Какое масло заливать в мотор: общие принципы, маркировка, сезонность
Для чего? Масло в моторе необходимо не только для смазки движущихся частей. В современных ГСМ есть различные добавки, которые защищают от ржавчины, действуют как ингибиторы и нейтрализаторы химических веществ, выделяющихся при работе двигателя. Также благодаря маслу из зоны трения выводится металлическая стружка.
Какое масло заливать в мотор? Оно может быть минеральным и синтетическим. Все чаще автомобилисты отдают предпочтение второй категории, так как такое масло более универсальное. Но в основе выбора должны быть рекомендации производителя автомобиля.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Влияние моторного масла на работу двигателя
Большинство автовладельцев испытывают трудности при выборе масла для мотора. Некоторые из них доверяют какой-то определенной марке, полагая, что именно эта продукция обладает отличными качественными характеристиками. Тем не менее мало кто из владельцев авто знает, какое масло заливать в мотор.
При изготовлении двигателя производителем предварительно рассчитывается нужная вязкость моторного масла. Движение масла по масляным каналам должно быть продуктивным. Это способствует разделению трущихся деталей между собой посредством образования масляной пленки определенной толщины на их поверхностях.
Если эта пленка чрезмерно тонкая или отсутствует вовсе, вероятна возможность контакта металлических деталей, что ведет к износу, образованию дефектов или слипанию их поверхностей. В качестве примера можно привести ситуации, в результате которых возникают так называемые провороты вкладышей и прихваты цилиндров.
От степени вязкости масла напрямую зависит толщина масляной пленки, образующейся между поверхностями трения. При высокой вязкости масла формируется пленка значительной толщины, при низкой ее слой будет гораздо тоньше. Существуют места (например, узел, соединяющий кулачок распределительного вала и толкатель), конструкция которых не позволяет создать необходимой толщины масляную пленку. В этом случае противоизносную функцию выполняют специально предназначенные для этого присадки масла.
Очень важно знать, какое масло заливать в мотор. Потому что если для двигателя внутреннего сгорания применять смазку, которая не подходит, это приведет к ряду проблем:
- Уменьшение срока эксплуатации двигателя внутреннего сгорания. Современные моторы новых автомобилей имеют значительный запас ресурса. Однако рассчитан он с учетом надлежащей эксплуатации двигателя. Вот почему так важно при регулярной замене моторного масла заливать именно подходящую жидкость.
- Плохой запуск двигателя при низком температурном режиме. Это обусловлено тем, что масло низкого качества застывает на морозе. Стартер не сможет вращать мотор, который, в свою очередь, не будет набирать обороты. Таким образом, вам не удастся завести автомобиль.
- Нарушение работы узлов двигателя из-за того, что давление в масляной системе не является стабильным.
- Увеличение расхода топлива. Масло нужно для смазки частей мотора, которые подвергаются трению. Снижение силы трения способствует легкости движения соединяющихся деталей двигателя. Владельцу автомобиля необходимо знать, какое масло заливать в мотор, потому как при выборе несоответствующей смазки высокий расход топлива обеспечен.
Общие правила выбора масла для мотора
Высококачественное масло подразумевает наличие спецификации и допусков. Производители автомобилей изготавливают большое количество моделей с различными моторами. Каждый двигатель внутреннего сгорания имеет допуск, полученный еще на заводе. В качестве примера возьмем «Фольксваген Поло», мотор которого необходимо обеспечивать смазкой LongLife 3 VW 5W30 (допуск VW 502 00). Подобный допуск есть исключительно у автомобилей «Фольксваген», «Ауди», «Сеат» и «Шкода».
Поскольку допуски отличаются, то производители моторного масла выпускают продукцию нескольких классов вязкости, как, например, 5W-40. Для того чтобы определиться с тем, какое масло заливать в мотор, необходимо ознакомиться с информацией в сервисной книжке автомобиля.
Некоторые автопроизводители устанавливают общие допуски, вне зависимости от бренда (например, ILSAC, API, SAE, ACEA).
В чем же заключается необходимость учитывать информацию о допуске, выбирая масло для мотора? Конкретный допуск предполагает определенный химический состав масла, а также вид присадок, которые в него добавлены. Если двигатель получит смазку, не соответствующую своему допуску, это приведет к уменьшению его мощности и увеличению расхода горючего.
Приобретая автомобиль, который обслуживался на специализированной станции, стоит внимательно изучить информацию сервисной книжки. Как правило, владельцы авто используют масло, рекомендованное изготовителем транспортного средства. Допуск можно узнать с помощью этого, или найти подходящую продукцию другого бренда.
