Маркировка автомобильных колесных дисков и резины. Как правильно выбрать
Зачастую при покупке новых дисков для автомобиля приходится выбирать из огромного разнообразия колес. А потом еще нужно будет правильно подобрать покрышки для этих колес... Крайне рекомендую посмотреть в "талмуде" на ваш автомобиль штатные размеры диска и покрышки, а затем уже выбирать по своему вкусу, изменяя те или иные параметры...
Например: имеем стоковый (штатный) размер колес такой:
диск: 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60
покрышка: 195x70r15 H80
Разберем эту "китайскую грамоту":
Сразу стоит оговориться, что это обозначение может меняться в зависимости от страны- производителя... Часть данных может быть опущена.
- 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "DIM": ширина обода в дюймах (6,5 дюйма)
- 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "J": форма края обода. Может быть J, JJ, JK, K или L
- 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "DIM1": посадочный диаметр покрышки (он же "монтажный диаметр обода") в дюймах
- 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "HUMP": форма хампов. Может быть много вариантов: H, FH, AH и т.д...
- 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "ET": вылет колеса, в миллиметрах. Может быть даже отрицательным (ET-30). Вместо "ET" может стоять "OFFSET" или "DEPORT"
- 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "PCD": диаметр расположения центров отверстий для болтов крепления (в миллиметрах) и их количество (здесь- 5 болтов по кругу диаметром 114,3мм)
- 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "DIA": диаметр отверстия в диске для ступиццы. Отверстия вообще может не быть!
При выборе диска нельзя менять 6-й параметр (PCD- расположение центров отверстий), даже незначительно. Например- на ступицу с PCD100/4 можно одеть диск с PCD98/4 (разницу в 2мм глазом не заметишь), т.к. иначе- болты крепления будут самопроизвольно откручиваться, они будут перекошены, а диск будет бить.
Крайне не рекомендуется покупать диски с увеличенным вылетом (параметр 5: ET). В противном случае резко возрастает нагрузка на подшипники ступицы. С уменьшенным вылетом поставить не удастся, т.к. будет мешать тормозной механизм. Да и смысла особого нет: устойчивость машины при этом уменьшается.
Ширина обода в дюймах (DIM) меняться не должна, хотя это допустимо. Обычно более широкие диски покупают под более широкую резину. При этом необходимо соблюдать такое правило: ширина обода должна быть меньше ширины покрышки на 25..30%, Если, конечно, это не спецрезина (например- сверхнизкопрофильная). Если это правило не будет соблюдено- покрышку будет перекашивать в поворотах, что сильно скажется на устойчивости автомобиля
Параметры J и HUMP (форма обода и хампов) имеют значение только для специалистов. Хотя если вы покупаете сверхнизкопрофильную или специальную резину- нелишним будет прочитать в инструкции по покрышке: подойдут ли эти параметры, или нет.
Параметр DIA- диаметр отверстия для ступицы должен быть не меньше стандартного (иначе колесо просто не оденется). Если конструкция ступицы такова, что отверстия может не быть- тогда вам, соотвественно, все-равно. Только не забудьте вставить в это отверстие специальную заглушку. Можно купить диски с отверстием больше, чем нужно, но это не красиво, да и грязь попадает :(
С посадочным диаметром покрышки все просто: она должна совпадать с диаметром покрышки. При выборе бОльших дисков учтите, что само колесо (с покрышкой) не должно быть сильно выше стандартного, иначе оно будет задевать за крыло при повороте.
Теперь разберемся с покрышкой (она же "резина", она же "каток"). Здесь все гораздо проще и прозаичнее- 195x70r15 H80 расшифровывается так:
- 195x70r15 H80 - Ширина покрышки в миллиметрах. Имеется ввиду максимальная ширина, которая измеряется на одетом и установленном колесе. Ширина рисунка протектора, обычно, немного меньше.
- 195x70r15 H80 - Высота покрышки в процентах от ширины. 195x70 означает 70% от 195, что дает 136,5мм... Примерно.
- 195x70r15 H80 - Посадочный диаметр покрышки в дюймах. Здесь- 15 дюймов (как и диск)
- 195x70r15 H80 - Индекс скорости (максимально допустимая скорость). См таблицу ниже
- 195x70r15 H80 - Индекс нагрузки (максимально допустимая нагрузка на одно колесо). См таблицу ниже. Перед этим индексом может стоять пометка "LI"
Итак... выбираем колесо. Задача - поменять данный диск r15 на r16. И прикупить соотвествующую покрышку.
Что знаем: вылет (45), гайки (114,3/5), дырка под ступицу (60).
Меняем DIM1:r15 на DIM1:r16
Найти: размер покрышки и DIM под нее (или наоборот).
