Как правильно глушить двигатель автомобиля: разбираемся в нюансах
О чем речь? Вопрос, как правильно глушить двигатель автомобиля, может показаться довольно наивным, ведь сделать это может любой человек, даже тот, кто никогда не учился водить. Однако на практике есть важные особенности, игнорирование которых может привести к проблемам.
На что обратить внимание? Если у вас современный атмосферный двигатель, то в штатных условиях можно не задумываться. Однако если вы обладаете турбированным или дизельным агрегатом, то необходимо глушить их по определенным правилам.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Основной алгоритм выключения двигателя
Выключить двигатель автомобиля правильно… Что может быть проще? Однако хорошо бы, чтобы при глушении силового агрегата ни он сам, ни трансмиссия не напрягались настолько, чтобы получить какие-либо повреждения. Для этого всего лишь нужно соблюдать логичный и очевидный алгоритм:
- Для начала следует найти место, парковка на котором не повлечет наложения штрафных санкций. Выравниваем машину и останавливаемся.
- Обратите внимание на положение рукоятки коробки переключения передач. Она должна находиться на «нейтралке». В случае автоматической КПП рукоятку нужно установить в положение N (или «паркинг» – P).
- Ставим автомобиль на ручник (поднимаем ручку стояночного тормоза до упора вверх).
- Не забываем выключить фары (габариты и ближний свет), а также все прочие электроприборы.
- Двигатель пока еще работает. Выдерживаем минутную паузу.
- Проверив выключение электроприборов и положение трансмиссии, переводим ключ зажигания из положения 2 в положение 1 и вытаскиваем его из замка. В случае если запуск двигателя автомобиля осуществляется кнопкой, то жмем кнопку.
- Поверните руль до тех пор, пока не сработает электрозащелка замка рулевого колеса.
- И не забудьте активировать охранную сигнализацию.
Особое внимание нужно уделить полному выключению всех электропотребителей автомобиля. Речь идет о таком оборудовании:
- вентиляторе печки;
- кондиционере;
- обогревателях зеркал, стекол и сидений;
- аудио- и видеосистемах;
- фарах и освещении в салоне.
Особенно важно уделить этому внимание зимой, когда аккумуляторная батарея имеет пониженную емкость (в связи с минусовыми температурами). Но минут за 5 перед глушением двигателя стоит включить обдув ветрового стекла холодным воздухом. Это позволит избежать образования на стекле наледи и инея во время остывания мотора и салона на стоянке.
На современных машинах все вопросы глушения мотора отражены в программных алгоритмах электронного блока. Там предусмотрены все возможные как форсмажорные ситуации, влекущие нештатное отключение силового агрегата, так и ошибочные действия водителя.
Данные алгоритмы также направлены на максимальное увеличение срока службы узлов и элементов автотранспортного средства. Например:
- Корректно отрегулированная программа управления системой охлаждения предотвратит перегрев мотора даже в том случает, если система энергоснабжения будет обесточена.
- В современных моделях искра подается двойным разрядом, чтобы гарантировать воспламенение топливно-воздушной смеси (это особенно важно при запуске холодного мотора, когда сопротивление трения особенно сильное). Двойная подача зажигания также позволяет не оставаться несгоревшему топливу в камере сгорания при глушении мотора.
Как правильно глушить турбированные двигатели автомобиля
С обычным двигателем внутреннего сгорания все более или менее понятно. Но дело существенно усложняется, если речь заходит о моторах, оснащенных системами турбонаддува. Осуществлять глушение такого двигателя когда вздумается противопоказано. И не важно, дизель ли в машине или бензиновый агрегат – это одинаково пагубно в обоих случаях.
Если не принимать в расчет данное ограничение, то существенно усилятся локальные перегревы ДВС, а кроме того, в зоне риска окажется турбокомпрессор, который при каждой заводке/глушении теряет существенную часть своего технического ресурса. Все дело в механике работы турбины – она вращается под воздействием сильно расширяющихся хоть и отработанных, но все еще горячих газов, вырывающихся из камер сгорания на четвертом такте.
Разумеется, турбина от контакта с газами сильно разогревается. А кроме того, турбокомпрессор очень быстро вращается, что требует наличия системы принудительного смазывания подшипников. В случае остановки работы мотора подача масла резко прекращается, но при этом вал турбины сохраняет инерционное вращение. Давление масла падает быстро и практически до нуля, так что можно сказать, что вал вращается «на сухую».
Малое количество остаточного масла, поступающее в подшипники турбины, принимает на себя всю остаточную тепловую энергию вала и коксуется, теряя все свои смазывающие характеристики. В итоге все трущиеся детали турбонагнетателя, лишенные смазки должного качества, сильно изнашиваются.
