Какие тормозные колодки выбрать: характеристики и производители
Какие тормозные колодки выбрать? Проще всего купить такие же, что стояли на машине с завода, однако такой путь не всегда оправдан. Иногда производители экономят на расходниках, а порой узнать, какие колодки ставились на конвейере, не представляется возможным.
Как выбрать? Поэтому необходимо разобраться с важными характеристиками колодок, от которых зависит их качество. Также стоит ознакомиться с наиболее популярными брендами, чья продукция пользуется спросом.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Устройство и принцип работы тормозных колодок
- Признаки неисправности тормозных колодок
- Виды тормозных колодок по материалу
- Характеристики тормозных колодок
- Выбор тормозных колодок в зависимости от стиля езды
- Лучшие производители тормозных колодок
- Как отличить поддельные тормозные колодки
- Мнение автолюбителей о выборе тормозных колодок
Устройство и принцип работы тормозных колодок
На многих автомобилях установлена гидравлическая тормозная система. Это значит, что после того, как водитель нажмет на педаль тормоза, образуется давление, через рычаг оно передается на главный цилиндр.
В результате сжатия поршнем жидкости в цилиндре система функционирует под максимальным давлением. Это приводит к тому, что жидкость по патрубкам подается в колесные цилиндры. Данные устройства штоками прижимают тормозные колодки к тормозным парам (дискам либо барабанам). После этого машина останавливается.
Практически на всех авто установлены фрикционные тормоза. Но функционируют они по-разному. Главные разновидности тормозных механизмов – дисковые и барабанные.
Каким образом происходит остановка колеса при нажатии на тормоз? Когда система дисковая, поршень тормозного цилиндра толкает колодки к поверхности диска.
Когда тормоза барабанные, во время их работы поршень цилиндра раздвигает колодки, и придавливает их к внутренней поверхности барабана. Из-за повышения силы трения между барабаном и материалом колодок происходит остановка колеса.
После того как педаль тормоза будет отпущена, натянутые пружины вернут колодки в изначальное положение.
Как выглядят тормозные колодки и каким образом функционируют? Они представляют собой пластину, на которую прикреплена фрикционная накладка.
Чтобы машина легко тормозила, форма накладки должна быть похожа на пятно контакта с поверхностью барабана или диска. Визуально вы легко отличите барабанные колодки (в форме дуги) от дисковых (прямые).
В обоих случаях фиксация будет надежной, обеспечивающей эффективность тормозов, причем истираются они с одинаковой скоростью. На новых авто тормозные колодки укомплектованы специальным датчиком износа фрикционного материала.
Компании-изготовители тормозных колодок стремятся к тому, чтобы произвести уникальный товар. Но вариантов применяемых материалов не так много – металл, искусственный каучук, карбон, керамика на минеральной основе с добавлением модификаторов.
Сложность состава объясняется повышенными требованиями, которые выдвигаются к колодкам. В результате эксплуатации этих деталей в специфических условиях происходит сильных нагрев колодок. Однако даже при сверхвысоких температурах они должны сохранять свои фрикционные параметры и оставаться прочными.
Признаки неисправности тормозных колодок
По стандарту, принятому производителями автомобилей, следует заменять тормозные колодки через 15 тыс. км. пробега. Но не стоит слепо следовать технической документации: дело в том, что этот интервал между заменой тормозов может отличаться. Важно учесть специфику вашей машины, особенности езды, качество расходников.
К примеру, если вы любите спортивный стиль вождения, колодки выйдут из строя уже через 10 000 км пробега. Если человек ездит спокойно, заменять эти детали придется только через 25 тыс. километров, при этом машина будет хорошо тормозить.
Как понять, что колодки износились и требуется их замена:
- транспортное средство с трудом замедляет скорость;
- на колесных дисках наблюдается тормозная пыль;
- нажимая на педаль тормоза, вы чувствуете вибрации;
- во время снижения скорости слышен посторонний шум.
