Направленные шины: преимущества и особенности эксплуатации
Это какие? Направленные шины отличаются особым рисунком протектора, который лучше отводит воду, грязь или снег в пятне контакта с асфальтом. Как результат – безопасное управление автомобилем в сложных условиях.
На что обратить внимание? Однако есть у такой резины и свои особенности. Во-первых, установка возможна только по одному направлению, а в некоторых случаях обязательно правильное расположение левого и правого колеса. Во-вторых, ламели влияют на поворачиваемость и управление на сухом асфальте. Поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем покупать такие шины.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Особенности направленных шин
К особенностям рисунка протектора направленных шин относится спортивный дизайн и хорошее сцепление на мокром асфальте. Ламели на таких шинах обеспечивают лучшую управляемость на дороге за счет противостояния аквапланированию. Это особенно важно в условиях сильного дождя или снегопада, когда воды на дороге накапливается больше, чем обычно.
Оптимальное расположение рисунка направленных шин позволяет отводить воду, которая препятствует соприкосновению точки контакта с дорогой, что обеспечивает максимальное сцепление колес с дорожным покрытием.
Данный рисунок протектора используется и на летней резине, особенно его ценят любители с уверенным и быстрым стилем езды. Направленные шины подходят для загородных длительных поездок по дорогам с высоким скоростным режимом и автомагистралям. Стоит учесть, что на рисунке протектора для лучшего дренажа прорези делают слишком мягкими, что может сказаться на курсовой устойчивости машины в худшую сторону.
Виды направленных шин
- Симметричный направленный рисунок протектора
Покрышки с симметричным рисунком имеют большое количество канавок для отвода воды, ориентированных по направлению движения. Такие колеса уже давно стали ведущими в линейке автомобильных шин из-за своего строения рисунка протектора. Протектор зимних шин не сильно отличается от летних, его ведущей задачей является отвод грязи, а также снега и воды из-под колеса.
Направленные шины отличаются своей шумностью из-за вышеперечисленных особенностей. При неправильной установке таких покрышек не будет выполняться их главная функция отвода снежной массы и воды. В целом особенности рисунка – это ключевой фактор, который определяет эффективность и надежность резины этого типа на дороге.
- Асимметричный направленный рисунок протектора резины
Асимметричный рисунок встречается редко. Он имеет внешнюю и внутреннюю стороны, которые отличаются друг от друга. Канавки для отвода влаги характеризуются четкой направленностью. В эксплуатации шины с таким рисунком протектора демонстрируют все самые лучшие свойства, присущие прочим вариантам имеющейся на рынке резины.
Но стоит учитывать некоторые сложности, если водитель делает выбор в пользу шин, имеющих асимметричный рисунок протектора. При их установке необходимо брать в расчет как внешнюю (outside) и внутреннюю (inside) стороны, так и направление движения колеса. Так как данные конструктивные особенности полностью исключают универсальность этой резины и делают их эксплуатацию неудобной, то производители отказались от выпуска асимметричных покрышек.
Плюсы и минусы направленных шин
К плюсам рисунка протектора направленных шин относят:
- Обеспечение хорошего контакта резины с дорогой. Это особенно важно в условиях сильного дождя или снегопада, когда коэффициент сцепления с дорожным покрытием становится меньше, а вероятность ДТП выше. Направленный рисунок протектора предотвращает аквапланирование на мокрых дорожных поверхностях за счет быстрого отвода воды.
- Использование направленных шин обеспечивает безопасность движения. Они демонстрируют отменную эффективность при езде на разных дорожных покрытиях, таких как асфальт, каменная мостовая, плитка, бетон, за счет надежности сцепления.
- Данный рисунок протектора снижает тормозной путь и обеспечивает маневренный ход машины, покрышки подходят как для скоростной езды, так и городского режима.
- Зимние направленные шины с одинаково расположенными бороздами отлично выводят грязь и снег из-под колес, что повышает маневренность машины в зимнее время года. Тормозной путь при использовании таких покрышек короче, что снижает вероятность ДТП с двигающейся впереди машиной при резком торможении.
- Великолепная курсовая устойчивость вместе с легкой управляемостью при движении являются теми преимуществами, который получит водитель при использовании направленных шин.
- Безопасность при развитии высокой скорости за счет хорошего контакта поверхности резины с дорогой и хорошей управляемости машины. Именно по этой причине на высокоскоростные спортивные автомобили устанавливают покрышки, имеющие направленный рисунок протектора.
К минусам направленного рисунка протектора относят такие качества:
- Направленные шины должны быть установлены на автомобиль таким образом, чтобы нанесенная на них маркировка соответствовала ходу следования. Неправильный монтаж сведет все качества таких шин к минимуму. Водитель может не справиться с управлением, потому что рисунок протектора не будет должным образом отводить грязь и воду, а станет, наоборот, их захватывать, что приведет к потере сцепления колес с дорожным покрытием.
- Симметричное расположение деталей поверхности направленных шин создает повышенную шумность при движении машины по сухому асфальту. Во время поездки с открытыми окнами шум может создать дискомфорт как для водителя, так и для пассажиров машины.
