Маркировка шин: разбираемся в символах и цифрах
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как расшифровать основную маркировку шин
- В чем отличия американской маркировки шин
- Как маркируют шины ранфлет
- Что значит маркировка шин цветом
Когда приходит время менять резину, многие автомобилисты задаются вопросом, как выбрать подходящие покрышки? Узнать о том, какие параметры должны быть у автошин для вашего авто, вы сможете, изучив инструкцию по эксплуатации. А в нашей сегодняшней статье мы разберемся, какая бывает маркировка шин.
Основная маркировка автомобильных шин
В инструкции по эксплуатации автомобиля подробно описывается, какие характеристики должны быть у покрышек, поэтому первое, что вам придется сделать, это изучить данное руководство. В этом документе вы найдете информацию и о маркировке шин.
Чаще всего в руководстве по эксплуатации прописывается несколько маркировок шин. Зависит это от следующих факторов:
- из какого материала сделаны диски на вашем авто. Они могут быть железные либо алюминиевые, при этом последние бывают наибольших размеров;
- для зимнего или летнего сезона предназначены покрышки;
- тип двигателя, а также количество лошадиных сил.
Если вы обратите внимание на шину, то увидите, что на ней указан типоразмер. Далее приведен наглядный пример, как он обозначается:
205/55 R16 94Н XL
Разбираемся, что означают эти данные:
205 — ширина покрышки, измеряется в миллиметрах.
55 — соотношение высоты профиля к ширине (пропорциональность), в процентах. В данном примере пропорциональность 55 %. То есть если пропорциональность возрастет, покрышка станет выше. Тот же принцип работает и в обратную сторону. Чаще всего данную величину называют «профиль».
Так как профиль покрышки – относительная величина, необходимо помнить, что если вы поставите на машину шины с типоразмером 215/55 R16 вместо родных 205/55 R16, то колеса будут не только шире, но и выше. Такого не должно быть, конечно, если этот типоразмер не допускается руководством по эксплуатации. Чтобы выбрать шины с подходящим типоразмером, можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором.
Иногда маркировка шин может быть следующей: 185/R14С, без указания пропорциональности. Значит, перед вами полнопрофильная резина, высота профиля которой 80–82 %. Такие покрышки чаще всего используются на микроавтобусах, небольших грузовых автомобилях, где колеса испытывают максимальную нагрузку.
R — означает покрышку с радиальным типом корда. Сейчас практически на всех колесах можно увидеть такое обозначение.
Некоторые считают, что буква R означает радиус покрышки, но это мнение ошибочное. R — значит только то, что тип корда на шине радиальный. Иногда можно увидеть на колесе букву D (корд с диагональной конструкцией). Такая резина почти не производится, ведь по своим характеристикам она уступает шинам с радиальной конструкцией.
16 — посадочный диаметр покрышки (внешний размер диска) в дюймах. Многие ошибочно полагают, что эта цифра означает радиус. Поэтому будьте внимательны, чтобы не ошибиться.
Н — индекс скорости шины. Он означает, до какой максимальной скорости можно разгоняться. К примеру, если индекс скорости Н, то наибольшая скорость 210 км/ч. Вы должны знать этот индекс, указанный производителем. Ведь только на такой скорости покрышки будут «работать» нормально, даже если вы будете ехать 2-3 часа без перерыва.
Расшифровка буквенных обозначений индекса скорости:
94 — индекс нагрузки (ИН). Данный параметр показывает максимальную нагрузку, которую способна выдержать автошина. Стандартно для легковых авто ИН дается немного больше. Поэтому когда вы выбираете резину, на этот индекс можно не обращать внимания. В рассматриваемом примере ИН 94 (670 кг). Однако данный параметр важен, если вы подбираете резину для микроавтобуса или грузового авто.
ИН автошин и их расшифровка представлены в следующей таблице:
Важно! В приведенной выше таблице значение ИН указано на 1 колесо. Чтобы определить допустимую массу авто, следует умножить ИН одного колеса на 4 (если мы говорим про легковой автомобиль).
XL (Extra Load) — усиленная шина, ее ИН выше на 3 единицы по сравнению с такой же стандартной автопокрышкой.
Маркировка шин автомобиля может содержать другую символику и буквенные обозначения, помимо перечисленных выше.
