Не работает ручник: проблемы и их решения
О чем речь? Несмотря на то, что при движении автомобиля мы обычно им не пользуемся, все же это важный элемент конструкции машины. Кроме того, порой приходится использовать ручник в аварийных ситуациях или в случае отказа стандартных тормозов.
Как исправить? Самостоятельно произвести ремонтные работы не всегда сподручно. Для удобства потребуется наличие гаража, а также всех необходимых инструментов. Да и не факт, что попытка увенчается успехом. Лучше всего обратиться к профессионалам, которые точно устранят дефект.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что такое ручник и как он работает
Тормозная система, которая используется водителем во время движения транспортного средства, называется основной. Она задействуется для того, чтобы перевести кинетическую энергию автомобиля в энергию тепловую посредством трения, в результате чего с той или иной степенью эффективности снижается скорость движения.
Но машина едет не всегда: иногда она в течение длительного времени находится на стоянке. В данном случае обычные тормоза использовать невозможно (не класть же на педаль кирпич) – применяют стояночный тормоз.
Рассмотрим главные функции стояночных тормозов:
- Удержание автомобиля в неподвижном состоянии в течение длительного времени в отсутствие кого-либо на водительском месте.
- Удержание неподвижного положения машины на уклоне в течение даже коротких остановок.
- Возможность старта движения на участке дороги с подъемом (так называемый въезд в горку с ручника).
- Выполнение резких поворотов (так называемых полицейских разворотов) на заднеприводных автомобилях.
- Торможение (или даже притормаживание) с помощью ручника в случае поломки основных тормозов. Это единственный доступный способ доставить машину в сервисный центр при наличии поломки штатной системы основного торможения.
В настоящее время стояночными тормозами обладают все без исключения транспортные средства вне зависимости от их функционального назначения и максимально возможной скорости передвижения. При этом неисправность стояночного тормоза – это критический фактор, в результате чего транспортное средство не сможет пройти технический осмотр.
В зависимости от типа привода ручные тормоза условно разделяются на следующие категории:
- с механическим приводом;
- с гидравлическим приводом;
- электромеханические тормоза (ЕРВ).
Механический ручник – это самый распространенный вариант стояночных тормозов. Такие системы просты и надежны. Находящийся в салоне ручник просто тянется вверх, и сила, посредством системы тросов, передается на колодки, которые блокируют тормозные барабаны с тем или иным прижимом (зависит от того, насколько высоко поднимается рычаг ручника).
Гидравлические ручные тормоза распространены существенно реже; чаще всего их можно встретить либо на грузовых автомобилях, либо на транспортных средствах специального назначения. Такие системы сложны и дорогостоящи, а потому, если, к примеру, не работает ручник на КамАЗе, то для его водителя это означает необходимость проведения длительного и крайне недешевого ремонта (иначе будет не пройти техосмотр).
В зависимости от системы активации стояночного тормоза выделяют:
- педальный стояночный тормоз;
- ручной рычажный.
Как устроен ручник
Существуют следующие разновидности приводов стояночных тормозов в автомобиле:
- барабанный;
- кулачковый;
- винтовой;
- трансмиссионный (или центральный).
В первом типе рычаг ручника при поднятии натягивает трос, который в итоге передает усилие на колодки, распирающие внутреннюю поверхность тормозного барабана.
В случае с трансмиссионным стояночным тормозом блокировке подвергаются не колеса, а карданный вал. Электрический механизм осуществляет прижатие колодок к тормозному диску с помощью электродвигателя.
Но вне зависимости от принципа действия стояночный тормоз имеет следующее устройство:
- Элемент управления тормозом (рычаг и педаль).
- Приводные тросы.
- Непосредственно тормозные механизмы.
Рычаги ручников оснащаются храповыми механизмами, которые не позволяют им самостоятельно возвращаться в исходное положение (только после нажатия водителем соответствующей кнопки на рукоятке). В случае педали снятие машины со стояночного тормоза может производиться как той же самой педалью, так и с помощью отдельной специальной рукоятки.
