Как часто менять охлаждающую жидкость в зависимости от маркировки антифриза и марки авто
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Почему в закрытой системе нужно все-таки менять охлаждающую жидкость?
- Какие характеристики охлаждающей жидкости свидетельствуют о необходимости ее замены?
- Как поменять охлаждающую жидкость самому?
- Совместимы ли охлаждающие жидкости разных классов?
- Нужно ли менять охлаждающую жидкость перед зимой?
Автомобильный двигатель во время работы очень сильно нагревается. И это не удивительно, учитывая, что внутри камер сгорания температура составляет 2000 градусов. Естественно, такое количество тепла нужно отводить. Для этого ДВС оснащают системой охлаждения. Эффективность работы этой системы напрямую зависит от жидкости, которая используется в качестве охлаждающей. Эту охлаждающую жидкость принято обозначать термином «антифриз». Так как она относится к расходным материалам, то периодически нуждается в замене. Как часто менять охлаждающую жидкость, узнаете из этой статьи.
Почему нужно регулярно менять охлаждающую жидкость
Нередко начинающие автомобилисты задаются вопросом, нужно ли менять охлаждающую жидкость и как часто? Ведь антифриз циркулирует внутри закрытой системы, никакая грязь снаружи туда не попадает. Что же такого может произойти с охлаждающей жидкостью в этих условиях?
Однако давно доказано, что охлаждающая жидкость с течением времени работает всё хуже и хуже.
Основные ингредиенты антифриза просты – это смесь спирта и воды. Однако в его составе есть и другие компоненты. Их не так много, но они очень важны. Речь о присадках, которые осуществляют функцию смазки, предотвращают коррозию. Однако их срок действия весьма ограничен. Как только присадки разрушаются, жидкость уже не может выполнять свои функции, как надо. Это приводит к целой цепочке разрушительных процессов. В итоге система охлаждения подвергается коррозии, а ее каналы забиваются различными твердыми частичками. Двигатель в такой ситуации эффективно не охлаждается, возрастает риск его поломки.
Как часто менять охлаждающую жидкость в двигателе? Напрямую это зависит от типа залитого в систему антифриза. Встречаются ситуации, когда нельзя откладывать. В этом случае нужно срочно заменить антифриз, не дожидаясь окончания его срока годности. Перечислим эти ситуации:
- хладагент изменил цвет или помутнел;
- тревожным признаком является выпадение осадка в виде хлопьев, наличие механических примесей в антифризе;
- жидкость пенится;
- изменение плотности хладагента – он становится похожим на желе;
- уменьшился объем ОЖ (охлаждающей жидкости);
- произошло смешивание жидкостей разных стандартов.
Смешивание стоит рассмотреть более подробно. Если залить в систему два разных типа ОЖ, можно полностью потерять все полезные свойства обеих жидкостей. Такое происходит, к примеру, при смешивании силикатного и карбосиликатного антифриза. Если смешивание имело место, образование хлопьев неизбежно, часто выпадает осадок, ОЖ сильно загустевает. Золотое правило автомобилиста – доливать стоит жидкость того же класса, что и у залитой в систему.
Как часто нужно менять охлаждающую жидкость в автомобиле в зависимости от пробега? Чем больше машине лет, тем чаще нужно заливать новую жидкость. Причина тому простая – старый двигатель непременно имеет участки коррозии. Антифриз содержит в себе частички, которые нейтрализуют ржавчину. Но при этом полезные свойства жидкость утрачивает. Характерный признак таких процессов – ржавый цвет антифриза.
Важно! Лучше менять охлаждающую жидкость заблаговременно, не дожидаясь появления негативных признаков. Производители автомобилей обычно выпускают рекомендации по уходу в том числе за системой охлаждения.
Как часто менять охлаждающую жидкость в автомобиле: рекомендации производителей
Многие автомобилисты спрашивают, как часто надо менять охлаждающую жидкость в машине? Срок замены напрямую зависит от множества факторов, которые перечислим ниже:
- Рекомендации фирмы-производителя жидкости.
- Рекомендации изготовителя транспортного средства.
- Нагруженность машины (как часто и на какие расстояния ездит).
- Изношенность системы охлаждения.
В каждой стране, где есть производство автомобилей, выпускают и антифризы. Каждый производитель руководствуется стандартами своей страны. И практически все экспортируют охлаждающие жидкости. И все они имеют свой срок годности, отличаются друг от друга характеристиками.
Со временем назрело решение упорядочить ситуацию. С некоторых пор все производители охлаждающих жидкостей начали использовать классификацию, принятую в концерне «Фольксваген». Согласно данному стандарту антифризы делят на три класса: G11, G12, G13. Каждый класс имеет свой рекомендуемый срок эксплуатации.
