Износ тормозных колодок: причины, диагностика, замена
В чем причина? Износ тормозных колодок является нормальным процессом – это расходники. Поэтому их следует периодически менять во избежание аварийной ситуации на дороге.
На что обратить внимание? Нужно контролировать толщину тормозных колодок, при этом полагаться исключительно на показания датчика недостаточно. Слишком быстрый или неравномерный износ требует не просто замены деталей, а подробной диагностики, выявления причин и устранения неисправности.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Причины износа тормозных колодок
- Признаки износа колодок
- Механический датчик износа колодок
- Электронный датчик износа колодок
- Клиновидный износ колодок
- Неравномерный износ внутренней и внешней колодки на одном колесе
- Неравномерный износ пары колодок на одной стороне оси колес
- Замена тормозных колодок
- Мнения автовладельцев об износе тормозных колодок
Причины износа тормозных колодок
Износ тормозных колодок в процессе эксплуатации возникает от их прижатия к тормозному диску или барабану. Они должны выдерживать такое воздействие на протяжении всего периода эксплуатации. Если фактический срок службы соответствует характеристикам, заданным производителем, то все работает нормально. Если же колодки стираются слишком быстро, то это может быть признаком неисправности.
Срок службы тормозных колодок определяется рядом факторов:
- Материал, из которого изготовлены фрикционные накладки. Он зависит от производителя колодок и их ценовой категории. Чем ниже стоимость колодки, тем хуже качество торможения и быстрее ее износ.
- Интенсивность торможения при эксплуатации. Если водитель часто набирает и сбрасывает скорость, то тормозные колодки подвергаются большей нагрузке и изнашиваются быстрее, но качество торможения при этом ухудшаться не должно.
- Условия использования транспортного средства. Износ будет разный при езде по шоссе и движении по бездорожью. Загрязнение колодок усиливает трение дисков и ускоряет износ.
- Правильность настроек и работы тормозной системы. Здесь имеется в виду состояние жидкости, суппортов, дисков. Так, при неправильной установке дисков колодки могут прижиматься к ним неравномерно, что ускорит износ тормозных колодок.
- Тип коробки передач. Опытные водители часто используют торможение двигателем, но оно возможно только на транспортных средствах с механической коробкой передач. На автомобилях с автоматической и роботизированной трансмиссией замедление возможно только с помощью штатной тормозной системы.
- Наличие антиблокировочной системы. Она позволяет оптимизировать давление колодок на тормозной диск. В результате износ происходит не так быстро.
- Материал колодок. Он может иметь разную степень твердости. Чем она выше, тем более качественным будет торможение, но при этом быстрее изнашивается тормозной диск, и наоборот. Чаще всего производители выпускают несколько типов колодок, из которых каждый водитель может выбрать наиболее соответствующие его стилю вождения (спорт, классик, комфорт).
Если транспортное средство используется для перевозки тяжелых грузов, это также ускорит износ. Загруженный автомобиль обладает большей инертностью, чем пустой. В результате нагрузка на колодки возрастает. Схожим образом влияет езда по дорогам, имеющим большой уклон, например в горах.
Признаки износа колодок
Обнаруживается износ колодок по разным признакам, которые можно разделить на две группы. Начнем с тех, которые проявляются во время движения автомобиля.
- Неполадки в работе педали тормоза. Она может начать проваливаться при нажатии. Это говорит о том, что колодки изношенны, а также о том, что проверки требуют и другие элементы тормозной системы – давление тормозной жидкости, состояние суппортов и др.
- Вибрация при резкой остановке. Если в момент резкого торможения на педали тормоза или кузове автомобиля чувствуется вибрация, это явно указывает не только на необходимость контроля износа тормозных колодок, но и на изношенность дисков.
- Скрип при выполнении торможения. Он появляется при непосредственном контакте колодки с диском. Такой звук может указывать, что фрикционный слой не прижимается к диску должным образом, либо неправильно отрегулированы настройки тормозной системы, или какие-то ее элементы неисправны. Обычно такой скрип говорит о том, что колодки пора менять.
- Современные технологии позволяют оснащать автомобили датчиками, которые вовремя сообщат водителю не только о необходимости проверки тормозной системы, но и о проценте износа тормозных колодок. Касающийся диска датчик передает соответствующий сигнал.
Вместе с тем актуальную информацию датчик сообщает не всегда. Могут возникать проблемы в электронной памяти устройства, а также короткое замыкание, которые вызывает ложное срабатывание системы. Кроме того, возможно сообщение об износе, когда технически колодки еще пригодны для длительной эксплуатации. Все это позволяет использовать датчик лишь как источник ориентировочной информации, которую всегда нужно проверять, демонтируя колесо и замеряя толщину фрикциона.
- Падение эффективности работы колодок. При износе накладок на тормозных колодках они отрабатывают менее продуктивно, тормозной путь транспортного средства становится длиннее, но невооруженным глазом это заметно всегда.
