Износ тормозных дисков
Что это такое? Состояние тормозов напрямую связано с безопасностью вождения, водителя и пассажиров. Износ тормозных дисков происходит быстрее, если машина эксплуатируется в жестких условиях или при агрессивном стиле езды.
На что обратить внимание? Необходимо регулярно проверять степень износа и стараться содержать диски в чистоте. Своевременная диагностика и замена деталей снизят вероятность возникновения аварийной ситуации на дороге.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Признаки износа тормозных дисков
- Допустимый износ тормозных дисков
- Определение степени износа тормозных дисков
- Предельный износ тормозных дисков
- Факторы, влияющие на износ
- Причины неравномерного износа тормозных дисков
- Мнение автовладельцев об износе тормозных дисков
Признаки износа тормозных дисков
Когда тормозные колодки давят на диск, он неизбежно изнашивается. Степень износа диска от воздействия на него фрикционного материала зависит от множества факторов: от местности и условий эксплуатации автомобиля, от стиля вождения, от исправности тормозной системы, от пробега, а также от многого другого.
На эффективность работы тормозных дисков оказывают воздействие количество грязи на дорогах, химические реагенты, которыми обрабатываются автотрассы, и даже температура окружающего воздуха.
При проектировании тормозных систем инженеры закладывают в конструкцию дисков максимально допустимый процент износа, после которого эти детали надо будет ремонтировать или менять. Данная информация обычно указывается на поверхностях изделий.
Степень износа тормозных дисков крайне сложно определить на глаз, обычно для этого применяются специальные инструменты. Бывает непросто выявить дефекты дисков в том числе и по поведению транспортного средства во время торможения. Но есть некоторые эффекты, наличие которых указывает на то, что толщину дисков стоит измерить незамедлительно.
К таковым относятся следующие признаки:
- Изменилась реакция педали тормоза. Например, для того чтобы колодки схватили диск, ее теперь нужно утапливать почти что в пол. Правда, стоит оговориться, что такой же эффект наблюдается и в случае, если сильно изношены колодки, сломан тормозной цилиндр или же упал уровень тормозной жидкости. Но начать проверку рекомендуется именно с замера толщины износа тормозных дисков.
- Рывки и вибрации при торможении. Обычно данное явление возникает, если диск изнашивается неравномерно. Но проверить следует и состояние колодок тоже.
- На руле ощущается биение при торможении. Самыми распространенными причинами здесь являются деформация диска или его перекос. Но также могут быть виноваты и тормозные колодки в случае их повреждения.
- Процесс торможения сопровождается свистящим звуком. Как правило, этот эффект возникает, когда слишком сильно изношенными оказываются тормозные колодки. Но если пропустить момент наибольшего их истирания, то на диск начинает давить уже их стальная основа. Она гораздо тверже фрикционного материала колодок, поэтому способна с легкостью повредить диск. Так что при появлении свиста при торможении нужно и диски проверять, и колодки менять.
Тормозная система ответственна за сохранение жизней людей (как находящихся внутри машины, так и других участников движения на дороге). Поэтому проводить проверку дисков, колодок и смежных деталей нужно сразу же, как только появится один или несколько из перечисленных в таблице неприятных эффектов.
Допустимый износ тормозных дисков
Всегда нужно помнить, какой максимальный износ тормозных дисков является допустимым для безопасной эксплуатации той или иной модели автомобиля. И никогда не нужно превышать эти сроки – меняйте диски не задумываясь.
Если превышать допустимый уровень истирания дисков, то вероятность аварии возрастает нелинейно и существенно. Например, в некоторых вариантах конструкции тормозных систем при избыточном износе диска поршень может заклиниться или даже вывалиться из своего посадочного места. Если такое произойдет во время движения на скорости, то это чревато опасными поломками и возникновением аварийной ситуации.
