Контроль системы охлаждения двигателя: когда и что проверять
О чем речь? Контроль системы охлаждения двигателя – неотъемлемая часть проверки работоспособности, обслуживания и ремонта одного из основных узлов автомобиля. Он состоит из множества элементов, каждый из которых по той или иной причине может выйти из строя и повлиять на срок эксплуатации мотора.
Что контролировать? Есть несколько важных параметров, которые необходимо держать на постоянном контроле. Обязательно следить за уровнем и состоянием охлаждающей жидкости. Также следует проверять чистоту сот радиатора и работоспособность вентилятора.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Элементы системы охлаждения двигателя
В двигателях внутреннего сгорания современных машин наиболее широко распространены герметичные жидкостные системы, в которых охлаждающая жидкость (ОЖ) под давлением проходит по определенному циклу.
Эти системы состоят из рубашки охлаждения блока и головки цилиндров, радиатора, помпы для нагнетания ОЖ, вентилятора, термостата, патрубков, шлангов, датчика температуры и расширительного бачка. Также к системе охлаждения относят и радиатор печки.
Познакомимся поближе с главными элементами:
- Участки двигателя, подверженные повышению температуры, окружены полостью, по которой циркулирует охлаждающая жидкость. Эта полость получила название «рубашка», так как она словно надевается на двигатель. ОЖ внутри нее забирает тепло от мотора и передает его радиатору.
- Помпа (насос) охлаждающей жидкости отвечает за движение жидкости в системе охлаждения. В определенных моделях двигателей, например у мини-тракторов, иногда используется термосифонная система охлаждения с естественной циркуляцией жидкости без насоса. Насос, как правило, работает от собственного электродвигателя или благодаря ременной передаче от вала мотора автомобиля.
- Термостат служит для обеспечения работы двигателя при оптимальной температуре. Он переключает движение жидкости с малого на большой круг и наоборот в зависимости от того, нужно двигателю охлаждение или прогрев.
- Радиатор представляет собой набор пластинок, образующих своего рода соты и выполненных из материала с хорошей теплопроводностью (чаще всего алюминий или медь), который располагается в передней части машины и охлаждает циркулирующую в нем жидкость за счет встречного потока воздуха.
- Если автомобиль движется с низкой скоростью, например в пробке, или вовсе стоит, естественного потока воздуха для охлаждения радиатора недостаточно и температура начинает расти. Тут на помощь приходит вентилятор, нагнетающий воздух для эффективного охлаждения. Вентилятор приводится в работу при помощи электродвигателя, хотя в старых моделях машин для этого использовалась ременная передача от вала мотора автомобиля.
- Для регулирования уровня ОЖ в зависимости от температуры необходим расширительный бачок. Как известно, при повышении температуры жидкость расширяется, отсюда и пошло название. В бачке содержится определенный запас ОЖ, а сам он сообщается с атмосферой через клапан, поддерживающий при заведенном авто избыточное давление жидкости. Благодаря этому двигатель безопасно работает при более высокой температуре без риска закипания охлаждающей жидкости.
В машинах старого образца расширительных баков зачастую не было, для обеспечения запаса жидкости использовался верхний бачок самого радиатора. Но это было возможно для канувших в лету охлаждающих жидкостей, современные антифризы изготавливают на основе этиленгликоля, их нагревание ведет к значительному расширению, поэтому применение расширительных бачков безальтернативно.
Базовый контроль системы охлаждения двигателя
В нашем быстром и динамичном образе жизни мы не всегда находим время заботиться о наших «железных друзьях». Автомобили позволяют нам оперативно решать множество задач и порой даже выручают в сложных ситуациях. Почему бы не проявить заботу и к ним, прислушавшись к возможным проблемам? Чтобы предотвратить неприятности при эксплуатации машины, необходим регулярный контроль системы охлаждения двигателя, диагностика и обслуживание ее основных компонентов.
1. Уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) или антифриза
Низкий уровень охлаждающей жидкости в автомобиле может привести к большим проблемам вплоть до капитального ремонта двигателя. Важно регулярно проверять уровень ОЖ в системе автомобиля и поддерживать его между отметками MIN и MAX на расширительном бачке.
При доливке антифриза необходимо выбирать соответствующий тип и следовать рекомендациям производителя.
Если неизвестно, какой антифриз залит в систему и при этом требуется добавить более 30 % объема охлаждающей жидкости, безопаснее и надежнее будет полностью заменить антифриз, следуя инструкциям автопроизводителя. Если долить требуется совсем немного (не более 200 мл), можно применить дистиллированную воду.
Если же вы в курсе, какой антифриз был использован, подбирайте аналогичный или похожий с допуском от производителя, главное не смешивать разные типы, ориентируясь только на цвет, это чревато серьезными проблемами в работе системы охлаждения.
Помните, что доливать ОЖ можно только на заглушенном автомобиле, иначе есть риск получить термический ожог горячими парами антифриза. Замену же и вовсе лучше делать после того, как жидкость остынет.
