Литые колесные диски: выбираем правильно
Литые колесные диски в последнее время пользуются все большей популярностью у автолюбителей. И в этом нет ничего удивительного: они не только весьма надежны, но и смотрятся на машине более чем эффектно.
С другой стороны, такие диски не лишены некоторых недостатков. Поэтому, прежде чем принять окончательное решение о покупке, необходимо озадачиться изучением определенной информации. А именно: в чем плюсы и минусы литых дисков, как их правильно подобрать и эксплуатировать, каким образом ремонтировать.
В общем, моментов, которые могут повлиять на окончательный выбор, достаточно. Давайте разбираться в них по порядку.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Разновидности колесных дисков
- Преимущества и недостатки литых колесных дисков
- На что обратить внимание при покупке литых колесных дисков
- Рейтинг производителей литых колесных дисков
- Как осуществляется ремонт литых колесных дисков
- Какие, по мнению автолюбителей, колесные диски лучше: кованые или литые
Разновидности колесных дисков
Диски не только украшают колесо, но и являются незаменимым атрибутом, без которого автомобиль не может двигаться, так как именно на них надевают шины. Колесо в сборе закрепляется на ступице.
Колесные диски необходимы для создания правильной посадки шин, а также для их эффективной работы в процессе движения. Вот почему основными качествами дисков выступают надежность, прочность и жесткость. Кроме того, данный элемент автомобиля должен иметь геометрические характеристики, определенные заводом–изготовителем, и не быть очень тяжелым. Эти качества необходимы, так как колеса являются неподрессоренной массой и влияют на процесс движения и управляемость автомобиля.
Колесные диски в зависимости от материала, из которого они изготовлены, а также технологии их производства бывают штампованными, коваными, составными и литыми.
- Штампованные, или стальные. Наиболее простые и доступные модели. Их конструкция состоит из приваренных друг к другу стальных штампованных элементов. Преимуществами данного вида дисков являются достаточно высокая прочность, способность восстанавливаться даже после сильных повреждений. Недостатки состоят в примитивном дизайне, большом весе и низкой устойчивости к коррозии.
- Литые. Для изготовления литых или легкосплавных дисков применяется алюминий или магниевый сплав. Такие модели отличаются высоким уровнем прочности и хорошими балансировочными качествами. Вдобавок ко всему они очень красиво выглядят. Литые колесные диски – это одно целое в отличие от «штамповки», где обод и диск соединяются при помощи сварки. Плюсы и минусы этого вида рассмотрим подробно далее.
- Кованые. Литые колесные диски в результате усовершенствования превратились в кованые. Для производства данного вида дисков штампуются алюминиевые сплавы с включением магния и титана, а затем обрабатываются механическим способом. Это позволяет получить многослойную волокнистую структуру изделия. Благодаря составу и технологии изготовления кованые диски особенно прочные, легкие, стойкие к различным повреждениям. Единственный минус – «ковка» довольно дорого стоит.
- Комбинированные, или составные. В данном виде дисков отлично сочетаются твердость и крепость «ковки» с красивым дизайном литых моделей. Литая конструкция является основой, к которой прикручены болтами кованые обода. Такие диски очень дорогие, что «перевешивает» количество их плюсов.
Преимущества и недостатки литых колесных дисков
Высокопрочные литые колесные диски в последнее время все чаще встречаются в оснащении современных автомобилей. Штампованные изделия сегодня устанавливают лишь на бюджетные версии транспорта. Все благодаря тому, что легкие сплавы цветных металлов обладают множеством достоинств. Для лучшего понимания рассмотрим, в чем заключаются отличия литых дисков от штампованных (надо заметить, что у «литья» есть и некоторые минусы).
Надежность
Главным достоинством литых изделий является высокая степень прочности, так как для их изготовления применяется очень качественный материал – алюминий. Тогда как штампованные диски делают из пластичной стали, которая деформируется даже в результате незначительных ударов. Благодаря своей легкости и высочайшему уровню прочности алюминий широко используется в аэрокосмической промышленности. Но надо заметить, что даже такой крепкий материал не во всех случаях выдерживает мощные удары во время разгона автомобиля до максимальных скоростей. Исходя из этого, в составе литых колесных дисков, кроме алюминия, присутствует титан, магний и другие твердые металлы.
