Как правильно буксировать автомобиль: основные принципы
Как правильно буксировать автомобиль? Требования указаны в правилах дорожного движения. Помимо этого, есть множество нюансов, которые нужно учитывать, чтобы тянуть машину без риска повредить ее или попасть в аварию.
Что учитывать? У каждого автомобиля свои особенности буксировки, обусловленные техническими характеристиками. Также важно учитывать вес машины, коробку передач, вид поломки, погодные условия.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Требования к правильной буксировке автомобиля
Буксировка представляет собой процедуру, при которой исправный автомобиль тянет за собой сломанное транспортное средство, используя специальное оборудование – трос или механическую сцепку.

zr.ru
В этом процессе задействованы два автомобиля:
- ведущий (буксирующий) находится спереди;
- ведомый (буксируемый) находится сзади.
Вопрос, как правильно буксировать автомобиль, не так уж прост. На практике даже опытные водители часто сталкиваются с различными проблемами при буксировке. Например, при попытке вытащить машину из ямы трос может соскочить с фаркопа и повредить заднее стекло. Нередки случаи, когда происходит столкновение автомобилей при торможении. А неправильное крепление троса к элементам подвески вместо штатных проушин может привести к поломке рычагов или стабилизатора при первом же рывке.
Как правильно буксировать неисправный автомобиль, регламентируется пунктом 20 ПДД:
- За рулем буксируемого автомобиля обязательно должен быть водитель со стажем не менее 2 лет (кроме случаев использования специальной жесткой сцепки).
- Предельная скорость при буксировке – 50 км/ч.
- Буксирующий автомобиль включает ближний свет фар, а буксируемый – аварийную сигнализацию. На первом транспортном средстве аварийную сигнализацию включать нельзя для обеспечения видимости сигналов поворота.
- Длина троса должна составлять 4–6 метров. Гибкий трос обозначается двумя красно-белыми флажками 20 х 20 см (запрещается его использовать в гололед или для буксировки авто без тормозов). Жесткая сцепка должна соответствовать ГОСТ 25907-89.
- Запрещается буксировка более одного автомобиля одновременно.
- Мотоциклы не могут участвовать в буксировке (ни как тягач, ни как буксируемый транспорт).
- При неисправном рулевом управлении допускается только частичная погрузка автомобиля.
Как нельзя буксировать автомобиль
Категорически запрещается осуществлять буксировку в следующих случаях:
- при неработающей тормозной системе;
- при неисправности рулевого управления любого из транспортных средств;
- при наличии пассажиров в буксируемом автомобиле;
- одновременная буксировка двух и более транспортных средств;
- в неблагоприятных погодных условиях (туман, сильный снегопад, дождь, гололед).
За нарушение правил буксировки предусмотрена административная ответственность – штраф в размере 500 рублей согласно статье 12.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Особо следует подчеркнуть, что недопустимо осуществлять буксировку автомобиля при отсутствии тормозов или неисправности системы управления.
Условия буксировки автомобиля
Чтобы понять, как правильно буксировать легковой автомобиль, необходимо учесть не только общие правила, но и особенности вашей модели машины.
Прежде чем начинать буксировку, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации вашего авто, убедитесь, что буксировка разрешена производителем, и проверьте наличие специального буксирного устройства.

avtovzglyad.ru
Многие современные автомобили не имеют штатных буксирных проушин (только для погрузки на эвакуатор). Использование нештатных точек крепления может повредить кузов, а неправильная буксировка способна вывести из строя трансмиссию.
Даже наличие фаркопа не позволяет буксировать другую машину, ведь он предназначен только для прицепа, плюс оснащен замком, который не обеспечит надежное закрепление троса.
Для безопасной буксировки автомобиля необходимо правильно подготовиться. Вам понадобится надежный буксировочный канат, прочные соединительные элементы (крюки, карабины, петли), световозвращающие полосатые флажки. Строго соблюдайте требования безопасности, помните, что использование поврежденного или не предназначенного для буксировки оборудования может привести к серьезным последствиям на дороге.
Виды буксировки автомобиля
Существует три основных метода буксировки автомобиля, выбор которых определяется двумя ключевыми параметрами:
- характером неисправности ТС;
- массой автомобиля.
1. На гибкой сцепке
Гибкая сцепка представляет собой специальный трос, преимущественно используемый для ТС категории B массой до 3,5 тонны.
Как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке согласно ПДД (статья 20):
- Обязательное присутствие водителя в обеих машинах.
- Длина троса должна составлять 4–6 метров.
- Обязательное обозначение троса минимум двумя красно-белыми флажками размером 20 х 20 см.
Дополнительные важные условия, как правильно буксировать автомобиль на тросе:
- Исправность тормозной системы буксируемого автомобиля (иначе может не хватить расстояния для остановки).
- Работоспособность рулевого управления (необходимо для следования по траектории ведущего автомобиля).
- Соответствие троса требованиям (допускаются стропы и тканые тросы указанной длины).
- Хорошая видимость на дороге (кроме аварийной сигнализации, трос должен быть дополнительно обозначен минимум двумя световозвращающими флажками или табличками 20 х 20 см).
- Отсутствие гололеда (буксировка на гибкой сцепке запрещена в гололед).
2. На жесткой сцепке
Жесткая сцепка – это метод буксировки транспортного средства с применением специального механического оборудования, при котором неисправный автомобиль крепится к тягачу с помощью металлической конструкции.
Технические требования к сцепному устройству прописаны в ГОСТ 25907-89.