Силовой момент от рычага ручника на тормозные механизмы передается с помощью стальных тросов. В большинстве случаев применяется 3 троса: один передний (или центральный) и 2 задних. Тормозных механизмов всего два, и оба они расположены на задних колесах. А передним трос называют исключительно из-за его физического расположения: он передает усилие от рычага через уравнитель на 2 задних троса, которые уже приводят в действие колодки.
В процессе эксплуатации тросы могут растягиваться, ведь благодаря храповому механизму они длительное время остаются в натянутом состоянии. Из-за этого будет меняться и сила сжатия на колодках (она ослабевает). Для того чтобы компенсировать данный момент, тросы оснащаются регулируемыми наконечниками.
Принцип работы ручника в зависимости от вида
- Устройство и принцип работы стояночных тормозов на машинах с барабанными тормозами
- Устройство и принцип работы стояночных тормозов на машинах с дисковыми тормозами
- Центральный (или трансмиссионный) стояночный тормоз
Стояночный тормоз на барабанном механизме устроен очень просто: усилие троса поступает на рычаг, приводящий в действие ведущую колодку, движение которой передается и второй колодке. Вместе они распирают тормозной барабан изнутри, в результате чего возрастает трение, и барабан (а значит, и колесо) надежно блокируется.
Здесь возможны сразу 3 различных варианта приводов:

1. Привод с помощью кулачков. Он располагается непосредственно в суппорте. Поршень колодки здесь оснащается толкателем, опирающимся на поворотный кулачок с рычагом. Если трос натягивается, то сначала поворачивается рычаг, а затем и связанный с ним кулачок, оказывающий давление на толкатель. В итоге колодка упирается в диск – осуществляется блокировка колеса.
2. Винтовой привод. Он также расположен в суппорте. Только в данном случае в поршне нарезается резьба, благодаря которой в отверстие входит винт, жестко связанный с рычагом. Когда трос натягивается, он поворачивает рычаг, который в свою очередь заставляет прокручиваться винт. Поршень же крутиться с винтом вместе не может, а благодаря резьбе просто двигается вперед. В результате колодка давит на диск, что также приводит к его блокировке.
3. Барабанный механизм. По сути, речь идет о том, что рядом с дисковой системой для основных тормозов смонтирована еще одна – барабанная (для тормоза стояночного). Барабан малого диаметра здесь устанавливается в центре диска, поэтому такую систему часто называют барабанными тормозами в миниатюре.
Во всех случаях отпуск тормозов и возврат колодок в первоначальное положение производится с помощью пружин.
Это система для транспортных средств, обладающих большим весом: грузовиков, машин специального транспорта, а также автобусов. На карданном валу может быть закреплена как дисковая система, так и барабанная, но принцип действия таких тормозов все тот же – колодки жестко блокируют диск или же барабан.
Почему не работает ручник
В соответствии с нормативными правилами, стояночный тормоз считается исправным, если он надежно удерживает машину на склоне до 25 градусов. Осуществлять соответствующую проверку исправности системы следует каждые 30 тыс. километров, если тормоза дисковые, и каждые 15 тыс. километров, если механизм барабанный.
Вот самые часто встречаемые неисправности каждой из тормозных систем, в результате чего ручник не работает:
- Дефекты барабанного механизма. Чаще всего здесь наблюдается ускоренный износ тормозных колодок; чрезмерное растяжение одного или нескольких тросов; коррозионное поражение тормозных механизмов (особенно если на стоянке машина стоит часто).
- Неисправности дискового механизма. Здесь также бывают сильно изношены колодки.
- Проблемы электрического привода. Кроме износа колодок, очень часто проявляются неисправности проводки или электромотора (особенно часто по этой причине не работают ручники на некоторых моделях «Фордов»).
Тормоза призваны оберегать жизнь – вашу и других участников дорожного движения (в том числе и стояночный тормоз, потому что иногда он может использоваться в качестве основного, если штатные тормоза по какой-то причине вышли из строя).
Поэтому настоятельно рекомендуется осуществлять проверку и ремонт любых тормозов исключительно на СТО, силами квалифицированных специалистов. Это в равной степени актуально и для отечественной «Лады», и если не работает ручник на популярных в последнее время «Рено». Однако есть несколько «народных» приемов, позволяющих оценить глубину проблемы:
- Если есть подозрение, что машина «не держит склон», то ее обычно фиксируют на уклоне (с помощью «ручки»). Если покатится, то это верный признак того, что ручник не работает и нужно разбираться в причинах.