К слову, не всегда твердость и прочность материала можно отнести к несомненным преимуществам. Если при незначительных ударах литые колесные диски просто не сгибаются, то в случае серьезных нагрузок они лопаются без возможности их дальнейшего восстановления. Бывает, что на колесах образуются довольно крупные вмятины, но их тоже невозможно исправить.
Действие подвески
Штампованные стальные колесные диски всегда на 20–50 % тяжелее литых. На массу литых оказывает влияние размер, дизайн и другие параметры. За счет меньшего веса колеса значительно снижается нагрузка на элементы подвески (если, конечно, дорожное покрытие качественное).
Небольшой вес положительно влияет и на управляемость автомобилем. Поэтому в автоспорте особенно часто применяются колеса, состоящие в основном из магния.
В то же время штампованные изделия пластичные, благодаря чему поглощают большую часть энергии, и при этом не передают ее на элементы подвески.
Литые изделия в силу своей жесткости способствуют ускорению износа деталей ходовой в условиях езды по неровному дорожному покрытию и по бездорожью. По этой причине литые колесные диски не рекомендуются для мощных внедорожников, а также для автотранспорта, использующегося в коммерческих целях.
Функции тормозной системы
Если внимательно рассмотреть литые диски, то можно увидеть тонкие спицы, которые делают колесо открытым со стороны внутренней части. Поэтому сквозь колеса к тормозной системе проходит гораздо больше воздуха, что помогает механизмам лучше охладиться, оказывает положительное влияние на эффективность работы и надежность тормозов, так как шансы успешного торможения в критической ситуации существенно возрастают.
Однако у узлов, находящихся под колесом, нет серьезной защиты. Поэтому существует большая вероятность того, что внутрь попадут камешки и другие предметы, особенно когда автомобиль движется на малой скорости. Ускорению процесса износа тормозных механизмов, шлангов, рычагов подвески способствует скопление грязи, если часто ездить по бездорожью.
Характеристики устойчивости
Коррозийные процессы приводят к потере колесным диском прочности, в результате чего он разрушается за один–два года. Литые изделия не имеют данного минуса благодаря высокой влагостойкости сплава алюминия. Материал не подвергается коррозии даже при наличии глубоких царапин и других дефектов покрытия.
Однако, если в составе литого диска имеется много магния, то изделие при регулярном контакте с жидкой средой теряет значительную часть запаса прочности. Поэтому нельзя сказать про все литые колесные диски, что они имеют отличную водостойкость. Во избежание негативных последствий литые изделия для защиты обрабатывают специальной краской, а нанесенный полимерный слой исключает вероятность случайного повреждения.
Стандартные алюминиевые литые колесные диски могут повредиться в результате:
- воздействия электрохимических коррозийных процессов, образующихся из-за попадания соли (данное явление не редкость, так для борьбы с ледовой коркой дорожное покрытие посыпают солевым составом);
- сильного нагрева во время откручивания в мороз примерзших болтов;
- несоблюдения правил хранения.
Технические параметры автомобиля
Масса колеса влияет на степень инертности. Чем легче диск, тем меньше данный показатель, так как во время разгона до достижения необходимой скорости ему потребуются гораздо меньшие усилия.
Из этого следует, что динамические характеристики изделия улучшаются, что ведет к сокращению времени, затраченного на то, чтобы разогнаться. К тому же благодаря литым колесным дискам экономится топливо. Вследствие малой инертности торможение происходит быстрее, что помогает избежать серьезных аварийных ситуаций.
Особенно важным для водителей является улучшение качественных характеристик главных автомобильных узлов, в частности, надежности. Если нагрузка на двигатель и трансмиссию снижена, то срок эксплуатации автомобиля существенно возрастает.
Однако необходимо помнить, что все плюсы литых колесных дисков забываются, как только машина выезжает на плохую дорогу и бездорожье.
Дизайнерское оформление
Количество спиц и их толщина в литых дисках могут быть различными. Есть довольно массивные экземпляры, которые отлично смотрятся на внедорожниках. Для спорткаров идеально подходят ажурные литые колеса. Изменяя форму для литья, производители делают спицы выпуклыми или вогнутыми. Это необходимо для регулировки вылета.