- Использование направленных шин на трассах с поврежденным покрытием и грунтовых дорогах не рекомендовано, так как их маневренность и устойчивость уменьшаются.
- Направленные шины не пользуются большой популярностью в связи с тем, что их конструктивные особенности обязывают водителя иметь 2 запаски для безопасной эксплуатации. Безусловно, можно ограничиться и одной, но стоит отметить, что ее установка на непредназначенное место снизит качество сцепления и безопасность вождения. В ближайшем автосервисе или шиномонтаже потребуется ремонт и монтаж колеса.
- Большая стоимость резины с направленным рисунком не привлекает автовладельцев. Резина с разносторонне ориентированным протектором универсальна и отличается дешевой ценой и простой технологией производства. Многие производители ставят их на новые машины.
- Переставить направленную шину правого колеса на левое невозможно без уменьшения качества управляемости автомобиля.
Правила установки направленной шины
Направленность является главной отличительной характеристикой данной резины, поэтому при установке нужно строго учитывать такую конструктивную особенность. Знак Rotation и стрелка, которая показывает направление вращения на боковой поверхности покрышки, помогут правильно найти сторону. Стрелка и елочка на рисунке показывают направление движения по ходу следования машины.
Если не соблюдать правила установки направленных шин, то колесо, которое вращается против движения, будет загребать больше грязи и воды, а не выводить ее из пятна контакта. Таким образом при вождении появится большой риск потери управления за счет аквапланирования и скольжения.
Вдобавок в шинах будет излишнее давление, неравномерный износ и большая вероятность опрокидывания автомобиля на бок при движении. Отличительным признаком неверной установки направленных шин является высокая шумность во время эксплуатации автомобиля.
Если направленные шины имеют асимметричный рисунок, то для определения места для их расположения нужно обратить внимание на обозначения, нанесенные на боковые части покрышки. Inside устанавливается строго внутрь, а outside наружу.
Две половины асимметричного протектора предназначены для разных функций, при изменении их положения эффективность работы покрышек будет утрачена полностью. За сцепление с покрытием при поворотах отвечает внешняя сторона шины. Она по составу отличается большей жесткостью от внутренней, которая предназначена для быстрого очищения колеса от грязи и воды. При их неправильной установке резина будет изнашиваться значительно раньше и чаще скользить.
Стоит отметить, что есть покрышки с асимметричным рисунком протектора, предназначенные для левой и правой стороны.
Не отказывайтесь от балансировки после того, как резину установят на диск, чтобы оценить всю эффективность работы направленных шин. Только после балансировки можно устанавливать колеса на ступицы. Стоит проверить, что они монтированы правильно, для этого нужно обратить внимание на все маркеры, чтобы избежать потенциальных проблем в будущем.
Что автолюбители говорят о направленных шинах
- Зимняя эксплуатация
«Автомобиль ВАЗ 21099. Я использую направленные шины исключительно в зимнее время года и ставлю их на ведущие колеса спереди. Также на резине есть шипы, которые способствуют более эффективному сцеплению с дорожным покрытием. В целом я стал с ними уверенно водить машину зимой. Если у запаски другой рисунок протектора, то это не так критично, на этом колесе нужно будет добраться всего лишь до гаража, ближайшего шиномонтажа или автосервиса».
- Практическое сравнение
«Есть опыт сравнения в одних условиях: "Форд Мондео" на ненаправленных шинах "Пирелли Сотозеро" от известного производителя и "Тойота Камри" на симметричных направленных шинах "Барум Полярис" от среднего европейского производителя. Вместе с другом зимой поехали отдыхать на природу на практически идентичных машинах по своим характеристикам.
Но "Мондео" больше закапывался в снегу и отказывался ехать дальше, сказывалась низкая управляемость по заснеженным дорогам. А "Тойота", наоборот, всегда оказывалась впереди несмотря на обычный стиль вождения. Подводя итог, отмечу, что "Форд" не смог выехать без посторонней помощи спустя несколько часов стоянки».
- Теория и реальность
«Теоретически, у направленных шин лучшая сопротивляемость сплашплэннингу (в зимнее время года) и аквапланированию (летняя). А вот на практике я не почувствовал принципиально сильной разницы между NF3 (направленный) и Gislaved NF2 (ненаправленный)».
- Сколько нужно запасок
«Асимметричная резина содержит маркировку на боковых сторонах что-то типа in и out. Если она просто асимметричная, то можно смело переставлять, если асимметричная и направленная, то можно менять только перед/зад по одной стороне. В этом случае 100% нужно возить с собой 2 запаски».
- Можно ли ставить наоборот
«Я ставил данные шины и елкой вниз по ходу движения (все четыре колеса) и елкой вверх. Разница была сильно ощутимая (аквапланирование и шум). Поэтому инженеры инженерами, а практика – это проверенная истина!»
Сегодня индустрия автомобильных шин предлагает нам огромный выбор, отвечающий различным требованиям и условиям. Однако, несмотря на все эксперименты и возможности инженеров, до сих пор не было создано идеальной шины, которая бы отвечала всем требованиям. Каждая модель подходит для эксплуатации в определенных дорожных условиях, а также имеет свои достоинства и недостатки.