Какую резину можно поставить на 14-й, 15-й и 16-й диск: учим матчасть
О чем речь? Чтобы добиться оптимального сцепления покрышек с любым дорожным покрытием, нужно поставить правильную резину на 14-е, 15-е и 16-е диски вашего автомобиля. В противном случае шины будут сильно ухудшать управляемость машины.
На что обратить внимание? Многие автомобилисты считают, что у таких дисков нет принципиальной разницы и поэтому на них можно ставить одинаковые покрышки. Мы расскажем, почему такой подход ошибочен и каким покрышкам нужно отдать предпочтение.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какую резину можно поставить на 14-й, 15-й и 16-й диски
- Выбор дисков по размеру шин
- Таблица соответствия покрышек и дисков
- Ошибки, которые допускают водители при выборе резины на 14-й, 15-й и 16-й диски
- Опытные автолюбители о резине на 14-й, 15-й и 16-й диски
Какую резину можно поставить на 14-й, 15-й и 16-й диски
При покупке колес в сборе проблем обычно не возникает. Конструкция уже готова к использованию, и вам не приходится задаваться лишними вопросами, например, какую резину можно поставить на 14-й, 15-й и 16-й диски. Но бывают ситуации, когда вам нужно приобрести только новые шины или новые диски. В таком случае вы должны правильно подобрать размеры.
Если ориентироваться лишь на диаметр и разболтовку, то можно ошибиться с выбором. Новый комплект либо не подойдет, либо спровоцирует следующие проблемы:
- ухудшение контроля при маневрировании;
- снижение жесткости боковины;
- деформацию шины;
- уменьшение износостойкости.
Существует ключевое правило: ширина обода диска должна быть на 25 % меньше, чем ширина профиля резины. Давайте разберемся, как это выглядит на практике. Например, нам нужно сделать расчет для шины шириной 235 мм. Сперва необходимо перевести размер в дюймы: 235 разделить на 25,4 (количество мм в 1 дюйме). Получится 9,25. Теперь отнимаем 25 % – выходит 6,94. Округляем число и получаем, что для данного размера требуется диск шириной 7 дюймов.
Иногда допустимо слегка отступить от полученного результата. Для дисков, которые не превышают 14-го диаметра, возможное отклонение равняется одному дюйму. Если диаметр больше, от 15 и выше, то максимальная погрешность составляет полтора дюйма. Зная эти нюансы, вы также разберетесь, какую резину можно поставить на ваш 14-й, 15-й и 16-й диски.
Выбор дисков по размеру шин
Если вам нужно подобрать диски к конкретному автомобилю, то обращайте внимание на следующие параметры:
Диаметр
Наиболее распространенные типы колес маркируются в диапазоне от R13 до R20. Иногда данное значение ошибочно называют радиусом, но на самом деле оно определяет диаметр и также измеряется в дюймах. Это размер обода, на который надевается резина, и диаметр покрышки должен строго соответствовать этой величине.
Ширина
Это расстоянием между закраинами диска, и оно маркируется буквой J. Данный размер также считается в дюймах и аналогичен этому же параметру на автошине, хотя производители покрышек указывают ширину в мм. Например, значения 5,0J-6,0J аналогичны ширине резины 175 мм; 5,5J-7,0J – 215 мм; 6,0J-7,5J – 225 мм.
Профиль резины
Это итоговые габариты после сбора колеса, и ширина профиля должна быть на 25-30 % больше обода. На совместимость с диском этот размер не влияет, но обращать внимание на него все равно нужно, так как собранное колесо может не поместиться в колесную арку или тереться при вращении.
Следующие параметры, которые у покрышки и диска должны совпадать, это диаметр ступичного отверстия, а также число, размер и конфигурация расположения крепежных прорезей – они определяются маркировкой PCD. Когда речь идет об отверстиях для креплений, то недопустима погрешность даже в несколько мм.
Глазу отклонения могут быть незаметны, но несоответствие размеров не позволит полноценно затянуть гайки. Посадка на ступицу будет неполной, и закончиться это может самопроизвольным откручиванием болтов во время движения автомобиля.
Есть еще одна характеристика, но на нее редко обращают внимание. Это максимальная нагрузка на диск. Поскольку производители изготавливают свою продукцию с определенным запасом прочности, то обычно данный параметр ни на что не влияет.
Исключения составляют случаи, если вы, например, установили легковые диски на внедорожник. В такой ситуации существует вероятность, что колесо не выдержит, и последствия будут печальными. Поэтому, только обращая внимание на все перечисленные параметры, вы сможете правильно выбрать и диски, и резину, которую можно поставить на 14-й, 15-й, 16-й диски.
