Кованые или литые диски: как выбирать правильно
Чем отличаются? Кованые и литые диски изготавливают из одного и того же сплава, но технология производства отличается. В первом случае речь идет о горячей штамповке, обеспечивающей большую прочность и меньший вес изделий. Во втором – о литье расплава в формы: такие диски тяжелее, но более вязкие и не передают ударные нагрузки на подвеску автомобиля.
Что выбрать? При выборе не стоит исходить из личных предпочтений и мифических свойств дисков. Важно понимать, что и для чего вы устанавливаете, какая у вас манера вождения, по каким дорогам будете передвигаться.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какой сплав используется в производстве кованых и литых дисков
- Технология изготовления кованых и литых дисков
- На что влияет вес кованых и литых дисков
- Как визуально отличить кованые диски от литых
- Преимущества и недостатки литых дисков
- Преимущества и недостатки кованых дисков
- Часто задаваемые вопросы о кованых и литых дисках
Какой сплав используется в производстве кованых и литых дисков
И кованые, и литые диски производятся по похожей технологии из сплава следующих металлов:
- алюминий;
- магний;
- медь, доля данного металла в сплаве всего 3-7%.
Поэтому структура изделий почти идентична. Однако необходимо понимать, что в зависимости от бренда, кованые или литые диски производятся по особому методу, формула сплава также отличается. Узнать нюансы технологии невозможно, так как они представляют собой коммерческую тайну. Далее рассмотрим, какие диски лучше и на какие критерии стоит обращать внимание при их выборе.
На первом этапе производства готовится металлический сплав по стандартной технологии плавления. Компоненты соединяют в больших емкостях. Эта стадия одинакова на всех производствах. Затем из жидкого сплава производят кованые либо литые диски – вот тут уже технологические операции будут различаться.
Технология изготовления кованых и литых дисков
Литые диски
Первое, что необходимо сделать, – удалить из сплава шлаки. Далее жидкий металлический сплав заливают в подготовленные формы, определяющие форму диска.
После остывания сплава заготовку достают из формы, затем она проходит обточку на специальном станке. Данная процедура необходима, чтобы диск получил нужные технические параметры и эстетичный внешний вид.
Поскольку технология изготовления предполагает заливку металл в подготовленные формы, то это и определяет название дисков – литые. Конечно, это описание технологии производства очень схематичное, на современных заводах применяют новейшие наработки для изготовления продукции.
Кованые диски
Рассмотрим, чем отличаются кованые диски от литых. Заготовку нагревают до температуры 400-700 градусов Цельсия, чтобы сплав стал пластичным. После этого металл впрессовывают в подготовленную форму. В результате получается поковка. В зависимости от вида кованые диски термически обрабатывают либо пропускают данный этап, все зависит от состава металлического сплава.
Нередко диски как с термообработкой, так и без нее, произведенные из разных сплавов, практически не отличаются по своим параметрам.
При термической обработке изделие закаляют, затем заготовка проходит через такую процедуру, как искусственное старение. Затем поковку механически обрабатывают, окрашивают.
При изготовлении по такой технологии изделия получаются такими же прочными, как сталь, а пластичность у них ниже всего на 20-30%.
Кованые диски производятся из алюминиевых и магниевых сплавов.
На что влияет вес кованых и литых дисков
В первую очередь автовладельцу следует понимать, какой диск легче, кованый или литой, поскольку это влияет на ходовые качества машины.
Для начала немного терминологии. Неподрессоренная масса — термин, используемый при описании автомобилей с подвеской. Неподрессоренной называется общая масса колес и прочих элементов, прикрепленных к ним: диски, резина, тормоза.
Вес других деталей, которые подвеска удерживает над поверхностью земли, – это подрессоренная масса.
Ключевую роль играет то, как соотносятся между собой подрессоренная и неподрессоренная массы. Дело в том, что сила, с которой неподрессоренные элементы воздействуют на машину снизу вверх, компенсируется подрессоренной массой.
Если не соблюдается данное условие, машина потеряет сцепление с асфальтом, совершать маневры будет проблематично. От веса колес зависит не только управляемость авто, но также и скорость разгона.
