Как выбрать летние шины для легкового автомобиля
Вопрос, как выбрать летние шины, чтобы впоследствии не пожалеть о покупке, волнует многих автовладельцев. И если опытные водители не видят тут ничего сложного, то новички зачастую испытывают некоторую растерянность: слишком много предложений на рынке.
На самом деле, процесс выбора можно значительно упростить, если заранее составить для себя список требуемых характеристик летней резины. А они, в свою очередь, напрямую зависят от таких факторов, как условия эксплуатации автомобиля и стиль езды. Итак, приступим?
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Основные параметры выбора летних шин
- Разновидности летних шин по конструкции
- Определение типа покрышки
- Лучшие производители летней резины, по мнению автовладельцев
Основные параметры выбора летних шин
Шины, которые вы выбираете для своего автомобиля, должны не просто соответствовать необходимым параметрам, но и отвечать вашим требованиям. Приведем ключевые характеристики.
- Размер
Чтобы выяснить, какой размер шин допустим для вашего автомобиля, можно заглянуть в инструкцию по эксплуатации. Однако найти всю необходимую информацию можно в таблице, которую размещают на крышке-лючке бензобака или в проеме двери водителя. В ней указаны диаметры шин и значения внутреннего давления воздуха при различных нагрузках.
Чаще всего можно использовать шины нескольких размеров на выбор автовладельца. Но следует понимать, что замена шин может потребовать замены дисков. Ведь при эксплуатации прежних дисков у автомобиля может примерно на 5 % измениться высота профиля и на 10 мм – его ширина. А такие изменения в конструкции транспортного средства подлежат официальному оформлению с внесением в ПТС и СТС соответствующей отметки. Однако подобные несущественные изменения редко привлекают внимание. В целях безопасности лучше следовать рекомендациям производителей и использовать шины допустимых диаметров.
- Ширина и грузоподъемность
Для увеличения пятна контакта, повышения устойчивости и обеспечения более быстрого разгона и торможения отлично подойдут широкие шины. Благодаря узким шинам можно добиться большей стабильности при прохождении асфальтовой колеи. От высоты профиля напрямую зависит прочность шины. При меньшей высоте профиля повышается опасность повредить боковину.
Шины для легковых машин и кроссоверов могут иметь одну размерность. Для маркировки последних зачастую используют аббревиатуру SUV. Маркировку XL применяют для обозначения шин повышенной грузоподъемности. Они тяжелее, отличаются большей плотностью и износоустойчивостью.
При эксплуатации шин моделей SUV или XL на седане или хетчбеке можно добиться необходимого запаса прочности при частом прохождении некачественных дорог. А вот если вы выбираете летние шины для кроссовера, который перемещается только по хорошим дорогам, в целях экономии можно остановиться на легковых вариантах. Необходимо подбирать шины таким образом, чтобы максимальная масса, действующая на ось, была меньше, чем сумма величин допустимых нагрузок на пару шин. Данные о нагрузке по осям содержатся в той же табличке, что и VIN-номер, которую размещают под капотом или в дверном проеме.
- Нагрузка и скорость
Индекс скорости показывает предельную разрешенную скорость движения автомобиля с полной загрузкой. Индексом нагрузки обозначают максимальную нагрузку на одно колесо при движении с предельной скоростью. На этих характеристиках основываются компании-производители при определении конструкции шины – расчете значений толщины и прочности ее каркаса, прочности слоя стали под протектором, необходимости усиления боковины и посадочной зоны на диск.
Зачастую автовладельцы останавливают свой выбор на шинах, имеющих пониженные индексы скорости и нагрузки вследствие их меньшей стоимости. Однако важно понимать, что при снижении этих показателей шины могут быть перегружены, что может привести к их повреждению от самых маленьких камней или выбоин на автодорогах.
Как правильно выбирать летние шины? Значения индексов нагрузки и скорости должны быть выше возможностей транспортного средства. Но не следует стремиться к слишком большому запасу по данным характеристикам, ведь тогда покрышка будет отличаться жесткостью и большим весом, а это приводит к снижению комфорта и увеличению количества расходуемого топлива.
- Рисунок протектора
Легковые автомобили могут иметь рисунок протектора одного из трех типов – симметричный, асимметричный или направленный.
