Характеристики масел для двигателя: разбираемся с требованиями и маркировкой
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Требования к моторным маслам
- 3 основных типа моторных масел
- Характеристики и стандарты масел для двигателя
- Рекомендации по выбору моторного масла
- Что автолюбители говорят о характеристиках масел для двигателя
Характеристики масел для двигателя имеют ключевое значение при выборе, ведь использование смазочного материала, который не подходит двигателю, – прямой путь к проблемам и скорому капремонту. Не будет большим преувеличением сказать, что важна каждая цифра и буква в описании моторного масла.
Сам производитель отходит уже на второй план. Конечно, разница в цене обусловлена не только раскрученностью бренда, но и объективными отличиями в качестве, однако если конкретное масло находится в допуске, то оно соответствует тем параметрам, которые заложил производитель авто. В нашей статье мы расскажем, какие бывают характеристики масла и как выбрать нужное.
Требования к моторным маслам
Масла необходимы для того, чтобы смазывать внутренние поверхности роторных, а также поршневых ДВС. Состоят смазочные материалы из базовых масел, в которые добавлены присадки, охлаждающие трущиеся во время работы двигателя элементы.
Когда масло находится внутри мотора, а также на поверхностях деталей, оно подвергается механическому, термическому и химическому воздействию. В результате свойства смазки меняются, уменьшается ее эксплуатационный срок.
Важно учитывать не только характеристики масел для двигателя при подборе подходящего смазочного материала, но и конструктивные особенности ДВС, а также эксплуатационные условия.
На какие технические характеристики масла для двигателя обратить внимание при покупке:
- Повышенные моющие, стабилизирующие, а также диспергирующие характеристики. Только такое масло способно устранить загрязнения с элементов мотора.
- Высокая термическая и термоокислительная способность, чтобы смазка охлаждала поршень, а также поршневые кольца, поскольку происходит сильный нагрев этих деталей.
- Масло должно препятствовать изнашиванию элементов ДВС, устраняя пагубное воздействие кислот.
- Важно, чтобы смазка защищала двигатель от образования коррозии во время езды на автомобиле либо при простоях в течение долгого времени.
- Масло должно способствовать легкому пуску даже непрогретого ДВС, при этом необходимо, чтобы смазка прокачивалась в моторе, обволакивала элементы двигателя в экстремальных условиях.
- Необходимо, чтобы смазка была совместима с материалом, из которого изготовлены уплотнительные элементы выхлопной системы.
- Масло не должно вспениваться в разогретом либо холодном состоянии.
- У смазки должен быть небольшой расход на угар, а также низкая летучесть.
3 основных типа моторных масел
Все смазочные составы для ДВС подразделяются на 3 вида:
- минеральные;
- синтетические;
- полусинтетические.
Смазка на минеральной основе производится из нефти, которая проходит через процесс рафинирования, а также дистилляции.
Масла данного вида могут быть парафиновые и нефтяные. Различия между ними заключаются в строении углеводородов в составе. Профессионалы советуют выбирать парафиновые смазки, так как они обладают оптимальными температурными параметрами и вязкостью. Однако масла на минеральной основе используются нечасто, так как содержат в себе множество присадок. В результате их смазывающие свойства утрачиваются спустя короткий временной промежуток. Многие автомобилисты применяют такие масла для мягкой промывки ДВС. Кроме того, «минералка» подходит для автомобилей, выпущенных в 1990 г. и ранее.
Смазки на синтетической основе производятся по технологии синтеза химических соединений. Благодаря такому подходу масло приобретает требуемые свойства. Наиболее значимые характеристики таких масел для двигателя — предельная термическая и химическая стабильность. Поэтому, если в мотор залита «синтетика», он будет надежно защищен.
Какими достоинствами обладает синтетическая смазка, если сравнить ее с минеральной:
- За счет того, что масло текучее, уменьшается трение. В результате автомобиль потребляет меньше горючего, мощность ДВС увеличивается.
- Благодаря высокой температуре испарения синтетическое масло сохраняет свои характеристики даже после перегрева.
- «Синтетика» обладает низкой температурой прокачивания, поэтому мотор будет функционировать без перегрузок даже в морозы.
- Такая смазка химически стабильна в течение всего срока использования.
Однако у синтетических масел есть один недостаток — они достаточно дорогие.
Оптимальным соотношением «цена – качество» обладает полусинтетическая смазка. Именно такое масло предпочитает большинство автомобилистов. Производится «полусинтетика» следующим образом: смешивается синтетическая основа и высококачественное минеральное масло. В результате стоимость полусинтетических смазок получается бюджетная, при этом характеристики таких масел для двигателя лучше, чем у «минералки».