obiavo.by
По стандарту конструктивно возможны два варианта:
- Одноточечное крепление для сцепки грузоподъемностью до 50 тонн.
- Многоточечное крепление для сцепки грузоподъемностью до 15–30 тонн.
Главное преимущество этого метода в высокой прочности сцепки, благодаря чему есть возможность буксировки тяжелых ТС.
Как правильно буксировать автомобиль на жесткой сцепке согласно ПДД:
- Наличие водителя в буксируемом транспортном средстве (если сцепка не обеспечивает автоматическое следование по траектории тягача.
- Максимальная дистанция между автомобилями – 4 метра.
Следует учитывать, что жесткая сцепка исключает возможность столкновения автомобилей друг с другом во время движения, но определенные требования все равно есть:
- Не создавать между авто дистанцию больше 4 метров.
- Рулевое управление буксируемого ТС должно быть исправным. Это важно даже при жесткой сцепке.
- При неисправных тормозах буксируемого автомобиля его масса должна быть вдвое меньше массы тягача.
- Возможность отклонения от требования о наличии водителя при определенных конструкционных особенностях сцепки, когда обеспечено полное повторение траектории движения ведущего авто.
Несмотря на отсутствие обязательного требования, рекомендуется обозначить сцепное устройство световозвращающими элементами (флажками или табличками) для лучшей видимости на дороге.
3. С частичной погрузкой авто
Частичная погрузка представляет собой метод буксировки, при котором определенная часть неисправного транспортного средства размещается на базе тягача. Этот способ особенно эффективен при транспортировке автомобилей с неисправным рулевым управлением или новых грузовых машин.
К преимуществам данного метода относится повышенная безопасность процесса буксировки, поэтому и требований к нему предъявляется гораздо меньше:
- Буксируемое ТС должно быть полностью освобождено от пассажиров – как кабина, так и кузов. В кузове ведущего авто также не должно быть людей.
- Крайне важны проверка работоспособности тормозной системы и соответствие массы буксируемого ТС требованиям, указанным в прошлом методе: если тормоза не работают, его вес должен быть менее половины массы тягача.
Как правильно буксировать автомобиль
Для этого надо придерживаться изложенных ниже правил:
- Изучите инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля на предмет возможных ограничений.
- Проверьте работоспособность рулевого управления и тормозной системы.
- Осмотрите трос на предмет повреждений (не используйте изношенный или ранее порванный трос).
- Найдите штатные места для крепления (крюк или специальную проушину, возможно, под пластиковой заглушкой).
- Надежно закрепите сцепку на обоих автомобилях, используйте подходящие крепления (шакл, крюк) или проверенные узлы (беседочный, эскимосский или полуштык).
- Обозначьте сцепное устройство для безопасности.
- Заранее спланируйте маршрут (простой путь без сложных развязок и резких поворотов) и согласуйте систему сигналов между водителями.
- Включите зажигание на буксируемом автомобиле.
- Активируйте аварийную сигнализацию на буксируемом ТС.
- Избегайте резкого старта (трос не рассчитан на рывки).
- Тормозите аккуратно и плавно.
- При длительной буксировке регулярно останавливайтесь для проверки надежности крепления и состояния автомобилей.

