборота щетки несколько секунд остаются в крайнем положении, а затем начинается новый цикл;
- постоянный – при этом скорость движения щеток может регулироваться.
Реле позволяет водителю выбрать самый удобный ритм движения дворников, и если не работает какой-то отдельный режим стеклоочистителя, то это затрудняет качественную очистку стекла.
Вращение двигателя преобразуется в движения дворников с помощью системы рычажного привода. На конце рычагов закреплены щетки с резиновой или силиконовой лентой, которая, будучи плотно прижатой к стеклу, удаляет с него воду и грязь. Стеклоочиститель может действовать в паре с омывателем, например, когда требуется убрать грязные пятна с ветрового стекла.
На многих современных моделях также предусмотрен очиститель заднего стекла, который работает по тому же принципу, за исключением того, что сзади реле может не использоваться, что делает невозможным выбор режима работы.
5 основных причин неполадок в стеклоочистителях
Электрика
Представим ситуацию, что у вас не работают ни передний, ни задний стеклоочистители. Вероятнее всего, что причина общая. Первый шаг, когда перестали работать щетки стеклоочистителя, – определить, заключается ли проблема в электрике или она имеет механический характер. Если остальное электрооборудование автомобиля в норме, то следует проверить предохранитель стеклоочистителя.
Для этого откройте отсек предохранителей, обычно находящийся слева от рулевой колонки, и найдите нужный предохранитель, после чего визуально оцените его состояние. Для большей надежности можно попробовать поменять его на аналогичный.
Если это не помогло и по-прежнему не работают щетки стеклоочистителя, то можно переходить к следующему пункту: внимательно вслушайтесь, есть ли щелчок реле при включении дворников. Характерный щелчок свидетельствует о том, что проблема заключается не в электрике; отсутствие же звука переключения может указывать на то, что не работает вышедшее из строя реле стеклоочистителя.
Неисправность реле диагностируется также в случае некорректности переключения режимов: скажем, если не работает только первое положение стеклоочистителей (другими словами – не работает стеклоочиститель в прерывистом режиме), то причина кроется в сбое реле.
Крепления
Проверяя механические элементы, двигаемся от рассмотрения самых простых и распространенных неисправностей к более сложным и серьезным. Если не работает стеклоочиститель лобового стекла, то нужно осмотреть гайки на валах дворников – случается, что крепление ослабляется, из-за чего усилие не передается на внешние части стеклоочистителей.
Для проверки попробуйте поводить дворниками по стеклу – если это получается без каких-либо усилий, то необходимо снять защитные колпачки на их основаниях и затянуть гайки на креплениях. В случае если дворники реагируют только на приложение значительной силы, оставьте их в покое, чтобы не сломать, – значит, проблема находится глубже, под капотом.
Моторчик
В принципе, электродвигатели стеклоочистителя рассчитаны на большой запас прочности, и современные модели к тому же снабжены защитой от перегрева и перегрузки: то есть если, к примеру, лобовое стекло настолько завалено снегом, что дворники невозможно вытащить, то защитный элемент не допустит выхода мотора из строя, отключив его.
Однако со временем все поддается разрушению, поэтому выясните, «жив» ли двигатель стеклоочистителя. Для этого вновь необходимо прислушаться – есть ли звуки срабатывания мотора при включении дворников. Если работа электродвигателя явно дает о себе знать, а щетки остаются неподвижными, то, возможно, проблема заключается в трапеции. Тишина же в ответ на запуск дворников может указывать на то, что не работает мотор стеклоочистителя и пришла пора его менять.
Трапеция
Промежуточная часть системы стеклоочистителя представляет собой рычаги, передающие энергию от двигателя к дворникам. Для их осмотра потребуется снять так называемые жабо – декоративные накладки под лобовым стеклом.
Вы можете обнаружить систему рычагов, именуемую трапецией, покрытой льдом или блокированной каким-либо посторонним предметом: устранение препятствий, например, оттаивание льда, вернет стеклоочистители в работоспособное состояние. Если же сломались элементы трапеции, что визуально легко определяется, то требуется их замена.
Дренаж
Вода, попадающая на ветровое стекло, естественным образом стекает вниз, после чего сливается через дренажные отверстия. Однако если по какой-либо причине эти сливы забились, то вода может скапливаться в отсеках, находящихся под жабо, что особенно критично зимой, когда образуется лед.