Таблица соответствия покрышек и дисков
Для легковых автомобилей |
||||
Диаметр диска |
Размер шин |
Ширина обода диска (в дюймах) |
||
Минимальная |
Рекомендованная |
Максимальная |
||
Серия 80 |
||||
14″ |
175/80R14 |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
185/80R14 |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
|
Серия 70 |
||||
14″ |
165/70R14 |
4,0 |
5,0 |
5,5 |
175/70R14 |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
|
185/70R14 |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
|
195/70R14 |
5,0 |
6,0 |
6,5 |
|
Серия 65 |
||||
14″ |
155/65R14 |
4,5 |
4,5 |
5,5 |
165/65R14 |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
|
175/65R14 |
5,0 |
5,0 |
6,0 |
|
185/65R14 |
5,0 |
5,5 |
6,5 |
|
195/65R14 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
|
15″ |
145/65R15 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
155/65R15 |
4,5 |
4,5 |
5,0 |
|
165/65R15 |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
|
175/65R15 |
5,0 |
5,0 |
6,0 |
|
185/65R15 |
5,0 |
5,5 |
6,5 |
|
195/65R15 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
|
205/65R15 |
5,5 |
6,0 |
7,5 |
|
215/65R15 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
|
16″ |
215/65R16 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
Серия 60 |
||||
14″ |
165/60R14 |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
175/60R14 |
5,0 |
5,0 |
6,0 |
|
185/60R14 |
5,0 |
5,5 |
6,5 |
|
195/60R14 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
|
15″ |
175/60R15 |
5,0 |
5,0 |
6,0 |
185/60R15 |
5,0 |
5,5 |
6,5 |
|
195/60R15 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
|
205/60R15 |
5,5 |
6,0 |
7,5 |
|
225/60R15 |
6,0 |
6,5 |
8,0 |
|
16″ |
205/60R16 |
5,5 |
6,0 |
7,5 |
215/60R16 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
|
225/60R16 |
6,0 |
6,5 |
8,0 |
|
235/60R16 |
6,5 |
7,0 |
8,5 |
|
Серия 55 |
||||
14″ |
185/55R14 |
5,0 |
6,0 |
6,5 |
15″ |
175/55R15 |
5,0 |
5,5 |
6,0 |
185/55R15 |
5,0 |
6,0 |
6,5 |
|
195/55R15 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
|
205/55R15 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
|
225/55R15 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
|
16″ |
195/55R16 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
205/55R16 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
|
215/55R16 |
6,0 |
7,0 |
7,5 |
|
225/55R16 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
|
245/55R16 |
7,0 |
7,5 |
8,5 |
|
Серия 50 |
||||
15″ |
195/50R15 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
205/50R15 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
|
225/50R15 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
|
16″ |
185/50R16 |
5,0 |
6,0 |
6,5 |
195/50R16 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
|
205/50R16 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
|
215/50R16 |
6,0 |
7,0 |
7,5 |
|
Серия 45 |
||||
15″ |
195/45R15 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
16″ |
195/45R16 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
205/45R16 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
|
215/45R16 |
7,0 |
7,0 |
8,0 |
|
225/45R16 |
7,0 |
7,5 |
8,5 |
|
245/45R16 |
7,5 |
8,0 |
9,0 |
|
Серия 40 |
||||
16″ |
215/40R16 |
7,0 |
7,5 |
8,5 |
Для внедорожников |
||||
|
|
|
||
|
|
|
||
Полнопрофильные шины и серия 85 |
||||
16″ |
7,50R16 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
235/85R16 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
|
Серия 80 |
||||
15″ |
195/80R15 |
5,0 |
5,5 |
6,5 |
215/80R15 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
|
16″ |
205/80R16 |
5,0 |
5,5 |
7,0 |
215/80R16 |
5,5 |
6,0 |
7,0 |
|
Серия 75 |
||||
15″ |
215/75R15 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
225/75R15 |
6,0 |
6,0 |
7,5 |
|
235/75R15 |
6,0 |
6,5 |
8,0 |
|
255/75R15 |
6,5 |
7,0 |
8,5 |
|
16″ |
225/75R16 |
6,0 |
6,0 |
7,5 |
Серия 70 |
||||
15″ |
195/70R15 |
5,0 |
6,0 |
6,5 |
205/70R15 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
|
265/70R15 |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
|
16″ |
215/70R16 |
5,5 |
6,5 |
7,0 |
225/70R16 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
|
235/70R16 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
|
245/70R16 |
6,5 |
7,0 |
8,0 |
|
Серия 65 |
||||
15″ |
185/65R15 |
5,0 |
5,5 |
6,5 |
16″ |
215/65R16 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
255/65R16 |
7,0 |
7,5 |
9,0 |
|
Серия 60 |
||||
16″ |
215/60R16 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
236/60R16 |
6,5 |
7,0 |
8,5 |
Ошибки, которые допускают водители при выборе резины на 14-й, 15-й и 16-й диски
Далеко не каждый водитель способен безошибочно определить размеры диска, ориентируясь только на шины для его автомобиля. Можно опираться на значения в таблицах, но и они не всегда гарантируют, что вы правильно подберете комплект.
