Маркировка автомобильных стекол: виды и расшифровка
Вопросы, рассмотренные в материале:
О чем речь? Маркировка автомобильных стекол содержит много полезных сведений: тип материала, год выпуска, страна сертификации и стандарт, а также технические характеристики. Например, можно узнать о ламинации, антибликовых и атермальных покрытиях.
На что обратить внимание? Однако проблема заключается в том, что нет единого стандарта оформления данных, и стекла из Европы, США и России маркируются по-разному. Для замены придется повозиться с расшифровкой.
Виды автомобильных стекол
Технический прогресс постоянно подталкивает автомобилестроение к усовершенствованиям. Сегодня машины уже мало походят на своих предков и значительно быстрее передвигаются, а детали конструкции подталкивают инженеров к поиску новых решений. Более высокие скорости требуют более качественного обзора окружающей обстановки для водителя.
Элементы конструкции, которые связаны с качеством обзора, а также несут защитную функцию – автомобильные стекла. В первую очередь с ними автовладельцу не страшны погодные условия на улице, ветра, дождь, снег, пыль и грязь, гравий и камень, регулярно отлетающий от других машин.
Основные качества автостекол:
- безопасность;
- надежность;
- прочность;
- достаточный срок эксплуатации.
Эксплуатационные качества стекол в первую очередь зависят от технологии производства.
Если вы как автолюбитель при ремонте задаетесь вопросом, какие автостекла выбрать, помните о двух моментах. Первое: такие изделия производят строго по стандартам. Качественные стекла ровные, с обработанными краями, без царапин, трещин, сколов. Второе: выбирайте рекомендованного продавца, с хорошей репутацией. Дополнительную помощь при выборе вам окажет маркировка автомобильных стекол, расшифровка которой может быть проведена самостоятельно или доверена профессионалам.
На рынке существуют следующие виды автостекол в зависимости от способа производства:
Сталинит
Или иногда можно встретить название «закаленное стекло». Производится оно путем термообработки и за счет этого становится прочным. Сталинит имеет в маркировке обозначение T (Tempered — закаленное). Он не очень подходит для лобового стекла, так как по современным меркам недостаточно безопасен. Но вполне может использоваться на дверях и сзади.
Преимущества сталинита:
- Устойчив к экстремальным температурам.
- Выдерживает механическое воздействие.
- При повреждении распадается на частицы с гладким краем.
- Пропускает до 84 % света.
Дуплекс
Двуслойный вид стекла. Снаружи стекло, внутри – прозрачная пластмасса толщиной 0,35 мм. Этот пластмассовый слой защищает салон от попадания осколков, он удерживает их вне салона в случае повреждения.
Триплекс
Итак, в случае аварии сталинит показал свою небезопасность, а дуплекс стал не так популярен в производстве машин, ведь появился еще более современный, отвечающий современным требованиям качества триплекс.
Помимо полимерного слоя, триплекс состоит еще из двух слоев стекла: органического, или силикатного, объединенных эластичной поливинилбутиральной пленкой. Триплекс способен защитить водителя и пассажиров от травм, даже если разобьется. На сегодняшний день этот материал стоит в ряду самых надежных. Он устойчив к слабому механическому воздействию, а при столкновении прослойка защищает водителя и пассажиров от осколков, они просто приклеиваются к пленке.
Триплекс востребован для производства лобовых элементов кузова. В случае попадания небольшого камня, скорее всего, останется лишь небольшой скол верхнего слоя, который можно убрать с помощью современных средств.
На этом преимущества этого материала не заканчиваются. Есть еще весомые причины выбрать его для остекления:
- хорошо поддерживает температуру внутри кузова;
- обеспечивает улучшенную звукоизоляцию;
- имеет зеркальный эффект снаружи.
Многослойные стекла
Довольно дорогой вариант, однако они способны обеспечить легкое бронирование. Технология изготовления похожа на производство триплекса, но слоев больше, что делает защиту еще надежнее.
Можно увидеть такие элементы у кузова специализированного транспорта (инкассаторских машин), бронированных транспортных средств и премиальных авто. Они специально разработаны для того, чтобы выдерживать особенно сильное воздействие и даже остановить пулю. При этом стекло не разбивается от внешнего воздействия, а деформируется.