- Класс G11 (традиционные) – жидкости, сделанные по силикатной технологии. Это значит, что присадки в таких антифризах силикатные. Они нужны для защиты от коррозии металлических составляющих охлаждающей системы мотора.
Упаковка ОЖ класса G11 обычно содержит указания по сроку ее эксплуатации. Давно известен факт, что слой, образованный силикатными присадками, со временем не просто разрушается, а образует абразивные частицы. Эти частицы очень опасны для охлаждающей системы автомобиля. Опытные автолюбители советуют менять антифриз G11 не реже чем один раз в два года.
- Класс G12. Этот класс характеризуется большим сроком эксплуатации. Однако и в данном случае многое зависит от методики замены антифриза. То есть если система охлаждения перед заливкой G12 тщательно промыта и просушена, то новая ОЖ прослужит не менее 5 лет. Если же система не была очищена от старого антифриза, производилась доливка нового, то такую жидкость эксплуатировать можно не больше 3 лет.
Как же удалось производителям так увеличить срок службы жидкостей G12? Решение было найдено с помощью карбоновых кислот, которые легли в основу присадок. Эти кислоты не создают равномерный защитный слой, а точечно устраняют очаги образования коррозии.
- В антифризе G12+ в состав добавили присадки неорганического происхождения, а в G12++ и минеральные. Благодаря такой рецептуре защита системы охлаждения стала еще лучше, но срок службы жидкости больше сделать не удалось.
- Класс G13. Несмотря на более высокий класс, срок службы этих антифризов такой же, как у G И то при выполнении всех условий во время замены. Таким образом, срок работы данных жидкостей от 3 до 5 лет. Зато G13 невыгодно отличается большей стоимостью. Это обусловлено использованием в составе чистого полипропилена. По качеству работы класс похож на G12++.
- Тосол. В среде автолюбителей бытует мнение, что тосол есть отдельный тип жидкости для системы охлаждения, имеющий свои отличия. Однако такая точка зрения не соответствует действительности. Разработало данную ОЖ отечественное предприятие «Технологии органического синтеза».
Таким образом в названии «Тосол» зашифрована аббревиатура изготовителя ТОС. А окончание «ол» свидетельствует о наличии спирта в составе. Данное название ведет свою историю с советских времен, и тогда не нужно было получать на него патент. Поэтому слово «тосол» стало нарицательным. Сейчас так называют все жидкости, выпускаемые в России. Информация на упаковке обязательно содержит указание на период, через который необходимо заменить эту охлаждающую жидкость. Отечественные антифризы редко имеют срок эксплуатации более 2 лет.
Опыт показывает, что дисциплинированные автовладельцы, соблюдающие сроки замены ОЖ, не имеют проблем с этой системой автомобиля. Но при этом нужно учитывать не только календарный интервал. Ведь за 1 или 2 года авто может иметь совершенно различный пробег. Каждый автомобилист использует машину в меру своих потребностей и возможностей. Кто-то целый день за рулем, а кто-то раз в неделю ездит на дачу. Производитель на упаковке антифриза указывает усредненный срок его возможной эксплуатации. Часто рядом с цифрой в годах указывается цифра километража. То есть нужно руководствоваться тем показателем, что будет превышен раньше.
Традиционные антифризы рассчитаны на пробег 60–120 тысяч километров. Карбосиликатные могут выдержать 250 тысяч, а лобридные еще больше.
Очень важная памятка! При всех полезных свойствах хладагентов необходимо периодически осуществлять визуальный контроль системы охлаждения своего автомобиля. Некоторые изменения можно заметить даже невооруженным глазом. Тревожные признаки плохой ОЖ – это помутнение, изменение цвета и выпадение осадка. Если же доверия к своим навыкам автомеханика нет, стоит воспользоваться покупным тестом. Он представляет собой полоску, которую нужно окунуть в расширительный бачок, а затем по изменению цвета посмотреть в инструкции значение.
Производители автомобилей не остались в стороне. Обычно вместе с машиной даются рекомендации по замене антифриза. «Дженерал Моторс» и «Фольксваген» столь уверены в качестве своей продукции, что дают пожизненную гарантию на антифриз, которым заполняется система охлаждения новых автомобилей.
Концерн «Форд» гарантирует качественную работу своей ОЖ на протяжении 240 000 км. АвтоВАЗ может похвастаться лишь 75 тысячами километров. «Митсубиси», «Мерседес» и БМВ имеют схожие сроки, отмеряемые 4-5 годами эксплуатации.
