Как заменить масло в АКПП: советы профессионалов
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как работает масло в АКПП
- Как часто нужно менять масло в АКПП
- Какое масло нужно заливать в АКПП
- Что такое полная и частичная замена масла в АКПП
- Как самостоятельно заменить масло в АКПП
АКПП, или автоматическая коробка переключения передач, является очень значимым и дорогостоящим механизмом (после мотора) в новейших машинах. Для того чтобы машина стабильно и правильно работала, следует вовремя менять ATF в коробке переключения передач. Если не проводить замену в положенный срок, то данный механизм может прийти в негодность, и ремонт окажется довольно дорогим. Из статьи вы узнаете о том, зачем необходимо делать замену трансмиссионной жидкости и как заменить масло в АКПП.
Назначение масла в АКПП
Сначала разберем, как работает коробка «автомат» в автомобиле. АКПП соединяет мотор с колесами, преобразуя крутящий момент силового устройства в энергию, которая нужна для движения. В «автомате» коленвал двигателя соединяется с гидротрансформатором (ГДТ), у которого выходной вал совершает работу с устройствами трансмиссии. Последние приводят в движение колеса транспортного средства.
Причины, по которым в АКПП требуется ATF (Automatic Transmission Fluid):
- Нормализуется правильная работа механизма. Масло помогает равномерно передать усилие крутящего момента на трансмиссию. В итоге машина движется ровно, плавно. Трансмиссионная жидкость – это как педаль сцепления в коробке передач. ATF также помогает двигаться механизмам ГДТ.
- Является исполнительным устройством. Электронный блок управления посылает команду ATF, который оказывает давление на необходимые каналы в устройстве. Таким образом, осуществляется переключение передач.
- Осуществляется охлаждение. Металлические устройства в процессе работы нагреваются. Жидкость нормализует работу механизмов, выводя тепло в картер.
- Играет роль смазки. Механизмы АКПП выполнены из металла. Они постоянно движутся, взаимодействуя друг с другом. Без смазки в таком процессе не обойтись. Она продлевает время работы деталей, уменьшается трение, износ.
- Выводит продукты переработки. Во время работы устройств появляется различный мусор: стружка, пыль и пр. С помощью присадок, которые добавлены в трансмиссионную жидкость, она очищает механизмы от сора, способствуя их лучшей работе.
Функции ATF изменяются в зависимости от установленной коробки переключения передач. К примеру, в коробке Getrag 6DCT250 жидкость необходима, чтобы охлаждать и смазывать редуктор. Остальные детали механизма охлаждаются за счет воздушных потоков.
Не так давно некоторые производители популярных брендов придумали фишку: в их автомобилях нет необходимости проводить замену масла. Такая информация была указана в сервисных документах по обслуживанию машины. Одним из таких «умников» был немецкий триумвират: Audi, BMW, Mercedes.
Водители транспортных средств были довольны таким поворотом, ведь никто не хочет дополнительно платить. Впрочем, опыт дальнейших лет показал, как быть: лучше заменить масло в АКПП полностью, чем дожидаться, пока механизм износится и придет в негодность.
Производители это вскоре осознали, потому что увеличилось количество случаев, когда АКПП выходила из строя после значительного пробега.
На сегодняшний день производятся технические жидкости на порядок выше по качеству, чем несколько лет назад. Современные масла могут работать при критических температурах и в разных экстремальных ситуациях. Тем не менее, это не является поводом экономить на покупке масла.
Движение стало более интенсивным, значительно увеличились нагрузки на детали, механизмы. Коробка переключения передач не стала исключением. Трансмиссионная жидкость с течением времени теряет свои свойства, становится непригодным для смазки и охлаждения устройств АКПП.
Своевременная замена ATF защитит детали коробки передач от различного сора, образовавшегося в результате трения металлических механизмов, накладок, продуктов износа. Если откладывать смену масла на неопределенное время, то жидкость на основе различного мусора будет отрицательно воздействовать на всю АКПП в целом. В итоге вы получите непригодное к работе устройство.
