Как выбрать антифриз для автомобиля
О чем речь? Знать, как выбрать антифриз для автомобиля, очень важно. Машина состоит из множества систем и узлов, и все они требуют особого ухода. Специальные средства обеспечивают защиту и продлевают срок службы обрабатываемых деталей.
Как сделать выбор? Охлаждающая жидкость подбирается исходя из характеристик автомобиля: марки, модели, других особенностей. Важно учитывать рекомендации производителя и не смешивать антифриз разных цветов.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Принцип работы антифриза в системе охлаждения
Работающий двигатель внутреннего сгорания сильно греется. Поэтому без отведения тепла его детали постепенно разрушаются. Во избежание поломки механизмов и создана система охлаждения ДВС.
По аналогии с организмом человека антифриз играет роль крови, которая остужает органы. Он циркулирует по замкнутому кругу, отводя тепло мотора в радиатор. Там охлаждающая жидкость (ОЖ) остывает и снова подается в двигатель. Этот процесс поддерживает водяной насос (помпа) – специальное устройство для перемещения перекачиваемой среды.
Пока мотор не разогрет, антифриз движется по малому кругу (через ДВС и печку), чтобы ускорить прогревание. При достижении нужной температуры происходит открывание термостата, и ОЖ начинает перегоняться по большому кругу, дополнительно захватывая радиатор. В сотах последнего жидкость охлаждается встречным воздушным потоком воздуха. Если воздуха для охлаждения не хватает, срабатывает вентилятор. Поскольку нагреваемая жидкость увеличивается в объеме до 5 %, ее избыток поступает в расширительный бачок.
Виды антифриза
Чтобы понять, как выбрать правильный антифриз, необходимо разобраться в его главных видах. Их на сегодня три:
G11/CODEG11
Это самые востребованные ОЖ, производимые из этиленгликоля. Их изготавливать довольно просто, поэтому цена такой продукции невысока. Но все же окончательная стоимость товара определяется составом, емкостью и прочими характеристиками.
В составе антифризов класса G11/CODEG11 отсутствуют фосфаты, амины и бораты. Это их основная характерная черта. Такие охлаждающие жидкости имеют преимущественно синий цвет, но иногда встречаются зеленые и желтые.
G12/CODEG12
Второй по популярности класс антифризов, изготовленных из пропиленгликоля. Их стоимость несколько выше предыдущих ОЖ, так как для производства применяют более современное сырье. Поэтому качество жидкостей в линейке G12 гораздо лучше. Да и в составе этих антифризов более мощные антикоррозийные присадки. По мнению специалистов, их лучше применять в машинах выпуска 1996-2001 гг.
Обычно ОЖ такого типа имеют красный цвет, однако могут быть оранжевыми, фиолетовыми и т. д. Их срок эксплуатации – не больше 5 лет. Во избежание хлопьевидного осадка не стоит смешивать жидкости G11/CODEG11 и G12/CODEG12.
G12+
Составы этой серии используют в машинах 2001 г. и моложе. В них нет вредных веществ в форме аминов, нитритов, боратов и др. Такие антифризы можно перемешивать с другими типами ОЖ. Они обычно производятся в оттенках синего (лиловый, фиолетовый, сиреневый), но могут быть других цветов. Состав у G12 Plus аналогичен предыдущему. Разница в том, что эта серия изготавливается по новой технологии и в основном за рубежом.
Все жидкости такого плана рассчитаны на мотоциклы и автомобили гоночного класса. У них высокая теплопроводность и повышенная теплоемкость.
Типы антифриза
Методики изготовления ОЖ всегда шагали в ногу с совершенствованием моторов, поэтому критерии для разработки антифризов все время устанавливал проектировщик ДВС. Конструкторы производителей авто имели собственные взгляды на свойства охлаждающих смесей. В итоге современная промышленность сегодня выпускает слишком разную продукцию такого плана и нужно знать, как выбрать антифриздля авто.
Традиционные
Пионерами в автомобильной сфере стали неорганические антифризы с преобладанием присадок в виде солей минеральных кислот (нитраты, силикаты, нитриты и бораты). Таким был отечественный «Тосол А-40», популярный во времена СССР, и его версия – низкотемпературный «Тосол А-65». И несмотря на мифы и легенды, это был антифриз, а не охлаждающая жидкость, рассчитанная на советский автопром.
Задача солей-ингибиторов – замедлить проявление коррозии. Доля присадок в жидкостях такого типа довольно велика. При попадании в ДВС соли тут же образуют пленку на металлических поверхностях системы охлаждения для защиты их от действия моноэтиленгликоля (МЭГ).
