Как снять гидроусилитель руля и заменить его
Какие могут быть проблемы? Снять гидроусилитель руля не так-то просто, как кажется на первый взгляд. На некоторых автомобилях для этого нужно половину двигателя раскидать. Обидно бывает после проделанных работ, что всего этого можно было избежать, так как некоторые неполадки гидроусилителя исправляются на месте без снятия.
На что обратить внимание? Именно поэтому любой признак выхода из строя агрегата нужно тщательно диагностировать. Настороженность должны вызывать отдача в руль, тугое его проворачивание, повышенный шум во время езды и проч. Поняв, в чем дело, можно обойтись малой кровью, например, настройкой работы насоса в гидроусилителе.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Конструкция гидроусилителя руля и признаки его неисправности
- Причины выхода гидроусилителя руля из строя
- Пошаговое руководство по снятию гидроусилителя руля
- Альтернативный способ снятия гидроусилителя руля
- Как заменить гидроусилитель руля
- Мнение автовладельцев о работе гидроусилителя руля
Конструкция гидроусилителя руля и признаки его неисправности
Гидроусилитель руля – это устройство, позволяющее увеличить производительность рулевого управления без изменения необходимого прикладываемого усилия. В результате «крутить баранку» получается легче. На разных моделях автомобилей устройство гидроусилителя отличается, но все же у них присутствуют и некоторые общие части.
Во-первых, насос, нагнетающий давление в системе. Во-вторых, распределитель, который раздает жидкость в те или иные цилиндры. (Поршень в таком цилиндре подает усилие на устройство поворота колеса, что снижает нагрузку на руль). И в-третьих, это, конечно же, универсальные соединительные шланги и патрубки.
Отличительной особенностью дефектов системы гидроусилителя руля (ГУР) является то, что откладывать на потом их ремонт нельзя (это же рулевое управление!), потому что до сервиса можно просто не доехать. При этом некоторые неисправности достаточно просто устранить даже собственными силами, заменив дефектную деталь.
Но если речь идет о более масштабных поломках, которые требуют замены всего устройства усилителя, то здесь без помощи компетентных специалистов, оказываемой в присутствии специального технологического оборудования, будет не обойтись. Новые модели иномарок оснащаются крайне сложными механизмами усилителя руля, так что не стоит ничего пытаться делать «на коленке».
Тем более что усредненная стоимость замены данного узла на станциях технического обслуживания находится на уровне примерно 30 долларов США (в сервисных центрах эта цена выше из-за того, что используются исключительно фирменные запчасти).
Внезапная поломка ГУР может привести к возникновению аварийной ситуации, так как несмотря на то, что классическое рулевое управление «подстраховывает» гидравлику, при такой поломке на него внезапно «сваливается» непривычно большая нагрузка, в результате чего с управлением не справляется водитель.
Признаками грядущей беды могут быть следующие эффекты:
- ГУР при работе издает мягкое шуршание – это масло движется по открываемым узким каналам. Но если этот звук меняется и становится, к примеру, непривычно громким, да еще и усиливающимся в зависимости от поворота руля, то это очень серьезный повод заехать на диагностику в центр технического обслуживания.
- На корпусе насоса-нагнетателя появляются следы подтеков масляной жидкости.
- Повреждены шланги высокого давления.
- Понизился уровень жидкости в расширительном бачке.
- При вращении руля появляется непривычно большое сопротивление.
Разберем эти и другие неполадки более подробно.
Причины выхода гидроусилителя руля из строя
Главные причины неисправностей, а также советы по их нейтрализации и исправлению указаны в приведенной ниже таблице.