Соблюсти нужно два условия: внешний размер колеса и ширину обода.
Внешний размер колеса: 15"(381мм)+195*0.7*2 = 654мм. Примем 650мм. Колесо не должно быть больше этого размера.
Высота борта новой покрышки не должна быть больше 650-16"(406мм) / 2 = 244мм / 2 = 122.
Для колеса шириной 195 это 122/195 = 0,62, или 195x60 r16
Для колеса шириной 210 это 122/210 = 0,58, или 210x60 r16
Для колеса шириной 220 это 122/220 = 0,55, или 220x55 r16
Для колеса шириной 230 это 122/230 = 0,53, или 230x55 r16
Ширина диска для выбранных колес:
195 * 0.7 = 136,5 мм (5,68"), т.е. 5,5 или 6 дюймов
210 * 0.7 = 147 мм (6,13"), т.е. 6 или 6,5 дюймов
220 * 0.7 = 154 мм (6,42"), т.е. 6,5 дюймов
230 * 0.7 = 161 мм (6,71"), т.е. 6,5 или 7 дюймов
Итак: имеем несколько выбранных комплектов:
от 5,5Jx16H2 ET45 PCD114,3/5 60 с резиной 195x60r16
до 7Jx16H2 ET45 PCD114,3/5 60 c резиной 230x55r16
Теоретически - можно было бы вкорячить и более широкую резину, но в этом случае внутренние механизмы (амортизатор, тяги) могут задевать за колесо при повороте.
Далее - выбираем индекс скорости и нагрузки. Индекс скорости просто смотрим по максимально допустимой скорости для автомобиля: для моих 220 км/ч может подойти V,ZR,W и Y. Однако эти классы резин довольно дорогие. Если дать себе слово не ездить быстрее 210 км/ч - можно поставить широко распространенную резину класса H.
Индекс нагрузки выбрать сложнее, нежели индекс скорости. Нельзя просто разделить полную массу автомобиля на количество колес и посмотреть в таблице. Из-за разницы в нагрузке на переднюю и заднюю ось эти индексы могут значительно различаться. Например, при развесовке 50/50 (50% зад и 50% перед, например у БМВ) нагрузка на обе оси одинакова. Но обычно перед машины тяжелее за счет наличия двигателя и причих вкусностей. Развесовка может быть 45/55, 40/60 и даже больше. Если вы не знаете развесовки собственного авто знайте: у большинства легковых авто развесовка 40/60.
Зная полную массу авто (смотрим в ПТС: разрешенная max масса) получим, что на более нагруженную (переднюю) ось приходится 60% массы. Например- при массе 1100кг нагрузка на переднюю ось будет 660кг. Если на передней оси стоит 2 колеса, то мы и делим эту массу на два: получаем по 330кг на колесо, что соответствует индексу грузоподъемности 70 и выше.
Для трехтонной газели на каждое из четырех задних колес приходится килограмм по 500, т.е. индекс не менее 84.
Итак: пишем на бумажку данные:
от 5,5Jx16H2 ET45 PCD114,3/5 60 с резиной 195x60r16 H70
до 7Jx16H2 ET45 PCD114,3/5 60 c резиной 230x55r16 H70
И смело идем с этим в магазин.
А вообще - еще лучше переписать все эти выкладки на бумажку и идти в магазин вооружившись этими записями и калькулятором :)
По поводу индексов скорости и нагрузки могу рассказать два случая:
- Один наш хороший друг прикупил себе на 100-ю аудюшку недорогие колесики. Вполне ничего так колесики: широкие, с красивым протектором, правда- Воронежские... И пришлось ему практически сразу слетать в Минск и обратно. Именно слетать, т.к. медленно он ездить не умеет, т.е. до Минска и обратно он летел минимум 200... а ТО и все 220 :) По приезду в Смоленск он сильно сокрушался, ибо прикатил он на практически лысых колесах: из-за низкого индекса скорости поверхность покрышки сильно нагревалась и моментально изнасилась (поллностью за одну поездку, т.е. менее, чем за тысячу км).
- Придарили мне на москвич 2140 покрышечки- чешский Gislaved с индексом 80T. Что дает 190км/ч и нагрузку 450 кг. Вообщем- те колесики и были-то не сильно новые, но они до сих пор в таком же состоянии, ибо нагрузка на них меньше в разы, а скорость выше 120 никогда и не развивалась (да и 120 редко). А годиков им уже сильно больше десяти... Жаль, только что последнее время они начали трескаться (резина состарилась), да и на одном из них от удара "кила" вылезла :) Пришлось купить новые :)
Таблица индекса корости: (алфавитный порядок и шаг нарушается) |
Таблица индекса грузоподъемности (нагрузка на 1 колесо) |