Стандарты маркировки автомобильных стекол
Маркировка автомобильных стекол, или омологация, используемая для идентификации изготовителя и других характеристик, – неотъемлемый атрибут этих элементов конструкции. Располагается она на любом автомобильном стекле в угловой зоне. Обозначения у разных производителей стекол будут отличаться. Имеет смысл разобраться в них, чтоб обезопасить себя от покупки поддельного продукта низкого качества, а также в целом уметь уточнить по ним характеристики стекла.
Основные элементы маркировки:
- тип изделия;
- бренд;
- соответствие изделия евростандарту качества и код страны, проводящей сертификацию данного изделия (например, Е1).
Существуют различные стандарты маркировок. Рассмотрим их вместе с небольшими примерами.
Американский
По американскому стандарту FMVSS 205 маркировка автомобильных стекол должна выглядеть определенным образом, и это требование распространяется и на стекла, установленные на заводе, и на запасные части. Это своего рода гарантия качества изделия. Еще существует маркировка в форме монограммы, которую иногда называют «жук».
На маркировке США есть обозначения DOT, M и AS.
DOT – сертификат производителя, означает соответствие изделия евростандарту и код страны, проводившей сертификацию данного изделия.
AS – показатель прозрачности стекла.
M – код, указывающий на разновидность материала, включая толщину и цвет.
Европейский
В Евросоюзе разработаны собственные стандарты, относящиеся к авто, реализуемым на территории стран ЕС. Так как в этом регионе действуют разнообразные законы на разных территориях, был разработан некий объединенный стандарт ECE R43, принятый и действующий на всей его территории. Эта маркировка представляет собой букву Е, заключенную в монограмму.
Некоторые элементы автостекол, реализуемых и установленных в Америке, имеют маркировку европейского типа, и дополнительно на поверхность наносятся буквы AS.
Можно было бы отдельно остановиться еще на маркировках Китая и Японии, но в них мало существенных отличий от европейской модели.
Российские стекла
В России действует свой стандарт – ГОСТ 5727-88. На примере маркировки стекла российского производства можно выделить основные элементы:
- Т – многослойное автомобильное стекло (ветровое);
- ТТП – теплопоглощающее;
- З – закаленное;
- ЗТП – закаленное теплопоглощающее;
- ARB (в ромбике) – знак Борского стекольного завода;
- E22 43R – первые символы обозначают, что стекло прошло сертификацию в определенной стране (22 – конкретно Россия), а вторые указывают на его соответствие официальному стандарту, а именно Правилам Европейской экономической Комиссии ООН № 43;
- комбинация из точек и цифр – дата выпуска.
Пример расшифровки маркировки автомобильного стекла
Изучив вышеприведенные основные стандарты, вы начнете ориентироваться в надписях изготовителя.
Ниже приведена маркировка автомобильных стекол и расшифровка ее отдельных элементов.
- Guardian — производитель лобового стекла.
- Laminated — стекло ламинированное.
- Качество стекла обозначается одним из символов:
— I – упрочненное ветровое стекло;
— II – ветровое обычное многослойное стекло;
— III — ветровое обработанное многослойное стекло;
— IV – стекло изготовлено из пластика;
— V –стекло с коэффициентом пропускания света до 70 %;
— VI – двухслойное стекло с коэффициентом пропускания до 70 %.
- DOT 22 — сертификация производителя в соответствии со стандартами департамента транспорта США.
- M50L1 — внутренний код производителя.
- AS1 — знак американского стандарта, а значит, изделие соответствует и нашему ГОСТу по значению светопропускания — минимум 75 %. На боковых стеклах может быть значение AS2.
- 43R — знак европейского стандарта безопасности ECE R43.
- TRANSP — надпись, означающая светопропускную способность. Далее указана ее величина – 75 % MIN. То есть изделие пропускает не менее 75 % света.
- E9 в круге — код страны, сертифицировавшей данный продукт (не всегда совпадает с производителем).
