Как убрать стук рейки и продлить срок ее службы
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Конструкция рулевой рейки
- Причины появления стука в рейке
- Выявление неисправности в рейке
- Ремонт рулевой рейки своими руками
- Отзывы автолюбителей о рулевой рейке
- Советы профессионалов по эксплуатации рулевой рейки
Рулевая рейка – один из наиболее важных элементов автомобиля, ведь она предназначается для управления автомобилем. Соединяя между собой руль и колеса, узел обеспечивает безопасность водителю и пассажирам. К сожалению, ни один автомобиль невозможно уберечь от разного рода поломок и неисправностей. Услышав непонятные звуки при езде, водитель обязан обратить на них внимание. Вполне возможно, что это стучит рулевая рейка. В первую очередь следует определить причину неисправности и понять, как убрать стук в рейке.
Даже те водители, которые пренебрегают регулярным осмотром автомобиля, услышав стук в рейке, сразу едут на станцию технического обслуживания. Ведь им известно, что подозрительный звук при езде – сигнал, говорящий о выходе из строя рулевого управления.
Конструкция рулевой рейки
Механизм устроен очень просто. Рулевая рейка входит в состав системы, осуществляющей управляемый поворот колес. Именно наличие такого механизма позволяет удерживать автомобиль на нужной траектории. Рейка отвечает за перемещение ведущей шестерни, соединенной с колесами автомобиля.
Основа функционирования механизма поворота проста для понимания: во время вращения руля рейка совершает поступательное движение в аналогичную сторону, перемещая тем самым рулевые тяги. Как результат работы этой механической передачи – поворот колес.
Рулевая рейка – достаточно надежный механизм, однако у такого устройства управления есть некоторые слабые стороны:
- Высокая восприимчивость к воздействиям ударного характера, которые чаще всего встречаются при езде по дорогам с некачественным покрытием.
- Некоторая вибрационная активность механизма.
- Отдельные детали рулевой рейки работают под большой нагрузкой.
- Монтаж узла по сложности сильно превосходит его устройство.
Причины появления стука в рейке
Рулевая рейка весьма надежна, но недостатки также имеются. Это не только восприимчивость к ударам, но и трудоемкость монтажа, и чувствительность к вибрации. Нагрузки от дороги вызывают постепенный выход из строя компонентов рулевого механизма. И вот уже владелец авто озадачен вопросом, как убрать стук в рулевой рейке?
Основные причины появления этого звука таковы:
- Выход из строя пластмассовых втулок, расположенных с краев рейки. Они изнашиваются и вызывают большой люфт, который проявляется характерным шумом во время езды.
- Плохая затяжка соединений системы рулевого управления. В данном случае неприятность устраняется простой подтяжкой ослабившихся креплений.
- Люфт, обусловленный коррозией металла рулевой рейки.
- Разрушение пыльников. Утрата защиты в местах подвижных соединений приводит к попаданию и накоплению внутри механизма грязи, имеющей абразивные свойства и изнашивающей детали.
- Изменение геометрических размеров картера, в результате чего нарушается нужный угол между зубьями и винтом.
- Предельный износ центрального зуба.
- Часто встречающаяся неисправность — течь рулевой рейки в автомобилях, оснащенных гидроусилителем (ГУР). Принцип действия этого устройства таков: особый насос посредством создаваемого давления масла помогает поворачивать руль. Однако рано или поздно изнашиваются сальники, масло начинает просачиваться, и давления его уже недостаточно для уверенной работы механизма. Это проявляется как затрудненное вращение руля. Дальнейшее развитие неисправности — увеличение интенсивности износа и стук в рулевой рейке.
- Результатом длительной паузы использования авто может явиться ржавление вала и затрудненное вращение рулевого колеса, сопровождающееся стуком. Наличие еще и гула является явным признаком неисправности маслонасоса ГУР. Он не может развить необходимого давления. Устранить проблему можно лишь путем замены этого узла.