Именно эти ледяные образования мешают в зимнее время нормальной работе стеклоочистителей. Чтобы не возникало ситуаций, когда после оттепели и последующих морозов перестают работать стеклоочистители, осмотрите систему дренажа и очистите сливные отверстия от попавшей грязи, листьев и прочего мусора.
Правила выбора новых дворников
По своей конструкции дворники могут быть каркасными, бескаркасными и гибридными. Классический вариант представляют собой каркасные конструкции, где прижатие щетки к стеклу обеспечивает система шарнирных рычагов-коромысел. Бескаркасный дворник внешне выглядит как пластиковый корпус, внутри которого находятся упругие металлические пластины.
Наконец, гибридные модели совмещают в себе элементы каркасных и бескаркасных конструкций – на каркасную основу сверху надевается пластиковый кожух, защищающий щетки от грязи и снега и снижающий шум от их работы.
Конструкция щеток определяет возможности их использования. Каркасные дворники являются самыми распространенными и дешевыми, но они не могут обеспечить максимальное прижимное усилие и слабо защищают щетки от внешнего воздействия. Правда, зимний их вариант с резиновым чехлом дает защиту от снега и льда.
В этом отношении бескаркасные и гибридные дворники лучше, так как они более качественно прижимают щетки к стеклу и позволяют им дольше сохранить свои функциональные свойства. К тому же ими можно пользоваться круглогодично.
Основной параметр щеток – это их длина, поскольку по размерам передние стекла автомобилей могут сильно отличаться (сравните, к примеру, Mazda Demio и Toyota Land Cruiser). При этом не забывайте, что правый и левый дворники порой по длине не совпадают – чаще дворник со стороны водителя делается длиннее.
Самый простой способ узнать параметры необходимых щеток – измерить длину уже установленных. Впрочем, если вы не первый владелец автомобиля, то может случиться, что на нем стоят дворники неверного размера – в этом случае выяснить рекомендуемую или же допустимую длину можно по справочным каталогам.
Всегда ориентируйтесь на рекомендации производителей, поскольку более длинные или более короткие дворники не позволят нормально работать стеклоочистителям и ухудшат качество очистки стекла.
Замена стеклоочистителей на автомобиле
Итак, заказанные вами щетки доставлены. Первым делом следует их распаковать и подготовить к установке. Некоторые модели снабжаются пластиковыми транспортировочными чехлами, и, разумеется, их нужно снять. Щетки крепятся разными способами, и существуют переходники для различных типов крепления.
Наиболее распространенный вариант – крючок, с которым вряд ли возникнут проблемы. Если же у вашего автомобиля редкое и нестандартное крепление, то стоит заранее решить вопрос, понадобятся ли какие-либо переходники.
Для замены щеток следует потянуть рычаг дворника на себя, чтобы он принял вертикальное положение. Обычно это не вызывает каких-либо затруднений, хотя на некоторых автомобилях кромка капота не дает их поднять. Для освобождения дворников нужно перевести их в зимний режим или поймать в верхней точке во время работы, выключив в нужный момент зажигание, после чего они беспрепятственно отгибаются от стекла.
В современных моделях предусмотрен даже специальный сервисный режим стеклоочистителя для этих операций – его активация производится кратковременным удержанием рычага дворников в положении MIST.
Далее производится демонтаж старых дворников и установка новых щеток. Ход процедуры зависит от имеющегося типа крепления, которых встречается не так уж и мало.
- Самый распространенный вариант крепления – крючок (также Hook или J-hook), обычно обозначаемый буквой U. Размеры крючка бывают различные, но самые ходовые – 9 х 3 и 9 х 4. Конечно, встречаются модели авто, требующие крепления нестандартного размера: скажем, некоторым видам Audi нужны очень маленькие крючки, американской Subaru Tribeca B9, наоборот, – крючок грузового класса 12*4, а на Honda Civic 4D/5D первых годов выпуска у крючка был дополнительный профиль на поводке.
- Крепление «боковой штырь» (другие названия Sidepin и Pinin Arm). Этот тип крепления попадается на машинах, выпущенных после 2004 года: BMW 3, Volvo S40, Volkswagen Jetta и Passat, а также отдельных моделях Mercedes-Benz и Peugeot.