2. Очистка радиаторов
В мероприятия по контролю системы охлаждения двигателя входит также регулярная ревизия состояния ячеек радиатора. Именно они являются важнейшим элементом снижения температуры ОЖ, а следовательно, и охлаждения двигателя. При длительной эксплуатации, особенно в холодное время года, ячейки радиатора забиваются отложениями реагентов и грязью.
Наружная очистка радиатора (не путайте с внутренней промывкой) редко предлагается на автомойках, но именно с нее следует начать подготовку системы к лету. Ведь при смене сезона о нашей одежде мы заботимся самостоятельно, вот и тут нужно проявить инициативу лично.
Мойки высокого давления в неопытных руках могут привести к повреждению сот радиатора и необходимости его замены, что влетит в копеечку. Лучше обратиться в профессиональные сервисы, где вам предложат эффективные, но при этом безопасные методы очистки радиатора.
3. Вентилятор охлаждения
Следующим пунктом нашей диагностической профилактической программы будет проверка работы вентилятора. Он необходим для дополнительного нагнетания воздуха, когда скорость движения недостаточна для охлаждения радиатора естественным путем.
Вентилятор обеспечивает радиатору дополнительный поток воздуха, охлаждая жидкость. Слишком частое (или редкое) включение вентилятора (либо вообще отсутствие признаков жизни), скорее всего, связано с поломкой датчика температуры, измеряющего температуру ОЖ и подающего вентилятору сигнал о необходимости начала работы. Помните, что от поддержания правильной температуры антифриза зависит продолжительность работы двигателя, перегрев значительно сокращает срок его службы.
Если возникли проблемы в работе вентилятора, рекомендуется обратиться в специализированный сервис!
С рассмотрением самых простых деталей закончили, переходим к более сложным.
4. Термостат системы охлаждения
Термостат – ключевой элемент, обеспечивающий контроль системы охлаждения двигателя. Он регулирует циркуляцию ОЖ в двигателе автомобиля подобно тому, как клапаны сердца регулируют кровоток в сердечно-сосудистой системе.
При необходимости охладить ОЖ термостат открывает большой круг, направляя жидкость в радиатор, где ее температура понижается. В случае же падения температуры ниже рабочей термостат направляет ОЖ по малому кругу, исключая радиатор, для ее нагрева.
О неисправности термостата вам расскажет быстрый перегрев охлаждающей жидкости и отсутствие работы вентилятора. Это симптомы того, что ОЖ постоянно циркулирует по малому кругу. В любом автомобиле отследить температуру антифриза можно по специальным указателям на панели приборов.
Если вы обнаружили проблемы с термостатом, рекомендуем обратиться в сервисный центр.
Теперь перейдем к последнему шагу проверки системы охлаждения. Здесь нас ожидает самый дорогой элемент – помпа (насос) ОЖ.
5. Насос охлаждающей жидкости (помпа)
По аналогии с человеческим организмом, насос выполняет функции сердца, обеспечивает движение жидкости в системе охлаждения двигателя.
Чтобы проверить его работоспособность, выполните следующие действия:
- Дайте автомобилю поработать до достижения рабочей температуры.
- Потрогайте патрубок, ведущий от радиатора к двигателю (используйте перчатки или будьте максимально аккуратны, чтобы не обжечься). Если насос исправен, вы почувствуете постоянное давление.
Мы рассмотрели основные компоненты системы охлаждения и возможные неполадки в их работе. Своевременная диагностика, не требующая затрат, так как вы в состоянии провести ее своими силами, поможет обнаружить возможные проблемы в зачатке и не допустить их усугубления.
Но помните, что самостоятельно следует осуществлять лишь контроль системы охлаждения двигателя. Если вы обнаружили неисправности, для их устранения лучше обратиться в специализированные сервисные центры.
Контроль попадания выхлопных газов в систему охлаждения двигателя
Пробой прокладки головки блока цилиндров часто приводит к попаданию выхлопных газов в систему охлаждения. Симптомы могут отличаться, но в целом они делают ситуацию похожей на завоздушивание системы, а именно:
- Наличие явного бурления в расширительном бачке и/или радиаторе, которое можно проверить, сняв крышку с одного из устройств.
- Салонный отопитель плохо нагревается. В летний период кондиционер может работать неэффективно из-за того, что система функционирует как на обогрев, так и на охлаждение, хотя обычно и через разные радиаторы.
- Температура радиатора неравномерна. В разных частях он горячий или холодный, причем бессистемно, может быть снизу или сверху.
Для определения наличия газов в системе охлаждения двигателя можно использовать тот же способ, который применяется для проверки целостности прокладки ГБЦ, — с помощью воздушного шарика или презерватива. Процедура проверки осуществляется так:
- В зависимости от расположения парового и атмосферного клапанов снимите крышку с расширительного бачка или радиатора.
- Вместо снятой крышки наденьте резиновый шарик.
- Заведите автомобиль, дав поработать на холостых оборотах, а потом поднимите обороты до 3-5 тысяч в минуту.
- Надувание шарика в результате перечисленных действий будет сигнализировать о пробое прокладки ГБЦ.