Симметричный рисунок обычно имеют недорогие шины малых размеров. Они отличаются довольно высоким уровнем шума и средними сцепными свойствами. Преимущество таких шин заключается в возможности менять их местами на машине так, чтобы износ был равномерным. Кроме того, их можно переворачивать на диске второй стороной.
Для покрышек с направленным рисунком протектора характерно лучшее отведение воды из пятна контакта и более низкий уровень шума по сравнению с первым типом. Наименьшим уровнем шума и наилучшей управляемостью обладают шины, имеющие асимметричный рисунок. Они отличаются наибольшей эффективностью всех зон протектора при любом режиме движения.
Водители редко выбирают летние шины на авто с направленным рисунком протектора. Это обусловлено тем, что не все дороги нашей страны отличаются высоким качеством и есть большая вероятность повреждения одного или разом двух колес. Для большей безопасности покрышку после ремонта следует устанавливать на заднюю ось. Причем если шины с направленным рисунком протектора допускается ставить только на определенный борт автомобиля, то с ненаправленным или асимметричным их можно устанавливать куда угодно.
- Цена и качество
Выделяют 3 группы шин в зависимости от соотношения «цена – качество». К первой группе относятся брендовые, ко второй – более простые, произведенные крупными компаниями и имеющие более низкую цену, к третьей – продукция молодых компаний-производителей.
Брендовые шины производятся крупнейшими и известными производителями, такими как Continental. Следующая группа – зачастую продукция суббрендов, компаний, которые ранее занимались самостоятельным производством, а после ставших частью известнейших фирм. Например, марка Gislaved в настоящее время принадлежит Continental. Третью группу составляют покрышки отечественного и китайского производства, которые постепенно приближаются по качественным характеристикам к суббрендовым.
При понимании бюджета будет проще определиться, среди продукции какой фирмы вы будете выбирать летние шины. Лучше отдать предпочтение суббрендам крупнейших компаний, ведь они производят шины, доступные по цене и имеющие схожие с брендовыми параметры.
Разновидности летних шин по конструкции
Явного разделения летних шин на несколько типов нет – в этом их отличие от зимних. Они не характеризуются принципиально разными параметрами, различия лишь в особенностях конструкции. Однако эти особенности (иногда условно) определяют назначение покрышки, ее достоинства и недостатки. Таким образом, выделяют несколько разновидностей шин.
- Спортивные
Эта группа шин производится для высокоскоростной и динамичной езды. Можно выбрать такие летние шины не только для легковых автомобилей с максимальной комплектацией или спортивных моделей, но и для массивных кроссоверов с большим объемом двигателя. Спортивные шины имеют жесткий протектор и заниженный профиль боковины.
Это обеспечивает им лучшее сцепление с сухим дорожным покрытием, быстрые реакции и меньший тормозной путь. Но шины такого типа менее комфортны и обладают плохим сцеплением с мокрым или грязным асфальтом. Они не предназначены для движения даже по легкому бездорожью. Также они отличаются более высокой ценой, чем другие типы покрышек.
- Дождевые
Производство таких шин основано на уменьшении сцепления на сухом покрытии с целью улучшить данную характеристику для мокрого асфальта. Отличаются более мягким протектором, нежели спортивные, и большим количеством канавок, предназначенных для отведения воды. Автомобиль с шинами такого типа лучше удерживается на дороге в условиях дождя, имеет меньший тормозной путь и лучшее сопротивление аквапланированию. Такие покрышки обеспечивают нормальную езду и по сухому покрытию, однако подвергаются более быстрому износу.
- Комфортные
К решению, какие летние шины лучше выбрать для комфортной езды с мягким ходом и низким уровнем шума, следует подходить с учетом важной особенности. Такие шины могут обеспечить нормальную езду в условиях дождя, а вот при движении по сухому покрытию транспортное средство может плохо слушаться руля и замедлять ход. Для комфортных шин характерен быстрый износ, возрастают риски повреждения при движении по плохим дорогам. Это обусловлено более мягкой резиной и боковинами меньшей толщины.