Колеса могут украшаться декоративными элементами: выступами, утолщенными спицами, деталями, имитирующими болты.
Вследствие большого ассортимента литых изделий на отечественном рынке подбор детали, аналогичной той, что вышла из строя, очень затруднителен. Однако в решении данной проблемы способны помочь интернет-магазины. Не рекомендуется ставить литые колеса из разных серийных выпусков, так как из-за несоответствий в весе и других параметрах управляемость автомобиля ухудшается, что очень опасно.
При сравнении плюсов и минусов литых и штампованных колес выясняется, что каждый вид вполне оправдывает свое существование. Ведь использование литых изделий приемлемо при быстрой езде по качественному дорожному покрытию. Однако в условиях бездорожья литые модели нередко ломаются, и их невозможно отремонтировать. Тогда как штампованный диск легко поддается ремонту даже на обочине при помощи молотка или кувалды. Поэтому штамповки в большинстве случаев установлены на недорогих автомобилях, внедорожниках и машинах, используемых в коммерческих целях.
И последнее: не стоит забывать о том, что стоят литые модели в 1,5–3 раза дороже штампованных.
На что обратить внимание при покупке литых колесных дисков
Если необходимо купить литые диски, в большинстве случаев требуется помощь специалистов. Это нужно для того, чтобы избежать самых распространенных, на первый взгляд, банальных, ошибок автовладельцев во время самостоятельного выбора, которые способны привести не только к материальным потерям. Недосмотр может негативно сказаться на безопасности тех, кто находится в автомобиле.
Бывает, что литой диск не соответствует ступице. Например, выбрав «опелевские» литые диски на «ВАЗ», которые подходят по размеру, автовладелец непосредственно при установке обнаруживает, что отверстия для посадки и диаметр ступицы у автомобилей разные.
Иногда при кажущемся внешнем соответствии параметров литой диск не встает на место. Причина известна специалистам в профессиональном торгово-сервисном центре, где имеется тематическая литература. Поможет в подборе автомобильных колесных литых дисков интернет-сайт, в каталоге которого есть информация о наличии подходящих вариантов. Специалисты интернет-магазина подробно проконсультируют по всем вопросам.
Большинство автовладельцев не берут во внимание тот факт, что для литых дисков, имеющих больший объем на участках крепления, необходимы более длинные колесные болты, включая «секретные».
Штатные короткие болты, идущие в комплекте с автомобилем, захватывают только несколько канавок резьбы, поэтому могут сорваться во время езды. Последствия этого в виде отвалившегося колеса и потерявшей управления машины могут привести к самому печальному финалу.
Другое, прямо противоположное, упущение – очень длинные крепежные болты, которые задевают неподвижные элементы в период вращения колеса. Например, сложно самостоятельно подобрать по размеру болты для пружины троса ручника в задний барабан «Жигулей». Для этого понадобится помощь профессионала.
Разумеется, есть вариант приобретения оригинальных литых дисков, рекомендуемых производителем для конкретной марки автомобиля. В большинстве случаев «оригиналы» производятся немецкими изготовителями. Крепежные болты включены в комплект к оригинальным литым дискам BMW, Mercedes, Audi. Единственным их недостатком является высокая стоимость.
Если вы хотите, чтобы соблюдалось оптимальное соотношение «цена – качество», подумайте над вариантом «второй комплектации» качественных литых дисков, выпускаемых в Германии, Тайвани, Италии.
Вся фурнитура к ним (крепежные кольца, болты, колесные гайки для литых дисков) поставляется «валом».
Специалисты всегда знают, какой крепеж подойдет тому или иному колесному литому диску. Например, несмотря на то, что диски с одинаковым диаметром ступицы (d75) подходят и для автомобилей Mercedes, и для Audi, крепежные элементы для них нужны разные: для первой модели покупаются кольца 66,6, болты/гайки 12х1,5, для второй – кольца 57,1, болты/гайки 14х1,5.
Однако в некоторых случаях к автомобилю «Мерседес» подходят болты/гайки размером 14х1,5, о чем известно продавцам специализированных торговых точек. Именно там и рекомендуется покупать крепежные детали.
