Объем охлаждающей жидкости – важная характеристика технического состояния авто
Доказано, что жидкостное охлаждение двигателя автомобиля гораздо эффективнее, чем охлаждение воздухом. 99,7 % современных машин оснащены системой охлаждения мотора жидкостью, а в ближайшем будущем все автомобили будут выпускаться только с такой охлаждающей системой. Однако не все водители знают, что объем охлаждающей жидкости - важная характеристика технического состояния авто, поэтому могут упустить тот момент, когда необходимо заменить антифриз.
Часто у автолюбителей возникает вполне логичный вопрос о том, какой объем охлаждающей жидкости нужно заливать для охлаждения двигателя. Как определить, что именно столько литров антифриза необходимо, а не больше или меньше? Если вы тоже хотите разобраться в этих вопросах, советуем внимательно изучить данную статью.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Принцип работы системы охлаждения
- От чего зависит объем охлаждающей жидкости в системе
- Чем чреват пониженный уровень охлаждающей жидкости
- Чем опасен повышенный объем охлаждающей жидкости
- Нормальный объем охлаждающей жидкости
- Что думают автолюбители об объеме охлаждающей жидкости
Принцип работы системы охлаждения
Охлаждающая система мотора автомобиля состоит из радиатора, термостата, т. е. устройства, в котором поддерживается постоянная температура, помпы, расширительного бачка и замкнутого контура, по которому совершает круговорот антифриз или тосол. Газораспределительный механизм приводит помпу в движение, и охлаждающая жидкость прогоняется по системе. Антифриз забирает тепло от работающего мотора машины и, проходя через соты радиатора, охлаждается.
Пока автомобиль не прогрет, антифриз циркулирует по малому кругу. Как только двигатель нагревается, открывается термостат, и жидкость начинает прогоняться по большому кругу, эффективно охлаждая мотор. Объем охлаждающей жидкости будет зависеть от ее температуры, так как, нагреваясь, он увеличивается. Расширительный бачок нужен для того, чтобы принять излишнюю жидкость на себя.
В большинстве автомобилей расширительный бак оснащен крышкой и отводящим клапаном. Это нужно для того, чтобы не допустить разрыва всей охлаждающей системы из-за повышенного давления и высокой температуры. В связи с этим, никогда не пытайтесь открыть крышку расширительного бачка, если двигатель машины заведен или не успел остыть после эксплуатации.
Объем охлаждающей жидкости также будет зависеть от температуры окружающей среды. В теплый период времени года уровень антифриза будет приближен к отметке МАХ, в холодное - к отметке MIN. Это легко объяснить: чем ниже температура охлаждающей жидкости, тем меньше ее объем, и наоборот.
Чем чреват пониженный уровень охлаждающей жидкости
Проверяя уровень ОЖ в баке, удостоверьтесь, что он находится между отметками МАХ и MIN. Даже если антифриз содержится в объеме, близком к минимальному, это позволит охлаждающей системе нормально функционировать, так как в радиаторе и всей системе достаточно жидкости.
Если же антифриза в охлаждающей системе слишком мало, это может привести к перегреву мотора автомобиля. В лучшем случае, последствием будет завоздушивание контура циркуляции антифриза. Тогда можно будет наблюдать локальный перегрев системы, закипание охлаждающей жидкости, от чего впоследствии двигатель перегреется, поршневые пальцы прикипят, компрессионные кольца перестанут пружинить и залягут в поршне.
Более серьезными последствиями могут стать износ головки поршня цилиндра и порча уплотнительного элемента. Тогда придется фрезеровать головку поршня и заменять прокладку. Если мотор автомобиля оснащен алюминиевым блоком, то повреждения будут еще более значительными.
Чем опасен повышенный объем охлаждающей жидкости
Неопытные водители зачастую допускают ошибку, заливая в бак охлаждающую жидкость до отметки МАХ. Может показаться, что таким образом двигатель автомобиля будет защищен от перегрева, и антифриза точно хватит для нормального функционирования системы. На самом деле, если ОЖ в расширительном бачке будет слишком много, это приведет к тому, что давление сильно повысится. В результате могут начаться протечки по соединениям или расширительный бак разорвется в случае сильного нагрева мотора авто.
Когда давление в охлаждающей системе слишком высокое, тосол или антифриз могут выплескиваться через неплотно закрученную крышку расширительного бака. В этой ситуации топливо расходуется неэффективно, и выгорает редкоземельное напыление цилиндров. Это приводит к необходимости замены поршневой группы, что относится к сложному и дорогому виду ремонта. Избежать таких поломок несложно - достаточно лишь поддерживать оптимальный объем охлаждающей жидкости в системе.