Пошаговая инструкция, как поменять охлаждающую жидкость
Когда вопрос со сроком замены хладагента уже решен, начинающие автолюбители пытаются выяснить, смогут ли они самостоятельно осуществить этот вид обслуживания. Ведь услуги профессиональных СТО не всем по карману. Хорошие новости в том, что заменить охлаждающую жидкость несложно, главное выполнять все действия в строгом порядке.
- Шаг 1. Следует установить автомашину горизонтально. Важно дать остыть двигателю, ведь рабочая температура охлаждающей жидкости достигает 90–96 градусов Цельсия. При такой температуре очень легко получить серьезные ожоги.
- Шаг 2. Если в конструкции охлаждающей системы есть пробка для слива, откройте ее. В отечественных автомобилях часто такое отверстие не предусмотрено. Тогда просто отсоединяют от радиатора патрубок, расположенный снизу.
- Шаг 3. Рекомендуется не жадничать и беспощадно удалять старый антифриз. Особенно это актуально, если новая ОЖ другого класса. Сделать это просто при помощи самого автомобиля. Закрывают расширительный бачок, оставив патрубок отсоединенным. После чего запускают двигатель и включают печку на максимальную мощность.
- Шаг 4. Нужно дать поработать двигателю всего несколько минут. Не стоит затягивать, ведь работа без охлаждающей жидкости может привести к перегреву и, как следствие, деформации отдельных узлов.
- Шаг 5. Если после этих операций жидкость все еще капает из патрубка, через некоторое время двигатель заводят повторно на несколько минут. Это создает дополнительное давление, способствующее выходу всей ОЖ.
- Шаг 6. Если планируется залить другой класс охлаждающей жидкости, не обойтись без промывки системы. Для этого идеально подходит дистиллированная вода. Необходимо как можно тщательнее удалить весь старый хладагент.
- Шаг 7. Когда со сливом и промывкой покончено, закрывают сливное отверстие. Или присоединяют патрубок, если операция слива производилась таким образом. После чего через крышку расширительного бачка заливают новую охлаждающую жидкость.
- Шаг 8. После заполнения системы заводят машину снова. Печка при этом опять должна быть настроена на максимум. Подождав несколько минут, останавливают двигатель и проверяют уровень жидкости в расширительном бачке. Если антифриз ушел, доливают его до максимальной отметки.
- Шаг 9. Предыдущий шаг нужно повторять до тех пор, пока из бачка не перестанет уходить хладагент.
- Шаг 10. Теперь машиной можно пользоваться. Однако через несколько поездок необходимо сделать контрольный осмотр расширительного бачка. Если уровень жидкости упал, ее снова доливают до максимума.
Соблюдение данных инструкций позволит автомобилисту надеяться на долгую работу своего железного коня.
Часто задаваемые вопросы про замену охлаждающей жидкости
- Как часто менять охлаждающую жидкость на изношенных двигателях?
У старых автомобилей двигатель и его система охлаждения находятся в сомнительном состоянии. В таком случае не стоит менять охлаждающую жидкость, руководствуясь рекомендациями производителя.
Главный вопрос в таком случае – как своевременно узнать о необходимости замены антифриза на новый? Ранее уже говорилось, что для этого в автомагазинах продаются специальные тесты. Эти полоски стоят совсем недорого, но оказывают неоценимую помощь по контролю за состоянием системы охлаждения автомобиля.
Пользоваться этими тестами достаточно просто. Полоску окунают в залитый антифриз, после чего она меняет цвет. Этот цвет находят на шкале, которая обязательно есть в комплекте с тестом. Однако даже при отсутствии данных индикаторов можно определить качество ОЖ на глазок. Мутная или побелевшая жидкость явно нуждается в замене. Ржавый коричневый цвет антифриза – это сигнал наличия в нем частиц ржавчины. Как можно быстрее нужно избавиться от такого хладагента.
Наконец, нередки случаи пенообразования в расширительном бачке. При этом на дне выпадет твердый осадок. Тут уж точно не обойтись без замены, причем она обязательно должна сопровождаться тщательной промывкой всей системы охлаждения.
- Нужно ли менять антифриз перед зимой?
Очень полезно заменить антифриз перед холодным сезоном. Особенно это касается машин, ночующих во дворах, без гаража. На новом хладагенте двигателю будет существенно легче работать в условиях зимних температур.
- Нужно ли менять охлаждающую жидкость при замене термостата?
Иногда приходится менять термостат – очень важный элемент системы охлаждения автомобиля. Делают обычно это квалифицированные специалисты. Если механик советует владельцу после ремонта заменить и антифриз, лучше прислушаться к его совету.