Масло уходит из двигателя: разбираемся в нормах расхода и неполадках
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Каковы нормы расхода масла в двигателе
- Почему масло уходит из двигателя
- Каковы редкие причины ухода масла из двигателя
Чтобы понять, нормально ли работает мотор, обратите внимание, как расходуется смазочный материал. Расход может быть больше или меньше, все зависит от типа силовой установки. Если наблюдается перерасход масла, значит, либо оно некачественное, либо ДВС неисправен. В сегодняшней статье разберемся, почему масло уходит из двигателя, как устранить эту неполадку и какой расход смазки должен быть.
Нормы расхода масла в двигателе
Если вы обкатываете новый мотор, то до 5 тыс. км пробега потребление смазки должно быть не больше 1 л на 1 тыс. км. Такой расход будет, если были заменены поршневые кольца. В зависимости от того, какой тип силовой установки на вашем авто, масло будет уходить из двигателя с разной скоростью. Если пробег транспортного средства составляет 5–150 тыс. км, то потребление смазки должно быть следующим:
- при стандартном режиме езды – 250 мл на 1 тыс. км;
- езда на повышенных оборотах с интенсивным разгоном, резким торможением, перегазовкой – 400 мл на 1 тыс. км;
- в горной местности и похожих условиях – 500 мл на 1 тыс. км.
Если пробег вашего авто более 150 тыс. км, расход будет от 350 до 550 мл на 1 тыс. км.
То, с какой скоростью уходит масло в двигателе, определяется также и типом силовой установки. В нижеследующей таблице приведены средние значения потребления смазки в расчете на 100 литров топлива. Обратите внимание на то, что в дизельных моторах расход будет другой из-за того, что давление в таком ДВС высокое.
Тип силовой установки |
Средний расход масла на 100 литров |
Максимальный расход на 100 литров |
Бензиновый |
Если мотор новый, скорость, с которой масло уходит в двигателе, составляет 250 мл на 100 литров топлива. Однако, когда вы только обкатываете машину, допускается небольшое увеличение расхода. После обкатки на исправном авто потребление смазки должно быть не более 100 мл. |
500 мл. Если расход масла достаточно большой, может заклинить двигатель во время движения. Рекомендуется отправиться в автосервис для выяснения причины повышенного потребления смазки. |
Дизельный |
300–500 мл |
2 000 мл |
Турбированный |
Расход определяется числом турбин, и начинается от 80 мл на новых двигателях.
|
|
Когда масло уходит из двигателя быстрее, чем это указано в таблице, значит, мотор работает неисправно.
Дизельные силовые установки потребляют мало топлива, однако масло уходит из такого двигателя быстрее, чем из бензинового.
Объясняется это тем, что в дизельных моторах выше компрессия. Силовая установка испытывает повышенные нагрузки из-за большого давления. В дизельных машинах масло уходит из двигателя из-за работы системы отвода картерных газов, и автовладелец замечает повышенный расход смазки.
Распространенные причины ухода масла из двигателя
Необходимо регулярно отслеживать, достаточно ли смазки в силовом агрегате, только так можно вовремя заметить, что масло уходит из двигателя. Существует 2 причины, почему возникает такая проблема: смазка выгорает либо утекает.
- Пробило прокладку
Почему масло уходит из двигателя чаще всего? Эта неисправность случается потому, что прокладку блока цилиндров пробило. Причина пробоя — сборка ДВС была произведена неправильно либо процедура обжима ГБЦ выполнена некачественно. Все это приводит к тому, что головка недостаточно плотно прижимается к БЦ. Как узнать, что причина перерасхода масла в том, что прокладка пробита? Посмотрите под ГБЦ, скорее всего, там вы увидите подтеки.
К каким еще неприятным последствиям может привести пробой прокладки? Антифриз попадет в картер мотора. В этом случае можно обнаружить белесую эмульсию в масляном картере. При вытаскивании щупа из картера ДВС можно заметить, что уровень смазки повысился, кроме того, она стала беловатого оттенка.