Помимо вышеуказанных неисправностей, повышенное давление в охлаждающей системе приводит к износу помпы и термостата. Это происходит потому, что насос не может нормально функционировать, так как испытывает повышенную нагрузку на крыльчатку, вследствие чего помпа ломается, а значит, может потребоваться ремонт двигателя. Кстати, если тосола или антифриза в системе недостаточно, могут произойти аналогичные поломки.
Подобных проблем не возникнет, если постоянно следить, чтобы уровень антифриза находился между отметками MIN и МАХ. При этом, если вы замечаете, что объем охлаждающей жидкости быстро уходит, то необходимо проводить специальную диагностику автомобиля, так как могут иметь место протечки в системе, которые придется устранять.
Как и в случае с недостаточным объемом ОЖ, если тосола или антифриза слишком много в системе, это может привести к перегреву мотора автомобиля. Может показаться, что чем больше охлаждающей жидкости, тем эффективнее охлаждается двигатель. Однако, это не так. Из-за повышенного давления охлаждающая система не может нормально функционировать, появляются проблемы с сальниками клапанов, в каналах закоксовывается смазка. Это приводит к поломкам мотора и его дорогостоящему ремонту.
Нормальный объем охлаждающей жидкости
Объем охлаждающей жидкости зависит от объема двигателя автомобиля. В малолитражку нужно будет залить до 5–7 л антифриза. Чем больше объем двигателя машины, тем больше ОЖ потребуется при замене.
Зависимость объема охлаждающей жидкости от марки автомобиля представлена в таблице ниже:
Объем антифриза |
Тип автомобиля |
3 л |
Дайхатсу Мира, Дайхатсу Мор, Дайхатсу Опти, Сузуки Альто, Вэгон-Ар, Хонда Лайф, Субару Плео |
4 л |
Дайхатсу Этрэй, Митсубиши Страда 1300cc., Митсубиши Витс 1300cc., Митсубиши Фанкарго 1500cc., Дайхатсу Тэриос 1300cc., Тойота Биби 1500cc., Ниссан Марч 1300cc., Хонда Цивик 1500cc., АшЭр-Ви 1600cc., АшЭр Домани 1600cc., Митсубиши Топпо Биджи, Митсубиши Паджеро |
5 л |
Тойота Старлет 1300cc., Тойота Тэрсел 1500cc., Тойота Раум 1500cc., Тойота Королла Спасио 1600cc., Тойота Королла II 1500cc., Ниссан Лючино 1500cc., Ниссан Авенир 1800cc., Митсубиши Мираж 1500cc., Сузуки Эскадо 1600cc., Ниссан Куб 1300cc., Хонда Лого 1300cc. |
6 л |
Тойота Королла 1600, Тойота Каррен 1800, Тойота Надиа 2000, Тойота Гайа 2000, Тойота Ипсам 2000, тойота Левин Труэно 1600, Тойота Опа 1800, Тойота Виста 2000, Мазда Дэмио 1500, Мазда Фамилиа 1800, Ниссан Санни 1800, Ниссан Премьера 2000, Митсубиши Лансер 1800, Субару Лигаси 2500, Хрнда СиАр-Ви 2000, Хонда Торнео 2000, Хонда Стэп вэгон 2000, Митсубиши Легнум 2000, Митсубиши Паджеро 10 2000 |
7 л |
Тойота РАВ-4 2000, Тойота Алтезза 2000, Тойота Селика 2000, Тойота Марк II2000, Тойота Камри Грация 2200, Тойота Калдина 2000, Тойота Краун 2500, Тойота Проджес 2500, хонда Одиссей 2300, хонда Инспайр 2500, Митсубиши Эрвээр 2000 |
8 л |
Тойота: АристоЗОООсс., КраунЗОООсс., МаджестаЗОООсс., СоарэрЗОООсс., Хилакс СЕРФ 3400cc., Марк II 2500Tcc., Митсубиши: ГТО ЗОООсс., ЧериотГрэндисЗОООсс., Сузуки Эскадо 2500cc., Ниссан Бассара ЗОООсс., Митсубиши Даймонд 2500cc., Ниссан Присэдж ЗОООсс., Мазда Трибьют 2000cc. |
9 л |
Тойота: Соарэр 2500Tcc., ВиндомЗОООсс., Кьюгер ЗОООсс., Хэриэр ЗОООсс., Эстима ЗОООсс., Ниссан: Сэдрик – Глория ЗОООсс., Лаурэль 2500cc., МаздаСэнтияЗОООсс., митсубишиПаджероЗОООсс., Ниссан Скайлайн 2500cc. |
Свыше 10 л |
Тойота: Маджеста 4000cc. (10), Эмэр-Эс (10), Сэльсиор 4000cc. (11), Гранвиа 3400cc., Рэгиас 2700cc. (12), Эмэр-2 2000cc. (13), Ниссан Стэйдж 2500cc. (10), Мазда MPV 2500cc. (10),Исузу Визард (11) Ниссан: ТераноЗЗООсс. (11 |
Чтобы заменить антифриз в охлаждающей системе автомобиля, нужно рассчитать объем охлаждающей жидкости исходя из объема двигателя авто. При этом важно учесть такие моменты, как:
- марка и модель машины;
- марка и характеристики антифриза.