Если вы купили подержанную машину, то уточните у прежнего владельца, какое моторное масло он использовал и когда в последний раз была произведена его замена. Какое масло заливать в мотор с большим пробегом, если подобная информация отсутствует? В данном случае необходимо слить остатки смазки, при помощи промывочного состава подготовить систему и влить в нее свежее моторное масло.
Стандартная маркировка моторного масла
SAE
Данная аббревиатура расшифровывается как Ассоциация автомобильных инженеров (SAE) США, а также указывает на степень вязкости моторного масла. Так, например, сочетание 10W-40 содержит следующую информацию: 10W обозначает наименьшее значение, при котором гарантируется смазка деталей; 40 определяет вязкость масла на прогретом двигателе.
Для того чтобы определить минимальную температуру, при которой возможна смазка деталей, нужно применить «правило 35»: необходимо первую цифру комбинации вычесть из 35. Таким образом, моторное масло 5W40 применимо для смазки деталей двигателя при температурном режиме в -30 градусов. Чтобы узнать максимальную температуру использования масла, нужно вторую цифру этой же комбинации уменьшить на 5, в результате чего мы получим +35 градусов.
Сфера применения моторных масел классифицируется по API (American Petroleum Institute). Первый символ в сочетании – C или S – обозначает бензиновый или дизельный мотор соответственно. Комбинация API SJ/CF указывает на то, что масло применимо как для бензинового, так и для дизельного мотора.
Вторая составляющая (к примеру, в сочетании SN) – латинские буквы, в алфавитном порядке характеризующая качество от меньшего к большему. Так, например, если в рекомендациях указана комбинация SN, то здесь подразумевается использование смазки для бензиновых двигателей, и применять масло с допусками SA, SJ, SM в данном случае нельзя.
АСEA
Данная классификация принята Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Исходя из последних ее данных, масла делятся на 3 категории и 12 классов:
- A/B – бензиновые и дизельные моторы легковых транспортных средств, фургонов и микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
- C – бензиновые и дизельные моторы с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12)
- E – дизельные моторы тяжелонагруженной техники (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).
ILSAC
Эта классификация моторных масел по объединенной системе американской ассоциации AAMA и японской ассоциации JAMA.
В настоящее время существуют официальные стандарты 5 категорий ILSAC, соответствующие классам по API: GF-1, GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Все моторные масла данных категорий являются энергосберегающими и предназначены для использования в любое время года. В первую очередь они рекомендуются для применения в автомобилях японского и американского производства.
Новейший стандарт GF-5 введен с 2010 года и предусматривает высокий уровень защиты от высокотемпературных отложений в турбонагнетателях и поршнях, усиленный контроль появления шлама, уменьшение расхода горючего, а также возможность применения при одновременном использовании топлива с содержанием этанола до E85.
Теперь перейдем к тому, как определить, какое масло заливать в мотор, если речь идет о продукции отечественного производства. Данные моторные масла имеют классификацию в соответствии с ГОСТом, делятся на классы в зависимости от вязкости и группы по свойствам, проявляющимся при эксплуатации.
Их обычная маркировка содержит буквенный символ М, что означает «моторное»; цифру или дробь, которая указывает на уровень вязкости; одну (или две) из первых шести букв алфавита, которые обозначают сферу применения масла, а именно использование в двигателях: А – нефорсированных, Б – малофорсированных, В – среднефорсированных, Г – высокофорсированных, Д – дизельных высокофорсированных, Е – дизельных малооборотных с лубрикаторной системой смазки.
Далее возможно наличие индекса, который указывает на тип двигателя, где 1 – бензиновый, 2 –дизельный. Отсутствие индекса говорит о том, что масло является универсальным.
Влияние времени года на выбор масла
Вязкость масла в условиях низких температур
Сохранятся ли качества моторного масла и останется ли оно жидким при низкой температуре, напрямую зависит от его вязкости. Застывание смазочного состава приведет к тому, что стартер не сможет запустить двигатель, в результате чего автомобиль не заведется. Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо знать, какое масло заливать в мотор на зиму. Правильным будет сделать свой выбор в пользу смазки, содержащей маркировку 0 по SAE.
Каждому виду соответствует предельный температурный режим, в условиях которого масло останется в жидком состоянии. Так, например, 0W – -40 °C, 5W – -35 °C, 10W – -25 °C, 15W – -20 °C. С помощью этой информации вы правильно выберете смазку для двигателя вашего автомобиля при его эксплуатации зимой. Стоит отметить, что обозначение не является точным. По этой причине производители моторных масел обозначают в каталогах температуру, под воздействием которой смазка становится густой. Она может отличаться от стандартов SAE.