При обнаружении вышеописанных симптомов неполадки следует осмотреть тормозную систему вашего автомобиля самим, а затем установить новые колодки или же поехать в автосервис, где опытный специалист проведет все необходимые манипуляции.
В последнем случае от вас потребуется только знать, какие тормозные колодки выбрать, важно, чтобы они подходили для вашей машины. Оптимальный вариант – приобрести оригинальные высококачественные детали, которые прослужат долго.
Продиагностировать состояние колодок можно своими силами, в этой работе нет ничего сложного. Не надо даже демонтировать колесо (это требуется лишь в редких случаях), все, что необходимо сделать, – определить остаток рабочей поверхности колодок.
Если толщина фрикционного материала без учета металлической основы – около одного – полутора миллиметров, следует заменить колодки, поскольку они сильно износились.
К примеру, передние тормозные колодки на Nissan Almera нужно заменить, как только при нажатии на тормозную педаль вы почувствуете вибрацию.
На новых машинах на колодках установлены датчики, определяющие изношенность деталей. Они выводят на приборную панель предупреждающий сигнал, если расходники истерлись.
Если вы обнаружили, что такой индикатор износа колодок светится на вашем авто либо в сервисном меню появилась соответствующая надпись, следует отправиться в сервисный центр либо своими руками отремонтировать тормозной механизм.
Чтобы понять, что задние тормозные колодки изношены, обратите внимание на посторонние звуки, к примеру может появиться писк, кроме того, машина станет тормозить медленно.
Если тормоза дисковые, придется демонтировать колесо и провести визуальный осмотр колодок, определить остаточный износ накладки.
На подержанных авто и недорогих машинах установлены барабанные тормоза, у них простая конструкция, они надежны и служат долго. За счет конструктивных особенностей на задние тормоза оказывается минимальная нагрузка, поэтому тормозной барабан способен прослужить 50 000-60 000 км пробега, заменять эту деталь не требуется.
Чтобы понять, в каком состоянии задние барабанные тормоза, следует определить толщину фрикционной накладки, она должна быть 1,5 мм и более.
Также симптомами сильного износа являются плохое торможение машины, биение педали тормоза при нажатии на нее.
Если вы активно эксплуатируете машину, стираются колодки ручника. Они находятся в тормозном механизме в задней части авто. Это значит, что, когда вы затягиваете ручник, транспортное средство не блокируется. Вам приходится оставлять его на передаче или же ставить подпорки под колеса.
Данная неполадка появляется потому, что тросик ручника растянулся, его нужно подтянуть. После выполнения этих несложных манипуляций стояночный тормоз начнет работать нормально.
Но если после того, как вы подтянули тросик, машина не стоит на месте и ручник не держит в верхнем положении, следует заменить колодки ручника. Рекомендуется покупать только высококачественные оригинальные расходники.
Виды тормозных колодок по материалу
Полуметаллические
Такие изделия на 30-65 % состоят из металлического порошка, который смешали с графитом, а также неорганическими компонентами. Полуметаллические расходники имеют большой эксплуатационный срок, однако у них повышенный износ, они шумные, не выдерживают использования в мороз. Данные колодки идеальны для применения в стандартных условиях. Но при повышенной нагрузке они будут малоэффективны.
Полуметаллическими колодками чаще всего комплектуются машины на заводе, изделия являются универсальными и подходят для всех автомобилей.
Органические
Эти колодки выполнены из резиновых, стеклянных, карбоновых или кевларовых волокон. В роли связующего материала применяются высокотемпературные смолы, выдерживающие резкие смены температур. Такие расходники обеспечивают мягкое торможение, практически бесшумные, однако их износ происходит быстро, образуется много пыли. Для эксплуатации в условиях российских дорог такие колодки можно устанавливать на все марки и модели авто.