- Усиленные
Следует выбирать такие летние шины на авто при частой езде с повышенными нагрузками и (или) по некачественным дорогам. Эти покрышки отличаются усиленным каркасом, их боковины имеют большее количество слоев корда. Они обеспечивают хорошую выносливость, однако уступают в комфорте – движение автомобиля будет более жестким и шумным. Кроме того, из-за значительного веса таких шин будет снижаться скорость езды, а расход топлива – повышаться.
- Внедорожные
Автовладельцы выбирают такие летние шины для кроссовера или внедорожника. Они максимально эффективны в условиях бездорожья, так как увеличивают проходимость транспортного средства.
Однако эти покрышки не подходят для езды по асфальтовой дороге – в этом случае для них характерен быстрый износ, высокий уровень шума и повышенный расход топлива вследствие увеличенного сопротивления качению. Наблюдается плохое сцепление с твердым покрытием, автомобиль будет хуже слушаться руля и замедлять ход.
- Экономичные (экологичные)
Ключевая особенность заключается в пониженном сопротивлении качению. За счет этого возможна экономия топлива и повышение экологичности транспортного средства. По этой причине компании-производители устанавливают эти шины на электро- и гибридные автомобили. С целью снижения сопротивления и повышения износостойкости для их изготовления используется резина повышенной жесткости. Однако это приводит к снижению сцепления с покрытием и уровня комфорта.
- Универсальные
Чаще всего автовладельцы выбирают летние шины на авто именно этой разновидности. Производители ищут компромиссный подход к их изготовлению с учетом всех необходимых требований к покрышкам: нормальная работа на сухой и мокрой дороге, в условиях легкого бездорожья, невысокий уровень шума и средний срок эксплуатации. Существуют даже универсальные всесезонные покрышки, выступающие в качестве альтернативы зимним.
Характеристики шин универсального типа ниже, чем специализированных. Но они могут подойти для автомобилей невысокой мощности при езде по дорогам в различных условиях. Также их стоимость, как правило, является наиболее приемлемой.
Определение типа покрышки
К сожалению, производители не указывают тип летних покрышек на их боковинах. В преимуществах и недостатках определенной модели разбираться нужно непосредственно автовладельцу.
Можно попробовать выяснить необходимую информацию у продавца-консультанта в магазине, но, как правило, они плохо разбираются в нюансах, особенно если продажа покрышек не является их специализацией. Также они могут ориентироваться на план продаж или иметь личную заинтересованность. Иными словами, обращаться за помощью следует только к продавцу, вызывающему у вас абсолютное доверие.
В случае его отсутствия следует заблаговременно выяснить, какого производителя лучше выбрать при покупке шин – как летних, так и зимних. Нужно разобраться в описании и параметрах предложенных моделей и ознакомиться с информацией на специализированных сайтах.
Опытный автомобилист может многое понять по внешнему виду покрышки. Спортивные шины имеют протектор, поделенный на довольно большие блоки узкими канавками. Это снижает податливость шины при боковой нагрузке и обеспечивает транспортному средству лучшую управляемость при поворотах. Также в названиях моделей шин могу присутствовать маркировки Sport или HP (High Performance).
Протектор дождевых покрышек отличается глубокими продольными канавками, которые дополняют поперечные или диагональные, формируя похожий на «елочку» рисунок – это способствует лучшему отводу воды из пятна контакта. Часто такие шины являются направленными, при этом на боковины наносятся значки, информирующие о предпочтительном направлении вращения для лучшей работы.
Для внедорожных шин характерны большие «шашки» протектора, которые разделяют широкие канавки, продолжающиеся на части боковин.
Универсальные покрышки не имеют ярко выраженного разделения протектора, особенно если речь идет о моделях для кроссовера. Но рисунок часто представлен продольными и поперечными канавками с различной шириной.
Внешний вид и рисунок протектора усиленных покрышках схожи с обычными. Но на их боковинах присутствуют буквы XL, а индекс нагрузки усиленных моделей шин выше, чем у обычных такого же размера.
А вот определить, какие из моделей шин являются комфортными и экономичными, довольно трудно. Для того чтобы они обладали названными параметрами, используются специальные смеси резины, разрабатывается особая внутренняя конструкция шин. Опознать их можно по наименованиям: крупнейший производитель Michelin обозначает экономичные шины словом Energy, а Goodyear – словом Efficient.