Правильное глушение турбированного двигателя автомобиля должно происходить следующим образом: сначала нужно дать двигателю поработать на холостом ходу 2-3 минуты. За это время температура узлов и элементов турбокомпрессора снижается, потому что на турбину поступает меньше раскаленных газов из камер сгорания ДВС. После этого можно выключать зажигание.
А вообще, силовой агрегат любого автомобиля (нетурбированного) лучше глушить не ранее 10 секунд после остановки авто.
На профильных ресурсах в Интернете (форумах) многие автовладельцы интересуются, почему при глушении современных моторов продолжает работать вентилятор. Многие не могут заглушить мотор, оснащенный турбокомпрессором, с помощью ключа. Все это эффекты одного порядка – с двигателя нужно снять остаточную тепловую нагрузку. Если вместе с мотором резко выключить все обеспечивающие системы (например, систему охлаждения), то тогда:
- сильно возрастет риск локального перегрева ЦПГ и других узлов мотора;
- если забортная температура ниже нуля, то тогда на разогретый мотор станет влиять резкий перепад температур.
Вообще, все резкое и быстрое, особенно если речь идет о температурных перепадах, для двигателя крайне вредно. Охлаждение никогда не происходит равномерно, и разноплановое температурное расширение/сокращение различных деталей силового агрегата (поршней, колец, распределительного вала) будет приводить к ускоренной выработке ими технического ресурса и столь же ускоренному выходу из строя.
Для того чтобы обеспечить равномерное остывание, вентилятор системы охлаждения после глушения двигателя может еще некоторое время работать, черпая энергию из АКБ. Это существенно уменьшает вред узлам и элементам силового агрегата, локализуя последствия термической микродеформации.
На большинстве современных моторов, оснащенных турбокомпрессорами, предусмотрен турботаймер. Это устройство, позволяющее глушить турбированный мотор через определенный промежуток времени после остановки самого транспортного средства.
Турботаймер позволяет водителю покинуть автомобиль сразу же после остановки, не дожидаясь, пока двигатель охладится на холостых оборотах. Выключение зажигания в данном случае произойдет автоматически – важно не забыть поставить машину в режим охраны (чтобы не «уехала»).
Минусом такой схемы глушения мотора является строгая необходимость ставить машину на стояночный тормоз (мало ли что), и в зимнее время задние колодки из-за этого могут примерзнуть к барабану или диску.
Как глушить дизельный двигатель
Моторы с бензиновыми двигателями в данном случае более неприхотливы: да, желательно, чтобы остывание мотора происходило плавно, но, как правило, достаточно просто повернуть ключ зажигания, и мотор заглушен. С дизелями все по-другому. Электрическое зажигание здесь отсутствует как таковое, а потому мотор глушится по иному принципу.
Перекрывается подача топлива. На легковых авто это делается путем поворота ключа в нужное положение. Происходит срабатывание перекрывающего клапана, и солярка перестает поступать во входной (раздаточный) коллектор. У некоторых моделей глушение осуществляется за счет регулировки, а точнее, блокирования форсунок.
На дизелях большой мощности, устанавливаемых на тракторах, самосвалах, автобусах и т. д., для остановки нужно нажать на специальную кнопку, которая обычно располагается на полу, у ног водителя (ну или на приборной панели). Нажатие перекрывает подачу топлива, но пока не выработается запас в коллекторе и топливопроводе, дизель будет продолжать работать. Так что нужно нажать и держать.
Если при движении тяжелого транспортного средства двигатель нужно заглушить, чтобы остановиться, то следует тормозить и замедляться, не нажимая на педаль сцепления. Удивительно, но именно при таком глушении дизель испытает минимальные избыточные нагрузки.
Минусом этого метода является то, что использовать его можно лишь на тех транспортных средствах, в которых присутствует механический привод (как правило, это грузовые машины и автобусы старых моделей). В противном случае, скорей всего, выйдет из строя система питания.
Крайне важным фактором в холодное время года для дизельных моторов является вязкость масла. Для упрощения запуска рекомендуется добавить в масляный картер 150-200 мл бензина. Это позволит сохранить масляную пленку на деталях и узлах, но при этом сделает масло более жидким и уменьшит сопротивление при запуске дизеля на морозе. После того как силовой агрегат будет прогрет, бензин испарится, и никакого вреда системе (в данном количестве) он не нанесет.