ozon.ru
Кроме ПДД, есть и практические рекомендации. Следование этим рекомендациям поможет сделать процесс буксировки более безопасным и комфортным для всех участников:
- Отдавайте предпочтение тканым тросам с двукратным запасом прочности относительно веса вашего автомобиля (хотя это не регламентировано официальными документами).
- Желательно иметь в багажнике два типа тросов: обычный для буксировки и рывковый для эвакуации из сложных ситуаций).
- Убедитесь, что крепления троса совместимы со штатными точками крепления вашего автомобиля.
- Оптимально выбирать простую конструкцию сцепки. Избегайте тросов-рулеток из-за их ненадежности (может сломаться механизм сматывания). Не используйте самоукорачивающиеся тросы (сложно предсказать момент рывка).
- Дополнительно к флажкам прикрепите к тросу тяжелый мягкий предмет. Это поможет погасить инерцию при возможном обрыве троса и защитит автомобиль от повреждений при «выстреле» троса.
- В холодную или влажную погоду ключевым аспектом того, как правильно ехать на буксируемом автомобиле, является подготовка к проблемам с видимостью (запотевание или замерзание окон): держите под рукой средства для очистки стекол (тряпки, скребок, водосгон). При длительной поездке в холод можно использовать портативный обогреватель от прикуривателя (если позволяет аккумулятор).
Как правильно буксировать автомобили на механике и автомате
1. Буксировка машины с МКПП
Есть несколько нюансов, как правильно буксировать автомобиль на механике.
Первым делом нужно завести двигатель, чтобы полноценно заработали усилители тормозов и руля, без этого управление автомобилем будет намного сложнее. Далее следует установить рычаг коробки передач в нейтральное положение. От водителя буксируемого авто требуется постоянный контроль за состоянием троса и его натяжением, а также недопущение его волочения по дороге, а водителю ведущего ТС стоит избегать резких рывков и толчков при движении.
2. Буксировка машины с роботизированной коробкой передач
Для машин с роботизированной КПП правила аналогичны механической, только уже со строго обязательным запуском двигателя.
3. Буксировка автомобиля с автоматической коробкой передач
Вопрос, как правильно буксировать автомобиль с коробкой автомат, немного сложнее: при неработающем двигателе разрешена только эвакуация, но не буксировка. Требуется перевести селектор в положение N и разблокировать коробку через кнопку Shift Lock.
Как правильно буксировать автомобиль с АКПП при заведенном двигателе: буксировка возможна, но только на небольшие расстояния (до нескольких км), и скорость при этом не должна превышать 50 км/ч (селектор также предварительно переводим в положение N). В противном случае буксировка авто закончится для вас ремонтом трансмиссии.

avtotema.mediasalt.ru
4. Буксировка автомобилей с вариатором
Решения, как буксировать автомобиль с вариатором правильно, не существует, так как подобное запрещено. Транспортировка возможна только эвакуатором. Даже просто откатить такое ТС на пару сотен метров допускается только на нейтралке с заведенным мотором.
Запрещено также использовать такие машины, как буксиры, из-за риска повреждения трансмиссионного ремня.
Часто задаваемые вопросы о правильной буксировке автомобиля
Кому нельзя буксировать автомобиль?
Запрещено осуществлять буксировку в следующих случаях:
- если водитель имеет стаж менее двух лет;
- при управлении мото- и велотранспортными средствами;
- водителям автомобилей с автоматической коробкой передач, ДСГ и вариатором следует выполнять буксировку с особой осторожностью.
Играет ли роль, какое авто выступает в роли буксира?
Этот фактор имеет решающее значение, хотя мы не говорим о конкретных марках и моделях. Ключевой момент заключается в том, что буксирующее транспортное средство должно быть как минимум таким же по размеру, а лучше крупнее, и желательно с дизельным двигателем. Причина в том, что современные автомобили, будь то седаны, компактные кроссоверы или минивэны, обычно оснащаются маломощными двигателями, которые не рассчитаны на буксировку. Они могут справиться максимум с легким прицепом, весящим в 2–3 раза меньше самого автомобиля.
Крайне важен также тип трансмиссии тягача. Например, если речь идет о том, как правильно буксировать автомобиль на автомате, стоит учитывать, что при использовании автомобиля сопоставимого размера в качестве буксира АККП может выйти из строя даже при небольшой дистанции буксировки. В то же время механическая коробка передач рискует получить лишь повреждение сцепления.
Если же буксирующий автомобиль уступает в мощности, есть риск, что на подъеме ему не хватит тяги ни от трансмиссии, ни от шин, чтобы сдвинуть более тяжелый автомобиль с места.
Разрешается ли буксировка автомобиля без страховки?
Автомобиль, осуществляющий буксировку, считается полноценным участником дорожного движения и подчиняется всем соответствующим правилам. В связи с этим, согласно статье 12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на него обязательно должен быть оформлен полис ОСАГО, иначе водителю грозит административное наказание: штраф в размере 500 рублей.

totaldv.ru
Зная, как правильно подготовить буксируемый автомобиль к буксировке и что делать при самой транспортировке, вы можете безопасно и без нарушения закона перемещать неисправную машину.
Необходимо учитывать несколько важных аспектов: выбор буксировочного троса, соблюдение скоростного режима и безопасной дистанции между автомобилями, а также внимательное отношение к текущим дорожным условиям. Не забывайте и о типе КПП ведущего авто, ведь принципы, как правильно буксировать другой автомобиль на автомате и на механике, различаются. При соблюдении всех этих требований вы сможете без проблем доставить транспортное средство до нужной точки, минимизировав риски возникновения непредвиденных ситуаций в пути.