Как правило, рейки производят из металла, не отличающегося твердостью. Возможно смятие такого материала с течением времени. Поэтому неотъемлемой частью проверок технического состояния авто его владельцем является также осмотр рулевой рейки. Изучив причины появления шума в данном механизме, мы можем определиться, как убрать стук в рулевой рейке.
Определение неисправности в рейке
Первым делом проверить, действительно ли есть проблема с рулевой рейкой. Делается это на смотровой яме при заглушенном моторе. Руль вращают с одного крайнего положения в другое несколько раз.
При подобной диагностике не обойтись без помощника. Один человек вращает руль, другой наблюдает за работой рейки из ямы. Таким методом можно проверить, есть ли зазоры в шарнирах. Их придется заменить, если отсоединение рычагов и тяг не приводит к исчезновению стука.
Существует несколько причин, вызывающих стук рулевой рейки. Именно поэтому важной частью ремонта является поиск источника неисправности. Наиболее часто стук обусловлен износом тяг и рулевых наконечников. Характерный признак, указывающий на порванный наконечник, — повреждение его пыльника. Негерметичность последнего вызывает быстрый износ шарового соединения. А вот определить исправность тяги — задача более сложная.
Особенно тяжело установить причину стука рулевой рейки в подержанных авто, предыдущий владелец которых мог ограничиться заменой порванной детали без более глубокого ремонта.
Чтобы локализовать неисправность тяги, нужно освободить ее от пыльника и проверить наличие люфтов.
Чаще всего стук рулевой рейки вызывает втулка. Не имея жесткого крепления, она перемещается вместе с пружиной, зафиксированной болтом и контргайкой.
Подавляющее большинство автомастерских не хотят менять только втулку, а предлагают полную замену рулевой рейки.
Ремонт рулевой рейки своими руками
После обнаружения неисправной детали автовладелец должен выбирать из следующих вариантов решения вопроса, как убрать стук в рейке:
- самостоятельный ремонт рулевой рейки;
- восстановление при помощи профессионала;
- полная замена редуктора.
Если восстановить рулевую рейку не представляется возможным, однозначно придется приобрести новую. Причем данный узел совсем недешевый, однако затраты окупятся в том плане, что новая деталь гораздо надежнее, чем прошедшая восстановление.
Как убрать стук в рулевой рейке, если его источник – рулевые наконечники? Это достаточно простой и незатратный вариант ремонта. Стоимость замены этих частей в любой СТО вполне доступная. Если автовладелец не обладает навыками автослесаря и нет необходимых инструментов, значит, браться за решение проблемы своими силами не стоит.
Также распространенная проблема – когда стук происходит в месте стыка тяги и рейки. Ремонт этой неисправности вполне возможен силами автолюбителя. Нужно выполнить такую последовательность действий:
- снять пыльник и освободить узел от смазки;
- заменить втулку в случае ее износа;
- смыть загрязнения с пружины при помощи солярки или специального очистителя;
- осмотреть пыльник на наличие трещин и порывов, даже самых мелких. При обнаружении таковых установить новую защиту;
- затянуть болт, фиксирующий втулку, осторожно прикладывая усилие, чтобы избежать повреждения механизма.
По окончании ремонта проверить работу системы рулевого управления в собранном виде. Если стука больше нет – это доказательство корректности проведенного ремонта. В противном случае лучше передать исправление проблемы компетентным специалистам.
Если авто оснащено гидроусилителем, то демонтажу должен предшествовать слив рабочей жидкости из системы. Для снятия редуктора с ГУР нужно сначала открутить подрамник, что невозможно сделать без помощи второго человека. Когда помощника найти не получается, работу лучше доверить СТО.
Чтобы восстановить рулевую рейку своими руками, предварительно стоит приобрести специальный ремкомплект, состоящий из втулки, уплотнителей и сальников. Найти подобные расходные материалы можно как в автомагазинах, так и на рынках.
Отзывы автолюбителей о рулевой рейке
- Стоимость ремонта
«Нередко мне жалуются владельцы автомобилей: «Появился стук в рулевой рейке, собираю деньги, буду менять узел». Это обусловлено тем, что рулевой механизм многих моделей машин способен выдержать всего 100–150 тыс. км, после чего появляется стук. Особенно сильно этот шум дает о себе знать при езде по неровностям, резких поворотах. Совершенно согласен, что неисправность нужно устранять. Однако не многие знают, как убрать стук в рулевой рейке без значительных финансовых затрат.