В любом случае, выбирая литые колесные диски, следует придерживаться нескольких параметров, необходимых для обеспечения безопасности езды и износостойкости шин. На изделиях есть специальная маркировка, состоящая из символов, находящаяся на видном месте.
Например, маркировка 6,5Jx15 H2 5/112 ET39 d57,1 обозначает следующие параметры:
- значение 6,5 показывает посадочную ширину, измеряемую в дюймах;
- J (или JJ, JK и др.) – показатель технических характеристик закраины обода;
- 15 – диаметр, измеряемый в дюймах;
- Н2 (или H, FH, AH, CH) –параметр, информирующий о конструктивных особенностях полок обода, хампов, использующихся в бескамерных покрышках, необходимых для грамотного монтажа;
- в показателе 5/112: 5 – число болтов, 112 – диаметр размещения;
- ЕТ39 обозначает вылет - чем он меньше, тем больше колесо выступает;
- d57 – это размер центрального отверстия, измеряется в миллиметрах.
Обязательно необходимо учитывать величину допустимой нагрузки, обозначаемую как "MaxLoad". В большей части это относится к массивным автомобилям и внедорожникам.
Ни для кого не новость, что, устанавливая колеса с литыми колесными дисками, водитель думает, прежде всего, о внешнем виде своей машины, а не о достоинствах «литья». Когда смотришь на новые блестящие диски, задаешься вопросом: «Долго ли они протянут?».
Алюминиевый сплав обладает большей устойчивостью к влажности, соли, реагентам, а также механическому воздействию. Для защиты поверхности используют, кроме специального покрывающего слоя и лака, очень прочную оксидную пленку, у которой значение термического расширения почти как у алюминия. Благодаря пленке посуду из этого материала, при очень низких температурах, не растворяет даже концентрат азотной кислоты.
Данным оксидным слоем покрыты и литые диски из сплава магния. Однако плотность пленки меньше, вследствие чего она менее устойчива к негативному воздействию и не может противостоять процессам окисления металла. Несмотря на то что изделия из сплава магния более легкие, алюминиевые гораздо устойчивее к воздействию солевых и других вредных реактивов.
Немного информации о сертификации. Согласно бытующему мнению, литые колесные диски обладают меньшей прочностью, чем стальная штамповка. На самом деле штампованные колесные диски точно так же выйдут из стоя от удара, как и литые. Знайте, что американские, европейские и японские стандарты гораздо мягче, чем российские. Требования разрабатывались на основании данных о состоянии отечественных дорог. В самом начале освоения российского рынка зарубежными поставщиками были частыми случаи отзыва товара с целью его доработки в соответствии с предъявляемыми в нашей стране требованиями.
Так что, приобретая литое изделие, попросите у продавца предъявить сертифицирующую документацию.
Рейтинг производителей литых колесных дисков
Прежде чем выбрать наиболее подходящий вариант, предстоит просмотреть множество товаров, от которых «голова пойдет кругом». Ведь нужны действительно качественные, прочные, надежные и стильные колеса – современный рынок изобилует литыми колесными дисками. Представляем рейтинг лучших производителей.
1. Alutec. Из всех производителей эта немецкая компания наиболее известная и уважаемая. Продукция выпускается, начиная с 1996 года. К настоящему времени налажено высокотехнологичное производство, соответствующее современным требованиям.
Типично немецкое качество позволило компании Alutec завладеть рынками множества азиатских и европейских стран. Продукция производится из высокопрочного материала. Лакокрасочное покрытие состоит из компонентов отличного качества от самых известных брендов. Итог – колесные литые диски, наделенные высокой износостойкостью, правильными геометрическими параметрами, а также отличной балансировкой и устойчивостью к внешним воздействиям.
Продукция данной компании обладает следующими достоинствами:
- стильным дизайном;
- идеальным соответствием цены качеству;
- повышенной прочностью;
- отличной балансировкой;
- прочными и надежными крепежами;
- простым уходом и эксплуатацией.
2. Главным конкурентом первой группы является российский производитель – компания SKAD, продукция которой не раз принимала участие в независимых тестированиях, по результатам которых оказывалась на ступень выше соперников по многим параметрам.