Если колеса массивные, потребуется много энергии для разгона, набор скорости происходит медленно. Это же правило действует относительно торможения.
Чтобы автомобиль легко тормозил, быстро набирал скорость и оставался маневренным, многие автовладельцы покупают облеченные диски. Неподрессоренные и подрессоренные массы в машине соотносятся 1:15.
Но при возрастании подрессоренной массы (например, когда вы перевозите в машине тяжелый груз) автомобиль будет разгоняться медленно. Напротив, снизив неподрессоренную массу, вы сможете добиться повышения динамики и наилучшей плавности хода. С этой целью многие автовладельцы снижают вес колес. Если уменьшить вес каждого колеса на 1000 г, можно добиться такого же эффекта, как при снижении веса в салоне авто на 40 кг.
Представим следующую ситуацию: вы установили облеченные диски, снизив вес каждого изделия на 4 кг (всего 16 кг), это значит, что автомобиль будет передвигаться так же плавно, словно в нем сидят 4 человека, при этом динамика не снизится.
К примеру, оригинальный литой диск размером 20 дюймов от Range Rover имеет вес 25 кг, при этом кованый диск Rocksroad или SolomonAlsberg с максимальной статической нагрузкой для массивного авто весит 13 кг. Это значит, что каждое колесо будет облегчено на 12 кг, что соответствует снижению подрессоренной массы на 500 кг.
При этом основная масса кованого диска будет сконцентрирована в ступице, поэтому удастся снизить момент инерции. Исходя из этого, можно делать выводы для каждой ситуации, какие диски лучше: литые или кованые.
Как визуально отличить кованые диски от литых
Чтобы понять, как отличить кованые диски от литых внешне, необходимо изучить маркировку. На кованых изделиях будет надпись FORGED, на литых – CAST.
Штамп наносится при производстве дисков, когда металл еще горячий. Маркировка имеет тактильные отличия: надпись CAST выпуклая и объемная, FORGED – утопленная.
По стандартам, данное требование по нанесению маркировки носит необязательный характер, однако его придерживаются все производители.
Вес двух дисков одного размера будет отличаться: литые изделия тяжелее, чем кованые, на 20-30%.
Обратите внимание! Кованые диски отечественного производства практически не отличаются по весу от литых изделий, сделанных в других странах, несмотря на то что прочие параметры будут существенно разниться.
Как понять: кованые диски или литые?
Для этого осмотрите изделие, на кромках кованого диска могут быть следы обработки токарным станком, шлифовки поверхностей.
Между коваными дисками и литыми есть и другие отличия, к примеру обод. Если толщина обода 3 мм, это «ковка». У «литья» толщина 6 мм, вы ощутите разницу, потрогав изделие. Спицы кованых дисков более узкие по сравнению с литыми. За счет этой особенности конструкции вес кованых изделий на 3-4 кг меньше, чем у литых.
Когда у диска стандартные спицы, вероятнее всего, перед вами «ковка». Спицы у литых дисков выглядят более эстетично, имеют необычную форму. Дело в том, что «литье» просто обрабатывать на станках.
В России «ковка» производится на бывших оборонных заводах, переданных в частную собственность. Компании-изготовители реализуют продукцию по низкой стоимости, особенно если сравнивать с литыми дисками. При этом качество изделий высокое, форма лаконичная, поскольку на производстве используются станки ЧПУ старого образца.
Преимущества и недостатки литых дисков
Чтобы понять, что лучше – литые или кованые диски, необходимо знать плюсы и минусы изделий.
Достоинства литых дисков:
- Невысокая цена. Изделия имеют низкую стоимость, поскольку технология производства простая.
- Широкая товарная линейка. Литые диски имеют необычную форму, смотрятся эстетично, хромированные изделия устанавливаются на машины премиум-класса.
- Защищены от образования ржавчины. Алюминиевый сплав практически не окисляется, поэтому срок службы изделий увеличен.
Минусы «литья»:
- Практически невозможно отремонтировать. В результате механического воздействия литой диск расколется. Трещину проблематично устранить, поэтому при езде по плохим дорогам такие диски быстро портятся.
- Сложность замены. Поскольку разные модели отличаются визуально, если один диск сломается, будет проблематично заменить его.
