Можно ли ездить на летних шинах зимой
Можно ли ездить на летних шинах зимой? По закону – нет. С декабря до конца февраля на автомобилях должны быть установлены зимние шины. Использование летней резины опасно, может привести к ДТП из-за плохого сцепления колес с дорогой.
Что делать, если другого выхода нет? Доехать на летней резине по снегу и в гололед можно. Нужно снизить скорость и двигаться максимально аккуратно, без опасных маневров, строго в правом ряду. Желательно как можно скорее попасть на шиномонтаж.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Типы резины
- Зачем менять летние шины на зимние
- Штраф за езду на летних шинах зимой
- Что нужно знать, если пришлось ехать на летних шинах зимой
- Как правильно ездить на летних шинах зимой
- Как правильно выйти из заноса
- Использование разных шин как способ доехать на летней резине
- Часто задаваемые вопросы об использовании летних шин зимой
Типы резины
Опыт использования автомобилей показал, что одного типа шин не хватает для обеспечения безопасности передвижения в любое время года. Шины различаются по материалу и качеству сцепления с дорогой в зависимости от времени года, поэтому производители выпускают несколько видов шин для разных условий эксплуатации.
- Летние шины
Отличительной особенностью такого типа шин являются ярко выраженные продольные канавки, при помощи которых происходит отвод воды, и чуть менее заметные поперечные канавки. Протектор обычно имеет высоту 4-5 мм (максимум – 8 мм). Эти шины обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, устойчивы к износу и позволяют быстро развивать максимальную скорость и уверенно чувствовать себя при движении. Но можно ли ездить на летних шинах зимой? Лучше не рисковать, на скользкой дороге сцепление окажется ниже необходимого уровня. Да и на мокрой грунтовке управляемость будет так себе.
Резина, из которой изготавливают летние шины, представляет собой смесь технического углерода, каучука и разнообразных добавок в зависимости от производителя. Подробный состав стараются держать в секрете, ведь с помощью этих компонентов достигается улучшение сцепления с мокрой дорогой и другие преимущества. Важно отметить, что такие шины начинают оптимально работать при температуре выше 7 градусов.
- Зимние шины
А вот зимние шины лучше всего показывают себя, когда за бортом меньше 7 градусов. Также следует учитывать, что, если днем держатся пограничные температуры, ночью похолодает еще больше — вполне вероятно появление изморози и ледяной корки на дороге.

drive2.ru
Особенности состава и особый рисунок протектора этих шин обеспечивают наилучшее сцепление с заснеженными и покрытыми грязью дорогами. Резиновая смесь содержит добавки, чтобы сохранять эластичность даже в морозы, что как раз улучшает сцепление на обледенелых, мокрых и заснеженных дорогах.
Зимние шины имеют глубокие и разнонаправленные ламели (надрезы), которые создают прерывистый контакт с дорогой, а их блоки гораздо больше, чем у летних аналогов. Глубина протектора тоже увеличена, начинается от 9 мм и достигает на некоторых моделях практически 2 см. Такие шины обозначаются снежинкой или снежинкой с горой, также может использоваться надпись Winter. Благодаря своей структуре шина прилипает к дороге, именно поэтому их называют «липучками».
Для улучшения свойств зимних шин используются шипы, которые предотвращают скольжение и обеспечивают максимальное сцепление и торможение на льду. На шине может быть от 80 до 150 шипов.
Шипованные шины популярны в странах с долгими и суровыми зимами, например в Скандинавии (да и во многих регионах нашей страны), что неудивительно и продиктовано в первую очередь погодными условиями. Но в Европе, где по большей части климат мягче, особым спросом они не пользуются, а иногда и вовсе запрещены, так как повышают скорость износа дорожного полотна. Да и применять их в теплую погоду на открытом асфальте бессмысленно, шипы будут создавать лишний шум, тормозной путь увеличится, а изнашиваться шины станут быстрее.