В основе литых дисков высокопрочный сплав. Чтобы его получить, применяют технологию низкого давления. Плюс лакокрасочного покрытия – высокая устойчивость к микроповреждениям.
Достоинства заключаются в:
- разнообразии моделей;
- оригинальном стильном дизайнерском решении;
- отличных характеристиках прочности и надежности;
- богатой цветовой гамме;
- качественном лакокрасочном покрытии.
3. K&K (КИК). Продукция, выпускаемая другим российским производителем, компанией K&K, обладает тремя важными характеристиками: доступностью цены, надежностью, высоким качеством.
Сегодня фирма «КИК» – один из крупнейших в мире производителей литых колесных дисков. Более того, объемы производства постоянно растут, а модельный ряд регулярно пополняется.
Для изготовления продукции используется новейшее высокотехнологичное немецкое оборудование GIMA. Для компании особенно важно качество выпускаемого товара, поэтому каждая стадия технологического процесса строго контролируется. Литые колесные диски производства K&K установлены на каждом четвертом российском авто. Если вы хотите приобрести самый лучший товар, обратите внимание на данную российскую версию, возможно, она вам вполне подойдет по всем характеристикам.
Достоинства заключаются в:
- высоком качестве и надежности;
- применении в производстве современных технологий;
- доступной цене;
- оригинальном дизайне.
4. Данная продукция немецкого производства представлена в большом ассортименте по доступным ценам. С самого начала своей деятельности компания изготавливала именно литые колесные диски, благодаря чему и достигла отличных результатов в этой области.
В производстве Dotz применяет новые технологии и материалы высокого качества. Кроме того, на всех этапах изготовления изделия тщательно проверяют на соответствие общепринятым стандартам.
Достоинства заключаются в:
- широком ассортименте моделей;
- большом диапазоне цен;
- приятном внешнем виде;
- качестве и точности, присущих немцам.
5. Kosei – это японское качество по оптимальной цене. Данная компания производит запасные детали для авиационной промышленности, а также качественные диски. Продукция Kosei очень популярна во всем мире, а литые колесные диски, по отзывам автовладельцев, особенно хороши.
Плюсами являются:
- доступная стоимость;
- отличное качество и надежность;
- стойкость к микротрещинам;
- наличие прокатки обода.
Если литые колесные диски фирмы Koseiг грамотно эксплуатировать, они способны прослужить очень долго. У продукции японской фирмы почти нет недостатков. Однако опасно использовать ее на неровной дороге, развивая большую скорость.
Как осуществляется ремонт литых колесных дисков
Бывают случаи, когда литые диски все же деформируются. Это происходит из-за плохого состояния дорожного покрытия. Скорость автомобиля в момент происшествия прямо пропорционально влияет на величину урона, нанесенного литому колесному диску. Степень ущерба обода во многом зависит от размера ямы (чем она больше, тем сильнее повредится обод). Если такой случай произошел, решить проблему можно двумя способами: приобрести новые диски или отремонтировать поврежденные.
Перед ремонтом литых колесных дисков нужно оценить характер повреждений. В некоторых случаях обнаруживаются дефекты, не поддающиеся исправлению, другие же можно легко устранить.
Выделяют повреждения, проявляющиеся в виде:
- микротрещин;
- различных царапин;
- сколов;
- вмятин;
- осевых биений.
При незначительных дефектах проблема решается просто. А вот в ситуациях, когда вмятины глубокие, а трещины большие, ремонт нецелесообразен, так как помочь диску уже ничем нельзя.
Причина в том, что отремонтированный литой колесный диск не даст полной гарантии безопасности на дороге во время движения. К тому же, если устранять дефект будут непрофессиональные мастера, опасность возникновения аварийной ситуации значительно возрастет.
Существует несколько видов ремонта: рихтовка, сварка, покраска, наплавка, косметический ремонт.
При помощи рихтовки (по-другому – прокатки) устраняют несущественные дефекты обода. На безопасность дальнейшей эксплуатации процедура не повлияет, при условии, что во время ее проведения не было нагревания. Незначительные повреждения устраняются молотком методом постукивания по деформированному участку. Аккуратными движениями ободу придают правильную форму. Это занимает достаточно много времени, но зато не нужно будет нагревать колесный диск.