Преимущество неорганического антифриза в его универсальных свойствах. Рассчитанный на чугунные блоки цилиндров КШМ и радиаторы из меди, этот состав отлично сохраняет и алюминий.
Но недостатков у него гораздо больше. Прежде всего, защитная пленка затрудняет теплообмен. Для старых двигателей, где рабочая температура не поднималась выше 80 °С, это особого значения не имело. Но в форсированных современных агрегатах с высокой тепловой нагрузкой такую ОЖ использовать запрещено.
Во-вторых, традиционный антифриз недолговечен. Образуемая им пленка постепенно разрушается, и начинается процесс коррозии металла. Присадки, изначально осевшие на стенки, уже не могут восстанавливать защитное покрытие системы охлаждения, поскольку в циркулирующей жидкости их больше нет.
В-третьих, при износе антифриза образуется абразивная взвесь твердых частиц, вредящих сальникам водонасоса.
Карбоксилатные
С увеличением мощности и тепловой нагрузки ДВС несовершенство предыдущих ОЖ становилось все серьезнее. Тогда ученые придумали другой, принципиально новый, способ для защиты механизмов от коррозии. И это были органические ОЖ.
Как видно из названия, в основу их заложены карбоксилаты – карбоновые минеральные кислоты и их соли. К первым относится обычный уксус, например. И действуют присадки тоже по-иному, не так, как предыдущие добавки. Не оседая на поверхности системы охлаждения, они хранятся в антифризе и работают локально – в местах, где начался процесс коррозии. Проблемные участки покрываются защитной пленкой, которая гораздо тоньше, чем у традиционных ОЖ.
Перед тем каквыбратьантифриз, нужно учесть, что карбоксилатные составы более теплопроводны и лучше остужают перегретый двигатель. Причем они и служат дольше. Но недостаток в том, что сфера их эксплуатации ограничена современными ДВС из алюминия. А вот чугун и медь (в старых радиаторах) с карбоксилатным антифризом довольно быстро окисляются на воздухе. Поэтому придется постоянно проверять уровень жидкости в расширительном бачке, чтобы не завоздушилась система охлаждения.
Гибридные
Очередным этапом в улучшении ОЖ стала разработка гибридных антифризов с минимальным содержанием присадок. Они состоят из 60-70 % неорганических солей плюс остальная часть – карбоксилаты. Такая жидкость создает комбинированную защиту. В чем ее смысл? Часть добавок моментально покрывает внутренние стенки для сдерживания коррозии металла. Остальные вещества срабатывают там, где защитное покрытие нарушено.
Преимущества и недостатки также совместимы. По-прежнему защитное покрытие остается толстым, что уменьшает эффективность охлаждения. Зато благодаря карбоксилатным элементам такие жидкости эксплуатируются дольше, чем традиционные.
Лобридные
Следующий вид смешанных антифризов с преобладанием карбоксилатной составляющей (всего 10 % неорганических солей). Иначе говоря, защиту обеспечивает органическая технология с локальным действием присадок в местах коррозионных проявлений. Неорганические соли создают тончайший слой.
Такие жидкости с высокой степенью теплоотдачи и большим ресурсом рассчитаны на двигатели современной сборки. Но из-за сложностей изготовления (дорогостоящее производство) антифризы Low Hybrid стоят дорого.
Вопрос, как выбрать хороший антифриз, волнует многих. Поэтому стоит отметить, что «гибриды» и «лобриды» подразделяются на силикатные или фосфатные. Это зависит от вида солей в неорганической группе используемых добавок. Первые из них стандартно заливают европейские производители авто. И в первую очередь это компании Mercedes-Benz и BMW, автоконцерн VAG и другие автомобильные гиганты. Фосфатные используют заводы из Кореи и Японии. Но по большому счету принцип работы антифризов (в части предупреждения коррозии) в обоих случаях ничем не отличается.
Поддельные
К сожалению, российский рынок не избавлен от подобной категории товаров. Как правило, изготовители такого контрафакта преподносят его как известный всем тосол либо его новейшие аналоги. Иногда производитель представляется малоизвестным, но вполне авторитетным создателем современных новинок ОЖ.
Самые грубые подделки производят из метилового спирта – ближайшего аналога «незамерзайки», которую зимой довольно часто предлагают на обочинах дорог. Кроме снижения температуры замерзания (то есть замедления кристаллизации) подобные составы ничего больше не «умеют». Метил, который закипает после нагревания до 80-85 °С и выше, становится причиной паровых пробок бензина и прочих неприятностей в системе охлаждения ДВС. Вдобавок он образует ядовитые, взрывоопасные пары, которые при нагревании приводят к возгоранию «антифриза».