- Всесезонная резина
Для этого типа шин применяют термин «всесезонные», хотя гораздо больше подошел бы «межсезонные». Дело в том, что оптимальная температура их работы лежит в промежутке от 0 до 15 градусов. В таких условиях они действительно хороши и надежны.
Однако при повышении температуры шины могут начать размягчаться, а при похолодании резина становится жесткой. Всесезонные шины являются хорошим выбором для регионов с теплой зимой и прохладным летом. Можно встретить следующие обозначения таких шин: All Season, All Weather, AS, 4S, R + W (Road + Winter) и AW (Any Weather).
- Специальные шины для разной погоды и бездорожья
На управляемость влияет не только температура окружающего воздуха, но и особенности погоды. В дождь шины помогают улучшить управляемость благодаря глубоким водоотводящим каналам, которые убирают воду с контактной поверхности.
Покрышки с такими каналами обозначаются символами зонтика, словами Water, Aqua или Rain. Но для повседневной езды нет особого смысла в использовании шин такой узкой специализации, их чаще применяют в профессиональных гонках.
Производители предлагают шины, разработанные для разных погодных условий и типов местности. Например, грязевая резина (Mud Terrain, M/T) отличается высоким протектором с множеством глубоких канавок.
Это очень помогает в условиях бездорожья, однако износ такой шины на асфальте будет катастрофическим, как и управляемость автомобиля. Универсальным решением являются шины для всех типов ландшафта (All Terrain, A/T).

blog.ravenol.ru
Зачем менять летние шины на зимние
Как мы уже выяснили, ответ на вопрос, можно ли ездить на летних шинах зимой, отрицательный. Именно поэтому перед началом холодов нужно заменить их на зимние. Основные причины:
- Улучшенное сцепление с дорогой в условиях холода, гололеда и снежной каши. У зимних шин более глубокий протектор со специальными выступами, которые помогают убрать снег и лед от пятна контакта, улучшая сцепление и управляемость автомобиля.
- Безопасность плавно вытекает из предыдущего пункта. Лучше сцепление, меньше тормозной путь – ситуация спокойнее для всех от водителя до пешеходов.
- Увеличение срока службы шин: если своевременно проводить замену шин по сезону, срок службы обоих комплектов заметно вырастет. Качественные колеса сохраняют отличные рабочие характеристики до пяти лет эксплуатации или 50 тыс. км пробега.
- Комфорт и экономия: за рулем находиться гораздо приятнее и спокойнее, когда автомобиль слушается и не норовит уйти в занос на каждом повороте, а то и просто на прямой при разгоне. В результате более спокойная манера езды на правильных шинах положительно сказывается на расходе топлива на дистанции.
Штраф за езду на летних шинах зимой
Инспекторы ГИБДД теперь могут выписывать штрафы водителям за езду на летних шинах в зимний период. Это стало возможным благодаря изменениям в перечне неисправностей транспортных средств, запрещающих эксплуатацию не соответствующей сезону резины. Новый документ вступил в силу 1 сентября 2023 года и является частью постановления Правительства, утверждающего текущие правила дорожного движения.
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, водители, не соблюдающие это требование, должны заплатить штраф в размере 500 рублей. Штраф можно снизить на 50 %, если внести сумму в первые 20 дней с момента его получения.
Необходимость принятия отдельного документа с обновленным перечнем неисправностей автомобилей обусловлена тем, что ранее в Техническом регламенте Таможенного союза уже был прописан запрет на использование автомобилей без зимних шин в декабре, январе и феврале. Однако в нормативных актах нашей страны до этого момента не было предусмотрено штрафов за езду на летних шинах зимой и наоборот.
Проще говоря, водителям на законодательном уровне пояснили, можно ли ездить на летних шинах зимой. Это не просто не рекомендуется, за это теперь положен штраф в размере 500 рублей. Аналогичный штраф получат те, кто ездит с июня по август на зимней резине.

