Как бороться с обледенением стекол: профилактика и быстрые способы
О чем речь? Наступает зима, а с холодами приходит и вечная проблема автовладельцев – обледенение стекол. Теперь каждое утро перед выездом на работу начинается не с горячего кофе, а с попыток побыстрее отскрести намерзший на лобовое и боковые стекла лед.
Как правильно? Чтобы не тратить время на пляски со скребком, проще бороться с обледенением стекол не по факту, а профилактическими методами, то есть устранить саму причину намерзания льда. Способов достаточно много, и все они эффективны.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Причины обледенения стекол зимой
Зимой большинство владельцев автомобилей, паркующих машины на улице, постоянно сталкивается с появлением на стеклах ледяной корки.
В зимний период, когда температура воздуха опускается ниже нуля, автомобилисты ежедневно сталкиваются с проблемой обледенения машин. Это естественный процесс, ведь льдом покрывается все вокруг – не только корпус и стекла машин, но и деревья, скамейки, тротуары. Почему же так происходит?
В атмосфере всегда содержится некоторое количество воды, и этот объем называется влажностью воздуха. Мы часто слышим о нем в прогнозе погоды, но не всегда обращаем внимание, а иногда не совсем понимаем, о чем говорит конкретное значение влажности в процентах.
На самом деле речь идет о фактическом объеме водяного пара в атмосфере, а точнее, о его доле от максимально возможного количества, которое способно содержаться в окружающем нас воздухе при данной температуре. В прогнозе погоды этот параметр всегда указывается в процентах. Чем теплее воздух, тем больше влаги он может вместить. При падении температуры избыточный пар начинает конденсироваться.
При достижении минусовой отметки на термометре те капельки влаги, что находились в воздухе, выпадают в виде осадка, преобразовываясь в мельчайшие частички льда.
Именно они и оседают на холодных поверхностях, в том числе лобовом стекле автомобиля. Наслаиваясь друг на друга, льдинки образуют пленку, которая и называется наледью или ледяной коркой. Поверхность стекла не идеально гладкая, как нам кажется издалека. Если рассматривать ее под увеличением, можно увидеть большое количество углублений, микротрещин и сколов. В шероховатостях и оседают кристаллики наледи, постепенно покрывая всю площадь окна.
3 простых способа бороться с обледенением стекол
Больше всего от наледи страдает лобовое стекло, так как оно располагается под наклоном и кристалликам льда проще на нем закрепиться, создавая корку.
При сильном обледенении стекло теряет прозрачность, обзор падает до нуля, поэтому передвигаться на машине категорически запрещается.
Необходимо предварительно избавиться от наледи, обеспечив достаточный для безопасного движения обзор. Мы приготовили для вас несколько действенных советов, как бороться с обледенением лобового стекла.
Проветривать салон перед тем, как оставить машину на парковке
Во время движения в салоне автомобиля создается теплый и влажный микроклимат. Капельки влаги оседают на внутренней стороне стекол, образуя конденсат, и после отключения двигателя постепенно замерзают.
Чтобы снизить количество влаги и остудить воздух внутри салона, откройте все двери на пару минут прежде, чем оставлять автомобиль на длительное время. Стекла охладятся, и конденсат частично испарится. С внешней стороны падающий на прохладное стекло снег не будет таять, а значит, и превращаться на морозе в ледяную корку.
Накрывать лобовое стекло тканью
В магазинах для автомобилистов довольно большой выбор специальных чехлов для лобового стекла, которые зимой защитят его от снега и льда, а летом от палящего солнца. Но вполне можно обойтись и отрезом любой плотной ткани, покрывалом и даже полотенцем.
Главное, чтобы защитный экран покрывал всю площадь лобового стекла. Закрепить его можно, прижав водительским и пассажирским стеклами, а центральную часть подсунуть под дворники.
Использовать спрей «Антидождь» раз в 2-3 дня
«Антидождь» создает на поверхности автомобильных стекол защитную пленку, отталкивающую влагу. Его использование актуально круглый год: в теплое время спрей облегчает скольжение капель дождя и тумана, а зимой уменьшает образование ледяной корки при минусовых температурах. Падающий на теплое стекло снег мгновенно тает, но благодаря защитной пленке «Антидождя» образовавшиеся кристаллики льда не покроют плотным слоем всю поверхность, а распределятся по ней отдельными островками.
Не покупайте дешевое средство, цена ниже 200 рублей указывает на некачественный состав и слабую эффективность, его придется наносить чаще, и в итоге вы получите переплату вместо желаемой экономии.
Перед тем, как покрывать лобовое стекло спреем, необходимо подготовить салфетки из микрофибры или вискозы, спиртовой очиститель для стекол и абсорбирующие полотенца из бумаги.
Порядок действий для достижения максимального эффекта при обработке стекол «Антидождем»:
- Включите зажигание и прогрейте двигатель до оптимальной температуры в системе охлаждения. В среднем она составляет от 70 до 90 °C, точнее указано в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Важно, чтобы стекло хоть немного прогрелось, иначе защитная пленка на нем не образуется. Если есть возможность, лучше загнать машину в гараж или теплый бокс, а на улице направить на лобовое стекло поток теплого воздуха.