Новая рулевая рейка весьма недешева, и приобрести ее можно только в сборе. Однако на отечественных СТО давно овладели ремонтом стучащих реек. При успешном восстановлении экономия по сравнению с покупкой новой впечатляет. К примеру, деталь в магазине стоит 40–50 тысяч рублей. А за восстановление придется заплатить всего 10 тысяч. Допустимо приобрести бывшую в употреблении рейку, однако в этом варианте нет гарантии надежности детали, можно столкнуться с необходимостью нового ремонта в скором времени».
- Нечестные автомеханики
«Часто при прохождении ТО специалисты автосервиса рекомендуют заменить рулевую рейку. При этом владелец авто даже не подозревает о неисправности в данном механизме, не имеет навыков его диагностики. В такой ситуации не стоит спешить соглашаться на предложение ремонта. Лучше проверить «диагноз» в другом сервисе, которому доверяет автовладелец. Потому что часто недобросовестные работники СТО пытаются заработать на наивных автолюбителях, пугая их надуманными проблемами, которые у всех на слуху».
- Можно ли ездить со стучащей рулевой рейкой?
«Опыт показал, что очень часто неисправности рулевой рейки встречаются у автомобилей японского производства. Речь не идет о конкретной модели или производителе – все машины из Японии «болеют» этим. Многие владельцы таких иномарок хотят знать ответ на вопрос, возможна ли эксплуатация машины, если в рулевой рейке стук? Я постарался уточнить информацию у профессионала, автомеханика, которого я хорошо знаю.
Наиболее часто стук возникает из-за изношенной втулки в рулевой рейке. Это происходит по причине выработки ее ресурса, а также окисления и воздействия грязи. Теоретически можно продолжать ездить на автомобиле со стуком в рулевом механизме. Бывали случаи, когда удавалось проехать с таким дефектом еще 40–50 тысяч километров.
Но рекомендовать такое поведение вряд ли корректно. Потому что эксплуатация неисправной рейки ведет к развитию дефекта, потом придется провести более серьезный и дорогостоящий ремонт. С точки зрения экономии финансов лучше сразу восстановить рейку собственными силами или отдать эту работу профессионалам».
Советы профессионалов по эксплуатации рулевой рейки
1. Обращайтесь только к профессионалам
«Изучить неисправность рулевой рейки и локализовать место стуков возможно только на поднятом авто, причем понадобится специализированное оборудование. Это справедливо как для устаревших ныне червячных и винтовых рулевых механизмов, так и для реечных, которые широко распространены в настоящее время. Лишь опытному профессионалу под силу найти виновника посторонних шумов.
В некоторых случаях проблема может быть решена простой затяжкой ослабленного крепления. Не стоит недооценивать важность квалифицированного подхода к вопросу, как убрать стук в рейке. Поэтому лучше однозначно обращаться на соответствующие СТО!»
2. Советы, как продлить срок службы рулевой рейки
- как можно реже делать резкие повороты;
- воздержаться от внезапных торможений и стремительных ускорений;
- при парковке лучше не доехать до бордюра, чем удариться о него колесами. Наиболее болезненны для современных типов подвески боковые удары;
- неровности, ухабы и ямы на дороге нужно проезжать максимально аккуратно;
- остерегаться необозначенных «лежачих полицейских», наезд на такие препятствия – одна из основных причин поломки рулевых реек, по утверждению работников СТО;
- не пренебрегать профилактикой рулевого механизма и всей передней подвески в целом;
- особое внимание уделять целостности сальников, пыльников и прочей защиты. При выявлении малейших повреждений менять без колебаний, так как это намного дешевле потенциального ремонта.
При обнаружении изменений в поведении авто на дороге, появлении новых шумов, скрипов, стуков незамедлительно заниматься поиском вызвавших это явление причин».