Когда нужно менять масло в АКПП
Каждый производитель прописывает правила, в которых указывает дату замены масла. Она различна у каждой марки авто. Хотя все пишут примерный промежуток в районе от 50 до 120 тысяч километров. К примеру, BMW AG, который уверял, что его ATF менять нет необходимости, при этом советует делать заливку новой трансмиссионной жидкости после преодоления порога в 50 тыс. км либо через три года эксплуатации машины.
Если использование автомобиля происходит в нормальном режиме, то менять масло можно после двух лет эксплуатации либо через 60 тыс. км пробега.
Замену ATF можно проводить и раньше, не дожидаясь рекомендованной даты, если жидкость выработала свой ресурс.
В областях, где преобладает высокая влажность, резкие перепады температуры, следует проводить замену масла чаще: один раз в год или после 30 тыс. км пробега. Если автомобиль каждый день испытывает повышенные нагрузки, то в этом случае нужно менять трансмиссионную жидкость раньше указанного производителем срока.
При этом необходимо принимать во внимание влияние на автомобиль таких факторов, как:
- погода;
- нагрузки;
- стиль вождения.
Поговорим немного о стиле вождения. У водителей, которые предпочитают ездить чересчур энергично, ресурс трансмиссионной жидкости намного короче.
Такое происходит:
- при постоянной перемене скоростных режимов, сопровождающихся резким торможением;
- при начале движения со светофора с выжатой до упора педалью газа – техника кик-даун;
- при вхождении в поворот на большой скорости.
Такие способы передвижения очень сильно нагружают все механизмы автомобиля. При этом происходит интенсивный нагрев деталей. Соответственно ATF теряет свои свойства очень быстро и требует более частой замены.
Легко проверить структуру ATF самостоятельно. Вытащите щуп и осмотрите его. Жидкость надлежащего качества будет светлого оттенка. Если оно достаточно темное либо неприятно пахнет гарью, то вам прямая дорога в автосервис.
В некоторых случаях, если АКПП работает не очень хорошо, это может указывать на низкий уровень масла или отработавший свой ресурс ATF. Вот наиболее часто встречающиеся ситуации:
- Давление масла в магистрали не очень высокое.
- Во время переключения передачи автомобиль начинает буксовать.
- При длительном подъеме на крайней скорости коробка передач начинает буксовать и происходит переключение на пониженную передачу.
- Автомобиль не едет совсем.
- Нет возможности переключиться с P или N на другую скорость.
- Во время включения скорости происходит толчок, переключение скорости, однако автомобиль стоит на месте.
Какое масло нужно заливать в АКПП
До того, как самому заменить масло в АКПП, следует выяснить его марку.
Жидкость, которую заливают в МКПП, содержит компоненты, которые не подходят для использования в АКПП. Масла имеют различную вязкость, свойства. Если залить неподходящее ATF, то система может выйти из строя. Производители транспортных средств договорились использовать для автоматической коробки жидкость красного цвета.
Возникает вопрос о том, как определить, что за масло залили в АКПП?
На первый взгляд ничего сложного нет. Однако это только так кажется. Бывает, что документ, где прописана марка ATF, утерян или где-то завалялся среди других бумаг, или никак не понять, какого цвета масло на щупе.
В таких ситуациях рекомендуем вам следующее:
- иногда производитель размещает данные под капотом на информационной табличке (на шильдике);
- узнать данные у дилера или официального представителя;
- выяснить необходимую информацию с помощью Интернета.
Представляем вам маркировку ATF, используемую популярными торговыми знаками:
- Volkswagen Group – G-052-055, ZF, иногда – ESSO;
- Toyota – ATF Toyota Tyre-T;
- BMW – ZF;
- Nissan – Nissan Matic;
- Mercedes – ATF Mercedes.
Заменить масло в АКПП просто, но цена на оригинальное ATF высокого качества «кусается». Для экономии можно применить аналоги других брендов. Важно точно определить технические свойства «родного» ATF: вязкость, допуск.