nsk.rbc.ru
Что нужно знать, если пришлось ехать на летних шинах зимой
Еще раз подчеркнем, что намеренно использовать летнюю резину зимой не лучшая мысль. Однако ежегодно множество автовладельцев попадает в ситуацию, когда машина еще не переобута, так как за окном достаточно тепло, но утром неожиданно подморозило, а на работу опаздывать нельзя. Или же вам нужно сменить шины, но ехать в шиномонтажку придется под снегом. Как найти выход? Все в этом мире подчиняется одним и тем же законам, и даже самый современный автомобиль, напичканный новейшей электроникой, не изменит основополагающих законов физики и химии.
Резина летних шин при снижении температуры к нулю постепенно становится тверже. В мороз и вовсе шина полностью замерзает, и сцепления с дорогой, по сути, нет. В итоге на дороге с такой резиной вы будете ощущать себя, как корова на льду. Давайте разберемся, что делать при попадании в такую ситуацию, если вам обязательно нужно куда-то добраться на машине.
Как правильно ездить на летних шинах зимой
Самый эффективный метод — приобрести в ближайшем автомагазине цепи. Водители грузовиков часто их используют, когда нужно подняться в горку по дороге, покрытой льдом. Шипованные шины для грузовиков не предусмотрены, они используют всесезонную резину. Цепи могут выглядеть странно и ухудшать управляемость, но они обеспечивают хорошее сцепление с дорогой и безопасность во время движения.
Как ездить зимой на летних шинах:
- Двигайтесь медленно, лучше на пониженной передаче, чтобы держать обороты чуть выше среднего. Если у вас автоматическая коробка передач, выберите ручной режим. Экстремальные условия езды не для «автомата».
- Держите достаточную дистанцию между автомобилями, так как тормозной путь на летней резине зимой в разы длиннее.
- Все делайте плавно: ускорение, торможение, поворот. Никаких резких движений, иначе машина уйдет в занос. Будьте предельно внимательны и прогнозируйте ситуацию на дороге на несколько шагов вперед.
- Используйте торможение двигателем: сбрасывайте газ, переключайте передачи и только затем нажимайте на педаль тормоза. Делайте это мягко и с промежутками, имитируя работу ABS. А вот сама антиблокировочная система на летних шинах зимой никак не поможет.
Как правильно выйти из заноса
При слабом сцеплении с дорогой задняя часть автомобиля может уйти в занос. Самое главное при этом не паниковать и не пытаться затормозить, так как это ухудшит положение и приведет к потере контроля над автомобилем.
У основной массы современных автомобилей передний привод, поэтому при заносе нужно слегка увеличить обороты двигателя и осторожно, но уверенно повернуть руль в направлении заноса. Если задняя часть машины уходит влево, поверните руль влево, если вправо — вправо. Важно не переборщить с поворотом руля, чтобы избежать нового заноса. Когда почувствуете, что автомобиль восстановил сцепление с дорогой, поверните колеса в начальное положение.

drive2.ru
А вот в случае, если вы попали в занос на машине с задним приводом, газ стоит сбросить, а руль крутить в противоположную сторону от заноса. На полном приводе лучше всего попытаться сохранить скорость и надеяться, что автомобиль самостоятельно вернется на правильный путь.
Все это преподается в автошколах, на практике отрабатывается редко, а без практики будет сложно сориентироваться, попав впервые в такую ситуацию. Поэтому рекомендуется найти просторное пустое место и потренироваться вводить автомобиль в занос и выходить из него, не пожалев на это своего времени. Вы сможете понять, как ведет себя именно ваш автомобиль в заносе.
Также можно пройти специальные курсы по экстремальному вождению. Подобные навыки следует отрабатывать до автоматизма, чтобы в аварийной ситуации не думать, а сразу действовать. Это может в будущем сэкономить вам деньги на ремонт или вовсе спасти от получения травм.
Использование разных шин как способ доехать на летней резине
В заключение рассмотрим еще один распространенный случай. Бережливые и неосторожные водители переднеприводных автомобилей в погоне за призрачной экономией даже не пытаются задуматься, можно ли ездить на летних шинах зимой, а просто устанавливают шипованные зимние шины только на переднюю ось, не меняя летние сзади. В итоге благодаря хорошему сцеплению ведущих колес машина хорошо стартует даже на льду и эффективно тормозит. Однако этот метод не предотвращает занос покрышек на задней оси в поворотах. Кроме того, при резком торможении задние колеса могут потерять сцепление, и автомобиль развернет на дороге.