M+S либо M&S (Mud + Snow) — данная маркировка автомобильных шин «грязь и снег» говорит о том, что автопокрышки зимние или всесезонные. Практически на всех летних автошинах, которые устанавливаются на внедорожники, есть это обозначение. Но такие покрышки не подходят для использования зимой. Ведь состав резины и рисунок протектора на зимних колесах должен быть другой. В данном случае надпись M&S означает, что перед вами летние шины, проходимость которых повышенна.
All Season (AS) — автошины для всех сезонов.
Aw (Any Weather) — покрышки для любой погоды.
Символ «*» — автошины для зимнего использования. Если на резине отсутствует «снежинка», то перед вами летние шины.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua либо «зонтик» —автопокрышки, предназначенные для использования в дождь.
Outside и Inside — асимметричные автошины. Когда монтируют такие покрышки, необходимо следить, чтобы надпись Outside располагалась внутри, а Inside — снаружи.
RunFlat, RSC (RunFlat System Component) — эта маркировка шин означает, что на такой резине можно проехать расстояние 50–150 км со скоростью не более 80 км/ч, даже если вы проколете колесо. Далее подробно разберем, как выглядит маркировка таких шин и какие могут быть отличия.
Rotation либо стрелка, расположенная на боковой части колеса, говорит о том, что это направленная покрышка. Во время монтажа следует учитывать направление вращения, которое указано стрелочкой.
Tube less — автошина без камеры. Если такой надписи нет, то эксплуатировать резину без камеры нельзя.
Tube Type — колесо может использоваться только с камерой.
Max Pressure (в кПа) — давление автошины.
Max Load (в кг) — наибольший вес, который способно выдержать 1 колесо.
Reinforced либо RF (например, 195/70 R15RF) — данная надпись говорит о том, что перед вами усиленная шина, состоящая из шести слоев. Если в конце надписи есть буква С, к примеру 195/70 R15C, значит, это покрышка из 8 слоев и устанавливается на грузовые авто.
Radial — радиальный корд.
Steel — корд из металла.
Буква E (обведенная кружком) — покрышка сделана в соответствии с ECE (Европейские требования).
DOT (Department of Transportation) — автошина соответствует стандарту качества США. Подробнее об этом поговорим чуть позже.
Temperature А, В либо С — устойчивость покрышек к воздействию температур на максимальной скорости. Испытания проводятся на специальном стенде. Лучше всего, если на резине стоит буква А.
Traction А, В либо С — маркировка показывает, насколько эффективно автошины тормозят на мокром асфальте.
Treadwear — относительный предполагаемый пробег в километрах, на который рассчитана автошина.
TWI (Tread Wear Indiration) — надпись расположена рядом с индикатором износа протектора. Может быть выполнена со стрелочкой. Такой указатель должен быть размещен в 6–8 местах по всему колесу. TWI показывает, насколько изношены покрышки. Индикатор износа — это выступ, высота которого 1,6 мм. Это наименьшая допустимая высота протектора для легковых авто. Выступ размещен в углублении протектора, чаще всего в водоотводящих канавках.
Чтобы владелец авто мог определить возраст покрышек, маркировка шин выполняется специальным образом. Заводская надпись располагается на боковой части автошины. Вы увидите 4 цифры в овале, к примеру 1804. Первая пара цифр — неделя изготовления, вторая пара — год производства. В нашем примере — апрель 2004 года. Видите всего 3 цифры? Значит, покрышка достаточно старая, ведь сделали ее до 2000 года.
Американская маркировка шин
Маркировку DOT можно встретить на шинах, которые соответствуют нормативным требованиям Транспортного департамента США. Если покрышки маркированы таким образом, значит, они сделаны в соответствии с нормами безопасности и их можно использовать. Однако если колесо было восстановлено, этой надписи не будет. Следующие первыми за надписью DOT буквы и цифры указывают на компанию-производителя, там же указан заводской код, типоразмер покрышки. Последние 4 цифры — это неделя и год, когда резина была изготовлена.
В Соединенных Штатах маркировка шин происходит двумя способами. Маркировка первого вида практически идентична европейской, используют ее чаще всего в Америке и Японии. Маркировка второго вида достаточно сильно отличается.
Несмотря на отличия, оба вида маркировок объединяют общие символы. Не важно, первого или второго вида маркировка, цветные символы и надписи можно встретить на шинах от разных производителей. Точечки и треугольники разных цветов расположены в наиболее жестких или наиболее мягких областях покрышки. Не забывайте про это, когда будете монтировать колесо.
- Passenger car tire — пассажирская шина.