Если вы обнаружили эти признаки, не заводите автомобиль. Иначе придут в негодность вкладыши коленвала, быстро износятся кулачки распредвалов, появятся задиры на поверхности гильз БЦ.
Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, следует вызвать эвакуатор и отправиться на СТО, где мастер заменит прокладку головки блока цилиндров. Существует мнение, что ремонтных работ можно избежать, если просто подтянуть ГБЦ. Делать так не следует, ведь прокладка уже пробита. Через деформированную область будет уходить масло из двигателя.
Кроме того, необходимо очистить промывочным маслом смазывающие магистрали, чтобы в них не осталось образовавшейся белесой эмульсии. Только после проведения этой процедуры можно заливать в мотор новую смазку.
Для промывки можно использовать любой бюджетный смазочный материал, подходящий по вязкости. Такая смазка не испортит мотор, ведь ДВС проработает на ней совсем недолго, а испытываемые нагрузки будут минимальными. Почему необходимо промыть силовую установку? Это поможет очистить мотор от эмульсии и избежать лишних трат на ремонт ДВС.
- Требуется замена сальника коленчатого вала
Если уходит масло в двигателе, причина может быть в том, что износился сальник коленвала. Как узнать, что проблема в этом? Посмотрите под машину, там вы обнаружите масляные лужицы. В некоторых случаях диагностировать эту поломку бывает непросто. Чтобы обнаружить протечку, потребуется осмотреть днище автомобиля.
Сальник коленвала резиновый, а этот материал быстро изнашивается, становится неэластичным, вырабатывается из-за механического воздействия абразивных микрочастичек, которые есть в смазке.
Что делать, если проблема в изношенном сальнике? Просто заменяем эту деталь. Нелишним будет также залить новую смазку и установить другой масляный фильтр.
- Масло уходит из двигателя из-за утечки
Течь может быть из-под прокладки масляного фильтра либо из корпуса масляного фильтра. Чаще это происходит потому, что фильтр был неправильно установлен, его перетянули либо недотянули. Также на прокладку фильтра могли попасть абразивные микрочастички. Возможно, фильтрующий элемент был бракованный и пропускал смазку в области завальцовки корпуса.
Решение — устанавливаем новый масляный фильтр. Можно попробовать дотянуть его, если он закручен недостаточно сильно. Чтобы не повредить резиновую прокладку, следует нанести на нее смазку перед монтажом.
- Маслосъемные колпачки износились
Когда уходит масло в двигателе, причины могут быть разные. Одна из них — поломка маслосъемных колпачков, которые сделаны из резины. Несмотря на то что данный материал устойчив к воздействию смазки, с течением времени из-за повышенных температур резиновые колпачки становятся неэластичными, неплотно прилегают к поверхностям.
Все это приведет к тому, что уплотнения клапанов ГРМ разгерметизируются, и масло будет уходить из двигателя. Оно вытечет через сальник клапанов в цилиндры, смешается с топливом и сгорит.
Мотор будет функционировать неисправно из-за продуктов сгорания смазочного материала. Чтобы поршневая группа не вышла из строя раньше времени, следует установить новые маслосъемные колпачки.
Если произошло залегание маслосъемных колец, во время хода поршня масляная пленка не будет должным образом сниматься с внутренней поверхности цилиндра. Часть смазки останется в камере сгорания, начнет выгорать, способствуя образованию коксовых отложений.
В результате произойдет закоксовывание, а затем залегание колец. Компрессия мотора снизится, мощность уменьшится, а выработка рабочей поверхности цилиндра будет происходить неравномерно. Все это приведет к тому, что вам придется потратить крупную сумму на капитальный ремонт, включающий расточку либо гильзование БЦ. Также потребуется заменить поршневые кольца.