- Температурная зависимость. Литые диски выходят из строя в сильные морозы. Под воздействием низких температур они становятся хрупкими.
Преимущества и недостатки кованых дисков
Зная разницу между литыми и коваными дисками, вы сможете подобрать подходящий для вашего авто вариант. Благодаря специальной технологии производства кованые изделия легкие, прочные, не хрупкие, их можно восстанавливать.
На механические воздействия они реагируют точно так же, как стальные штампованные диски: даже при деформации не разрушаются. Чтобы испортить такой диск, потребуется максимальное усилие.
Чтобы разобраться, в чем разница между коваными и литыми дисками, необходимо понимать, что прочность «ковки» при ударах – это, как ни странно, ее минус. На выбоинах при большой скорости движения такой диск не повредится, однако вся сила удара перейдет на ходовую часть машины, в результате подвеска быстро выйдет из строя.
Если вы проехали на большой скорости по яме, рекомендуется отправиться в автосервис, чтобы продиагностировать подвеску.
Кованый диск объединяет в себе эксплуатационные качества литого и стального изделий. Единственный минус – высокая стоимость, потратить крупную сумму на покупку таких дисков может не каждый автовладелец. Кроме того, кованые диски подходят в большей степени для авто с усиленной подвеской.
Часто задаваемые вопросы о кованых и литых дисках
Какое качество у кованых дисков, сделанных в России?
Отечественная «ковка» пользуется популярностью в других странах. К примеру, такие диски устанавливают на премиальные спортивные авто. Японские фирмы в течение длительного времени покупали российские диски на Ступинском металлургическом комбинате.
Сегодня заводы военно-промышленного комплекса производят кованые диски, удерживая стоимость продукции на минимальном уровне. К примеру, цена таких изделий ниже, чем у дисков европейского производства, в 10 раз, хотя качество российских колес находится на высоком уровне.
С какой периодичностью нужно осматривать колеса, чтобы обнаружить трещины, и как выходят из строя литые и кованые диски?
Осмотр дисков нужно производить при замене резины либо во время диагностики авто. Если диски литые, на них зачастую образуются трещины, сколы, в результате изделие деформируется либо совсем ломается. Кованые диски также трескаются, дефекты на них проявляются из-за неправильного распределения напряжения при их производстве.
Что выбрать: «литье» или «ковку»?
Чтобы сделать правильный выбор, необходимо ориентироваться на стоимость изделий, стиль езды, активность эксплуатации авто, а также безопасность.
Можно ли заменить литые диски на кованые, как это скажется на поведении авто?
Замена литых дисков на кованые и наоборот допустима, однако поведение авто изменится. Дело в том, что ковка тяжелее, чем литье, в результате повысится потребление горючего. Литые диски недостаточно прочные, быстрее выходят из строя.
Какие бренды дисков стоит выбирать?
Сегодня в продаже можно найти изделия под разными брендами. Наибольшую популярность среди автовладельцев завоевали следующие марки: BBS, OZ Racing, Advan, Rays Engineering. Надо отдавать предпочтение качественным и безопасным изделиям от проверенного бренда.
Как понять, какие размеры дисков подходят для машины?
При выборе подходящих колес необходимо учитывать модель и год производства авто, визуальные характеристики диска, эксплуатационные параметры. Также можно ориентироваться на рекомендации автопроизводителя.
Как правильно ухаживать за «ковкой» и «литьем»?
Чтобы очищать колеса, потребуется специальное средство и щетки, с их помощью вы сможете удалить загрязнения и налет. Кроме того, необходимо проверять давление в покрышках, тогда диски сохранятся в идеальном состоянии. Если диск повредится, необходимо восстановить его либо заменить.
Часть автовладельцев выбирают литые диски, другие предпочитают кованые. Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо знать плюсы и минусы данных изделий. Многие ошибочно полагают, что литье производят из алюминия, а ковку изготавливают по сложной технологии из другого металлического сплава, поэтому продукция получается прочной и долговечной. Однако на самом деле при производстве дисков применяется идентичный материал, отличия заключаются лишь в способе изготовления.
Кованые и литые диски обладают разными характеристиками, поэтому важно знать отличия между ними, чтобы совершить обдуманную покупку.