Если в системе охлаждения есть воздушные или газовые пробки, максимум куда в такой ситуации стоит ехать – до ближайшего сервисного центра. Длительная эксплуатация автомобиля с такой неисправностью грозит сильным перегревом элементов двигателя, что в перспективе приведет к его капиталке или замене.
Контроль попадания выхлопных газов в систему охлаждения двигателя
1. Проверка крышки расширительного бачка
Клапаны в крышке расширительного бачка отвечают за поддержание необходимого давления в системе. Такая мелочь, как неисправность крышки, способна вызвать множество других проблем.
Если выпускной клапан поврежден, давление может возрасти, что приведет к утечке антифриза. Кроме того, есть риск перегрева двигателя, вздутия расширительного бачка и разрыва шлангов.
Если впускной клапан неисправен, воздух попадает в систему охлаждения, вызывая завоздушивание и плохую работу салонного отопителя. Кроме того, система не может набрать нужное давление, что приводит к работе двигателя при температуре ниже рабочей.
Для решения проблемы необходимо снять крышку (двигатель должен предварительно остыть), промыть ее водой или заменить на новую либо точно исправную и еще раз проверить работу системы охлаждения. Если проблемы ушли, причины были именно в крышке бачка.
2. Проверка шлангов и иных элементов системы охлаждения
Согласно регламентам ТО, шланги и другие компоненты проверяются спустя каждые 15 000 километров пробега или одновременно с заменой моторного масла.
Контроль системы охлаждения двигателя в этой части заключается в визуальном осмотре на предмет утечек охлаждающей жидкости, истираний и деформаций. Плотность соединения шлангов проверяется рукой. Если видны подтеки ОЖ, следует проверить место утечки и на холодном, и на горячем двигателе, чтобы понять характер проблемы (она может быть периодической в зависимости от температуры).
Обратите особое внимание на трубку подачи охлаждающей жидкости, которая подключена к помпе. Место их соединения уплотнено резиновым кольцом, через которое может протекать охлаждающая жидкость и испаряться от высокой температуры двигателя.
3. Проверка наличия воздуха в системе охлаждения
Если в системе охлаждения образуются воздушные пробки, двигатель будет сильно нагреваться, а вентилятор может не включаться или работать неэффективно. Чтобы устранить пробки, на остывшем двигателе снимите пробку с расширительного бачка и дайте мотору поработать около пяти минут. Затем верните крышку бачка на место. Если потребуется, повторите процесс несколько раз. Также следует отвернуть колпачок воздухоотводчика и выпустить из него воздух.
Контроль попадания выхлопных газов в систему охлаждения двигателя
В каких случаях необходим особый контроль системы охлаждения двигателя?
Есть определенные симптомы, указывающие на возможные проблемы с системой охлаждения двигателя. Они включают:
- обильное количество белого дыма из выхлопной трубы при работе двигателя;
- некорректный температурный режим салонного отопителя и кондиционера (слишком холодный или, наоборот, горячий воздух, не соответствующий выставленным настройкам);
- перегрев двигателя, наиболее ярко проявляющийся под нагрузкой;
- обнаружение ошибок после активации лампочки Check Engine при диагностике ЭБУ сканером;
- ухудшение динамики движения, недостаточная мощность без видимых на то причин;
- закипание охлаждающей жидкости.
Наличие хотя бы одного из этих признаков говорит о необходимости диагностики системы охлаждения двигателя.
Как контролировать состояние ОЖ в системе охлаждения двигателя?
Первым делом следует регулярно проверять уровень и состояние антифриза. Уровень можно определить по отметкам MIN и MAX на расширительном бачке. Слишком большой или слишком низкий уровень ОЖ несет одинаковый риск возникновения негативных последствий для здоровья «сердца» вашего автомобиля. Однако любая жидкость со временем может испаряться, в этом случае ее уровень следует восполнять.
Не менее важно и состояние охлаждающей жидкости. В идеале она должна быть прозрачной и чистой. Наличие в антифризе посторонних примесей или механических частиц грязи значительно ухудшает теплопроводность, в том числе снижается температура кипения. Обратите внимание на масляную пленку на поверхности жидкости в расширительном бачке. Если она есть, замените жидкость и проверьте систему на предмет утечки масла в антифриз.
Последнее, на что нужно обратить внимание, — это запах. Новый антифриз неуловимо отдает чем-то сладким. Изменение этого довольно приятного аромата на запах гари сигнализирует о том, что ОЖ лучше незамедлительно заменить.
Зачем проверять наличие трансмиссионного масла в расширительном бачке?
В автомобилях с автоматической коробкой передач, где масляный теплообменник интегрирован в радиатор охлаждения, появление трансмиссионного масла в расширительном бачке указывает на повреждение масляного радиатора. Это требует немедленной замены основного радиатора охлаждения, иначе возникнут серьезные проблемы с коробкой передач.
Важно помнить, что профилактические меры не отнимут у вас много сил и ресурсов, а исправная система охлаждения повышает срок службы мотора машины. Лучше своевременно проводить контроль системы охлаждения двигателя, что займет немного времени, зато не придется тратить впоследствии кучу денег на ремонт автомобиля.