Скрытые причины, почему масло уходит из двигателя
Причины, почему уходит масло в двигателе, бывают неочевидные и независящие от конструктивных особенностей машины. Из-за чего расход смазки может увеличиться, и как не допустить этого:
- езда на повышенных оборотах. Если вы предпочитаете агрессивный стиль вождения, резко тормозите, выполняете опасное маневрирование, то помните, что все это пагубным образом скажется на «сердце» автомобиля. Из-за повышенных нагрузок на поршни увеличивается температура мотора. Не хотите постоянно держать в багажнике несколько литров смазки и проводить дорогостоящие ремонтные работы, следует придерживаться спокойного режима вождения;
- смазывание турбокомпрессора. Данный процесс происходит естественным образом, замедлить его нельзя. Обычно масло уходит из двигателя по этой причине на ДВС с турбонаддувом;
- низкокачественная смазка. Смазывающие свойства тем лучше, чем выше степень вязкости. Но с таким маслом образуется нагар в поршнях. Чтобы не допустить этого, покупайте только качественную смазку от проверенного производителя.
Поломки топливной системы также являются причиной того, что масло уходит из двигателя. Например, если вовремя не обслужить топливные форсунки, они перестанут нормально распылять топливо. Оно будет течь струей и воспламеняться в цилиндре неравномерно.
Из-за того что топливо будет сгорать неравномерно, может произойти взрыв в камере сгорания. В результате появятся небольшие трещинки в поршнях, поршневых кольцах и гильзах. Если маслосъемные кольца плохо снимают масляную пленку со стенок цилиндров, куда уходит масло из двигателя в этом случае? Оно попадает в камеру сгорания, и мотор начинает функционировать неисправно.
Что автомобилисты говорят о том, куда уходит масло из двигателя
- Влияние картерных газов на то, что масло уходит из двигателя.
Если заметили перерасход масла, проверьте, не выходят ли картерные газы через воздушный фильтр, а также патрубки возврата картерных газов до и после дроссельной заслонки. Возможно, проблема в этом.
- Состояние сальников влияет на потребление смазки.
Когда сальники клапанов пришли в негодность, потребление смазки возрастет. Если они «задеревенели», то не смогут скидывать смазку, и она будет сгорать. Чтобы устранить неполадку, рекомендуется разобрать ГБЦ. Замена сальников будет стоить 400 руб., стоимость деталей 100 руб.
- Какова норма расхода и как понять, что масло уходит из двигателя.
Когда расход 1 000 мл смазки на 1 000 км, значит есть «масложор». На моей машине хватает 2000 мл масла на 10 000 км. Но спокойный режим езды — это не про меня. Последнее время стал думать, что надо отремонтировать движок. Дело не в топливе или в том, что «каты» вырезаны. Представьте, что мотор — это ванна со смазкой, где плавают детали. И когда масло уходит из двигателя, значит, есть неисправности. Возможно, маслосъемные кольца изношенны, или колпачки. В любом случае причину нужно найти.
- Масло все равно будет уходить из двигателя.
Дело в том, что минеральное масло меняет свои смазочные свойства спустя 6 000 километров пробега. Синтетическое через 10 тысяч. Перерасход масла может появиться по разным причинам. Например, повысилось давление газов в картере, из-за чего во время движения поршня к НМТ немного смазки попадает в камеру сгорания.
Маслосъемные кольца сделаны так, чтобы снимать смазку со стенок цилиндра во время движения к нижней мертвой точке, а при движении к верхней мертвой точке часть смазочного материала попадает в протоки компрессионных колец. Там происходит их закоксовка, залегание колец. Единственное, что может помочь, — прочищать систему вентиляции картера.
- Раньше расход смазки был меньше.
На современных моторах юбка поршня короче, число колебаний большое, все это приводит к тому, что расход смазки увеличивается.
Блоки из алюминия сильно сужаются и расширяются из-за температурных перепадов. Поэтому, чтобы избежать проблем, зазоры делают выше. Чугунные моторы более стабильные, чем алюминиевые.
В инструкции по эксплуатации современных автомобилей производитель указывает такие нормы потребления смазки, чтобы хозяин машины, в которой есть умеренный «масложор», не приезжал на гарантийный ремонт.
Поэтому в автосервисе вам скажут, что согласно инструкции по эксплуатации потребление масла соответствует норме, и посоветуют ездить в спокойном режиме.