Как управлять машиной с прицепом: правила, штрафы за нарушение
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Документы, необходимые для управления машиной с прицепом
- Правила загрузки прицепа автомобиля перед отправлением в путь
- Главные правила управления машиной с прицепом
- Как управлять машиной с прицепом при движении задним ходом
- Какие штрафы предусмотрены за нарушением правил управления машиной с прицепом
- Часто задаваемые вопросы об управлении машиной с прицепом
Как управлять машиной с прицепом? В первую очередь необходимо убедиться, что все документы, предоставляющие на это право, имеются и правильно оформлены. Второй важный момент – загрузка. Третий – правила управления, пусть и небольшим, но автопоездом.
Что нужно знать? Прежде чем садиться за руль автомобиля с прицепом, изучают теорию, берут несколько уроков вождения у опытного инструктора или читают соответствующие статьи, которые подскажут, как правильно двигаться в потоке, контролировать прицеп.
Документы, необходимые для управления машиной с прицепом
Паспорт транспортного средства
В ПТС зафиксированы данные о прицепе, а именно VIN, максимально допустимая масса, цвет, год изготовления, а также информация о владельце. Этот документ обновляется при переходе права собственности и выдается с момента первичного приобретения прицепа.
Свидетельство о регистрации
Свидетельство, являющееся ключевым документом для прицепа, подтверждает регистрацию в ГАИ, включая информацию о владельце и номерные знаки. Выдача этого документа обойдется в 500 рублей, но стоимость снижается до 350 рублей при регистрации через интернет-сервис госуслуг. Находясь за рулем автопоезда, важно всегда иметь при себе это свидетельство независимо от того, кто владеет прицепом.
Получение госномера для прицепа и свидетельства о его регистрации происходит одновременно в ГАИ. В случае обнаружения нарушений, зафиксированных камерами по номеру прицепа, ответственность ложится на его владельца. Стоимость регистрационных знаков составляет 1500 рублей, но при регистрации через интернет-сервис «Госуслуги» сумма снижается до 1050 рублей.
Водительские права для перевозки прицепа
Если вес прицепа не превышает 750 кг, достаточно иметь права категории B. В случае если масса прицепа больше, необходима категория BE для его транспортировки. Интересно, что вес полностью загруженного прицепа может превосходить вес самого автомобиля, как это бывает с прицепами-дачами.
Страховка ОСАГО
Для использования автомобиля с прицепом достаточно внести соответствующие изменения в полис. В случае приобретения прицепа после оформления полиса необходимо уведомить страховую компанию для бесплатного обновления документа, указав использование прицепа. При электронном полисе обновленный документ с новым номером и необходимой отметкой будет отправлен на вашу электронную почту после внесения изменений.
Техосмотр
Техосмотр и получение диагностической карты не требуется для прицепов, владельцем которых является физическое лицо, если их вес не более 3,5 тонны.
Правила загрузки прицепа автомобиля перед отправлением в путь
Основным моментом в том, как правильно управлять машиной с прицепом, является осознание влияния адекватного распределения груза на качество вождения. Распределение должно быть равномерным по площади, с центром тяжести, находящимся прямо над колесной осью.
Ниже представим основные ошибки:
- Когда нагрузка увеличивается на переднюю часть, это приводит к усилению нажатия задней оси автомобиля на дорогу и снижению нагрузки на его передние колеса, что затрудняет не только торможение, но и сам процесс управления автомобилем.
- В случае же увеличения нагрузки на заднюю часть прицепа он действует подобно рычагу, приподнимая задние колеса тягача, снижая тем самым их сцепление с дорожным покрытием и ухудшая общее управление.
- Если прицеп неравномерно загружен, это может вызвать его самопроизвольное раскачивание во время маневра, что часто заканчивается опрокидыванием и, как следствие, аварией.