Любой автопроизводитель указывает предельно допустимую норму износа тормозных дисков и колодок. Эти показатели зависят от мощности силового агрегата, массы автомобиля, разновидности тормозных дисков. Кроме того, предельный износ отличается для разных типов дисков.
К примеру, у модели «Шевроле-Авео» новый диск имеет толщину 26 мм. А минимально допустимая толщина диска для безопасной езды составляет 23 мм. Информация о предельном износе указывается на рабочей поверхности тормозного диска.
Надпись может быть размещена также и на ободке (к примеру, MIN. TH. 4 мм). Есть и другой способ – выемка с внутренней стороны торца диска, чтобы за нее не задевала колодка, так как при росте истирания станет меняться и плавность торможения – оно все больше будет осуществляться рывками. И это весьма чувствительно для водителя.
Как правило, допустимое истирание не превышает 1-1,5 мм. А если толщина износа тормозного диска составит 2-3 мм, то такой дефект уже считается критическим, и эксплуатировать автомобиль в этом случае уже нельзя.
Барабанные тормозные диски тоже изнашиваются
Только у них увеличивается внутренний диаметр. И допустимые нормы здесь приводятся именно по его увеличению. Наибольший износ тормозного барабана указывается на его внутренней стороне, и это значение, как правило, находится в диапазоне от 1 мм до 1,8 мм.
Часто в Интернете можно встретить утверждение, что допустимым является 25%-ный износ тормозного диска. Это не верно! Дело в том, что износ всегда измеряется абсолютными значениями, то есть в миллиметрах и их десятых долях. Вот таблица примерных номинальных значений.
Название параметра |
Значение, мм |
Номинальная толщина тормозного диска |
24,0 |
Минимальная толщина диска при максимальном износе |
21,0 |
Максимально допустимая толщина износа одной из плоскостей тормозного диска |
1,5 |
Максимальное значение биения диска |
0,04 |
Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки |
2,0 |
Определение степени износа тормозных дисков
Для того чтобы проверить износ тормозных дисков, потребуется микрометр или же штангенциркуль, но иногда достаточно бывает простой линейки и монетки. Замер толщины недопустимо производить только в одной произвольно взятой точке. Мерить нужно в 5-8 точках в разных секторах одного диска.
Также после осуществления замеров необходимо сравнить полученные значения между собой – в случае если показатели будут разниться, значит, налицо кривизна, то есть истирание диска происходит неравномерно. И здесь нужно обязательно проводить диагностику, выявить причины такого искривления.
На сервисах и станциях технического обслуживания для измерения толщин износа тормозных дисков пользуются специальными штангенциркулями, которые имеют меньшие размеры и при этом оснащены специальными бортиками, дающими возможность щупам инструмента достигнуть поверхностей диска и при этом не упереться в борт диска с краю.
Вообще, удобнее всего производить проверку толщины диска переднего колеса, если снять его. Более того, в большинстве случаев по-другому его и не измерить вовсе. А что касается измерения барабанов задних колес, то тут демонтировать придется всю тормозную систему. Также следует помнить, что износ диска происходит с обеих сторон, а потому и обследовать нужно две плоскости, так как изнашиваться они могут по-разному и далеко не всегда равномерно.
Начинать измерения нужно, имея на руках сведения о толщине нового тормозного диска. Эти данные указываются на самом диске либо же в технической документации автомобиля.
Предельный износ тормозных дисков
Предельно допустимый износ тормозного диска в абсолютном своем значении зависит от изначальных параметров самой детали (прежде всего, ее размеров), а также от мощности силового агрегата машины. Совокупный износ одного диска в двух сторон редко когда может превышать 3-4 мм, то есть по 1,5-2 мм на каждую плоскость.
Тот же самый расчет применим и для задних тормозных барабанов, и хоть изнашивается там только одна плоскость, потерю ее толщины там нужно просто удвоить (ведь колодки распирают барабан в двух противоположных местах). И если полученное значение близко к 3-4 мм, то это значит, что барабанные диски свое уже отслужили и их пора менять.