Дефект/неисправность |
Причины |
Советы по устранению дефектов |
Отдача и толчки, передающиеся на руль во время езды. |
Здесь корень проблемы может заключаться в некорректной (слабой, некачественной) затяжке приводного ремешка насоса-нагнетателя. |
Для начала попробуйте затянуть его потуже. Если эффект не пропадет, то меняйте насос. |
Требуется приложить слишком много усилий (для машины, оснащенной ГУР), чтобы повернуть руль. |
Имеет место: • износ приводного ремешка насоса-нагнетателя (или его некачественная подтяжка); • снизившийся уровень жидкости в системе; • малая мощность, подаваемая на нагнетательный насос; • испачкавшийся фильтр жидкости в системе ГУР; • в системе по каким-то другим причинам присутствует пониженное давление; • присутствуют воздушные пробки. |
Для устранения проблемы: • подтяните приводной ремешок; • добавьте жидкости в систему; • настройте обороты холостого хода, чтобы на нагнетательный насос поступало достаточно энергии (проверьте дроссельную заслонку, замените датчики); • поменяйте фильтр; • поменяйте или отремонтируйте насос-нагнетатель; • продиагностируйте уплотнительные элементы, удалите все воздушные пробки. |
После того как руль пройдет среднее положение, для дальнейшего вращения требуется прикладывать больше усилий. |
Здесь на 99 % виновником является насос-нагнетатель. |
Следует тщательно продиагностировать насос. Его можно либо починить, либо заменить. Но в любом случае потребуется диагностика всей рулевой системы (ГУР). |
В одну сторону руль вращается легче, чем в другую. |
Корень проблемы в исправности насоса-нагнетателя. |
Скорей всего, проблема в сальниках насоса – они подтекают, так что следует их поменять. |
Быстрое выкручивание руля требует больше усилий, чем медленное. |
Возможные причины: • приводной ремешок насоса подтянут недостаточно сильно; • слишком малая мощность на холостом ходу; • воздушная пробка в гидравлической системе ГУР; • неравномерная работа насоса-нагнетателя; • механические дефекты ГУР. |
Ремонт должен заключаться в следующем: • Подтяжка приводного ремешка. • Увеличение уровня холостых оборотов. • Гидравлическая система обследуется на предмет поиска утечек. Воздушные пробки ликвидируются. • Насос либо ремонтируется, либо заменяется. Производится исследование всей системы ГУР. |
ГУР не выполняет функции усиления поворотного момента. |
Возможные корни проблем: • утечка жидкости; • воздушная пробка в системе ГУР; • износ механических деталей рулевого привода; • дефект колес (износ шин). |
Рекомендации: • Выявить место утечки, добавить жидкости в систему. • Найти место подсоса воздуха, устранить пробку. • Сделать полную диагностику рулевого механизма с заменой дефектных деталей. • Сделать балансировку колес. |
Усиленный шум при работе ГУР |
Недостаток жидкости в гидравлической системе. Она может выбрасываться через предохранительный клапан в расширительный бачок. В последнем случае в крайнем положении рулевого колеса будет слышен свист. |
Клапан должен быть продиагностирован на предмет утечки; в расширительный бачок следует добавить масло, а из системы удалить все воздушные пробки. Также оцените показатель создаваемого насосом давления. |
Наличие вибрации |
Здесь либо резина на передних колесах износилась, либо в системе ГУР образовалась воздушная пробка. |
Начните проверку с колес. Если с резиной все в порядке, то начинайте диагностику гидравлики на предмет подсоса воздуха. Удалите пробку. |
Пошаговое руководство по снятию гидроусилителя руля
Для простоты восприятия данный процесс лучше разбить на несколько этапов.
Подготовка к демонтажу
В первую очередь со всех узлов ГУР следует убрать загрязнение. Пользоваться при этом нужно очистителем высокого давления, потому что вытирание тряпочкой эффекта не даст, и в итоге размазанная грязь, попавшая внутрь гидравлической системы, обязательно осложнит жизнь в будущем. Кроме того, из расширительного бачка следует по максимуму откачать жидкость (лучше всю, тогда она точно не разольется при разборке системы).
Снятие шланга высокого давления (ШВД)
Стопорная гайка ослабляется и снимается. Вслед за ней ослабляется и ремень. Силу его натяжения нужно зафиксировать для себя, чтобы при последующей сборке натягивать так же туго. Далее осторожно опускаем усилитель, выкручивая регулировочный винт, и снимаем ремень. Шланг высокого давления освобождается после выкручивания болта (для этого используется ключ на 17). Шланг аккуратно снимается.
Шланг низкого давления (ШНД)
Разместите под него емкость пошире, но с низкими краями (крышка от металлического мусорного бака вполне подойдет). Все дело в том, что даже если вы тщательно откачали жидкость из гидравлической системы через расширительный бачок, абсолютно всю маслянистую субстанцию собрать вам не удастся все равно. А это значит, что она обязательно потечет из разбираемой системы в салон. Далее плоскогубцами открутите трубку крепления ШНД.
Обратите внимание на уплотнительное кольцо на трубке. Оно сильнее всего изнашивается при эксплуатации, поэтому если вы заметили на нем следы потертостей, то во избежание последующего дорогостоящего ремонта гидравлической системы обязательно замените его.
Демонтаж датчика
В передней части механизма гидроусилителя руля расположен датчик со штекером. Во избежание повреждений нужно его снять, как только представляется такая возможность. Далее отвинчиваем болт, на котором крепится ГУР, предварительно сняв стопорную гайку. В последнюю очередь демонтируются боковые планки. Все, теперь можно приступить к подробной диагностике узлов и элементов усилителя.
Альтернативный способ снятия гидроусилителя руля
Выше был описан наиболее простой для непрофессионала вариант снятия ГУР. Но можно задействовать и другой алгоритм (при тех же подготовительных действиях):
- Шестигранником выкручиваем муфту рулевого вала (снизу) и с помощью монтировки сдвигаем со шлицев.
- Отсоединяем тяги рулевого управления.
- Поднимаем корпус автомобиля домкратом – левое колесо снимаем.
- Откручиваем два болта, которыми ГУР крепится к лонжерону, и ослабляем третий болт.