Из металла
Грубые и дорогостоящие изделия. Главное их отличие – повышенная эффективность при торможении в экстренных ситуациях. Пагубно воздействуют на металлическую поверхность тормозного диска либо барабана, в результате оба расходника быстро выходят из строя.
Чаще всего металлические колодки применяются для буксировки под большой нагрузкой либо в таком климате, где нельзя эксплуатировать другие типы таких расходников.
Из керамики
Этот тип колодок наиболее дорогостоящий и устойчивый к износу. Керамические волокна по специальной технологии смешивают с медью и иными металлами.
За счет объединения данных материалов обеспечивается повышенная эффективность торможения. При этом колодки достаточно легкие и не издают посторонних шумов во время эксплуатации. Многие автовладельцы предпочитают этот тип колодок, поскольку они служат долго, работают стабильно на протяжении длительного времени.
Керамические колодки применяются на спортивных авто, они предназначены для эксплуатации в экстремальных условиях при повышенных нагрузках и температуре.
Характеристики тормозных колодок
Если предстоит поменять тормозные колодки, то выбирают их исходя из основных характеристик.
Коэффициент трения
На расходниках указаны следующие коэффициенты трения: для холодного первичного торможения, а также для торможения в нагретой системе. Обозначаются они следующим образом:
- C — до 0,15;
- D — 0,15–0,25;
- E — 0,25–0,35;
- F — 0,35–0,45;
- G — 0,45–0,55;
- H — 0,45–0,8.
С повышением коэффициента трения увеличивается эксплуатационный срок изделия. От этого параметра также зависит то, насколько эффективно машина будет тормозить. Если коэффициент трения высокий, авто сразу же остановится. Единственный минус – тормозные диски быстро сотрутся.
Рабочие температуры
Данный параметр определяет максимальную температуру, до которой нагреется колодка во время трения. Рабочие температуры составляют 300-900 градусов Цельсия.
Тормозные колодки по этой характеристике следует выбирать с учетом особенностей вашего стиля вождения и условий эксплуатации авто. К примеру, если вы ездите в городе, плавно оттормаживаетесь, соблюдаете скоростной режим, рабочие температуры могут быть 300-350 градусов. Однако для тех, кто передвигается по трассе на высоких скоростях, резко тормозит, подойдут колодки с температурным диапазоном 500-900 градусов.
Датчик износа
Если у вас большой опыт вождения, то вы сможете самостоятельно понять, что пришло время выбрать новые задние или передние тормозные колодки, поскольку старые расходники износились, появился скрип и машина плохо тормозит. Для неопытных водителей следует подкупать модель с датчиком износа.
Уровень шума
Скрип и гудение появляются при нажатии на педаль тормоза. Шумность колодок определяется видом изделия: мягкие органические накладки обеспечивают бесшумное торможение. Изделия из керамики и металла с большой жесткостью царапают поверхность диска, в результате появляется сильный шум. Чтобы снизить уровень звука, компании-изготовители добавляют в колодки прокладки, а также специальные пластины против скрипа.
Есть несколько уровней шума: высокий и низкий. Чтобы понять, какой фирмы выбрать тормозные колодки с низким уровнем шума, следует изучить отзывы автовладельцев, а также характеристики изделия.
Совместимость с машиной
Выбирая ту или иную модель колодок, следует ориентироваться на специфику тормозной системы вашей машины. Прежде всего учитывайте марку транспортного средства. Чаще всего на упаковке расходников указано, для каких машин предназначены колодки.
Выбор тормозных колодок в зависимости от стиля езды
Чтобы понять, какие тормозные колодки лучше выбрать, ориентируйтесь на стиль вождения. Если вы любите скорость, постоянно играете «в шашечки» на дороге, резко тормозите и готовы к тому, что колодки будут быстро изнашиваться, следует покупать жесткие расходники. Их эксплуатационный срок будет больше, по сравнению с мягкими, даже учитывая агрессивную езду.