- Удалите со стекла грязь, используя заранее подготовленные тряпки, салфетки и стеклоочиститель. Необходимо, чтобы поверхность была чистая и сухая, тогда вы избежите появления пятен и разводов.
- Пропитайте средством «Антидождь» кусок ткани или губку и протрите всю площадь лобового стекла. При нанесении следите за плотностью покрытия, не оставляйте необработанных участков, совершая вертикальные движения сверху вниз по стеклу и обратно. Так вода будет лучше скатываться.
- Полностью высушите поверхность стекла, вытирая его бумажным полотенцем. Внимательно следите, чтобы не осталось разводов.
Повторять процедуру по обработке лобового стекла в зимнее время потребуется раз в 2-3 дня, так как пленка от средства быстро растворяется под снегом и счищается щетками.
Как бороться с обледенением стекол внутри
Еще десятки лет назад, с появлением первых машин, автомобилисты пытались придумать, как бороться с обледенением стекол наиболее простым и экономичным способом. Опытным путем выяснилось, что легче всего просто открывать все двери или окна перед тем, как поставить свою машину на длительную стоянку, – это позволит избавиться от теплого влажного воздуха внутри салона.
Но не всегда у нас есть лишние несколько минут, чтобы дождаться, пока температура достаточно снизится. Да и нехватка свободного места на парковке не редкость, когда открыть настежь все двери затруднительно.
Есть более долгий альтернативный вариант, как охладить лобовое стекло. Если оставить припаркованную машину с заглушенным двигателем, но не выключать обдув стекла холодным воздухом в течение 30 минут, то это снизит количество конденсата и кристаллизующейся влаги из воздуха.
Но такой способ будет доступен лишь при добавлении в устройство вентиляции дополнительных настроек. Чтобы не пришлось спустя полчаса возвращаться в машину и выключать обдув, потребуется доработка проводки и установка таймера отключения.
Такой апгрейд избавит вас от необходимости оставлять ключ в замке зажигания и незапертые двери автомобиля. Таймер устанавливается на определенное время, по истечении которого система отключает вентилятор. Работая на небольшой скорости, он не будет сильно расходовать энергию, быстро сажая аккумулятор.
Подобные усовершенствования могут быть использованы в автомобилях базового сегмента, в которых нет сложной системы электроники. В машинах стоимостью выше среднего уже более умный электронный мозг, который не даст вентилятору работать после отключения двигателя. Для того чтобы снова его запустить, потребуется целый комплекс команд от различных узлов и модулей авто.
Иногда включение осуществляется только человеком с помощью бортового компьютера. Поэтому именно на транспортных средствах экономкласса есть возможность снабдить систему дополнительными доработками, которые позволят реализовать идею с автономной работой обдува лобового стекла.
В подобных авто включение вентиляции происходит с помощью всего одной ручки или кнопки сразу после того, как вы повернули ключ в замке зажигания.
В обновленной системе импульс передается на вентилятор через реле сразу от аккумулятора, когда ключ в замке подал команду на включение. В момент поворота срабатывает реле, происходит подача команды включить питание, и запускается обдув стекла. А при удалении ключа из замка зажигания реле не перестает работать сразу, а отключается лишь спустя заданное на таймере количество времени.
Что делать, если стекла обледенели
Штатный обогреватель салона
Самый распространенный способ избавиться от наледи – запустить встроенный обогреватель и направить его на стекло. Но для этого требуется время, пока двигатель автомобиля достаточно прогреется и система обдува начнет нагревать воздух. Постепенно лед станет таять, и его легко будет счистить дворниками или скребком.
Такой метод удобен, когда утром приходится не только прогревать машину, но и снимать слой снега. Пока вы чистите корпус автомобиля, двигатель работает, нагревая воздух и потихоньку подтапливая нижний слой ледяной корки. При не сильно низких температурах, до -10 °C, на это потратится не так много времени, около 5-7 минут, после чего достаточная для обзора часть лобового стекла будет очищена от наледи, и можно приступать к движению.
В современных марках автомобилей установлены электронагреватели, и отопительный элемент в них сразу дает тепло, даже если двигатель был запущен только что. Но и там все устроено так, что весь процесс происходит плавно и система самостоятельно блокируется, если температура на улице опускается ниже допустимого уровня.
Внезапный перепад температур может привести к появлению трещины лишь в одном случае – отопление будет включено в момент, когда двигатель автомобиля уже полностью прогрет и струя горячего воздуха направлена на замерзшее лобовое стекло. Повышает вероятность увеличения площади повреждения стекла наличие мелких сколов от попадания камней или небольшой аварии.
Чтобы избежать внезапного появления трещины, включайте систему обогрева сразу, как заводите двигатель, но на минимальной мощности обдува. Тогда мотор, прогреваясь постепенно, будет так же медленно нагревать струю воздуха, направленную на лобовое стекло.
Вспомогательным элементом может послужить включение рециркуляции. Тогда засасываться будет не ледяной воздух с улицы, а слегка теплый из салона авто.
