Маховик в автомобиле: назначение и виды
Что это такое? Маховик в автомобиле выполняет важнейшую функцию передачи энергии от двигателя на другие детали и в конечном счете на колеса. Практически любая неисправность этого узла приводит к ухудшению ездовых качеств авто, а также снижает комфорт от управления.
На что обратить внимание? При этом симптомы поломки могут быть разными. В нашей статье мы расскажем, какими бывают маховики, разберем их устройство и возможные неисправности и поговорим о порядке замены данной детали.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Устройство и задачи маховика в автомобиле
- Виды автомобильных маховиков
- Возможные неисправности маховика
- Порядок замены маховика автомобиля
- Взаимозаменяемость различных видов маховиков
- Отзывы автолюбителей на маховики
Устройство и задачи маховика в автомобиле
Маховик в автомобиле является инерционным аккумулятором. Функционирует данный механизм следующим образом: в нем накапливается кинетическая энергия, идущая от мотора, потом происходит передача крутящего момента другим элементам машины, а от них – на колеса. Полное название данного механизма – маховичный накопитель энергии.
Без маховика в автомобиле не обойтись, поскольку работа силового агрегата осуществляется неравномерно. Визуально это незаметно, однако между тактами есть промежутки, их длительность всего пару миллисекунд. Но если передача энергии осуществлялась бы сразу от двигателя к колесам, из-за этих интервалов движение транспортного средства было бы затруднено, поскольку машина начала бы ехать рывками. Чтобы такого не происходило, используется маховик.
Также маховик в автомобиле стабилизирует работу двигателя. Когда топливная смесь воспламеняется в цилиндрах, поршни двигаются неравномерно, в результате чего появляются рывки. Причем данный эффект передается от одного цилиндра к другому. Эти рывки нейтрализуются благодаря весу маховика. Таким образом обеспечивается стабильное функционирование всех цилиндров в моторе.
Кинетическая энергия вращения, накопленная маховиком, высвобождается равномерно и поступает на коробку передач. Поэтому на входном валу трансмиссии, который приводится в движение маховиком, вращение равномерное и стабильное, нет рывков и остановок. В результате автомобиль движется ровно, а колеса крутятся с постоянной скоростью.
Стоит отметить, что такой механизм, как маховик, встречается не только в легковых машинах, но и в других транспортных средствах. А также маховик используется там, где нужно стабилизировать вращение, к примеру в гончарном круге. Без этой детали невозможно нормальное функционирование и космических кораблей.
Стандартная конструкция маховика выглядит следующим образом:
- металлический диск;
- венец.
Диск выполнен в виде круглой пластины из сверхпрочной стали. Венец представляет собой кольцо с зубьями, оно надевается на пластину. К диску присоединен коленвал, а также корзина сцепления. Шестерня, надетая на вал стартера, соединяет зубья венца.
Маховик в автомобиле расположен между двигателем и коробкой переключения передач.
Виды автомобильных маховиков
Существует два вида маховиков в автомобиле: одномассовые и двухмассовые. Отличаются они тем, из скольких компонентов состоят.
Одномассовый представляет собой цельную деталь, выполняющую заданные функции. В двухмассовом механизме две массы, то есть два диска в корпусе, они зацеплены друг с другом с помощью демпфирующей системы.
Одномассовый маховик
У него простое устройство, такой механизм обладает повышенной надежностью и встречается чаще всего. В центре чугунного или стального диска диаметром 30-40 см расположено посадочное место, чтобы можно было установить его на хвостовик коленчатого вала.
Посадочное место – это расширение (ступица). В центре находится отверстие, а 4-12 отверстий под болты расположены на окружности, чтобы маховик можно было зафиксировать. Противоположная сторона выполняет функцию ведущего диска сцепления. На наружной поверхности есть место под установку сцепления и кольцевая контактная площадка (под ведомый диск сцепления). По окружности внешней стороны напрессован стальной зубчатый венец.
Благодаря простой конструкции и невысокой цене одномассовых маховиков их используют на автомобилях чаще всего. Однако у такого узла есть недостаток: он не может гасить крупные колебания, которые образуются на новых двигателях с малым объемом, но большой мощностью. На таких машинах установлены двухмассовые маховики.
Двухмассовый демпферный маховик
Между ведущим и ведомым дисками маховика, соединенных подшипником, находится пружинно-демпферная система. За счет нее получилось отказаться от применения в ведомом диске сцепления демпфирующего устройства.