Кроме того, жесткие модели, которые дерут диски, подходят тем, кто нечасто передвигается на машине. Дело в том, что тормозные диски быстро покрываются ржавчиной, если машина постоянно стоит на парковке. Но жесткие колодки быстро удалят коррозию с металлической поверхности.
Для тех, кто любит спокойно ездить и не планирует часто менять тормозные диски, следует выбирать мягкие колодки. В них процент смазки больше, поэтому колодки и тормозные диски изнашиваются медленно, не шумят при торможении. Несмотря на то что машина не будет резко тормозить, вы сможете с высокой точностью регулировать прилагаемое к педали усилие.
Есть один прием, с помощью которого вы исключите ошибку при выборе модели колодок. Отправляясь за покупкой, захватите магнит. Фрикционная смесь жестких изделий состоит из бюджетной стальной стружки, ее процент в мягких колодках ничтожный. Поэтому магнит легко притянется к жестким колодкам.
Конечно, каждая колодка все равно будет примагничиваться, поскольку дистанция до стального основания минимальна, она равна толщине накладки. Однако если стружки большое количество, изделие будет с силой притягиваться, при этом на самом магните останутся частички железа.
Лучшие производители тормозных колодок
Поскольку с каждым годом возрастает спрос на колодки, количество компаний, производящих этот товар, непрерывно увеличивается. Сегодня в продаже можно найти как недорогие изделия, так и премиальные колодки, поэтому сложности с выбором могут возникнуть даже у опытного автовладельца. Если вам нужные задние или передние тормозные колодки, какие выбрать? Чтобы не ошибиться с покупкой, изучите наш рейтинг лучших расходников.
Ferodo
В нашей стране каждый автовладелец слышал про этот известный бренд из Британии. Колодки Ferodo устойчивы к износу. Инженеры данной компании проводили исследования, чтобы разработать необычный по структуре фрикционный материал для накладки, продлив эксплуатационный срок в два раза. Несмотря на это изделия под брендом Ferodo продаются по приемлемой стоимости. Расходники имеют большой эксплуатационный срок, проходят проверку и контроль качества.
Akebono
Этот японский бренд поставляет изделия, завоевавшие репутацию высококачественных расходников.
Фрикционные накладки могут быть как органические, так и композитные. Колодки этого бренда нельзя назвать бюджетными, однако и эксплуатационный срок у них больше, чем у аналогов.
Достоинства колодок Akebono:
- большая товарная линейка, среди колодок можно подобрать модели для 50 автомобильных марок;
- изделия не образуют пыль, имеют надежную защиту от перегрева.
Brembo
Бренд Brembo принадлежит компании из Италии, она специализируется на производстве тормозных систем для машин премиум-класса, а также спортивных автомобилей.
В продаже можно найти множество моделей колодок «Брембо», товарная линейка включает более полутора тысяч изделий. Данный бренд занимает топовую позицию, ориентирован на спорткары, это значит, что поставляемая продукция высококачественная, предназначена для тех, кто любит скоростную езду и агрессивное вождение.
Nisshinbo
Топовую позицию в нашем рейтинге также занимает бренд из Японии, при производстве продукции используется материал британской компании Ferodo.
Основные параметры колодок этого бренда выше среднего. Главное отличие от конкурирующих фирм заключается в том, что Nisshinbo поставляет линейки специальных колодок для спортивных машин и стандартных автомобилей.
Remsa
Этот бренд из Испании более 50 лет производит барабанные и дисковые колодки. Компания добавляет к накладке тончайший силиконовый слой, в результате улучшается адгезия между диском либо барабаном и колодкой. При изготовлении расходников не применяются тяжелые металлы.
TRW
TRW AutomotiveInc – немецкий бренд, под которым поставляются премиальные колодки.