- Подставив емкости под места соединения шлангов гидравлической системы, снимаем их поочередно.
- Обязательно следует оборачивать оконцовки шлангов чистой ветошью, чтобы внутрь не попало никакое загрязнение.
- Далее, поддерживая гидроусилитель руля рукой снизу, откручиваем последний болт и мягко снимаем его на пол (предварительно проложив место пленкой или хотя бы газетой).
Далее начинаем диагностику всех узлов и деталей.
Вне всякого сомнения, качество и комфортность езды с появлением ГУР существенно возросли. Однако данное устройство требует внимания и регулярной диагностики, чтобы в один ужасный момент не остаться на трассе без управления с валящим из-под капота паром (в данном случае речь идет об отсоединении шланга гидравлической системы усиления рулевого управления).
Выявив причину такой неприятности, вы, конечно, сможете добраться до автосервисного центра, используя классическое управление, но вот ремонт точно влетит в копеечку. Предотвратить это можно, если вовремя проводить техническое обследование ГУР.
Как заменить гидроусилитель руля
В случае если отдельные узлы и элементы починить не представляется возможным, значит, усилитель нужно менять полностью.
- Монтаж нагнетающего насоса ГУР осуществляется слева от силового агрегата. Вращательный момент на него здесь будет передаваться посредством клинового ремешка от шкива коленчатого вала.
- С помощью второго переднего крепежного винта шкив фиксируется. Крепеж устанавливается через отверстие на валу.
- Подключаем магистральные шланги. Обязательно обращайте внимание, чтобы отверстия трубок не были загрязнены и в них случайно не оказалось никаких посторонних предметов. При соединении шланга встык следует обратить внимание на уплотнение – оно должно быть качественным и надежным (старые резиновые уплотнители лучше не использовать).
- Затягиваем гайки напорной магистрали. Проследите, чтобы штуцер насоса был оснащен пароотводным патрубком. Как следует затяните саморез фиксирующего этот шланг хомута.
- Натяните приводной ремень.
- После того как все магистральные шланги соединены и уплотнены, можно начать проливку системы, для чего в расширительный бачок заливаем новое масло (старое лучше не использовать). Делаем это аккуратно: сначала до половины объема, затем, уменьшив интенсивность струи, наполняем систему, пока в бачке не окажется трети объема. Далее прокручиваем руль до упора влево, а потом – вправо. Крутим так до тех пор, пока в бачок не престанут выходить пузырьки воздуха. Это означает, что ГУР «пролит» и воздушные пробки отсутствуют.
- Воздух в систему гидроусиления руля может попасть и в случае резкого падения уровня жидкости. Тогда, после устранения причин такого явления и доливания жидкости в бачок, следует выждать полчаса и повторить описанное выше вращение руля. Вообще, уровень жидкости в системе следует держать на контроле.
- Запускаем мотор с не снятым с домкрата передним левым колесом. Повторяем вращение руля из крайнего левого в крайнее правое положение. В данном случае уже будет работать насос. Выделение пузырьков воздуха должно прекратиться после трех циклов. (А вообще, правильнее будет сказать, что вращать нужно, пока выделение воздуха не прекратится).
- Останавливаем двигатель, снимаем машину с домкрата. Снова заводим мотор и повторяем вращение руля. Прокачку системы нужно повторять всякий раз, как только уровень жидкости в системе (измеряемый по бачку) будет падать более чем на 3 мм.
- Поверните руль в крайнее положение и оцените состояние соединений и уплотнений. Именно в таком положении в магистрали присутствует наибольшее давление, и если в системе имеется дефект, то лучше выявить его заблаговременно.

Мнение автовладельцев о работе гидроусилителя руля
Считаю, что демонтировать ГУР самостоятельно не стоит
«Снятие гидроусилителя руля своими силами – это не фунт изюма. Здесь очень многому нужно уделить внимание: и насосу-нагнетателю, и натяжке приводного ремня, и целостности магистрали. И все это лучше делать, когда в доступе есть профессиональный инструмент, не говоря уж об опыте».
Без ГУР рулить тяжело
«Без ГУРа рулится как-то по-особому: езда становится жесткой – все кочки на руль отдаются. А если отключать гидроусилитель насовсем, то нужно быть готовым к частой замене рейки. Не рекомендую, в общем».
Я сам снял на «Хонде» «гидрач» и поменял рейку
«Я поменял рулевую рейку самостоятельно на более короткую – с меньшим передаточным числом (примерно на 25 % ниже штатного значения). Крутить руль стало тяжелее даже, чем на жигулевской восьмерке. Зато при езде чувствительность управления возросла, да и руль не "закусывает"».
Починка гидроусилителя руля – это крайне трудозатратная процедура, требующая тщательного подхода и аккуратности. Людям, которые в технике не разбираются совсем, лучше даже не начинать. Правильнее будет довериться в данном вопросе профессионалам в специализированных центрах технического обслуживания.