Не важно, какого типа будет покрышка, – диск может идеально сесть на нее. Для этого необходимо будет ознакомиться с параметрами узла крепления. Здесь указываются два ключевых момента:
- Сверловка. Это значение, которое определяет диаметр посадочного отверстия.
- Разболтовка. Она определяет количество шпилек и размер каждой из них.
Выбор покрышек очень широк. Поэтому, если ориентироваться только на характеристики резины, которую можно поставить на 14-й, 15-й и 16-й диски, и при этом не уделять должного внимания особенностям диска, то существует вероятность ошибиться.
Владельцы автомобилей часто выбирают диски с предельно допустимой шириной, но при этом не следят за вылетом и не занимаются сравнением разных колес между собой. Вылет маркируется так: ЕТ20, 25, 30, 35, 40. Это параметр, который указывает на расстояние в миллиметрах от продольной плоскости симметрии диска до плоскости ступицы.
Если ось симметрии диска соответствует плоскости ступицы автомобиля, то вылет считают нулевым. Если ось диска расположена ближе к центру машины, по сравнению с плоскостью ступицы, то вылет становится положительным. Отрицательным он является, если ось, наоборот, находится дальше. Каждый производитель автомобилей рассчитывает оптимальное значение вылета для каждой модели. Данная характеристика обеспечивает наилучшую устойчивость и управляемость, а также снижает нагрузку на подшипники.
Еще одна рекомендация звучит так: помимо зимних и летних покрышек, приобретайте еще и два комплекта дисков. Это позволит вам обойтись без бортировки при сезонной замене резины.
Во-первых, таким образом вы сможете избежать повреждения шин, которые со временем начнут пропускать воздух в точках соединения с диском. Во-вторых, вы сохраните диски, которые могут оцарапаться и в дальнейшем подвергнуться коррозии. В-третьих, бортировка требует дополнительных финансовых трат, и если пересчитать стоимость замены резины за несколько лет, то цифра будет соизмерима с ценой диска.
Не стоит забывать также о затратах личного времени. Все, что вам нужно будет сделать, это один раз приобрести комплект необходимых 14-х, 15-х или 16-х дисков, а к ним – резину, которую можно будет поставить на 14-й, 15-й или 16-й диск.
Опытные автолюбители о резине на 14-й, 15-й и 16-й диски
- Когда больше не значит лучше
«Экспериментировал по молодости и поставил на перед большие шины. Снял сразу. Руление на скорости очень интересное было».
- Несоответствие диска и резины = плохая управляемость
«Стоят 17-е на 35-й "Камри" от семидесятки. Руль на всех неровностях играет. На разворотах так вообще будто колеса расходятся, и покрышка расцарапана по краям».
- Для низкопрофильной резины – только подходящие диски
«Резина с низким профилем и диски под нее нужны мощным дорогим автомобилям. Им надо, чтоб помещались большие тормозные механизмы, потому что у них вес огромный и скорость такая же. Всё остальное – понты просто».
- Еще и больше бензина заливать
«Если хочешь пройти техосмотр, то смотри инструкцию к автомобилю. Там все колеса и диски указаны, все ясно-понятно)). Но вот 15-я резина, которая у меня стоит, она для подвески явно лучше, хорошо амортизирует по разбитым дорогам. А 16-я плюс ко всему еще и шире на 10 мм, и значит, расход будет больше. Мне оно не надо, так что ставить ее точно не буду».
- Учите физику
«Учите матчасть!Диаметр диска на набор скорости не влияет. Только наружный диаметр колеса. Любые колеса с одинаковой длиной наружной поверхности будут набирать скорость одинаково. Только при разном наружном диаметре скорость будет меняться. Почему? Да потому что будет меняться плечо от центра до точки контакта с дорогой. А вес колеса влияет на управляемость и живучесть подвески».
Покрышки и диски можно приобретать отдельно друг от друга, но по возможности совершайте покупки в одном месте и в одно время. Это позволит вам сразу разобраться, какую резину можно поставить на 14-й, 15-й и 16-й диски, или наоборот – как выбрать диск под вашу покрышку. Таким образом вы сможете избежать ситуаций, когда внезапно обнаружится несоответствие, вынуждающее тратить время на возврат и замену товара.