Как прикурить машину и что для этого понадобится
Зачем?«Заглючившая» на сутки сигналка, включенные фонари или же лампочка в салоне, и вот вам уже нужно решать ребус на тему «как прикурить машину». Хорошо, если есть возможность добежать до ближайшего магазина и взять новый аккумулятор. А если проблема возникла на трассе?
Как правильно? В этом случае нужно уповать на помощь автомобильного братства. Технологически нет никакой проблемы, чтобы прикурить машину от аккумулятора другой. Нужны лишь подходящие провода. А вот как это сделать правильно, расскажем далее.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Почему садится аккумулятор машины
- Противопоказания к прикуриванию от аккумулятора другой машины
- Что понадобится, чтобы правильно прикурить машину через провода
- Последовательность прикуривания машины от другой
- Особенности прикуривания машины зимой
- Опытные автовладельцы о тонкостях прикуривания машины
Почему садится аккумулятор машины
Главными причинами разрядки аккумуляторных батарей являются следующие:
- Устаревание и возрастное сокращение их емкости. Накопление батареей энергии происходит тихо и незаметно. В классических щелочных или кислотных АКБ отсутствуют какие-либо движущиеся, трущиеся детали, однако не стоит думать, что внутри них ничего не изнашивается. Разрядка АКБ, как, впрочем, и зарядка, связаны с протеканием между электродами и электролитом обратимых химических реакций.
Но некоторые вещества со временем окисляются и теряют способность к восстановлению – реакция перестает быть обратимой, и емкость батареи снижается. Данный период, в зависимости от модели аккумулятора, занимает от 4 до 5 лет эксплуатации, и в течение данного времени объем накапливаемого заряда сокращается почти что вдвое. И это особенно критично зимой, когда эффективная емкость падает еще сильнее.
- В автомобиле при выключенном моторе остаются работающие потребители электричества (например, не выключенное освещение). Иногда, если емкость аккумулятора и без того сократилась с возрастом, хватает даже просто оставленного на зарядке смартфона со включенным плейером. А если добавить сюда еще и какую-нибудь неисправность, вроде негаснущей подсветки бардачка, то с утра машину с гарантией завести будет невозможно.
- Ошибки в подключении «прожорливых» электропотребителей. Такими являются сигнализационная система, регистратор или же стереосистема. Если подключить их неправильно, то никакой мощности двигателя не хватит снабдить их энергией. А главное, такие неверно подключенные устройства способны «выпотрошить» АКБ даже в том случае, если они не работают!
- Дефект генератора. В АКБ энергия поступает именно от генератора. Двигатель может работать вполне стабильно, выдавая положенную мощность, но если, к примеру, токосъемные щетки генератора испачканы маслом или же истерты, то он не сможет подать на АКБ достаточно энергии, чтобы ее поступление превысило расход. А кроме неисправности самого генератора, проблему может вызвать и изношенный ремень привода.
Противопоказания к прикуриванию от аккумулятора другой машины
Прикуривание – это образование электроцепи с подачей энергии от силового агрегата другой машины. Так действуют в тех случаях, когда энергии в аккумуляторе машины-реципиента недостаточно для того, чтобы запитать стартер и свечи одновременно. Как же можно прикурить машину? Перед тем как организовать описанную выше электроцепь, нужно оценить, не вызовет ли это поломку автомобилей (одного или обоих сразу). К примеру, прикуривать категорически запрещено в следующих случаях:
- Любой из аккумуляторов имеет механический дефект. Это могут быть: трещины корпуса, вздутие, следы повреждения клемм и пр. Объединение батарей соединительными проводами чревато возгоранием.
- Разные стандарты напряжения АКБ двух машин. Самым распространенным напряжением в аккумуляторах является уровень в 12 В. Однако у грузовиков батареи рассчитаны на 24 В. Соединять такие накопители напрямую категорически запрещено (соединение возможно только через преобразователь).
- Значительная разница между уровнями выдаваемой мощности АКБ двух машин. Если «оживить» нужно менее мощный и емкий аккумулятор от более крупного, то здесь проблем нет. Но вот если попытаться сделать наоборот, то легко можно на выходе получить 2 разряженных аккумулятора. Более емкая, но при этом разряженная батарея способна забрать себе львиную долю заряда слабого аккумулятора, однако при этом не достигнуть уровня, при котором она сможет самостоятельно выдать мощность на стартер и свечи (или просто на достаточно интенсивную работу стартера).