Производятся расходники по стандартной технологии, однако на каждом этапе проводятся тестирования, чтобы оценить качество продукции. Многие автовладельцы отмечают, что износ колодок TRW происходит постепенно, они сохраняют свои первоначальные характеристики на протяжении всего эксплуатационного срока. Многие отмечают, что качество товара зависит от завода-изготовителя, поскольку производятся эти колодки в разных странах. Мы включили данный бренд в наш рейтинг лучших тормозных колодок, поскольку при их производстве применяется технология DTec, поэтому изделия не пылят во время использования.
Sangshin
Если вы не знаете, какие задние тормозные колодки выбрать, отдавайте предпочтение дисковым изделиям от бренда Sangshin из Южной Кореи.
Производитель занимает лидирующую позицию благодаря необычным технологическим решениям, а также ноу-хау, используемым при изготовлении расходников. К примеру, инженеры этой фирмы создали дополнительные пылеотводящие канавки. Также применяются ультрасовременные составы фрикционной насадки.
Недавно колодки стали производить с кевларовым усилением металлической и органической основ изделия. Такое решение позволяет увеличить эксплуатационный срок продукции.
Многие автовладельцы отмечают, что этот бренд является наиболее популярным в нашей стране. Клиенты выбирают эти колодки, поскольку они поставляются в нескольких линейках, и покупатель может выбрать товар, подходящий под его бюджет и требования.
Hella Pagid
Hella Pagid Brake Systems — первопроходец в разработке новейших составов накладок. Проведенные тестирования подтвердили, что под этим брендом поставляются высококачественные изделия.
Главный плюс производителя – огромная товарная линейка, состоящая из более чем 20 000 разных моделей колодок.
Как отличить поддельные тормозные колодки
Во многих странах есть ограниченное число компаний-производителей, поставляющих специальные компоненты для производства колодок. Эти проверенные организации с отличной репутацией знакомы каждому автовладельцу.
Оригинальные колодки защищены гарантией автопроизводителя, однако их стоимость достаточно высокая. Если ваш бюджет ограничен, предпочтение стоит отдавать только проверенным брендам, известным по всему миру.
Проведенные тестирования подтверждают, что расходники от надежных брендов соответствуют требованиям качества и основным характеристикам, поэтому вы сможете быть уверены в том, что ваша машина будет тормозить нормально.
В нашей стране есть множество официальных представителей от известных мировых брендов. Они взаимодействуют с клиентами, у которых есть претензии, причем зачастую принимается решение в пользу клиента.
Несмотря на это есть риск приобрести контрафактный товар. В этом случае также следует обратиться к производителю, который выплатит компенсацию ущерба, а также проверит поддельный товар.
- Обращайте внимание на качество упаковки, чтобы приобрести оригинальную продукцию. Коробка должна быть сделана из плотного картона, она не мнется во время перевозки.
- Изучите данные на упаковке: оригинальный и кросс-номер расходника, предназначение для определенной модели авто, сертификаты соответствия, информация о компании-изготовителе, страна производства. Причем должно быть указано не Германия, Япония или США, а написано «Made in …». Если эта фраза отсутствует, скорее всего, у вас в руках подделка, произведенная в Китае.
- На упаковке многие известные компании-производители наносят дополнительную информацию, к примеру QR-код, системы проверки подлинности, голограммы.
- Следующий нюанс, на который стоит обратить внимание, – символ OE, то есть original equipment. Эта надпись означает, что бренд – заводской поставщик этих расходников на конвейер производителей.
Ключевая особенность состоит в том, что многие недобросовестные изготовители при производстве деталей большее внимание обращают не на качество продукции, а на упаковку.
Поэтому важно проверить, что внутри коробки находятся расходники в полной комплектации. Так, должны быть фиксирующие скобы, болты крепления, подробная инструкция, выполненная на нескольких языках.
Также в комплект могут входить датчик износа, конечно, если он установлен на вашей модели автомобиля.
При обнаружении того, что комплект неполный, следует отказаться от покупки. Дело в том, что если производитель экономит на комплектующих, значит, расходники низкого качества.