Итак, проверять нужно обе плоскости тормозного диска – с обеих сторон. Также нужно промерить величину буртика и сравнить его с аналогичным значением у нового диска. При обследовании обычно оцениваются не только количественные показатели истирания, но и его качественные характеристики: наличие задиров, борозд, трещин, равномерность расходования материала диска. Например, трещины не должны по глубине превышать 0,01 мм).
Осмотр предполагает исследование размерности канавок, которые формируются колодками на диске. Интересует их структура: канавки должны иметь регулярный характер и быть примерно одинаковыми по глубине. Это показатель нормального износа. Если же на диске образуются необычные рисунки и «сатурнианские кольца», то менять диск нужно вместе с тормозными колодками.
Если диск обрел различимую невооруженным глазом коническую форму, то это значит, что колодки давят на него неравномерно. Возможно, виновником здесь является суппорт, который надо обязательно проверить.
На диске также могут образоваться цветовые аномалии или даже коррозия. Происходит это обычно из-за сильных температурных перепадов, в результате которых металл меняет свою структуру. Такой диск все еще можно эксплуатировать, но, как правило, именно из-за подобных эффектов при торможении образуется шум, да и эффективность схватывания колодками диска снижается.
Диск с данным дефектом лучше заменить на тот, в котором предусмотрено более эффективное отведение тепла.
Плоскости дисков истираются неравномерно
Например, по краю образуется буртик, который не зацепляется колодками. Очевидно, что при исследовании плоскости диска измерять его толщину требуется именно на так называемом рабочем пространстве, но никак не с краю. Наиболее удобным инструментом здесь является микрометр, впрочем, сгодится и специальный штангенциркуль, щупы которого позволяют проводить измерения в глубине протертой борозды.
Нужно соблюдать золотое правило: если хоть одно измерение толщины износа тормозного диска дает значение ниже предельно допустимого, то даже если результаты промеров в остальных точках окажутся в норме, такой диск подлежит обязательной замене.
Также недопустимо использовать поношенные колодки вместе с новым диском. Это категорически запрещается!
Вполне полезной при измерении износа тормозного диска может оказаться обычная монета достоинством в 50 копеек или же в 1 рубль. Толщина гурта такой монеты составляет 1,5 мм.
Прикладываем две такие монеты к поверхностям изношенного тормозного диска, добиваясь того, чтобы пластина монеты немножко выпирала над буртами. А дальше производим замер толщины с использованием обычного штангенциркуля так, чтобы его щупы касались только монет. Из полученного значения вычитаем 3 мм (1,5 мм х 2 монеты) – это и будет корректное значение имеющейся толщины тормозного диска.
Факторы, влияющие на износ
На изнашиваемость тормозных дисков влияет множество факторов.
Перечислим некоторые из них
- Агрессивный стиль вождения. Чем с большей скоростью привык ездить водитель, тем сильнее, при прочих равных условиях будут истираться колодки и диски на его авто. Потому что давить на тормоз придется с большим усилием и чаще.
- Эксплуатационные условия. Разумеется, на дорогах, где много склонов и круч, на тормозную систему ложится повышенная ответственность. Приходится удерживать машину на склоне, например, или же обеспечивать резкое и эффективное торможение перед закрытым поворотом. Диски и колодки здесь истираются намного быстрее.
- Трансмиссия. Удивительно, но на авто с механической КПП диски и тормозные колодки истираются медленнее, чем у машин с «автоматикой» или же с вариатором. Причиной является возможность для водителей «механики» притормозить двигателем, выставив пониженную скорость на КПП. В итоге за счет более интенсивного расходования ресурса двигателя экономится ресурс тормозной системы.
- Модель тормозного диска. Сейчас на машинах монтируются вентилируемые, перфорированные, сплошные тормозные диски, а также диски с насечками. Быстрее всего истираются сплошные диски, а дольше всех служат перфорированные и вентилируемые.