Коды стран: 1 – Германия, 2 – Франция, 3 – Италия, 4 – Нидерланды, 5 – Швеция, 6 – Бельгия, 7 – Венгрия, 8 – Чехия, 9 – Испания, 10 – Югославия, 11 – Англия, 12 – Австрия, 13 – Люксембург, 14 – Швейцария, 16 – Норвегия, 17 – Финляндия, 18 – Дания, 19 – Румыния, 20 – Польша, 21 – Португалия, 22 – Россия, 23 – Греция, 24 – Ирландия, 25 – Хорватия, 26 – Словения, 27 – Словакия, 28 – Беларусь, 29 – Эстония, 31 – Босния и Герцеговина, 32 – Латвия, 37 – Турция, 42 – Европейское сообщество, 43 – Япония.
Зачем знать маркировку стекла
Итак, обозначения на стекле несут важную информацию автовладельцу. Умение их прочитать значительно упрощает жизнь, ведь это даст возможность выбрать подходящую модель в случае ремонта автостекол, заметить тот факт, что авто побывало в ДТП, а также дает дополнительные опознавательные признаки в случае поиска, когда транспорт был угнан.
Маркировка позволит узнать данные о производителе стекла, подтвердить его качество, что является гарантией долгой службы.
- Производитель и качество. Качественное стекло обеспечивает безопасность и долговечность.
- Дата производства. Указывает на возраст стекла и на то, была ли замена.
- Спецификации и особенности изделия. Могут быть указаны дополнительные свойства, например ультрафиолетовая защита, атермальное покрытие, антибликовое покрытие и т. д. Дополнительные данные, важные для удобства водителя и микроклимата в автомобиле.
- Проверка оригинальности. Если авто уже неновое, возможно определить, является ли стекло оригинальным, установленным на заводе-изготовителе. Замена указывает на факт ремонта или ДТП.
- Маркировка автомобильных стекол от угона. Некоторые автостекла содержат противоугонные маркеры. Это необязательно предотвратит угон, но снизит привлекательность автомобиля для этих целей: машина в случае такой защиты существенно теряет в цене.
- Привилегии от сферы страхования. Иногда страховщики предлагают скидки или специальные условия для авто с обозначениями, гарантирующими качество и функции стекол.
Еще одна интересная опция – определение года выпуска автомобиля по маркировке. Сделать это только лишь по знакам на стеклах довольно затруднительно, но порой маркировки на автостеклах могут многое сказать. На что обращать внимание:
- Даты на маркировке. Завод-производитель иногда указывает дату или год производства. Она будет выглядеть как четырехзначное число (2020) или двухзначное число (например, 20 для 2020 года).
- Логотип завода. Узнав, кто произвел изделие, можно уточнить истинность информации, заявленной продавцом.
- Сравнение с годом выпуска автомобиля. В случае, когда дата на стекле была ранее, чем дата выпуска машины, есть вероятность, что оно было изготовлено заранее и поставлено на заводе. Но если указана более поздняя дата – это явный признак того, что имела место замена.
- Конечно, стекла могут менять по совершенно разным причинам — ДТП или механическое повреждение от прилетевшего камня, например. Но это то, что необходимо учесть при покупке, и стоит задать дополнительные вопросы продавцу.
Когда у вас нет возможности самостоятельно расшифровать символы на автостеклах, рекомендуем обратиться к профессионалам для определения даты их производства. Маркировка автомобильных стекол может дать косвенную информацию о возрасте автомобиля, но для уточнения даты выпуска все же обычно смотрят на VIN-номер (vehicle identification number) или документы на машину.
Часто задаваемые вопросы о маркировке автомобильных стекол
Как маркируют стекла с возможностью затемнения?
Для стекол-хамелеонов существует обозначение iR. При их производстве добавляют слои с примесью серебра для отражения 70-75 % тепла для улучшения термоизолирующих свойств продукта.
Какова маркировка атермального стекла?
Атермальное стекло маркируется значком с изображением термометра со стрелкой и буквами UU. Такие знаки будут говорить о дополнительной защите от ультрафиолетового излучения. Когда изображение термометра и стрелки есть, а знак UU отсутствует, мы имеем дело со стеклом, обработанным УФ-отражающим составом.
Как определить антибликовое стекло?
Пиктограмма человека со стрелкой означает, что на изделие было нанесено антибликовое вещество. Такая опция снижает процент светоотражения минимум на 40 пунктов. Это делается для удобства и безопасности вождения.
Маркировка автомобильных стекол несет ценную информацию об изделии, а иногда помогает больше узнать и об автомобиле. Разбираться в ней полезно любому автовладельцу.