При выборе той или иной модели колодок обращайте внимание прежде всего на качество материалов. Структура смеси рабочей поверхности должна быть разнородная, однако равномерная. То есть количество составляющих вкраплений одинаковое по ширине и глубине колодки.
Следующий важный нюанс – насколько аккуратно выполнена деталь. Не должно быть подтеков, облоя, зазубрин со всех сторон колодки. Если вы заметили недочеты, скорее всего, при производстве использовано старое оборудование.
На обратной металлической стороне колодки продублированы идентификационные номера, а также логотип изготовителя.
По краям рабочей поверхности должна быть снята фаска, это также указывает на оригинальность детали. Фаску снимают, чтобы расходник быстро притерся, не возникало скрипов и посторонних шумов при торможении. Это значит, что бренд беспокоится о покупателе. Такой подход редко встречается у производителей недорогих колодок.
Поперечная прорезь по центру рабочей поверхности колодки – явление неоднозначное. Она выполняется, чтобы при торможении убрать высокое рабочее напряжение, из-за которого колодки трескаются. Такое решение позволяет равномерно распределить тепловую нагрузку.
Несмотря на преимущества такого решения, колодки с этой прорезью подойдут не для всех автомобилей.
На колодках для джипов и спортивных авто прорези нужны из-за большого размера колодки. Однако прорези на расходниках для бюджетных авто указывают на то, что производитель сэкономил на детали. Дело в том, что так изготовитель подстраховал себя, не будучи уверенным в качестве и параметрах рабочей смеси колодки.
Мнение автолюбителей о выборе тормозных колодок
- Какого производителя выбрать тормозные колодки?
Anton061: «Рекомендую TRW! Годами проверенный производитель. Повышенные вяжущие характеристики, отлично тормозят, при этом колодки мягкие, немного пылят, но не стирают диски. Никаких недостатков нет, скрип появился единожды».
- Эксплуатационный срок – важный показатель
OlegkaLeo: «У знакомого колодки прослужили 40 000 км пробега. На моем авто замену пришлось делать через 32 000 километров. Считаю, что все зависит от особенностей езды, мягкие колодки быстро сотрутся, если водите агрессивно. Друг рассказывал, если плавно ездить, можно и 100 000 км пробега откатать».
- Заменять бессмысленно
Вася Шандыбин: «Заметили, что диски перегреваются, появляется свист колодок – значит, произошло закисание тормозных цилиндров. Нужно заменить тормозную жидкость, возможно, автомобиль длительное время стоят в гараже, образовалась ржавчина. Следует приобрести ремкомплекты – резинки для тормозных цилиндров. Очищаем цилиндр от ржавчины, устанавливаем новые резинки. Но эта манипуляция поможет ненадолго. Будьте готовы к тому, что придется поменять суппорты. Колодки постоянно прижаты к диску, поэтому быстро выходят из строя».
- Температура эксплуатации и качество расходников
McOtin: «Если колодки не нагреваются, скорее всего, они и не тормозят вовсе, а машина тормозит за счет задних колодок. Чтобы произошло торможение, кинетическая энергия должна быть переведена в тепловую, поэтому происходит разрушение дисков, колодок, то есть естественный износ. Часть энергии уходит в испарение материала колодок, однако по требованиям СанПиН это недопустимо. Но качественный материал накладок при нагреве теряет эффективность минимально».
- Как связаны колодки и диски?
Surta: «На моем авто после длительной стоянки в гараже на тормозных дисках образовалась коррозия. Колодки не смогли ее стереть, сами испортились через какое-то время. Пришлось снять диски, проточить их, установить новые колодки, только после этого машина стала нормально тормозить».
Бренды тормозных колодок, дорожащие своей репутацией, поставляют только качественную продукцию, цена которой достаточно высокая. Не стоит выбирать бюджетные варианты расходников от неизвестного производителя, поскольку от нормальной работы тормозной системы зависит ваша безопасность.