- Width of tire in millimeters — ширина протектора (в мм).
- Ratio of height to width (aspect ratio) — высота профиля (в %).
- Radial – тип конструкции автошины (радиальная).
- Diameter of wheel in inches — диаметр обода покрышки.
- Load index —допустимая нагрузка.
- Speed simbol —допустимая скорость.
- Tire identifucation number — серийный номер.
- TPC code —код завода-производителя.
- Tire ply composition & materials used — конструктивные элементы, а также материал, из которого выполнена покрышка.
- Treadwear, traction & temperature grades (UTQG) — показатель устойчивости резины к износу, коэффициент сцепления, температурный показатель.
- Max cold inflation&load limit — допустимые давление и нагрузка.
В американской маркировке шин первого вида перед типоразмером указано предназначение резины. Например, P 205/70 R16 95 V либо LT 235/75 R 15. В зависимости от того, легковой автомобиль или грузовой, используются буквы Р, LT, LTP либо Т.
Рассмотрим подробнее такие маркировки шин и их расшифровку:
- P (Passenger) — пассажирские покрышки для легковых авто.
- LT (Light Truck) — резину можно использовать на машинах категории SUV, фургонах, микроавтобусах.
- LTP (Light Truck Personal) — автошины предназначены для грузовых авто личного пользования категории SUV.
- T (Temporary) — шины для «запаски».
Разбираемся, что означает маркировка на шинах второго вида. Здесь, кроме уже знакомых нам обозначений, применяются дополнительные надписи.
- DM, AB, CD, EFG — место изготовления резины, их размер и тип шин.
- Max LOAD 545 kg (1202 lbs) — 545 кгс (1202 фунта) — допустимая нагрузка.
- Max Pressure 300 kPa (44 psi) 3,0 кгс/см2 (44 фунта на дюйм2) — допустимое давление.
- PLIES (Tread area - 1 Rayon + 2 Steel + 1 Nylon; Sidewall: 1 Rayon) — маркировка описывает конструкцию покрышки. Tread area — брекер. Rayon —корд из вискозы. Steel — корд из стали, Nylon — корд из нейлона. Надпись Sidewall: 1 Rayon говорит о том, что в боковой части покрышки есть 1 слой корда из вискозы.
- TWI (Tread Wear Indication) — указатель индикатора износа протектора. Может быть выполнен в виде стрелочки. Она изображена в 6–8 местах по всей автошине. Если показатель высокий, значит, резина устойчива к износу. Кроме того, скоростная устойчивость авто будет наилучшей, а геометрия колеса стабильной, даже если вы станете ехать на большой скорости. Когда производитель создает новый продукт, автошины обязательно тестируются, затем покрышке присваивают показатель износа протектора. Однако в реальности колесо может прийти в негодность намного быстрее.
- Traction А —сцепные характеристики колеса. Сбоку автошины можно увидеть надпись Traction А (В либо С). «А» означает наилучшее сцепление, «С» минимальное сцепление. Для определения сцепных характеристик резину тестируют во время езды по прямому мокрому дорожному полотну.
- Temperature В — показывает, насколько устойчива покрышка к воздействию высоких температур на большой скорости. Могут использоваться буквы А, В и С. Temperature А означает, что шина не боится высоких температур. Чаще всего такая маркировка есть на летних шинах. На всесезонной резине стоит буква В.
- Safety warning — требуется соблюдать правила безопасности при монтаже, а также при использовании резины.
- HP и UHP (High Performance или Ultra High Performance) — так обозначается резина премиум-класса. Она не изнашивается, ее прочность повышенна.
- Значок «+» говорит о том, что резина безопасна при использовании на мокром дорожном покрытии, а также с минимальным сопротивлением качению. Если у вас такие покрышки, машина будет потреблять меньше топлива.
- Rotation — направление вращения колеса.
- Side Facing In... — асимметричный рисунок протектора. Маркированная сторона должна быть расположена внутри.
- Side Facing out... — асимметричный рисунок протектора, маркированная сторона должна быть расположена снаружи.
Маркировка шин Run Flat
У разных производителей шин маркировка и обозначения будут отличаться от вышеописанных, если резина сделана по технологии Run Flat.
Какая бывает маркировка шин в зависимости от компании-производителя:
- Michelin — RFT, RFT III, ZP, ZP SR.
- Bridgestone — RFT.
- Goodyear/Dunlop — ЕМТ, DSST, Run On Flat.