Главные правила управления машиной с прицепом
В потоке автомобилей важно помнить правила:
- Принимая роль водителя с прицепом, сразу настраивайтесь на мысль, что вы управляете грузовым автомобилем. Это избавит от стремления занять левую полосу и сократит неприятные случаи на дороге и нелестные высказывания в ваш адрес от владельцев элитных джипов.
- Среди маневров с высоким риском стоит отметить резкое торможение на скользком повороте. На прицепе нет тормозов, поэтому его занос может подтолкнуть заднюю часть машины в сторону, увеличивая шансы на вращение автомобиля при продолжении торможения, где прицеп может встретиться с дверью водителя.
- Не прижимайтесь к бордюру, когда собираетесь повернуть направо. В момент поворота прицеп проходит меньший радиус, одно из его колес может заехать на тротуар. Пешеходы часто не ожидают такого маневра, так что будьте внимательны.
- Вытягивая автомобиль слишком далеко влево перед поворотом направо, вы рискуете, что кто-то займет возникшее пространство своим автомобилем. В таком случае вам придется объяснять сотруднику ГАИ, что ваш маневр не был совершен из несоответствующей полосы.
- Использование ближнего света фар во время езды по шоссе помогает заметить ваше транспортное средство встречным автомобилистам заранее, что позволяет им оценить размеры вашего автомобиля и обеспечивает безопасность движения.
- Особую осторожность надо проявлять в том случае, если на прицепе низкий тент. Опасность возникает при движении рядом с грузовиками и особенно в условиях недостаточного освещения. Если вы движетесь слева от грузового автомобиля, его водитель сможет вас увидеть только в том случае, если высунется в окно.
Еще хуже ситуация, когда вы находитесь справа – сидящий за рулем грузовой машины человек окажется вообще не в состоянии обнаружить ваш прицеп своевременно. Поэтому, поравнявшись с грузовой машиной с любой стороны, лучше посигналить и жестами показать водителю, что у вас сзади есть прицеп.
- Если пытаетесь встроиться в небольшой промежуток между автомобилями, следите за прицепом через зеркало заднего вида, помня, что его путь отличается от пути авто. Внимание к прицепу поможет избежать затрат на чужой ремонт.
- При начале движения ведите себя, будто за автомобилем тянется нечто на веревке, требующее мягкого старта, особенно это важно для авто с «автоматом», чей ремонт обходится дорого. После можно ускоряться более решительно, используя технику, которая в среде водителей называется «преднатяг».
- При подготовке к остановке автомобиля рекомендуется сначала уменьшить подачу топлива, а затем, после короткой задержки, активировать тормоза. Такой метод позволяет стабилизировать положение прицепа, что крайне важно на скользких поверхностях.
- Когда вы впервые пристегиваете прицеп в сезон, помните о новых габаритах вашего транспортного средства. Раньше, без прицепа, вам было проще совершать маневры, например уклоняться в сторону, чтобы пропустить встречный транспорт. Однако с прицепом такие действия требуют большей осторожности, так как прицеп может оказаться на встречной полосе и создать непредвиденные ситуации для других участников дорожного движения.
- Для уменьшения отскока прицепа на загородных грунтовых дорогах, особенно при его низкой загрузке, рекомендуется снижение давления в шинах.
- В случае экстренных или резких маневров автопоезд, особенно с прицепом, склонен к заносу и последующему раскачиванию, подобно маятнику, усиливая боковые колебания. Это состояние, известное как «динамический хлыст», приводит к повторяющемуся заносу транспорта, который можно прекратить, увеличив тягу и вытянув автопоезд.
- Включение поворотника заблаговременно перед началом перестройки не только предупредит невнимательных участников движения о вашем действии, но и даст шанс «спящим» водителям активизироваться, предотвращая потенциальное перекрытие пути. Ваши действия оценят разумные люди, а неосторожные могут быть остановлены прицепом, который послужит барьером от возможного столкновения сзади.