Существенную роль играет и количество тормозной жидкости. При ее утечке давление в системе падает, в этом случае нужно осмотреть распределительный бачок. Если же протечек нет, то падение объема жидкости может объясняться износом колодок.
В этом случае требуется большее ее количество для срабатывания тормозного механизма, в частности приводящего поршня и суппорта. Немало автомобилистов сразу пытаются добавить жидкость вместо замены колодок, в результате система теряет работоспособность из-за избытка жидкости, не позволяющего вдавить педаль тормоза в пол.
Механический датчик износа колодок
Такой датчик используется только на дисковых тормозах. Он выглядит как металлическая пластина, которая устанавливается на основании колодки.
Принцип работы достаточно прост. Механический датчик имеет высоту над колодкой, соответствующую минимально допустимому проценту толщины феродо. При достижении этой толщины датчик касается диска, издавая характерный звук при торможении.
Механические дачники имеют ряд плюсов:
- Отсутствие технически сложных элементов и электроники.
- Корректное срабатывание при достижении колодками определенной степени износа.
Есть у них и минусы:
- Может смещаться от механического воздействия как во время технического обслуживания, так и при непосредственной эксплуатации.
- В случае загрязнения дисков и колодок возможно преждевременное появление звука, характерного для срабатывания датчика.
Электронный датчик износа колодок
Такой датчик может быть как встроенным, так и наружным. В последнем случае он устанавливается следующими способами:
- Монтируется в специальном техническом отверстии у основания колодки и имеет высоту, соответствующую минимальной толщине фрикционного покрытия.
- Монтируется в основании колодки в выемку феродо. Высота датчика определяется аналогичным образом.
У встроенных датчиков более сложный механизм срабатывания. Внутри фрикционного материала помещается металлический контакт, имеющий пластиковую оболочку. Высота его, опять же, соответствует минимальной толщине феродо. При износе фрикционного материала диск касается контакта, вызывая замыкание цепи. В салоне автомобиля загорается датчик, сигнализирующий об износе колодок, который горит вплоть до их замены либо отключения датчика.
У электронного датчика также есть и плюсы, и минусы, Плюсами являются:
- высокая технологичность всей конструкции;
- износ колодок можно определить без демонтажа колеса и элементов тормозной системы;
- даже в случае неисправности электрической цепи металл датчика трется о диск, издавая характерный скрип, то есть, по сути, начинает работать так же, как и механический датчик.
Минусы:
- уязвимость для механических повреждений;
- высокий риск сбоев в электросети: необходимо следить за отсутствием на электропроводке влаги, которая может вывести ее из строя или спровоцировать ложное срабатывание.
В случае срабатывания датчика нужно проверять состояние колодок. Всегда лучше перестраховаться и заменить их заранее, чем подвергать опасности свою жизнь при езде на автомобиле.
Клиновидный износ колодок
Такой тип износа тормозных колодок может быть обусловлен одной из нескольких причин. Самая распространенная – их неправильный монтаж. В этом случае диск не полностью прилегает к колодкам во время торможения, в результате одна их часть изнашивается, а другая часть остается как новенькая. Другая причина может быть связана с заводским браком или некачественным материалом, использованным во фрикционном покрытии.
Сложнее обстоит дело при неправильной настройке тормозной системы в целом. Многие транспортные средства имеют несколько суппортов. В момент нажатия на педаль тормоза они выдвигаются неодновременно, поэтому колодка может прилегать к диску неравномерно. В этом случае фрикционный материал изнашивается быстрее в той части, к которой прилегает выдвигающийся раньше суппорт.
Также причина может заключаться в неплотном затягивании болтов на направляющих или скобах суппорта. Бывают и иные объяснения клиновидного износа:
- Искривление рычага суппорта, вызванное каким-либо механическим повреждением, например, после ДТП или по причине некачественного ремонта.
- Люфт ступичного подшипника – в результате тормозной диск прижимается с разным усилием к разным участкам колодки.
- Искривление оси подшипникового крепления на стойке.
- На рычагах суппортов образовался окисел, препятствующий его нормальному ходу, – в этом случае внешняя колодка подвергается более интенсивному износу.
Неравномерный износ внутренней и внешней колодки на одном колесе
Внутренняя колодка подвергается более интенсивному износу тогда, когда поршень, отработавший на торможение, не возвращается в свое штатное исходное положение. Это говорит о повреждении полимерного уплотнителя, который присутствует между поршнем и цилиндром, предохраняя его от внешних загрязнений.
Для исправления ситуации нужно разобрать цилиндр и прочистить поршень, после чего установить новый уплотнитель.
Обе части колодки подвергаются неравномерному износу, когда на кронштейне суппорта появляется окисление. Особенно это характерно для подержанных автомобилей. Внешние элементы тормозной системы непосредственно взаимодействуют с водой, пылью, грязью. В результате они не занимают свое нормальное положение как при тормозном воздействии, так и при отпускании педали тормоза.
В этом случае требуется произвести очистку окислов жесткой щеткой. Сверяйтесь с технической документацией и ответственно выбирайте чистящие средства, иначе можно повредить колодки и диски до такой степени, что потребуется их замена.