В течение последних лет в нашей стране ужесточен контроль над оборотом метанола. Поэтому теперь значительная часть подделок охлаждающей жидкости производится из отработанных продуктов, то есть использованной ОЖ либо теплоносителя, который применяется в системах отопления. Эти составы распознать сложнее, и при покупке следует проверить, что вам продают.
Выбор между антифризом и тосолом
Итак, как выбрать антифриз для нового автомобиля или для замены, объясняем дальше. Как говорилось ранее, тосол — такой же антифриз, который появился на заре 70-х. Он создан московским институтом органической химии и технологии. «ТОСол» (так назывался состав в самом начале) – это сокращение от названия «технология органического синтеза» и окончания «ол», которым завершаются названия спиртов.
Такую жидкость выпускают и сейчас, но формула ее немного изменилась. В основном тосол используют в старых авто, произведенных советским автопромом и оборудованных ДВС из чугуна. Современные ОЖ рассчитаны на двигатели из латуни, меди, алюминия.
В тосоле минимум присадок, поэтому его цена ниже. Это дает владельцам стареньких авто возможность сэкономить на их содержании. Зато срок службы данной жидкости короче по сравнению с антифризом. К тому же она хуже адаптируется к заморозкам. Поэтому вопрос об экономии неоднозначен.
Еще нужно иметь в виду: тосол не является официальной торговой маркой. Так часто называют все подряд ОЖ, которые имеются на рынке.
Советы по выбору антифриза
Чтобы понимать, как выбрать антифриз на доливку, нужно усвоить следующие принципы:
- Покупать средство соответствующего класса.
- Следовать рекомендациям производителя авто.
- Обязательно проверить диапазон рабочих температур продукта.
- Приобретать продукцию надежных продавцов.
- Не смешивать между собой разные марки антифриза без острой необходимости!
Если имеется возможность, лучше не доливать ОЖ, а полностью менять оставшуюся смесь на качественный одинаковый продукт.
Мнения автовладельцев об антифризах
- Проверка качества антифриза
«Я, например, использую для теста лакмусовую бумагу. Все знают, что она меняет цвет окраски с розовой (низкий pH) до синей (высокий водородный показатель). В идеальном варианте должен быть зеленый. Это показатель нормального кислотно-щелочного баланса охлаждающей смеси, а точнее – pH в диапазоне 7-9. Если это не так и получился розовый или синий оттенок лакмуса, лучше не покупать этот товар.
Есть еще один простой способ проверки с помощью обычной соды. В дешевых антифризах часто присутствуют кислоты, включая серную. Поэтому, если в пробник с жидкостью добавить соду, то начнется бурная реакция, сопровождаемая выделением пузырьков газа на поверхность и появлением осадка. Отсюда вывод: если вы увидели подобный результат, значит, смесь содержит кислоту и покупать такой продукт не стоит. Это опасная затея».
- Заблуждения о цвете антифриза
«Считаю, что выбирать жидкость только по цвету ни в коем случае нельзя. Можно угробить свой автомобиль. Если до этого вы заливали зеленый либо красный антифриз, совсем необязательно в очередной раз покупать такой же. Цвет жидкости указывает только на краситель, а не на свойства данного продукта. К тому же разные производители используют свои оттенки ОЖ. Это не показатель качества товара.
Автовладельцы, выбирающие антифриз по цвету, уверены, что он как раз и отражает свойства данного продукта. Но это справедливо при одном условии: если охлаждающая смесь изготовлена по правилам компании Volkswagen, где каждый цвет связан с определенным классом. Из серии товаров этой фирмы для России довольно часто покупают красный и зеленый антифриз».
- Можно ли разбавлять антифриз водой?
«Иногда бывает так, что жидкость испарилась из системы охлаждения, возможно, даже вытекла. Но нужно срочно выезжать. Что делают водители: доливают в бачок водопроводную воду до положенного уровня. В экстренном случае это спасает, и на разбавленной смеси можно эксплуатировать мотор непродолжительное время. Но если ездить долго, это не самая удачная затея, так как это до хорошего не доведет.
Одно дело, когда добавлено чуть-чуть фильтрованной, а еще лучше дистиллированной воды. А если взять водопроводную, то можно вывести из строя ДВС. Поэтому, как только появляется возможность, меняйте хладагент».
Сделаем выводы. Теперь вы знаете, как выбрать антифриз. Но все же при покупке нужно следовать рекомендациям производителя в техпаспорте автомобиля. Там обязательно будет указан класс ОЖ и оптимальный вариант (марка смеси), который лучше применять. Не забывайте просмотреть состав продукта и сравнить с тем, что предусмотрено в инструкции к авто. И главное – не стоит экономить на покупке, поскольку хладагент влияет на работу ДВС, а значит, на исправность самого автомобиля.