Как я ставил себе газ
Самостоятельная установка ГБО OMVL Dream XXI (4-го поколения) на Toyota Corolla 2008г.
Рассказ об установке основан на предыдущем, полном рассказе о выборе и установке системы Landi Renzo. В этот раз машина новее, система помоложе и вообще- OMVL. Впрочем- её итальянские корни сохранены. Самые важные части: мультиклапан и редуктор- итальянские. Форсунки и мозги европейские, баллон Брянский.
Установка практически на 100% повторяет прошлый мой опыт, за исключением размещения элементов. Связано это с новым уровнем комплектующих. Например- теперь вообще нет необходимости сверлить коллектор (хотя фиттинги в комлекте есть).
Вот она - трёхлетняя Toyota Corolla. Ни минуты не раздумывая я приобрёл газовое оборудование OMVL DREAM XXI.
От предыдущего комплекта он отличается несколькими основными моментами:
- Стоимость комплекта новых форсунок (вместе с рампой) всего 1500 рублей. Ремкомплект также весьма недорог.
- Газовые мозги подключаются похожим образом, однако есть подключение к системе OBD, что сильно упрощает задачу мозгам.
- Таблица впрыска доступна в виде простой таблицы, а не рассчитывается на лету, как это было в прошлой моей системе. По ощущениям- так надёжнее, однако на настройку пришлось потратить чуть больше времени.
Стандартный ВЗУ (заправочное устройство) под лючок этой короллы не помещалось. Поставил немного более дорогое, но зато гораздо более миниатюрное. Правда- всё-равно пришлось сточить половину крышечки, т.к. она упиралась в лючок.
А вот так он выглядит без крышечки. Хорошо виден шарик обратного клапана, как и в стандартном ВЗУ.
А это - стандартный переходник, чтобы можно было подключаться к газовым колонкам с обычным итальянским штуцером. Идёт в комплекте.
Он же, только вид сбоку. Кольцо резиновое одно, запасного в комплекте нет, однако есть подозрение, что и без него прекрасно будет заправляться, нужно только посильнее закрутить. В крайнем случае- можно купить уплотнительное кольцо форсунки от жигулей. Очень похоже по размеру.
А вот так штуцер выглядит в положении "готов к заправке".
Это значительно удобнее, чем в прошлой системе со стандартным штуцером под лючком. Впрочем- я и там особых неудобств не испытывал :)
А вот так выглядит мультиклапан, ещё не вставленный в баллон. Ну и сам баллон до установки (на заднем плане).
Баллон - тор, как и в прошлый раз. Объём 53 литра, хотя размер ниши позволяет вставить литров примерно до 60, лишь бы найти нужной высоты и диаметра. Если брать тор без дырки (т.е. заполненный в центре)- ещё больше. Замер высоты проще, чем в тойоте 2003 года, ибо фальшполик там тонкий и равномерной толщины, не промахнётесь.
Горловина в этом баллоне наружная, она выводится сквозь вырез в боковой части ниши. Вырез я пропилил электролобзиком в два счёта. После того, как прикрутил баллон- щель замазал синим герметиком.
Снаружи в горловину вставлен мультиклапан, но между ним и баллоном одет пластиковый кожух (не знаю как он правильно называется). Он становится только в одном положении и затягивается болтами мультиклапана. Точнее самим корпусом мультиклапана. Пластик, при этом не продавливается и на надёжность не страдает. Сверху накрывается прозрачной пластиковой крышкой, причём прижимается к резиновому кольцу по периметру кожуха.
А вот так конструкция выглядит без крышки. Вообще- в комплекте есть ещё гофрошланги, которые нужно одевать на толстые выводы кожуха, но я их не использовал за ненадобностью.
На фото видно тёмное пятно. Это мовиль, которым я обрабатываю края всех дырок: под болты крепления баллона и под горловину тоже. Просто их не видно. Горловину мовилил только снаружи после того, как засох герметик.
В багажнике ничего не выдаёт наличия баллона.
Полик также лежит ровно. В углу сиротливо, но надёжно "живёт" заправочный переходник.
А это - общий вид подкапотного пространства.
Если не присматриваться, тоже изменений никаких не видно. Даже кожух двигателя на штатном месте и без вырезов, как это было в прошлой системе.
Но если присмотреться: редуктор слева под полкой. На его месте был блок реле, он временно переселен за клапан кондиционера, его крепление и вовсе выселено. Позже прикручу его на жестяное крепление чуть ниже редуктора. Впрочем, ему и тут вполне комфортно. Не ёрзает.
Газовые мозги живут возле бензиновых (виден верх белого блока под проводами в кембрике, как раз между бензиновыми мозгами и воздушным фильтром). Одним махом убивается сразу несколько зайцев:
- Выбор хорошего места: не будем считать себя умнее инженеров тойоты и воспользуемся их решением.
- Выбор хорошего места: провода можно тащить не к форсункам, а припаяться прямо к мозгам. Проще и удобнее.
Однако чтобы поставить сюда мозги - пришлось немного поизвращаться: бензиновые мозги сдвинуть почти на сантиметр в сторону крыла и изготовить переходник крепления из отрезка жести от строительного профиля. Иначе они просто не помещаются по толщине. Зато щель для вентиляции блока сохранена.