- При проезде через «лежачего полицейского» не надо спешить ускоряться. Дождитесь, когда ваш прицеп самостоятельно преодолеет препятствие, и только потом можно жать на газ, иначе высок риск потери незакрепленного груза. Прицепы из-за их низких амортизационных характеристик особенно уязвимы к поперечным препятствиям, таким как ямы, рельсы и канавы, в отличие от автомобиля.
Как управлять машиной с прицепом при движении задним ходом
Для выполнения маневра задним ходом применяются три способа посадки:
- Опытным водителям рекомендуется уделять внимание как прицепу, так и траектории движения, используя зеркала заднего вида. Имея перед глазами переднюю часть автомобиля, можно контролировать траекторию, соотнося его габариты с расстоянием до препятствия.
- В случае, если управление автомобилем с помощью зеркал еще не стало вашей сильной стороной, рекомендуется принять «обратную посадку». Нужно развернуться вправо на сидении и смотреть в заднее стекло. При этом управляйте автомобилем левой рукой, а правую держите на спинке сиденья рядом.
- В экстремальных ситуациях, когда наблюдается угроза с левой стороны, можно выглянуть из окна. Такой подход позволяет контролировать обстановку слева, однако оставляет правую сторону без надлежащего внимания.
Вот советы, чтобы удерживать ваш автопоезд на прямом пути без отклонений:
- Двумя руками за руль — в позиции десять и два по часовому циферблату, если следите за дорогой через зеркала. Это позволит вам точно управлять направлением колес вперед.
- При движении задним ходом захватывайте руль левой рукой за двенадцать, чтобы точно вести автопоезд.
- Чтобы корректировать положение прицепа, незначительно поворачивайте руль и быстро возвращайте его в исходное положение. В случае необходимости повторите действие несколько раз, пока не достигнете желаемого результата.
- Держа руль неподвижно после поворота, вы замедлите свою реакцию на смещение прицепа, что потребует корректировки курса.
- Стоит предвидеть реакцию прицепа на движение руля, иначе придется крутить руль все с большей амплитудой.
- Во избежание проблем не вращайте руль, когда авто неподвижно; ведь истинное положение колес становится очевидным только в движении.
- Если обнаружите, что прицеп начинает «складываться», вернитесь к исходному положению, растянув автопоезд.
- При ощущении паники или потери контроля используйте метод «трогаемся – останавливаемся», избегая вращения руля на месте, что даст возможность восстановить управление и оценить обстановку.
- Сосредоточив внимание на перемещениях прицепа, также не упускайте из виду размеры вашего автомобиля, предотвращая выезд передних колес за пределы дороги и нежелательные сдвиги в положении кузова.
Какие штрафы предусмотрены за нарушением правил управления машиной с прицепом
Расскажем, как избежать нарушений ПДД при управлении транспортным средством с прицепом, чтобы не столкнуться с финансовыми взысканиями от ГАИ.
Какие действия водителя с прицепом могут привести к штрафам и каковы последствия?
За транспортировку людей в прицепе предусмотрен штраф по п. 22.8 ПДД и ч. 1 ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
В случае нарушения вам грозит штраф в размере 1000 рублей.
Штраф за транспортировку грузов с нарушением основных правил перевозки — раздел 23 ПДД, часть 1 ст. 12.21
К таким нарушениям относятся: перевозка грузов сверх установленного лимита веса, отсутствие должного контроля за расположением, закреплением и состоянием груза для предотвращения его падения, а также груз, который:
- мешает видимости внешних осветительных устройств, знаков и отражателей, также блокирует распознавание жестовых сигналов;
- осложняет вождение и снижает стабильность автомобиля;
- мешает видимости за рулем;
- ухудшает условия проезда для остальных на дороге;
- повышает уровень шума, выделяет пыль и вредит чистоте асфальта и природе.
Штраф предусмотрен в сумме 500 рублей, однако в случае первого нарушения вас могут просто предупредить вместо этого.