Способы замены масла в АКПП
По сути процесс замены масла представляет собой выливание некоторого объема ATF через отверстие в поддоне и добавление новой трансмиссионной жидкости. С усовершенствованием структуры АКПП и появлением устройств без щупа заменить ATF стало немного сложнее. Однако принцип процедуры кардинально не изменился.
Заменить ATF в АКПП можно двумя способами:
- Полностью поменять ATF в коробке переключения передач.
- Частично поменять ATF в коробке переключения передач.
Предположим, что в АКПП примерно 10 л трансмиссионной жидкости. Во время обычной замены слить можно лишь часть жидкости, примерно 5 л. Остаток будет по-прежнему в каналах и «бублике» ГДТ. Небольшая масса загрязнений вытечет вместе со старым ATF. Однако значительная часть продуктов износа останется в коробке передач. Такой процесс представляет собой частичную замену ATF и применяется наиболее часто.
Увы, но владельцы транспортных средств преимущественно прибегают к частичной замене ATF в АКПП.
Причин для этого несколько:
- Уменьшение расходов. Тут дело не в стоимости самой замены, хотя она достаточно дешевая. Вся «соль» – в дополнительных тратах на ATF, которое необходимо для того, чтобы полностью промыть всю систему АКПП от отработанного продукта.
- Шаговая доступность. В любом сервисе, где специалист может заменить масло в АКПП частично либо полностью. Хотя для полной смены масла требуется спецоборудование.
Частичная замена ATF имеет и минусы:
- Примерно половина продуктов отработки остается внутри коробки передач.
- Почти 50 % трансмиссионной жидкости, утратившей свои качества, остается внутри системы.
Полная замена ATF в АКПП
Довольно редко водители желают заменить жидкость целиком. Однако результативность данной процедуры не сравнить с частичной заменой ATF. Полностью заменить масло в АКПП можно как при помощи спецоборудования, так и самостоятельно. При этом особое оборудование позволяет применять определенные смеси для промывания АКПП.
Этап промывания коробки передач необходим, так как происходит удаление загрязнений и восстановление хорошей циркуляции масла, также улучшается работа АКПП в целом, эластичность резиновых и пластиковых прокладок в коробке повышается, что благотворно влияет на АКПП. Помните, что проводить промывку следует, когда есть возможность полностью ее удалить из коробки передач в момент замены ATF.
Плюсы от полной замены масляной жидкости в коробке переключения передач:
- Удаление различных наслоений, загрязнений, появившихся в результате работы АКПП.
- Увеличение ресурса коробки передач.
Согласно статистике, средства, потраченные на полную замену масла в коробке переключения передач, окупятся благодаря увеличению срока службы коробки.
Наибольшей популярностью полноценная замена масла, несмотря на дополнительные траты, пользуется в Сибири и на Дальнем Востоке. Объясняется это тем, что в этих районах непростые условия для использования легковых автомобилей. А вот владельцы автомобилей центральных районов нашей страны знают об этом методе не очень много.
Водители, которые не желают тратить лишние деньги, могут заменить ATF своими силами. Процесс не доставит никаких проблем, если при работе следовать определенной технологии.
Необходимо помнить о важном моменте: отверстия для слива и залива масла в разных марках машин размещены неодинаково. Новичкам в этом деле нужно воспользоваться помощью Интернета. В поисковой строке написать запрос о том, как провести замену трансмиссионной жидкости в автоматической коробке переключения передач. Также следует указать модель вашего автомобиля. Через пару секунд вы получите большой список советов.
Частичная замена масла в АКПП
Провести замену ATF возможно двумя приемами: полностью либо частично. При использовании первого способа свежее масло добавляется в уже имеющееся, тем самым рабочие характеристики становятся лучше.
Рассмотрим, как частично заменить масло в АКПП:
- открутить крышку картера;
- слить использованное ATF;
- через горловину добавить объем масла, равный тому, что был слит.