- В случае наличия сомнения на тему того, что одно из колес на самом деле прокручивается (то есть не блокируется ручником в достаточной степени), следует вывесить это колесо с помощью домкрата и при включенной «ручке» попытайтесь колесо провернуть. Если у вас это сделать не получается, значит, проблема на самом деле отсутствует.
- Если вам кажется, что ручной тормоз недостаточно сильно прихватывает автомобиль, то можно провести тест «троганием». Ручник нужно активировать, после этого завести двигатель и включить первую скорость. Нажимаем педаль газа максимально сильно и относительно быстро отпускаем сцепление. Если тормоза работают эффективно, то машина дернется и мотор заглохнет. Данный метод неприменим для машин с АКПП (так как внутри коробки присутствуют собственные фрикционные диски).
Типичные ошибки водителей, выводящие из строя ручник
Разберем несколько часто встречающихся ошибок, связанных со стояночными тормозами. Современные электронные системы уже «научились» их обходить, однако далеко не все современные автомобили оснащаются таким электронным интеллектом. Вот наиболее распространенные из ошибок:
- Движение на неснятом ручнике. Как правило, это приводит к очень быстрому износу фрикционных материалов как колодок, так и дисков или барабанов.
- Зимняя блокировка ручником. Колодки могут просто примерзнуть и не отойти после опускания рычага ручника в салоне. Современные автомобили уже комплектуются системами подогрева, но на классических моделях это весьма большая проблема.
- Агрессивный стиль езды с использованием ручника для осуществления эффектных разворотов. Это может привести не только к растяжению тросов, но и к их разрыву. Также не получится выполнять трюки и на электрических системах – компьютер просто не позволит вам воспользоваться ручником при движении.
- Если поднять тормозной рычаг не полностью, то последствия будут самые непредсказуемые (к примеру, могут ухудшиться свойства тормозной жидкости).
Ручной тормоз – это одна из важнейших систем в автомобиле. Держать его в исправном состоянии – это не только требования ПДД, но и элементарной логики. Не исключено, что однажды правильно работающий стояночный тормоз может спасти вам жизнь. Так что не пренебрегайте регулярным обследованием данного механизма.
Что делают автовладельцы, если не работает ручник
- Если не работает – вам будет грустно по итогу
- Что вы знаете об автоподводе?
- Если не работает ручник, ваша машина может стать опасной для других
«Если у вас не работает ручник (и не важно, на какой машине – на ВАЗ или на иномарке) и к тому же по каким-то причинам вышла из строя штатная основная тормозная система, то это очень большой повод для грусти. Во-первых, вам будет противопоказано останавливаться на подъеме (не рассчитывайте, что вам хватит сопротивления первой передачи при выключенном двигателе). Во-вторых, в гололед даже при незначительном уклоне машину может начать разворачивать вокруг ее оси. Ну, и в-третьих, здесь только эвакуатор поможет».

«Автоподвод всегда стопорит ход колодки при отпуске в определенном положении, и при постепенном истирании фрикционного материала прижим становится все хуже и хуже (так как ход троса остается одним и тем же). Но если для решения данной проблемы вы будете каждый раз подтягивать ручник, то система перестанет быть стабильной. Ведь зазор поддерживается тросами ручника, которые имеют тенденцию растягиваться. В итоге результат будет просто непредсказуемым».
«Если основные тормоза работают штатно, то факт того, что ручник не работает корректно, будет и для вас, и для окружающих не так заметен. Но это только поначалу. Если вдруг представится такая ситуация, когда вам нужно будет зафиксировать машину на уклоне или же выйдет из строя основная тормозная система, то это будет уже настоящая нерешаемая проблема. (К слову, кирпичом под колесо машину на склоне не закрепить – такие препятствия запросто "перешагиваются")».
Позаботьтесь об исправности стояночного тормоза вашего автомобиля, и это обязательно поможет вам в процессе его будущей эксплуатации.