Штраф за отсутствие документов на прицеп — ст. 12.1, часть 1 ст. 12.3, часть 1 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях
В случае отсутствия регистрации прицепа в ГАИ спустя 10 дней после его приобретения вас ожидает наказание в виде штрафа от 500 до 800 рублей.
Повторное нарушение повлечет за собой более строгое взыскание – штраф в размере 5000 рублей с возможным лишением водительских прав на период от одного до трех месяцев.
В том случае, если у водителя зарегистрированный прицеп, но документы отсутствуют при нем, предусмотрено либо предупреждение, либо штраф в 500 рублей. Дополнительно автомобиль могут отправить на штрафстоянку.
Штраф за неисправные габаритные огни — ст. 12.5 часть 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Обязанность включать габаритные огни возникает в трех ситуациях: в темное время суток, когда условия видимости ухудшены, и при проезде через туннель. Такая мера призвана предотвращать ДТП. Штраф за пренебрежение этим правилом составит 500 рублей.
Штраф за езду с прицепом без соответствующей категории — ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Если вы хотите узнать, как управлять машиной с прицепом, нужно обучиться на соответствующую категорию прав. Когда суммарный вес автомобиля и его прицепа выходит за рамки разрешенного, а у водителя нет квалификации категории BE, действия такового расцениваются как управление без прав. Согласно законодательству за подобное нарушение предусмотрен штраф от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, по статье 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях инспектор имеет право отправить транспортное средство нарушителя на штрафную стоянку.
Часто задаваемые вопросы об управлении машиной с прицепом
Как застраховать прицеп к легковому автомобилю?
Страхование прицепа возможно исключительно по каско, что покрывает различные угрозы, включая ДТП, кражу, разрушение, стихийные бедствия и действия третьих лиц со злым умыслом.
Основной интерес к страхованию прицепов проявляют коммерческие перевозчики, которые обеспечивают защиту как для грузов, так и для самих прицепов, застраховывая их от кражи и повреждений по отдельным договорам.
Что касается страхования специализированных прицепов, таких как дома на колесах или прицепы с установленным оборудованием, они защищаются по программам для спецтехники от всех рисков одновременно, где стоимость полиса определяется в зависимости от типа и веса транспортного средства, а также от выбранного страхового плана.
Если речь идет о страховке для прицепов легковых автомобилей, которые применяются в повседневной жизни (например, для транспортировки личных вещей, строительных материалов, велосипедов и прочего), то найти подходящее предложение может оказаться непросто. Ведь страхование таких объектов предполагает разработку специальных программ, к которым не все агентства готовы.
С другой стороны, стоит учитывать, что в случае аварии, если прицеп и перевозимый в нем груз пострадают, компенсацию за ущерб можно будет получить через страховку ОСАГО виновника, соблюдая установленные пределы возмещения.
Что делать при ДТП с прицепом?
При авариях с участием прицепа процедура оформления инцидента аналогична стандартной, но существуют определенные особенности. Например, в случае столкновения арендованного прицепа с автомобилем обязательно потребуется присутствие сотрудников ГАИ, поскольку оформить такую аварию через европротокол невозможно.
В ситуации, когда при движении назад прицеп повреждает машину, ущерб по прицепу покроется за счет ОСАГО, тогда как владелец поврежденного авто должен будет обратиться к своей страховой.
Когда автомобиль сталкивается с прицепом, ведомым другой машиной, обычно повреждения получают оба транспортных средства. В таком случае пострадавшая сторона имеет право на компенсацию по ОСАГО, которая охватывает ремонт как автомобиля, так и прицепа.
Нужно ли предоставлять инспектору документы на прицеп?
Вождение автомобиля с прицепом требует от водителя не только умений маневрировать и придерживаться правил дорожного движения (ПДД) и техники безопасности, но и предъявления документов на прицеп при запросе сотрудников ГАИ, как указано в разделе 2.1.1 ПДД.
Следуя правилам дорожного движения и технике безопасности, а также аккуратно осуществляя маневры, вы сможете извлечь максимальную выгоду от использования прицепа!