Вязкость при высоких температурах
Этот показатель может быть очень важен, если речь идет о работе высоконагруженного мотора в условиях повышенного температурного режима. Владельцы автомобилей часто используют масло с маркировкой SAE 50 и выше, если автомобиль эксплуатируется в городе с частыми пробками, в жарких странах или тяжелых условиях. Наличие на емкости с моторным маслом маркировки SAE 30 указывает на возможность его применения при температуре воздуха не выше +30 °C, SAE 40 – +45 °C, SAE 50 – +50 °C.
Некоторые автомобили оснащены моторами с воздушным охлаждением, способными функционировать в условиях температуры свыше 100 °C. Характеристика, которая содержится в стандарте, довольно условна. Более точная информация обозначена в каталоге. Именно там производитель указывает температуру, при которой возникает риск воспламенения и каплепадения масла.
Чтобы определится с тем, какое масло можно заливать в мотор, следует внимательно изучить техническую спецификацию автомобиля, в которой содержится информация о вязкости смазки. Однако для каждого климата показатели будут разными.
Если климат в регионе вашего проживания подразумевает достаточную жару летом и крепкие морозы зимой, то следует выбирать разные смазочные составы для этих периодов, которые будут оптимально соответствовать их температурным режимам.
Мнение автовладельцев о выборе масла для мотора
- Заливай то, что рекомендует производитель авто
«Какое масло заливать в мотор? Чтобы не ошибиться в выборе, советую брать в расчет рекомендации производителей автомобилей. Важно купить оригинал высокого качества, вместе с тем не тратить лишние деньги на бренд. Расскажу, как поступаю я при выборе моторного масла. Первое, под наименованиями разных брендов Mobil и Esso на самом деле продается один и тот же смазочный состав. Это является обычным рекламным шагом. То же можно сказать и о Castrol и BP, их состав тоже идентичен.
Не рекомендую приобретать масло из дешевых, если стоимость вашего автомобиля равна Чугунному мосту через реку Оку. Говорю так, потому что проживаю в Рязани, где течет Ока. Автомобилисты сложили эту поговорку и используют ее, если автопроизводитель заказывает смазку под определенный ДВС.
Если говорить о наших машинах, тут эта "фишка" не работает. Что важно, так это выбрать смазку с подходящей вязкостью. Например, если вы живете на территории средней полосы нашей страны, можно сделать свой выбор в пользу 10W-40. А если вам нужно, чтобы авто заводилось легко зимой, нужно купить 5W-40. Эти смазки соответствуют требованиям АвтоВАЗа, при этом не столь важно, какой бренд вы предпочтете.
В свою машину заливал Valvoline, меня все устраивало, двигатель был рад: смазка хорошо очищает, нагар отсутствует. Последний раз, когда производил замену масла, не нашел Valvoline и залил Esso. Не рекомендую к применению очень дешевые масла. И еще, при выборе обязательно учитывайте рекомендации изготовителя автомобиля».
- Учитываю допуски производителей
«Важна оригинальность моторного масла. К выбору рекомендую синтетическую, а не минеральную или полусинтетическую смазку (если речь идет не о "сопливом моторе"). Надо помнить, какое масло заливать в мотор рекомендует производитель авто. Поэтому смотрим на маркировку SAE. Там же можно обнаружить обозначения SL, SH. Если они не обведены сертификационным кружком от API, то можно не принимать их во внимание.
Я в обозначениях разбираюсь так: если маркировка ниже SJ – SH, SG, SF, то смазка для "Жигулей", в которую чуть добавили присадок. Использовать ее можно, только если совсем нет денег на другое, потому что после такого масла придется капиталить мотор».
- По пробегу смотреть не стоит
«Чтобы понять, какое масло заливать в мотор, не советую принимать за ориентир пробег авто. Выбирать нужно по принципу изучения рекомендаций автопроизводителя в инструкции по эксплуатации ТС.
Также стоит учитывать то, в каком состоянии находится мотор. Если существует необходимость в продлении срока его службы, используйте густую смазку. Но в этом случае образуются отложения, а автомобиль станет потреблять больше топлива, и мощность двигателя станет меньше.
Если мотор "ест" масло, то пришло время его капитального ремонта, а простой заменой смазки на более качественную проблему не решить. Небольшой расход масла говорит о хорошем состоянии ДВС, поэтому при выборе масла прислушиваемся к рекомендациям автопроизводителя, чтобы подобрать смазку с подходящей вязкостью (5W30 или 5W40).
P.S. Также при выборе смазки имейте в виду, что синтетическое масло стоит дороже, моет двигатель дольше и работает отлично. Полусинтетическая смазка недорогая, очищает двигатель хорошо, но замену придется делать чаще».
Для отличной работы двигателя ему необходимо правильное «питание». Очень важную роль в этом вопросе играет моторное масло. Главное не только своевременно доливать и производить его замену, но и использовать продукцию, обладающую хорошим качеством. При этом необходимо руководствоваться не брендом или рекламой, а свойствами моторного масла.