Характеристики и стандарты масел для двигателя
Масла для ДВС обладают двумя основными характеристиками, по которым они классифицируются. Прежде всего, это тип мотора: дизельный, бензиновый старого образца либо новый турбодизель. Также учитываются вязкостно-температурные параметры. Смазки могут быть изготовлены на разной основе, однако классификация их происходит по единым стандартам: SAE и API, которые являются наиболее популярными во всем мире.
Классификация по вязкостно-температурным параметрам происходит по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers). Зная этот показатель, автомобилист поймет, густое это масло либо жидкое.
В продаже чаще всего встречаются универсальные смазочные составы, которые можно использовать как летом, так и зимой.
Обозначение их класса SAE выглядит следующим образом: две цифры через дефис, в промежутке ставится буква. К примеру, 10W-40. Буквенное значение указывает на то, что смазку можно использовать в холодное время года. Цифра перед W означает показатель низкотемпературной вязкости. То есть указывает на минимальную температуру, на которую рассчитано масло. Вторая цифра – высокотемпературная вязкость, она показывает, какую максимальную температуру способна выдержать смазка. Но в случае, если масло предназначено для лета, его маркировка будет SAE 30.
Параметры низкотемпературной вязкости могут иметь следующий вид:
- 0W – температурный диапазон использования смазки -35… -30 °С;
- 5W – температурный диапазон использования смазки -30… -25 °С;
- 10W – температурный диапазон использования смазки -25… -20 °С;
- 15W – температурный диапазон использования смазки -20… -15 °С;
- 20W – температурный диапазон использования смазки -15…-10 °С.
Параметры высокотемпературной вязкости:
- 30 — температурный диапазон использования смазки +20… +25 °С;
- 40 – температурный диапазон использования смазки +35… +40 °С;
- 50 – температурный диапазон использования смазки +45… +50 °С;
- 60 – температурный диапазон использования смазки +50 °С и выше.
Обратите внимание на маркировку: если число маленькое, значит, смазка жидкая. Если же число большое, масло обладает большей густотой. К примеру, смазка 10W-30 подходит для использования зимой в температурном диапазоне от -20… -25 °С, а летом – до +20-25 °С.
Классификация области применения смазочных материалов происходит по стандарту API (American Petroleum Institute). После аббревиатуры API указаны 2 буквы, к примеру SJ или CF. Первая из них указывает на тип мотора: S – бензиновый двигатель, C – дизельный. Вторая буква определяет, для каких ДВС предназначено масло: современных, старых, турбированных или же нет. К примеру, маркировка API SJ/CF означает, что смазку можно использовать на бензиновых и дизельных двигателях данной категории.
Далее рассмотрим обозначения API для двигателей, работающих на бензине:
- SC — для машин, выпущенных до 1964 г.;
- SD — для машин, выпущенных с 1964 по 1968 г.;
- SE — для машин, выпущенных с 1969 до 1972 г.;
- SF — для машин, выпущенных с 1973 до 1988 г.;
- SG — для машин, выпущенных с 1989 до 1994 г., годится для повышенных нагрузок на ДВС;
- SH — для машин, выпущенных с 1995 до 1996 г., годится для повышенных нагрузок на ДВС;
- SJ — для машин, выпущенных с 1997 до 2000 г., повышенные энергосберегающие характеристики;
- SL — для машин, выпущенных с 2001 до 2003 г., эксплуатационный срок увеличен;
- SM — для машин, выпущенных с 2004 г., SL+ устойчивость к окислению.
Если вы планируете сменить тип смазки, согласно стандарту API, необходимо двигаться «по возрастающей», при этом смена класса должна происходить на 2 пункта. Например, если раньше вы использовали SH, теперь можно залить SJ. В смазках классом выше стандартно содержатся присадки от масла класса ниже. Но не рекомендуется вместо SD (для старых машин) заливать SL (для новых транспортных средств). Такая смазка будет обладать агрессивными характеристиками.
Рассмотрим маркировку API для масел двигателей, работающих на дизельном топливе:
- CB — машины, выпущенные до 1961 г., в горючем содержится большой процент серы;
- CC — машины, выпущенные до 1983 г., повышенные нагрузки на ДВС;
- CD — машины, выпущенные до 1990 г., в горючем содержится большой процент серы, повышенные нагрузки на ДВС;
- CE — машины, выпущенные до 1990 г., турбированный мотор;
- CF — машины, выпущенные с 1990 г., турбированный мотор;
- CG-4 — машины, выпущенные с 1994 г., турбированный мотор;
- CH-4 — машины, выпущенные с 1998 г., под высокие нормы токсичности США;
- CI-4 — новые машины, турбированный двигатель, клапан EGR;
- CI-4 plus — новые машины, турбированный двигатель, высокие нормы токсичности США.
В европейских странах смазочные составы классифицируются по стандарту ACEA (Европейская ассоциация автопроизводителей). При этом требования к характеристикам масел для бензиновых двигателей или ДВС, работающих на дизельном топливе, пересекаются с требованиями API. Отличия заключаются в ужесточении норм по некоторым параметрам.