- Continental — SSR.
- Pirelli — RunFlat.
- Yokohama — ZPS.
- Kumho — XRP.
- Toyo — TRF.
Существуют общепринятые сокращения и маркировки шин:
- ЕМТ (Extended Mobility Tire) — Goodyear/Dunlop RunFlat Technology.
- DSST (Dunlop Self-Supporting Technology) — технология от Dunlop, есть один нюанс: в вашей машине должна использоваться система контроля давления в шинах.
- TPMS (Tire Pressure Monitoring System) — система, позволяющая определять давление в колесах.
- Run On Flat — ультрасовременная технология от Goodyear/Dunlop, но в вашей машине должна быть система определения давления в шинах.
- ZP (Zéro Pression) — технологичное решение от компании Michelin, защищено патентом. Позволяет изготавливать покрышки, на которых можно проехать 80 км на скорости 80 км/ч, даже если вы прокололи колесо.
- ZP SR — аналогичное вышеописанному технологичное решение от Michelin, однако здесь необходимо соблюдать скоростной режим до 32 км/ч.
- PAX — технология Michelin, которая используется, если в авто установлена система TPMS, а также особые диски. В покрышке размещается поддерживающий обод. РАХ применяется чаще всего на бронированных машинах.
- ZPS (Zero Pressure System) — разработка от фирмы Yokohama, позволяет изготавливать покрышки, на которых можно безопасно ездить, даже если вы прокололи колесо.
- RFT (Run Flat Tyres) — аналогичная разработка от фирмы Bridgestone.
- RFT III (Run Flat Tyres 3-го поколения) — технология третьего поколения от фирмы Bridgestone, позволяющая производить покрышки, на которых можно ездить, даже если вы прокололи колесо. Необходимо, чтобы в авто была установлена система контроля давления в шинах.
- RunFlat — самоподдерживающая автопокрышка от фирмы Pirelli. Ездить на таких колесах можно, даже если вы прокололи колесо.
- SSR (Self-Supporting Runflat) — аналогичная технология Continental, для ее использования необходимо, чтобы в авто была установлена система контроля давления в шинах.
- RSC (Runаlat System Component) — составные системы BMW Runflat Tyre.
- TRF (Toyo Run Flat) — технология создания безопасных после прокола покрышек от фирмы Toyo.
- XRP (eXtended Runflat Performance) — аналогичная технология от фирмы Kumho.
Значение цветовой маркировки шин
Каждый владелец авто замечал, что маркировка легковых шин может включать в себя символы всевозможных размеров и оттенков. Каково их значение? Ответить на этот вопрос будет сложнее, чем расшифровать цифро-буквенную маркировку.
Какая может быть цветовая маркировка шин? Знаки бывают временные, например краска, которая со временем стирается, а резина становится одного цвета. Выделяют также штампы, которые заключают в себе какое-либо значение, особую цель. Цветовая маркировка шин подразделяется на группы. Далее рассмотрим типы меток, которые используются чаще всего.
- Точки округлой формы сбоку колес.
Цветовая маркировка шин, которая используется чаще всего, это маленькие пятнышки. Размеры их бывают разными, однако обычно диаметр составляет 1–1,5 см. На более старых автопокрышках вместо точек использовались треугольники. Однако значение этих символов одинаковое. Если точки разного цвета, смысл маркировки может быть другой. Обычно покрышки маркируются красным либо белым цветом.
Также может использоваться синий либо зеленый оттенок. Некоторые изготовители покрышек, с целью прорекламировать свой товар, размещают на резине всевозможные знаки разного цвета. Чтобы не запутаться, попросите консультанта объяснить вам, что означает каждый указанный на покрышке символ.
Желтый треугольник (точка). Такой символ в цветовой маркировке шин, расположенный сбоку покрышки, говорит о том, что это место в колесе самое слабое. Удостовериться в этом можно, проведя балансировку.
Кстати, стоит отметить, что подобная маркировка может быть и на диске. Но выглядеть она будет не в виде желтого пятна, а в виде буквы L. Как правильно установить резину на диск? Размещайте их так относительно друг друга, чтобы обозначения размещались на противоположной стороне. Тогда во время эксплуатации повышенная кинетическая энергия не испортит одновременно и диск, и покрышку.
Точка красного цвета. Располагается в самом прочном и жестком месте колеса. Увидеть этот символ можно только на новом комплекте резины. После монтажа покрышки с красными точками располагаются на одном уровне с буквой L на диске либо немного ниже.