С помощью сварочных работ можно устранить неглубокие трещины и зазубрины, скрыть появившиеся царапины. Однако в полной мере восстановить повреждённый диск невозможно, так как его запрещено нагревать. Кроме того, химический состав литых колесных дисков повторить нельзя.
Можно сказать, что обод, восстановленный при помощи сварки, не выдержит нагрузок. Если же его подвергнуть термической обработке, могут поменяться геометрические параметры литого колесного диска, что сделает невозможным его дальнейшее использование.
Выбоины на литых колесных дисках исправляют методом наплавки с применением прибора аргонно-дуговой сварки. Данный способ подразумевает термообработку, поэтому его не рекомендуется применять, так как качество от этого сильно пострадает.
Достаточно частой является услуга по окраске, при помощи которой скрывают незначительные дефекты поверхности, увеличивая срок эксплуатации литых колесных дисков. Эту работу можно доверить только профессионалам, так как ее качество должно быть максимально высоким. Вследствие неграмотной окраски, из-за неравномерного нанесения красящего состава может возникнуть статический дисбаланс. Кроме того, важно правильно подготовить диск к покраске, удалив предварительно остатки бензина и масла, грязь, а также старое покрытие.
В процессе косметического ремонта восстанавливают глянец и блеск и, если необходимо, выполняют окрашивание. После таких реставрационных работ последствий, угрожающих безопасности эксплуатации, не возникнет.
Надо сказать, что при незначительных дефектах, провести восстановительные работы можно и самому. Если же повреждения существенные, лучше довериться профессионалам.
Какие, по мнению автолюбителей, колесные диски лучше: кованые или литые
- Просто составьте таблицу
«Перед выбором задайте себе несколько вопросов или составьте таблицу из минусов и плюсов. Укажите в ней главные параметры в порядке убывания значимости. Например, по степени прочности: на первом месте находится «ковка», на втором – «литье», на третьем – «штамповка». Дизайн: литые, кованые, штампованные диски. Масса: «штамповка», «литье», «ковка». Само собой, цена тоже имеет значение».
- У кованых дизайн подкачал!
«Во всем «ковка» устраивает: легкая, надежная, крепкая. Обыкновенную жестянку никак не рассматриваю. Но дизайн явно подкачал, и выбор практически отсутствует. В основном модели выглядят грубовато, хотя иногда и можно встретить довольно симпатичные. А если нужны большие размеры (например, R18), то выбор совсем отсутствует. Дизайн для меня важен, поэтому покупаю литые».
- На ковке нужно быть предельно аккуратным
«Без вариантов, кованые лучше. Но есть один неприятный нюанс: когда въезжаешь в яму на литых или штампованных дисках, то частично удар они примут на себя. Кованый или устоит, но тогда пострадают резина и подвеска, или треснет (если удар сильный). Поэтому остерегайтесь колдобин».
- Литье достаточно прочно
«Структура литья, по-любому, не такая прочная, как ковки. Кованый металл, обладающий этим достоинством, должен реализовать его. Если это происходит, то «ковка» должна быть легкой, если это не так, то удорожание не оправдано. Литые колесные диски все-таки прочные, даже с излишней жесткостью».
- Кованые форму никогда не теряли
«Сто процентов, кованые лучше! Я на 21093 их устанавливал – остался доволен. Достаточно прочные, проверено, так как я не любитель объезжать ямы. Были случаи, когда на резине вылезали грыжи, а дискам хоть бы что! На шиномонтаже этот факт подтверждался – не было потери формы, балансировались беспроблемно. Из-за их небольшой массы нагрузка на подвеску незначительная, поэтому ее и надолго хватит. По дизайну выбор есть, хотя и не такой большой, как у литых».
- Что-то вроде компромисса
«Лучший вариант – выбрать понравившиеся диски! При неимении лишних средств вполне можно оставить родные железные. Как говорится, и дешево, и сердито! У меня на зиму обыкновенные стальные, а на лето – литые. Вообще, если коротко: ковка – круто, но дорого, штамповка – хоть и не очень (скажем, на любителя), но зато дешево, а литье – компромисс».