- Повышенный уровень пускового тока. Не только аккумуляторные батареи отличаются у разных марок автомобилей, но также и мощности электродвигателей (стартеров). К примеру, дизельный мотор требует гораздо большей мощности для запуска, чем бензиновый, так как компрессия у дизеля выше. Поэтому батарея малолитражки просто не потянет запуск дизельного двигателя даже в том случае, если параметры АКБ у машин будут сопоставимы.
- Неисправность автомобиля с разряженным АКБ. К примеру, если аккумулятор разрядился потому, что двигатель не заводится при нормально работающем стартере, то «добавка» энергии в батарею проблемы не решит (стоит проверить систему зажигания или топливную систему).
- Прикуривать нельзя в том случае, если это запрещено инструкцией по эксплуатации машины. Современные модели все больше усложняются, требования к ним становятся все строже, и резкие скачки нерасчетного напряжения могут быть губительны для мотора.
Что понадобится, чтобы правильно прикурить машину через провода
Что нужно для прикуривания? Только два элемента:
- Донор. Имеется в виду автомобиль с исправным аккумулятором, который при этом должен быть заряжен почти что полностью. Впрочем, можно использовать и отдельные АКБ (например, емкие литиевые), без автомобиля-донора.
- Соединительные провода с так называемыми крокодилами – зажимами, которые устанавливаются на соответствующие клеммы аккумуляторов. Они пропускают большие токи, так что их сечения должно быть как минимум 16 мм2. Такие провода имеются в продаже, так что крайне не рекомендуется «изобретать велосипед» и пытаться на этом сэкономить, создавая нечто кустарное.
Как же правильно прикурить машину с помощью проводов? Нужно учесть, что у современных моделей автомашин (особенно у дорогих) доступ к клеммам АКБ бывает существенно затруднен. То есть перед тем, как прикрепить крокодилы, нужно произвести серьезную разборку под капотом. Что ж, имеет смысл подготовиться к этому заранее и заблаговременно выяснить, как подбираться к аккумулятору. Также нужно приобретать как можно более длинные провода, чтобы никакие неудобства подключения не смогли помешать вам прикурить машину.
Выбирать крокодилы следует, принимая во внимание следующие факторы:
- Из чего сделаны зажимы. Самый лучший материал – медь. Ток там будет идти большой, и любой другой проводник сильно нагреется.
- Сечение проводов. Оно должно составлять не менее 16 мм2. А если будет меньше, то жилы могут просто перегореть, (с расплавлением изоляции).
- Изоляция. Перед тем как прикуривать машину от другой машины крокодилами, убедитесь в качестве их изоляции. Она должна покрывать в том числе ручки крокодилов, чтобы шанс образования искры, если они заденут за какой-нибудь металлический объект или корпус, был минимальным. В противном случае может произойти возгорание. Материал изоляции должен оставаться эластичным в большом диапазоне температур, в частности, чтобы на морозе он не трескался, не становился ломким.
- Тугие зажимы-наклеммники. Чем крепче крокодилы будут сжимать клеммы аккумуляторов, тем надежнее будет контакт и тем меньше вероятность образования искры, а также нагрева. Выбирая соединительные провода, обращайте внимание, чтобы на внутренних поверхностях зажимов имелись зазубрины для лучшего удержания крокодилов на клеммах аккумулятора.
- Длина соединительных проводов. Во-первых, нужно принимать в расчет то, насколько удобно подбираться к клеммам АКБ в вашей машине. А во-вторых, надо, чтобы обеспечивалось соединение машин на расстоянии не менее 5 метров. Использовать более длинные провода не рекомендуется, так как в них будут наблюдаться большие потери энергии.
Последовательность прикуривания машины от другой
Как правильно прикурить машину от другой машины? В любой инструкции по эксплуатации автотранспортных средств данная процедура описана достаточно подробно. Однако если по какой-то причине вам она не знакома, то можно воспользоваться представленным ниже алгоритмом:
- Как прикурить машину от другой проводами? Для начала поставьте машину-донор так, чтобы крокодилы свободно соединяли соответствующие клеммы АКБ двух машин. Для этого сначала нужно узнать, где именно размещается аккумулятор у авто-донора (у некоторых моделей он расположен, например, в багажнике).
- Силовой агрегат автомобиля-донора глушится, равно как и все электропотребители на обеих машинах.
- Крокодил красного соединительного провода подключается к плюсовой клемме АКБ автомобиля-реципиента. Другой конец красного провода подключается к плюсовой клемме донорской АКБ.