После длительной поездки любому мотору имеет смысл дать 2-3 минуты поработать на холостых оборотах. В ходе такой паузы снизится температура силового агрегата, а значит, если так делать всегда, то срок полезной эксплуатации двигателя будет существенно дольше. (Для турбированных и дизельных моторов такая пауза просто обязательна).
3 ошибки при остановке мотора
Главное резко не глушить мотор прямо во время движения. Такая остановка может привести к локальному перегреву силового агрегата, например, в наиболее уязвимом месте – в блоке цилиндров. К тому же нужно помнить, что при глушении двигателя отключается и система гидроусилителя, а также некоторые функции тормозов. Если за рулем находится неопытный водитель, то это может привести к ДТП.
В случае если датчик температуры охлаждающей жидкости подает сигнал о ее запредельном увеличении, нужно перевести рычаг коробки переключения скоростей в нейтраль, далее при езде фактически накатом нужно подыскать подходящее место для стоянки, но после остановки мотор не нужно глушить в течение как минимум полуминуты. Это даст возможность исключить перегрев деталей поршневой группы.
И наконец, ставшее уже притчей во языцех, торможение двигателем. Эта техника сбрасывания скорости подразумевает выставление пониженной передачи с последующим плавным отпуском сцепления. На акселератор при этом давить не нужно.
В итоге вращательный момент от колес передается непосредственно на коленчатый вал, который начинает вращаться с намного большей угловой скоростью (благодаря пониженной передаче). Мотор в данном случае испытывает колоссальную нагрузку на все узлы, что может привести к их буквальному разрушению.
Конечно же, тормозить двигателем не нужно никогда. Запомните анекдот: «При торможении двигателем сначала происходит торможение решеткой радиатора, затем самим радиатором и уже только после этого – непосредственно двигателем…». То воздействие, которое оказывает на мотор такая «технология» торможения, по своей деструктивности находится очень близко от ситуации, изложенной в этой шутке.
А чтобы не допускать чрезмерного, неоправданного расхода технического ресурса узлов и элементов двигателя, следует глушить двигатель не ранее чем через 10 секунд после полной остановки транспортного средства. Это позволит сохранить его эксплуатационный ресурс и вашу уверенность в надежности всех его узлов и агрегатов.
Что автолюбители говорят о том, как правильно глушить двигатель
- Почему стоит подождать?
- Когда ждать не стоит?
- Когда глушить точно нельзя?
- Как еще охладить двигатель?
- Как разобраться, когда глушить?
«При заглушенном моторе перестает работать и помпа. Как следствие, отсутствует и циркуляция охлаждающей жидкости по контуру. Вентилятор при этом может вращаться от АКБ, но охлаждает он только радиатор, а вот в водяной рубашке тосол реально может легко закипеть. Однако не это является главной проблемой – антифриз может остыть обратно, но вот если при перегреве произойдет термическое искривление головки блока, то может заклинить распределительный вал.
Так что не спешите выключать мотор, особенно после длительной поездки – досчитайте до 10. А если у вас двигатель, оснащенный турбокомпрессором, то там вообще мотор должен минут 5 поработать в режиме малого газа. (Хотя сейчас на турбированные движки массово ставят турботаймеры)».
«Немецкие производители предусмотрительны и аккуратны. Если бы нельзя было чего-то делать, то горела бы соответствующая красная лампочка. Так что глушу двигатель, не дожидаясь остановки работы вентилятора».
«В стандартных условиях глушить мотор при условии работающего вентилятора можно без каких-либо ограничений. Но если загорелся датчик превышения температуры охлаждающей жидкости, то останавливать мотор сразу же крайне не рекомендуется.
Постарайтесь, двигаясь накатом, припарковаться, открыть капот и дать двигателю поработать на холостых оборотах до прекращения действия аварийной сигнализации (если конечно, причиной взлета температуры не стала разгерметизация охлаждающего контура)».
«Отличный вариант, как сбить температуру мотора, если вдруг она выросла запредельно. Включите печку на полную (ну и окна откройте, конечно)!»
«Когда сработала сигнализация о запредельной температуре охлаждающей жидкости, то останавливаемся и на холостых оборотах ждем, пока температура упадет. Если вентилятор функционирует и при этом никакая сигнализация больше не беспокоит, то можно спокойно глушить мотор».
Кто-то может посчитать, что правильное глушение двигателя автомобиля никак не влияет на его сохранность. Возможно даже, что на коротком временном отрезке никаких негативных изменений с мотором не случится. Но в длительной перспективе это может привести к печальным последствиям.
Наверняка никто из автовладельцев не желает раньше времени узнать, сколько стоит капитальный ремонт мотора. А раз так, то следует соблюдать вышеизложенные простые правила старта/глушения силового агрегата.