- Крепление Pushbutton. Основные марки, где подобное крепление достаточно распространено, – Volvo, Renault, Ford, Citroen и Volkswagen.
- Крепление Pinlock. Его можно встретить в немецких автомобилях Audi, Mercedes-Benz, а также испанских Seat.
- Крепление Sidemounting («боковое крепление»). На данный момент сравнительно редкий тип, хотя ранее он применялся в машинах американского производства. Сейчас им иногда пользуется концерн Renault.
- Крепление «боковой зажим» (Pinchtab). Европейские производители, прежде всего немецкие, в настоящее время довольно часто снабжают свои автомобили креплениями этой разновидности, в частности Audi, Fiat, Saab, Mercedes-Benz и Opel.
- Крепление «штыковой замок» (Bayonetarm). Подобное крепление можно увидеть в некоторых моделях Renault, произведенных после 2004 года, и Saab. Также еще существует модификации штыкового замка с двумя отверстиями, где крепление производится винтами, но оно актуально только для машин грузового типа.
- Крепление «верхний замок» (Toplock). Достаточно редко встречающийся вариант – свое применение он нашел в автомобилях BMW 5 и 6 серии.
- Крепление «клешня» (Claw). Один из самых редких в настоящее время способов крепления – им пользуются Seat и Audi (например, в модели Audi A6).
Регулярность замены стеклоочистителей
Щетки стеклоочистителя – это типичный пример расходников в автомобиле, и обновлять их рекомендуется достаточно часто. Дело в том, что резиновые наконечники щеток подвергаются воздействию внешней среды (это не только грязь, песок и вода, но достаточно агрессивная жидкость стеклоомывателя, а также пена на автомойке).
С течением времени в пазы неизбежно забиваются песчинки, что ухудшает качество очистки стекла. Поэтому если вы замечаете, что, к примеру, не так хорошо, как раньше, начал работать стеклоочиститель лобового или заднего стекла, значит, настал срок замены щеток.
Разумеется, эффективный срок использования щетки во многом зависит от условий эксплуатации автомобиля, погодных факторов и пр. В среднем рекомендуется менять щетки каждый год, а в случае их использования по сезонам они могут прослужить не более двух сезонов. Щетка, утратившая свои свойства, будет не только хуже очищать стекло, но и может оставлять на нем царапины.
Мнения автовладельцев о неработающих стеклоочистителях
- Простой рецепт для «Камри»
«Откручиваешь дворники. Снимаешь пластиковый фартук (аккуратней с резинкой уплотнителя и ее клипсами). Откручиваешь четыре болта, на которых рейка держится, и отключаешь разъем управления дворниками. Делаешь фотку рейки на мобильник (чтоб потом удобней выставлять было). Снимаешь поводки дворников с шаровой. Откручиваешь болты крепления мотора (точно не помню, по-моему, их там три). Потом аккуратно снимаешь крышку электроники управления и редуктора.
Потом при помощи отвертки и тисков, обильно смочив WD40 и тормозухой, откручиваешь 2 болта, на которых держится статор (черная чашка с магнитами), вот тут главное не сломать уши, в которые эти болты вкручиваются. Затем охреневаешь от количества мусора в недрах мотора, попутно озадачиваясь вопросом, как это вообще могло работать?! Потом чистишь, собираешь в обратном порядке. Потом долго и упорно выставляешь сами дворники. Как-то так...»
- Сам себе электрик
«Для начала разобрать, почистить и смазать оси поводков (те, что через кузов к трапеции проходят). И проверить напряжение, поступающее на моторчик дворников, у них длинная электрическая цепь с кучей контактов, на которых происходит много потерь».
- Диагностика неисправности на москвиче
«В моторчике три щетки: масса, малая скорость, большая скорость. Первое и второе положение переключателя подают напряжение на щетку малой скорости. Возможно, щетка или провод от ЧЯ до моторчика (ну или контакты в разъемах) повреждены. А большая скорость работает, так как и провод, и щетка другие».
Таким образом, теперь вы знаете, что делать, если не работают дворники стеклоочистителя и как их менять. Совет: не экономьте на своевременной замене дворников — это обеспечит вам комфортное вождение.