На исходе прошлого века найти зимние шины в нашей стране было очень сложно, а все автомобили ВАЗ классической серии оснащались задним приводом. Водители часто устанавливали зимнюю резину только на заднюю ось. В этом был определенный смысл. Ведущие колеса хорошо держались на дороге, а передние летние шины улучшали свое сцепление за счет веса двигателя, который придавливал их к дороге. В случае заноса оставалось слегка сбросить газ, и машина возвращалась на верный курс. Однако тормозной путь при этом заметно увеличивался. Это связано с тем, что в автомобилях сначала тормозят передние колеса, эффективность торможения которых на летних шинах оставляет желать лучшего.
Часто задаваемые вопросы об использовании летних шин зимой
Когда надо менять летние шины на зимние?
В регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» прописано, что зимние шины обязательны к применению в календарные месяцы зимы (с декабря по февраль). Однако, поскольку время реального наступления холодов в нашей огромной стране зависит от региона, Министерство транспорта Российской Федерации рекомендует менять шины на зимние, когда среднесуточная температура опускается ниже +5…+7 °C или непосредственно перед появлением гололеда.
Еще одним фактором для замены шин является состояние дорог. Если лужи часто покрываются льдом, лучше не откладывать замену шин, так как при резком торможении колеса могут потерять сцепление с поверхностью.

Как доехать на летних шинах, если резко выпал снег, а ехать надо?
Спустите давление во всех шинах примерно до 1,5 атмосферы или даже ниже, если возможно. На приспущенных колесах улучшается сцепление с заснеженной дорогой по сравнению с хорошо накачанными летними шинами, которые скользят намного сильнее. Это временная мера, после которой вам все равно потребуется обратиться в шиномонтаж.
Во время движения старайтесь соблюдать следующие правила: поддерживайте невысокую скорость (соответственно, не перестраивайтесь на левую полосу), соблюдайте увеличенную дистанцию и не приближайтесь слишком близко к другим автомобилям, двигайтесь плавно и аккуратно и избегайте резких маневров, заблаговременно тормозите на светофорах.
Почему есть автовладельцы, которые считают, что можно ездить на летних шинах зимой?
Есть автовладельцы, которые не могут или не хотят осмысленно обдумать, можно ли ездить на летних шинах зимой. Одни уверены, что зимние шины придуманы лишь для того, чтобы производители и шиномонтажники могли заработать побольше денег. Другие где-то начитались, что летние шины лучше тормозят при относительно низких температурах, правда забывая, что это возможно, лишь если дорога сухая и на ней нет льда или снега. Но вы должны понимать, что применение летних шин в зимнее время опасно и часто становится причиной ДТП. При сильных холодах летняя резина дубеет, теряет эластичность, и сцепление с дорогой серьезно ухудшается.
А почему в СССР не запрещали ездить на летних шинах зимой?
В СССР зимняя резина была недоступна, вместо нее использовалась всесезонная, которая стоила дорого. Поэтому ее использовали до тех пор, пока протектор не изнашивался полностью. Да и сам автомобиль для советского человека был скорее предметом роскоши, и его использовали редко, преимущественно летом, на небольших скоростях, тщательно ухаживая за ним. Все это в совокупности сводило риски возникновения аварийных ситуаций к минимуму.
Нет ничего дороже человеческой жизни, поэтому водитель, находясь за рулем, в первую очередь должен заботиться о безопасности своей, пассажиров и окружающих его участников дорожного движения. Использование неподходящих по сезону и погодным условиям шин нарушает основные принципы безопасности и значительно повышает риск ДТП. Выбирайте резину с учетом погодных условий и ситуации на дороге, это обеспечит хорошее сцепление с дорогой, повысит управляемость автомобиля и наполнит вашу поездку спокойствием и комфортом.