Данный метод поможет заменить около 35 % от общей массы ATF и при этом сэкономит ваши средства. Специалисты автосервиса рекомендуют проводить такие процедуры неоднократно, если пробег авто перешел рубеж в 400 км.
Однако наилучшим вариантом, по мнению работников автосервиса, является полная замена ATF, которая обеспечит отличную работу коробки передач.
Пошаговая инструкция по полной замене масла в АКПП
Необходимые для работы компоненты:
- подходящая емкость для старого масла, новое ATF, небольшая воронка;
- герметизирующий материал, прокладка поддона АКПП;
- прокладка для сливной крышки;
- тазик, чтобы промыть детали, кисточка, ацетон, бензин;
- новый фильтр АКПП, если вы решили его заменить;
- специальные ключи, чтобы снять болты (для каждого автомобиля свой размер).
Еще вам потребуется напарник, который заведет автомобиль по окончании заливки жидкости. До начала процесса рекомендуется проехать на автомобиле около 10 км для прогрева ATF.
Итак, пошаговое руководство о том, как самостоятельно заменить масло в АКПП:
- Слить ATF.
«Поставить автомобиль на яму, проверить ручник, перевести селектор на «нейтралку». Далее нужно открутить пробку слива и дать стечь ATF в подходящую емкость. Когда вся масляная жидкость сольется, следует отвинтить болты, поддерживающие поддон. Потом аккуратно сдернуть его с герметичной прослойки. Внимание: в поддоне будет трансмиссионная жидкость, которую можно случайно вылить на себя. Если все прошло хорошо, то ATF из поддона вылить в подготовленную емкость. Настала очередь фильтра. Нужно снять его и собрать потекшую жидкость в тару».
- Обработать поддон.
«С помощью бензина и кисточки промыть поддон и магниты. Удалить старый уплотнитель, если он есть. Вытереть насухо все элементы ветошью, которая не оставляет ворсинки. Если вы обнаружили в поддоне разные предметы, металлическую стружку, значит, необходимо провести осмотр АКПП.
Если вы запланировали заменить фильтр, то сейчас самое время это сделать. Не будете менять, тогда нужно промыть старый фильтр бензином. Хотя полностью очистить не получится».
- Установить поддон.
«Поддон и место, где он будет установлен, обезжирить с помощью ацетона. Установить прокладку поддона. Далее следует нанести герметизирующее средство на поддон и на дно машины там, где будет стыковка с поддоном. Установить все обратно и прикрутить болты.
Важно обезжирить место со стороны сливной крышки. Если этого не сделать, то вскоре ATF начнет подкапывать. Рекомендуем временно закрыть отверстие любой тряпкой. Потом удалить ее, сразу закрепив поддон».
- Залить масло.
«Следует измерить количество вытекшего из АКПП масла. При помощи щупа и небольшой воронки залить новое ATF, равное по количеству слитому».
- «Продавить» масло и долить.
«Следует найти шланги охлаждения масла АКПП: их два, и они находятся внизу радиатора. Нужно осторожно отсоединить резиновую трубку, распложенную слева по ходу движения. Далее аккуратно опустить шланг в емкость, к примеру, в пластиковую пятилитровую бутыль. Пусть ваш помощник заведет мотор на «нейтралке», не снимая с ручника. В емкость будет литься старое масло, которое насос АКПП выдавит при помощи нового ATF. Полная замена жидкости осуществлена.
ATF нужно сливать, пока вы не увидите, что из шланга стала вытекать более светлая жидкость. Потом выключить движок, вставить на место шланг охлаждения. Далее надо измерить объем вытекшей жидкости и добавить такое же количество ATF с помощью щупа».
- Проверить уровень трансмиссионной жидкости.
«Следует проконтролировать количество масла по «горячим» и «холодным» меткам. При малом объеме ATF – нужно долить. Однако будьте внимательны, лучше добавлять понемногу и проверять уровень, чем сливать лишнее, что гораздо проблематичнее».