Ведущий диск такого маховика соединяется с фланцем коленчатого вала. Крутящий момент передается на ведомый диск, однако за счет пружинно-демпферной системы внутри это происходит с задержкой: вибрации и крутильные колебания гасятся.
Двухмассовые маховики обладают следующими достоинствами:
- эффективно гасят колебания, вибрации, толчки;
- улучшают переключение передач;
- снижают износ синхронизаторов;
- защищают трансмиссию;
- снижают расход горючего.
Слабые стороны:
- затратное производство, высокая стоимость детали, сложность ремонта;
- требуют бережного отношения, боятся сильных вибраций, езды на пониженных оборотах, перегрева.
Названия двухмассовых маховиков могут отличаться, однако все они содержат аббревиатуры DMF (Dual-Mass Flywheel) или ZMS (Zwei Massen Schwungrad).
Двухмассовый маховик с маятниковым гасителем колебаний
Является улучшенным видом двухмассового маховика. Пружинно-демпферная система усовершенствована: в ней установлен центробежный маятник в виде грузов по окружности махового колеса.
Когда двигатель работает на пониженных оборотах, грузы раскачиваются из-за незначительной центробежной силы. Эти колебания находятся в противофазе с теми, которые частично сгладили пружины, поэтому их гашение осуществляется полностью.
Когда обороты возрастают, амплитуда центробежного маятника уменьшается, так же как и значение в демпфировании.
Преимущество такого механизма заключается в том, что он устраняет неравномерность вращения коленчатого вала на низких оборотах. Двухмассовый маховик с маятниковым гасителем колебаний используется все чаще, поскольку позволяет решить ряд задач:
- появляется возможность с его помощью уменьшить объем ДВС, снизить его вес, сохранив мощность;
- расширяется диапазон крутящего момента на низких оборотах.
Возможные неисправности маховика
Маховик в автомобиле практически никогда не выходит из строя. Срок его службы такой же, как у мотора, и составляет от 350 000 километров и более, все зависит от материала, из которого он выполнен.
Чаще всего приходят в негодность зубья на венце. То, сколько прослужит маховик, зависит от исправности стартера. Дело в том, что зубья от частого использования стартера ломаются, изнашиваются.
Чтобы устранить данную поломку, следует установить новый венец. Для этого придется демонтировать диск с мотора, а после выполнения всех необходимых манипуляций установить обратно. Важно при этом использовать новые болты.
Следующая поломка – перегрев фрикционной поверхности. Такое случается, если неправильно эксплуатировать транспортное средство, переключать передачи, не до конца выжав педаль сцепления.
В результате перегрева происходит деформация диска, он растрескивается. В этом случае вы заметите биение сцепления в определенном диапазоне оборотов, а также сильную вибрацию. Если сразу же заменить сцепление, не придется устанавливать новый маховик.
Поломки двухмассовых маховиков происходят часто, поскольку они конструктивно сложнее. К примеру, лопается пружина, протекает смазка, выходит из строя подшипник.
Маховик износится быстрее, если вовремя не заменить фрикционный диск. Происходит это потому, что заклепки царапают поверхность, это приводит к необходимости замены детали.
Срок службы маховика также зависит от особенностей эксплуатации автомобиля, манеры вождения. К примеру, когда во время езды на большие расстояния человек поддерживает пониженные обороты, вибрация от мотора увеличится, в результате крепления маховика сломаются. Многие владельцы авто заводят и глушат двигатель, не выжав педаль сцепления.
Маховик не обслуживается отдельно. Чаще всего его ремонтируют при замене сцепления. Механик осматривает маховик, чтобы обнаружить дефекты. При появлении скрежета следует отправиться в автосервис, если этого не сделать сразу, вышедший из строя фрикционный диск поцарапает маховик.
Порядок замены маховика автомобиля
Чтобы заменить маховик в автомобиле, его нужно демонтировать. Алгоритм действий следующий:
- Прежде всего нужно снять коробку переключения передач.
- Затем демонтировать кожух маховика, а также ведомый и нажимной диски.
- Зафиксировать деталь отверткой, чтобы она не проворачивалась, когда вы будете откручивать болты.
- Далее нужно выкрутить шесть болтов крепления маховика. Откручивать их нужно крест-накрест.