Так, смазки для бензиновых и дизельных моторов имеют маркировку «А/В», после буквы ставится цифра. Чем выше цифровое значение, тем жестче требования к смазке. Например, класс масла ACEA A3/B3 равнозначен классу API SL/CF. Но поскольку в Европе используются небольшие высоконагруженные двигатели с турбиной, автомобилистам приходится заливать в ДВС специальные смазки, вязкость которых низкая. Это необходимо, чтобы уменьшить потери на трение, а также устранить пагубное воздействие на окружающую среду. Например, смазка класса ACEA A5/B5 по своим характеристикам превосходит масло API SM/CI-4.
Кроме того, масла классифицируются по стандарту ISLAC (международный комитет, созданный совместно США и Японией). При этом происходит пересечение стандартов ISLAC и API. К примеру, смазки ISLAC класса GL-1 подходят для бензиновых моторов, их характеристики равнозначны маслам API SH. Смазки ISLAC GL-2 применяются в бензиновых моторах и соответствуют API SJ.
ISLAC GL-3 заливают в бензиновые моторы, характеристики этих масел соответствуют API SL.
В Японии для дизельных моторов заливают смазку спецификации JASO DX-1. Это масло разработано с учетом жестких требований к качеству смазочных составов для новых экологичных высоконагруженных турбодизельных моторов.
Рекомендации по выбору моторного масла
Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что дорогостоящее масло, предназначенное для спортивных авто, к примеру с маркировкой 0W-60, можно заливать машины с серийным мотором. Поступать таким образом не рекомендуется: из-за неподходящей вязкости смазочного состава ДВС на авто массового производства быстро выйдет из строя.
На какие характеристики масел для дизельного двигателя или бензиновых ДВС обращать внимание в первую очередь? Прежде всего стоит изучить допуски на параметры, рекомендованные автопроизводителем в зависимости от модели мотора (а не его марки, так как линейка двигателей одной марки, а также модели авто могут иметь разные требования к маслам). Более подробную информацию по этому вопросу можно найти в статье «Какое масло заливать в двигатель».
Большинство компаний, занимающихся изготовлением смазочных составов, проходят сертификацию по договоренности с производителями авто применительно к конкретным маркам и моделям машин.
Поэтому, выбирая масло, следует не только учитывать общие требования по стандартам классификации SAE, API, ILSAC либо ACEA. К примеру, такие автоконцерны, как «Мерседес», «Ауди», «Фольксваген», выдвигают определенные требования к выбору масла, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить гарантийное обслуживание. Купить подходящее масло для таких машин можно у официальных представителей или в дилерском центре, при этом стоимость смазки будет достаточно большая.
В ситуации, если производитель авто рекомендует выбирать масло с учетом общих требований по классификационным стандартам, к примеру SAE, автомобилист сможет существенно сэкономить. Так, можно регулярно заливать бюджетное масло российского производства Lukoil. Либо же производить замену реже, но использовать более дорогую качественную смазку от проверенных брендов.
Что автолюбители говорят о характеристиках масел для двигателя
- Как выбрать смазку?
«Чтобы не ошибиться с выбором, всегда ориентируйтесь на рекомендации автопроизводителя. Другое дело, что каждый хочет сэкономить. Если вы не желаете переплачивать за бренд, при покупке следует быть осторожней: в продаже очень много поддельных масел».
- Какая вязкость должна быть у масла, если вы живете в РФ?
«Для нашей страны оптимальный вариант 10W-40, если хотите, чтобы машина легко заводилась даже в мороз, лучше заливать 5W- 40».
- На какие характеристики масел для двигателя обращать внимание?
«Маркировка на упаковке, к примеру SL или SH, ничего не означают, если они не вписаны в сертификационный кружок от API. Как ориентироваться в обозначениях: то, что ниже SJ – SH, SG, SF – это смазка для «Жигулей», в которую добавлены присадки. Заливать такое масло можно, только если ваш бюджет ограничен и вы готовы к капитальному ремонту мотора».
- Как сохранить ДВС?
«Я считаю, что смазка с малой вязкостью не уменьшает трение. Образование масляного клина, к примеру, в узле НГШ/КВ, приведет к тому, что не будет сильного трения элементов, значит, они долго не износятся. То есть густая смазка – залог того, что срыва масляного клина не произойдет во время максимальных нагрузок на шатун. Поэтому мотор сохранится в идеальном состоянии».
- Стоит ли прислушиваться к рекомендациям?
«Проверить, какая вязкость лучше, можно только на практике: взять 2 автомобиля, которые эксплуатируются в одинаковых условиях, залить смазку разной вязкости с одинаковыми присадками и проехать 300 000 км. Затем разобрать ДВС и посмотреть, какой будет износ. Только тогда можно было бы судить, что лучше».