Если снять кожух двигателя - сразу видны все элементы системы во всей красе. Слева приходит шланг с газом, тут же фильтр и далее- рампа форсунок. Форсунки держатся на гнутых медных креплениях из комплекта. Крепления установлены под шпильки кожуха. Справа на креплении висит датчик давления газа и разрежения во впускном коллекторе (всё в одном корпусе).
Редуктор крупным планом. Редуктор двухступенчатый, клапана аварийного сброса газа нет, видимо- конструкция не предполагает поломок. Газовый клапан одет прямо на редуктор, хотя конструкция позволяет его снять. Конструкция привинчена к металлической полке под лобовм стеклом (там, где желоб для воды). Крепление - из комплекта, резать не пришлось, только согнуть.
Перед редуктором сделана петля из медной трубки. Она потребуется в случае, если придётся переделывать подсоединение к редуктору и не хватит длины трубки. Со стороны бака такой петли нет, но трубка там проложена так что выбрать лишнее не составит труда.
Над медной трубкой висит шланг, которым редуктор подключается к системе охлаждения. Вообще - все шланги выбирались так, чтобы одеваться как можно плотнее. Шланг тяжёлый, поэтому, чтобы он не провисал- ему было придумано такое вот своеобразное крепление из части крепёжного комплекта форсунок, гаек и стяжки.
К датчику разряжения подключен тонкий шланг, идущий ко впускному коллектору. Сверлить его не пришлось: сбоку есть толстый ввод во впускной, который при работе двигателя заглушен. Я его просто удлинил при помощи проставки, сделанной из втулки старой подушки от двигателя. Втулка толстая, в ней я просверлил дырку и нарезал резьбу, в которую ввернул штуцер. Втулка соединяется со впускным при помощи короткого обрезка шланга, с другой стороны- штатный шланг. К сожалению, сфотографировать конструкцию по-человечески не получается.
Тут хорошо видно, как установлена рампа с форсунками (синяя). Медные гибкие пластины с дырками были в комплекте. Они хоть и толстые, но гнуться хорошо. Я установил их под болты крепления пластиковой крышки двигателя. Тут же (справа) висит датчик давления и разрежения (чёрненький).
А тут видно как сделан ввод газа в коллектор: совсем и не в коллектор. Коллектор сверлить не нужно: под бензиновые форсунки (коричневые) вставлена полая проставка, сбоку которой подведен газ. Правда- с их установкой пришлось пережить небольшой геморрой: рампа бензиновых форсунок стала выше, из-за чего пришлось заменить штатные болты её крепления на более длинные, причём помимо болтов (я использовал шпильки) вставил туда укороченные втулки, сделанные из толстостенной стальной трубки. Это нужно для того, чтобы затягивая болты крепления рампы, мы не сломали форсунки. Втулка ограничивает ход и позволяет затянуть гайки.
Внутри проставки стоит кольцо из её комплекта, переставленная снаружи. Второе кольцо не используется. Вместо него стоит уплотнительное кольцо жигулёвской форсунки. В итоге- бензиновая форсунка вставляется в проставку не очень плотно, но потом зажимается и становится герметично. А сама проставка становится на место почти как родная, за счёт толстого жигулёвского кольца.
А вот так выглядит сама проставка. Прошу прощения за качество фото- фотографировал на мобильник.
Материальные затраты:
- Комплект оборудования 16 000 рублей
- Трубка медная Ф=8 мм 2 метра по 145 рублей, итого 290р
- Муфта трубки Ф=8 4 шт по 15 рублей, итого 60р
- Трубка медная Ф=6 мм 7 метров и 4 бочата к ней всего на 900р
- Шланг печки Волга Ф=16мм 3 метра по 114 рублей, итого 342 рубля
- Антифриз красный, 5 кг всего на 373 рубля
- Хомуты разные 64 рубля
- Вакуумный шланг жигули 31 рубль
- гофра электромонтажная разрезная, мелкая, 1.5 метра 30 руб
- термоусадка 48 руб
Итого: 18 138 рублей (без учёта всякой изоленты, флюса, олова, винтиков, хомутиков и прочей мелочёвки, которая у меня уже была.
Добавлено в 2016 году:
С тех пор прошло 4 года не самой дружественной эксплуатации. Не вовремя менял фильтры, а больше и вообще ничего не делал. Пробег на газу порядка 120 тысяч. Осенью 2015 двигатель неожиданно стал явно троить. Подключил мобильник к OBD и увидел, что у меня богатая смесь. Разобрал форсунки (это делается элементарно, можно их даже не снимать) и нашёл, что пружинки клапанов находятся в ужасном состоянии, одна вообще сломалась. Выпросил у установщиков по соседству с домом пару "живых". Поставил, заработало нормально. Настройка форсункам не нужна, газ пока тоже не настраивал, хотя надо бы повторить. Расход нормальный.
Установщики подсказали, что лучше бы купить ремокомплект или рампу форсунок целиком. Рампа порядка 3-4 тысяч, аналогичная ставится на "Газель бизнес" и стала очень распространённой. Но ни того, ни другого в магазине найти не удалось. Привожу тут номера: форсунки OMVL К904501, ремкомплект OMVL 900141. Закажу что- нибудь при случае.