- Один конец черного провода подключается к минусовой клемме АКБ машины-донора, а второй его конец – к неокрашенной металлической части кузова или двигателя (чем ближе к стартеру, тем лучше).
- После такого соединения севший аккумулятор начинает запитываться от донорского. Двигатель данной машины можно запустить, чтобы добавлять в него энергии. Если донорский аккумулятор заряжен не полностью, то можно попытаться запустить мотор машины с севшей АКБ. Однако следует помнить, что запуск без предварительной зарядки АКБ-реципиента возможен лишь в том случае, если емкость и заряд донорской батареи превышает емкость севшего аккумулятора.
- Если для старта силового агрегата авто-реципиента требуется много энергии (например, когда идет речь о пуске дизельного мотора), то перед тем, как стартовать, двигателю-донору следует дать поработать 10-15 минут – тогда и собственный, и севший АКБ наполнятся свежим зарядом. Перед финальным пуском двигатель машины-донора следует заглушить.
- Соединительные провода снимаются в обратной последовательности: сначала отсоединяется крокодил черного провода, заземленный на кузов или двигатель, затем другой его конец, подключенный к донорской АКБ, а затем отсоединяются клеммы на красном проводе.
Особенности прикуривания машины зимой
Как правильно прикурить машину от другого аккумулятора зимой? Следует помнить, что эффективная емкость АКБ тем меньше, чем ниже температура окружающего воздуха. Поэтому на морозе следует предпринять все меры, чтобы максимально сэкономить энергию – обязательно нужно отключить всех электропотребителей, и желательно не затягивать с прикуриванием, потому что на эффективность процедуры будет оказывать влияние даже быстро загустевающее масло в двигателе машины с севшим аккумулятором.
Если речь идет об «оживлении» авто с механической КПП, то при запуске следует обязательно выжать сцепление, чтобы максимально облегчить нагрузку на стартер и на АКБ машины-донора.
Если ваши действия соответствуют описанным в данном алгоритме, то машина с севшим аккумулятором быстро заведется. Если же стартер вращается, но двигатель не заводится, значит, проблема куда серьезнее, чем отсутствие заряда в АКБ, и нужно вызывать эвакуатор для транспортировки машины в сервис.
Заглушать только что прикуренный двигатель крайне не рекомендуется. Имейте в виду, что, скорей всего, весь полученный от донора запас энергии был израсходован на процесс пуска, так что лучше оставить двигатель на холостых оборотах. Еще лучше начать движение, так как в движении генератор выдает больше энергии, а значит, заряд АКБ будет происходить интенсивнее.
Опытные автовладельцы о тонкостях прикуривания машины
- Чем опасно прикуривание от заведенной машины
«Описание любой схемы, как правильно прикурить машину, начинается с того, что двигатель автомобиля-донора при пуске севшего мотора нужно в обязательном порядке глушить. Если этого не сделать, то может полететь, к примеру, диодный мост на генераторе».
- Сильный мороз? Даже не пытайся прикурить!
«Если за бортом минус 25, то никакой аккумулятор в себя заряд не впитает. Лучше будет его снять, поместить в теплое помещение и там уже зарядить, потому что разогреть его на холодной машине вряд ли получится».
- Датчик напряжения во время прикуривания
«Заводить дизель на морозе – это самое сложное. Он управляется электроникой, и даже если вы подзарядите аккумулятор в тепле, уровня напряжения для уверенной работы стартера все равно может не хватить. Просто внимательно следите за состоянием АКБ и вовремя меняйте. Иначе – ручка вам не будет в помощь».
- Перед прикуриванием машины полезно узнать, почему сел аккумулятор
«Перед тем как прикурить машину с севшим аккумулятором, следует выяснить, почему, собственно, АКБ села. Если "музыку слушали и не заметили, как сел" – это одно, но если "крутили-крутили, а он чего-то не заводится", то тут надо в сервис ехать, а пытаться прикурить бесполезно. Проблемы в последнем случае совсем не в аккумуляторе».
- Лучше купи ЗУ
«Со стратегической точки зрения правильнее всего приобрести зарядное устройство и ставить АКБ на зарядку между поездками (в относительно теплое время года). Тогда точно можно будет избежать ситуации с пустой батареей на морозе».
Водителям без стажа следует заранее обзавестись навыками прикуривания. В самый неподходящий момент машина может отказаться заводиться из-за «сдохшего» аккумулятора. Проблема устраняется довольно просто, если иметь представление, как именно это делается. Надеемся, что данный материал подробно ответил на тот вопрос.