С 2012 г. шинные производители обязаны оснащать новые покрышки специальными стикерами с информацией о показателях шума и топливной экономичности. Последняя отражена в виде диаграммы со значениями от A до G, при этом A означает минимальное сопротивление качению.
Значения внешнего шума, который производится покрышками, указываются в децибелах. Но визуально удобнее оценивать этот параметр по «динамику» на стикере – чем меньше на нем полос, тем меньшим уровнем шума характеризуется шина.
Лучшие производители летней резины, по мнению автовладельцев
При изучении вопроса, какие выбрать летние шины, нужно ознакомиться с отзывами других автовладельцев.
- И ни одной грыжи!
- Доволен обоими вариантами.
- Буду покупать ту же резину.
- Три фирмы на выбор.
- Главное правильно выбрать протектор.
- За год грыж нет.
- Держат уверенно.
«Резина Yokohama меня устраивает полностью. Раньше покупал "С", а сейчас "А". Особо не отличаются друг от друга. На Yokohama С несколько раз попадал в нормальные ямы – обошлось без грыж. В целом, рекомендую Yokohama».
«"Мишлен" и "Брижд" – отличные шины, каждые по-своему. На "мишках" ездить более комфортно, они тише и мягче, но их несложно пробить, а вот с ремонтом могут возникнуть трудности. "Бридж" дает более жесткую и шумную езду, зато рулить проще, их почти нереально убить. Пробовал оба варианта, и в обоих случаях все устроило».
«3 сезона ездил на "Кумхо" – всем доволен. В любую погоду держат направление, вроде, не было аквапланирования. Может, и еще на сезон-два хватило бы, задние были прям как новые, но влетел в яму, и одно колесо лопнуло, сейчас езжу на залатанном. Выбираю снова из "Кумхо"».
«Тестировал во время дождя "Пирелли" и "Континенталь" – боковая цепляемость при поворотах хорошая. На сухой дороге все популярные бренды примерно одинаковы. "Екогама" отличается жестким бортиком – хорошо, если ездить по нашим дорогам на низкопрофильной резине, помогает держать дорогу почти так же, как обе выше. В общем, выбирать можно у любой из перечисленных фирм».
«На всех машинах у меня стоит Mishelin sport – и зимняя, и летняя. Высокий уровень комфорта, управляемости и аквапланирования. Главное верно протектор выбрать. Не такие износостойкие, как "Бридж", но мягче и комфортнее них. Это важный плюс».
«Год откатался на Tigar Ulta High Perfomance – все супер, мягкие, тихие, хорошо управляемые, грыж не словил, тьфу-тьфу-тьфу… Раньше ездил на "Бриджах" – показались шумными и жесткими в сравнении с "Тигаром"».
«Докатываю сейчас Pirelli cinturato p1, собираюсь покупать такую же. Четко держат на сухой и мокрой дороге, экономичны, действительно крепкие (на полностью загруженном авто пережили поездки по дорогам на Улаган, Куюс, Телецкое в республике Алтай), довольно износостойкие – около 60 тысяч накатал».
Подводя итоги, расскажем, когда следует начинать поиск практичных летних шин и какие лучше выбирать. Решение должно быть обдуманным. Большинство автовладельцев приобретают новую резину по окончании сезона с целью использовать их в следующем году. Это позволяет сэкономить финансы, однако осенние предложения магазинов – лишь остатки со складов, которые не были проданы в летний период. Также зимой новые шины, вероятнее всего, будут лежать в гараже или на балконе, что может привести к ухудшению их характеристик даже при правильных условиях хранения.
Приобретение новых летних шин рационально запланировать на начало весны. В первую очередь вы сможете выбирать из свежих моделей, изготовленных к началу сезона. Как правило, дата производства указывается производителем на боковине покрышки. Также весной рынок богат разнообразными предложениями. Компании-изготовители готовят к начинающемуся сезону обновленные модели летних шин, а торговые фирмы занимаются пополнением складов и расширением ассортимента.
Однако лучше не затягивать процесс выбора и приобретения покрышек, ведь так возрастает вероятность переплаты. Владельцам магазинов свойственно повышать цены при увеличении спроса на продукцию, когда наступает пора переобувать автомобили.