Подогретая вода
Вокруг этого способа растопить ледяную корку ходит много мифов, и основной из них, что теплая вода может спровоцировать появление трещин на стекле. Но умеренно теплой водой вряд ли удастся и наледь полностью растопить, и до промерзшего стекла добраться.
Таким методом получится избавиться от тонкого слоя льда или сдвинуть с места толстый. Важным моментом является температура воды, она не должна превышать 50 °C, но никак не кипяток. Если вы опустите в нее руку и не будете ощущать дискомфорта, значит, такая вода подходит.
Налейте воду в пластиковую бутылку, не закручивая крышку полностью, или проткните в ней пару отверстий кончиком ножа или тонкой отверткой. Начиная с верхней части лобового стекла, поливайте теплой водой участок за участком, можно усиливать эффект, растирая воду по наледи рукой. В процессе такой процедуры корка быстро растает, и стекло останется сухим и чистым.
Если льда намерзло слишком много, то подогретая вода поможет подтопить его нижний слой, как бы отделяя его от поверхности стекла и позволит легко снять корку скребком или специальной щеткой.
Осторожнее с заливанием водой боковых стекол автомобиля, ведь там она может затечь внутрь механизма открывания двери под уплотнительную резинку.
Специальный размораживатель стекол
В магазинах для автомобилистов можно приобрести специальное средство для удаления льда. Называется оно «размораживатель» или «антилед» и содержит в составе органическую основу – изопропанол или другой спирт. Производится в форме спрея, который при взаимодействии с водой выделяет тепло, растапливая наледь и размягчая толстый слой снежно-ледяной корки.
Наносится такое средство на всю покрытую льдом поверхность на некоторое количество времени, после чего стекло легко будет очистить, смахнув образовавшуюся кашу дворниками или щеткой.
При наличии очень серьезной наледи придется все-таки воспользоваться скребком помимо нанесения антильда.
Незамерзайка
В холодное время года абсолютно каждый водитель заливает в бочок омывателя незамерзающий очиститель для стекол. Эта жидкость не кристаллизуется при минусовых температурах благодаря составу на спиртовой основе с добавлением чистящих средств и отдушек. Им также можно избавиться от ледяной корки, тем более что у многих автовладельцев в багажнике имеется небольшой запас незамерзайки.
Можно побрызгать жидкостью прямо из бачка для стеклоомывателя через форсунки, предварительно подняв дворники, и подождать, пока лед немного подтает. Либо полить сверху на стекло из пластиковой бутыли, но в таком случае расход будет больше и незамерзайка быстро закончится. Если у вас есть свободный пульверизатор, можно перелить жидкость туда для удобства нанесения.
Спирт
Этанол или изопропанол являются наиболее мощными помощниками по избавлению от ледяной корки на лобовом стекле автомобиля. Вообще, это тот же размягчитель льда, что продается в магазинах, только с более сильной концентрацией действующего вещества. Температура, при которой замерзнет этанол, -91 °C, а изопропанол кристаллизуется только при -110 °C.
Если у вас дома имеется один или оба этих спирта, налейте его в пластиковую бутыль с распылителем и тонким слоем нанесите на ледяной слой. Он начнет растворяться и скатываться по стеклу вниз струйками воды с кусочками оставшейся наледи. Слишком плотная корка не разрушится достаточно быстро, поэтому дополнительно воспользуйтесь специальным скребком.
В целях уменьшения расхода спирта позволяется разбавлять его водой в соотношении 50/50. Температура замерзания смеси упадет до -25 °C, но при не слишком низких показателях термометра и этого хватит.
Мнения автовладельцев о борьбе с обледенением стекол
- Всё гениальное просто
- Обдув стекол помогает
- Не покупаю дорогую химию
«Приобрел ненужный отрез ткани размером 1.5 на 2.5 метра темного цвета. Вечером перед тем, как уйти домой, накидываю его на лобовое, утром не приходится счищать лед».
«Когда оставляешь свою машину на ночь на стоянке, лучше включить обдув стекла холодным воздухом. Пользуюсь регулярно – действительно эффективный метод. По поводу трещин, если они уже появились, то вряд ли их чем исправишь. Если на улице сыро и скачет температура, то стекла будут запотевать и покрываться коркой льда даже внутри салона. Поэтому избавиться от влаги в воздухе важно именно внутри авто, тогда и средства покупать не придется».
«А вот я не стал выбрасывать бутылку из-под спрея Silit и теперь пользуюсь ей для разбрызгивания омывателя на стекла. Когда утром выхожу к машине и на улице мороз, включаю зажигание и пока жду несколько минут, пшикаю на лобовое стекло. Сажусь, дворниками махну пару раз, и можно ехать!»
Начало дня даже зимой может быть приятным, но если вы ежедневно выходите на улицу и первым делом начинаете счищать снег и лед со своего автомобиля, настроение сразу ухудшается. Особенно когда свободного времени мало и не хочется опаздывать по важным делам. Избежать таких неудобств можно, применив доступные советы из нашей статьи.