Некачественный или поврежденный уплотнитель, неполадки в работе рычагов суппортов, отвечающих за возврат в исходное положение, ускоряют стирание внешней колодки. Поэтому не забывайте смазывать рычаги, если старая смазка высохла или загрязнена. Для устранения неисправности нужно извлечь направляющие, прочистить и смазать их, а также поменять старые уплотнители на новые.
Неравномерный износ пары колодок на одной стороне оси колес
Усилие от педали тормоза к колодкам передается посредством тормозной жидкости. Для равномерного торможения на обоих колесах оси необходимо, чтобы давление распределялось одинаково. Однако иногда оно оказывается разным. Это может объясняться либо образованием воздушной пробки в гидравлической магистрали, либо иным дефектом, из-за которого колодки прижимаются неравномерно. В результате на одной стороне оси колодки прижимаются сильнее, и автомобиль при торможении может уйти в занос в эту же сторону.
Лучше доверить ремонт такой неисправности специалистам, которые не только отремонтируют гидравлику, но и проведут контроль износа тормозных колодок.
Также нужно удостовериться, что отсутствуют повреждения на тормозном шланге. Расположение его межу колесной аркой и суппортом создает угрозу попадания посторонних предметов – гравия, камней и т. д. Разумеется, такое повреждение вызовет вытекание тормозной жидкости из бачка и падение давления на суппорты. Решение проблемы также достаточно очевидное – необходимо заменить тормозной шланг.
Воздушная пробка в магистрали может возникнуть в негерметичной системе. Также возможен залив некачественной тормозной жидкости. Устранить неисправность позволит прокачка тормозов.
Также нужно проверить, нормально ли работает антиблокировочная система. Возможно, неисправность в ней вызывает неспособность обеспечить нормализацию давления при прекращении торможения. В результате действие АБС полностью или почти полностью отсутствует на соответствующей стороне оси, вызывая повышенное изнашивание колодок.
Придется обратиться в автосервис, вряд ли удастся самостоятельно починить сложное электронное устройство, каковым является АБС.
Еще одной причиной неравномерного износа колодок на оси является искривление тормозного диска. Причем оно может возникнуть не только от механического воздействия, но и при резком изменении температуры. Так, если вы длительное время спускаетесь с крутого уклона, используя торможение, внешние элементы тормозной системы нагреваются.
Затем вы проезжаете по луже, и холодая вода обливает диск, резко охлаждая его, обычно с одной стороны оси. В результате возникает деформация. По этой причине колодки не только прижимаются не полностью, но и ударяются поврежденным диском, что ускоряет их износ.
Подобная неисправность может быть обнаружена при появлении вибрации во время торможения на руле (если деформирована передняя ось) или на всем кузове (при искривлении задней оси).
Рекомендуется не выпрямлять диски, а сразу заменить их, а вместе с ними и тормозные колодки.
Замена тормозных колодок
Основное требование заключается в следующем. Даже если одна колодка сильно износилась, а другая почти как новая, менять необходимо все четыре детали разом – по две на заднюю и переднюю ось.
Исправность тормозной системы напрямую влияет на безопасность использования автомобиля, потому необходимо проводить постоянный контроль износа тормозных колодок. При этом не всегда следует доверять показаниям датчиков износа, они могут как не сработать вовремя, так и сообщить об износе до окончания эксплуатационного срока.
Не рекомендуется изнашивать колодки до предела, когда фрикционный материал на них истончается до минимального значения. Это влечет удлинение тормозного пути, снижая безопасность.
Слой феродо на колодке не должен составлять менее 2-3 мм, именно настолько тормозной диск выступает над поверхностью бортика.
Мнения автовладельцев об износе тормозных колодок
Меняю передние чаще: три к одному
«Какой бы привод ни имел автомобиль, передние колодки в любом случае изнашиваются быстрее. Поэтому меняю их в три раза чаще, чем задние. Можно нагрузить заднюю часть машины, тогда тормоза на задней оси будут работать интенсивнее, на ней нагрузка на колодки сравняется с передними».
Тише едешь – реже на СТО заезжаешь
«Судя по всему, для внедорожников – нормальное явление, когда задние колодки изнашиваются быстрее. Так было и на вольво xc60, и на мерсе глц. Видимо, виновата система стабилизации на задней оси. Можно просто ездить медленно, тогда нагрузка на колодки и тормоза в целом уменьшится, и износ будет не такой быстрый».
Менять или не менять, вот в чем вопрос
«Врет датчик износа. Посмотрел колодки – фрикциона осталось еще 2-3 мм. Можно еще 1 000 км спокойно проехать. Нельзя ездить, если уже слышен скрежет металла, – диски начинают изнашиваться. Старайтесь тормозить плавно и не допускать перегрева дисков».
Повторимся очередной раз: нормальная работа тормозов – одно из необходимых условий безопасности на дороге. Поэтому за состоянием колодок нужно внимательно следить и своевременно проводить замену.