В основном для замены антифриза потребуется от 3 до 7 л жидкости. При этом, чем больше объем двигателя машины, тем больше нужно антифриза, чтобы охлаждающая система могла функционировать нормально.
Если вы хотите заменить охлаждающую жидкость, обязательно выбирайте ту же марку антифриза, что была залита ранее.
Внимательно прочтите рекомендации производителя ОЖ на упаковке и рассчитайте, сколько литров нужно долить в систему конкретно для вашей машины. Откройте расширительный бак и налейте жидкость по уровню до отметки MIN. В системе не должно быть воздуха.
Правильный объем антифриза или тосола в охлаждающей системе влияет на длительность эксплуатации машины и ее исправность.
Что думают автолюбители об объеме охлаждающей жидкости
1. Как правильно проверить уровень антифриза.
– Чтобы охлаждающая система работала исправно и эффективно, важно поддерживать оптимальный уровень антифриза. Как самостоятельно определить объем охлаждающей жидкости в автомобиле?
Для этого воспользуйтесь следующими советами:
- Заглушите мотор и откройте крышку радиатора. Проследите, чтобы антифриз находился на нижнем уровне отвода, от которого шланг подходит к расширительному бачку.
- Осмотрите расширительный бачок. Охлаждающая жидкость должна быть между отметками MIN и МАХ.
- Если антифриза меньше, чем нужно, долейте его до необходимого объема. Затем заведите автомобиль и прогрейте двигатель до +90 °C, после чего заглушите и охладите мотор. Снова проверьте уровень антифриза. Если его стало меньше, это свидетельствует о серьезных неисправностях и нарушении герметизации. Если охлаждающая жидкость осталась на том же уровне - все хорошо, машина готова к эксплуатации.
Если ваш автомобиль характеризуется значительным пробегом, проводите такую диагностику хотя бы раз в неделю. Так можно будет вовремя заметить неполадки и сэкономить на ремонте двигателя машины.
2. Как часто нужно менять антифриз?
– Чтобы избежать коррозийных образований на ГБЦ и радиаторе системы охлаждения двигателя автомобиля, рекомендуется менять антифриз один раз в два года. Это довольно общий совет, так как точные сроки замены охлаждающей жидкости может давать только завод-производитель. Например, на машинах отечественного производства заменять антифриз нужно каждые 75 000 км пробега. «АвтоВАЗ» дает конкретную инструкцию и о сроках замены охлаждающей жидкости, и о требуемых объемах антифриза.
Стоит заметить, что производитель также уточняет, что марка охлаждающей жидкости при замене должна быть той же, которая была налита на заводе. Марка антифриза прописывается в сервисной книжке автомобиля. Там же можно найти и другие рекомендации относительно эксплуатации авто. Если вы не намерены следовать инструкциям производителя по каким-либо причинам, то хотя бы раз в два года заменять антифриз все равно нужно.
3. Как менять антифриз?
– Если вы определились с объемом охлаждающей жидкости в системе, можно приступить к процедуре ее замены:
- Заглушите двигатель и дождитесь его полного остывания. Если мотор будет горячим, процесс замены антифриза может быть очень опасным, так как его температура может достигать +100 °C.
- Под сливную пробку радиатора поставьте любую емкость. Откройте пробку.
- Дождитесь, пока вся охлаждающая жидкость выльется из системы.
- Проведите осмотр системы охлаждения, убедитесь, что любые механические повреждения отсутствуют. Промойте систему.
Если вы не знаете, сколько литров жидкости нужно залить в систему, залейте столько антифриза, на какой объем рассчитан расширительный бак.
Заведите мотор и включите печку. Так охлаждающая жидкость распределится по системе.
Процедура довольно простая, ее можно выполнить самостоятельно. После замены антифриза осмотрите слитую жидкость на наличие в ней следов ржавчины. Если вы их обнаружите, обратитесь с этой проблемой в автосервис в ближайшее время.
Помните, что слишком большой или недостаточный объем охлаждающей жидкости в автомобиле одинаково вреден для его нормальной эксплуатации. Помимо того, что процесс охлаждения будет проходить неправильно, это может привести как к поломкам охлаждающей системы, так и к неисправности мотора машины. Регулярно отслеживайте количество антифриза, доливайте необходимый объем в систему. Используйте только качественную охлаждающую жидкость, следуя советам производителя автомобиля.