Зачем в колесе делают слабые и прочные области? Дело в том, что создание шины — процедура достаточно сложная и трудозатратная. Для изготовления высококачественных автошин нужно строго соблюдать пропорции, когда резина заливается. Кроме того, определенную трудность при производстве представляет неоднородность слоев (каркас и брекер), из которых состоит покрышка.
Многие автолюбители задаются вопросом, на желтую или красную точку ориентироваться во время установки колес? Если вы бортируете новую автошину, то ориентиром будет служить точка желтого цвета. Иногда красная точка располагается на противоположной стороне от желтой. Запомните: слабая область покрышки не должна располагаться рядом со слабой областью на диске.
Белая точка. Она может быть залита цветом либо обведена пунктирной линией. Этот символ показывает на самое гибкое место — точку минимума отклонения радиальной силы (RFV). При монтаже действовать здесь нужно аналогичным образом, что и с желтой точкой: располагаем шину относительно диска так, чтобы белая точка была как можно дальше от буквы L.
- Цифры, расположенные внутри символа.
В рассмотренной выше группе маркеров с изменением цвета менялись и свойства покрышки. Однако символы, внутри которых размещены цифры, могут быть какого угодно оттенка: зеленого, синего, желтого, белого. Это не важно, ведь отличия заключаются не в цвете, а в цифре.
Цифра, расположенная в символе, говорит о степени проверки резины. Это своеобразное соответствие стандартам качества в автомире. Если на шинах есть такая маркировка, значит, они проходили через проверку. Цифра в цветном кружке означает номер инспектора, который проводил проверку. Такой маркер ни о чем не говорит человеку, который покупает автопокрышки. Но если обнаружится бракованное изделие, используя эту маркировку шин, можно отследить, кто пропустил брак.
- Цветные полоски.
Теперь вы знаете, что означает маркировка шин в виде точек разного цвета. Разберемся, какое значение имеют длинные линии, расположенные по ободу колеса. Кстати, такая маркировка шин может размещаться не только на протекторе, но и в канавках. Параллельные линии не несут в себе никакой информации для потребителя.
Здесь то же самое, что и с цифровой маркировкой шин в овале. Эти линии важны для изготовителя резины. Это своеобразный индекс хранения резины на складах, штрих-код, используя который, можно отыскать на огромном складе нужный комплект покрышек. В зависимости от оттенка и толщины линий определяется партия товара.
Что говорят автовладельцы про маркировку шин
- «Весной поехал за комплектом новых колес. Сказал консультанту, что хочу летние покрышки. Уже после монтажа обратил внимание: стоит маркировка шин MS. Снова буду весь сезон на них ездить. Раньше я делал так: в сентябре приобретал колеса для зимы и катался на них даже летом, и все было нормально. Но в этот раз так не получилось. Как только выпал снег, мои новые колеса просто перестали ехать: прокручиваются, и машина стоит на месте».
- «Маркировка M+S означает только «грязь и снег», но не снег отдельно от грязи. Чувствуете отличие? Покрышка предназначена для такого времени года, когда на дорогах слякоть, дорожное покрытие мокрое. То есть для нашей страны это будет осень и весна. А вот в Японии это зимний период. Поэтому зимой в нашей стране нужно использовать покрышки, на которых есть символ «*».
- «Как определить жесткость колес? Учитывайте индекс нагрузки, а также индекс скорости. Проще говоря, чтобы повысить допустимую нагрузку, производитель делает более жесткими боковину и корд. А чтобы увеличить допустимую скорость, протектор делают жестким. Когда индекс нагрузки высокий, но индекс скорости низкий, значит, корд и боковина будут жесткими, но протектор мягким. То есть такие покрышки станут хорошо держать, но шуметь не будут».
- «Маркировка шин, которая указывает на легкое место на резине, — это кружок диаметром 10 мм желтого либо белого цвета. Когда резину монтируют на диск, эту область нужно совместить с местом ниппеля на диске. Так вы снизите массы грузиков, используемых для балансировки».
- «Если грузоподъемность покрышек большая, то у них есть дополнительная подложка, усилены боковины. Такая резина намного прочнее стандартной. Автошины для легких грузовиков делают с подкладками на плечах, чтобы усилить их и подготовить для езды по плохим дорогам. Всегда можно выбрать колеса, которые подойдут и по размеру, и по индексу скорости».