- В завершение необходимо снять маховик и опорную шайбу. Запомните расположение маховика относительно смотровой метки.
Порядок действий при установке новой детали:
- Нужно установить новый маховик, расположив его точно так же, как и старый.
- Собрать все элементы в обратной последовательности. Кожух маховика должен располагаться правильно, учитывайте также момент затяжки болтов крепления, он равен 100 Н*м.
- Затянуть крепежные болты на маховике крест-накрест. Важно удостовериться, что деталь установлена без перекосов.
- Проверьте, чтобы коленчатый вал был надежно установлен. Если он провернется, выполнить сборку будет сложнее. В таком случае придется перевести поршень четвертого цилиндра в верхнюю мертвую точку, затем расположить маховик в соответствии с меткой.
Чтобы после замены новый маховик в автомобиле работал правильно и без перебоев, соблюдайте вышеописанный порядок действий.
Взаимозаменяемость различных видов маховиков
Стоимость современного двухмассового маховика достаточно высокая. Поэтому многие автовладельцы при его поломке задаются вопросом, можно ли заменить эту деталь на другую подешевле. Есть два момента, на которые нужно обратить внимание:
- После установки цельнометаллического маховика вместо демпферного вождение станет менее комфортным, быстрее выйдут из строя ШРУС, редуктор, трансмиссии и сцепление.
- При замене традиционного маховика на облегченный проблем не возникнет, однако придется перестроить мотор под новый режим эксплуатации.
При замене стандартного маховика в автомобиле на демпферный следует установить и новое сцепление, отрегулировав его. Если этого не сделать, задняя и вторая передача будут включаться с трудом.
Стандартный цельнометаллический маховик в основном устанавливается на машины с бензиновым ДВС, у него простая конструкция и повышенный ресурс эксплуатации. Облегченный маховик обычно используется, чтобы тюнинговать мотор, двухмассовыми маховиками комплектуются дизельные авто на заводах.
Отзывы автолюбителей на маховики
- Какой тип маховика для автомобиля подходит лучше всего?
«Считаю, что оптимальный вариант для машины – одномассовый маховик. Больше шести лет откатал на одномассовом ките "Валео", никаких проблем не возникало, механизм работает без нареканий».
- Бренды маховиков для автомобиля.
«Многие автовладельцы утверждают, что маховики "Сакс" хуже, чем "Люк". Я на своем опыте проверил качество деталей этих брендов. После того как для своего автомобиля приобрел комплект сцепления "Сакс", заметил, что появились пробуксовки.
На машинах с завода устанавливают разные маховики, к примеру может быть и "Люк", и "Сакс", и "Валео". Оригинальный "Люк", который производили для "Фиата" больше 15 лет назад, конечно, был высокого качества, с большим ресурсом. К сожалению, этого нельзя сказать о современных деталях».
- Можно ли восстановить маховик в автомобиле?
«Если вы решили отремонтировать механизм, будьте готовы к появлению серьезных проблем при эксплуатации автомобиля. Дело в том, что внутри восстановленного маховика будет установлена старая, изношенная деталь. К примеру, пружина откатала 200 000 километров, после чего ее достали из вышедшего из строя маховика, отремонтировали его, пружину смазали и установили обратно. Но усталость металла никуда не исчезла».
- Когда менять двухмассовый маховик в автомобиле?
- Что лучше: одномассовый или двухмассовый маховик?
«Если хотите без проблем ездить на исправной машине, выбирайте одномассовый маховик. Дело в том, что двухмассовый механизм придется менять через 30 000 километров или даже раньше. Новые детали, которые сегодня поставляются в автомагазины, низкого качества. Понятно, что с одномассовым маховиком будет сильнее передаваться вибрация на кузов, но к этому быстро привыкаешь».
«У такого маховика определенный ресурс, по истечении этого времени механизм выходит из строя. Поэтому его замену нужно выполнять вместе с диском сцепления».
Маховик в автомобиле представляет собой механизм, который улучшает работу двигателя внутреннего сгорания. Если деталь выйдет из строя, вы заметите следующие признаки неполадки: силовой агрегат будет с трудом запускаться, появятся посторонние звуки, стук, биение, сцепление перестанет нормально работать.
Не стоит игнорировать такие сигналы. Ведь неисправность маховика сказывается не только на комфорте вождения, но и снижает ресурс других, связанных с ним, узлов автомобиля.