- Износостойкость. Она поделена на классы и зависит от модели диска. Но обычно производители просто указывают минимальный пробег, на который рассчитана данная модель тормозного диска.
- Жесткость. Чем более мягким является фрикционный материал колодок, тем аккуратнее она взаимодействует с диском, более плавно расходует его ресурс. Столь же плавным будет и процесс торможения, однако тормозной путь при этом увеличивается. Жесткие колодки быстрее изнашивают диски. Торможение будет резким, зато путь, пройденный автомобилем после нажатия соответствующей педали, заметно уменьшится. Конечно, идеальной является ситуация, при которой жесткость диска совпадает с жесткостью материала колодок. Это приведет к продлению ресурса тормозной системы.
- Масса транспортного средства. На более тяжелых автомобилях (внедорожниках или же кроссоверах) установлены более мощные тормозные системы: диски у них имеют больший диаметр, да и нажатие посильнее будет, чем у обычных легковушек. Ну и очевидно, что у перегруженной машины (или у авто с прицепом на фаркопе) истирание дисков будет проходить интенсивнее. Так как для того, чтобы затормозить больший груз, требуется и больший импульс.
- Материал диска. Дешевизна тормозных дисков зачастую связана с недостаточно качественным металлом, из которого они изготовлены. Он быстрее изнашивается, на нем скорее проявляются дефекты в виде искривлений, трещин и наплывов. И наоборот, чем диск дороже, тем более он долговечен.
- Исправность тормозов. На скорое истирание дисков влияет также ненадлежащее состояние рабочих цилиндров, суппортов, а также плохое качество тормозной жидкости.
- Наличие АБС. Антиблокировочная система оптимизирует давление колодки на диск. В итоге повышается эффективность торможения и продлевается ресурс деталей тормозной системы.
Вполне естественным является тот факт, что истирание тормозных дисков передних колес происходит быстрее, чем истирание барабанов на колесах задних. Так происходит потому, что на переднюю ось оказывается существенно большее усилие при торможении. Отсюда и различия в допусках износа для разных осей.
Для любой стандартной «легковушки», которая эксплуатируется в условиях города, тормозные диски нужно проверять приблизительно каждые 50-60 тыс. км пробега. Однако с развитием технологий срок службы тормозных расходников растет, и сейчас уже есть модели автомобилей, которые не нуждаются в замене тормозных дисков даже после пробега в 100-120 тыс. км.
Причины неравномерного износа тормозных дисков
Если при обследовании диска невооруженным взглядом заметна неравномерность его истирания, то, прежде чем поставить новый диск и заменить колодки, требуется выявить причину такого дефекта и устранить ее. Иначе новый диск придется снова очень быстро менять.
Неравномерность истирания может объясняться следующими причинами:
- Некачественный материал диска. Иногда имеют место дефекты материала, а иногда и нарушение технологии его изготовления. Обычно все это присуще относительно дешевым моделям дисков.
- Некорректный монтаж дисков. Скорей всего, имеет место образование перекоса, когда диск выставлен не идеально перпендикулярно оси. В результате происходит конический износ тормозного диска и столь же неравномерный износ колодок. Если дефект обнаруживается в начале эксплуатации, то диск можно проточить и необходимости в его замене не будет. Но диски «со стажем» уже требуют обязательной замены.
- Некорректный монтаж колодок. Здесь все очевидно: установка колодок с перекосом приведет к неравномерному истиранию тормозного диска, а также к образованию борозд и конического профиля. Быстро истираться при этом будут не только колодки, но и диск.
- Загрязнение суппорта. Данный дефект наблюдается в том случае, если повреждается пыльник тормозного суппорта. Туда мгновенно попадает абразив (пыль) и вездесущая вода – происходит закисание и, как следствие, затруднение хода колодок, нарушается равномерность их нажатия со всеми вытекающими последствиями.
- Искривление направляющей. Такой дефект может возникнуть либо в связи с несоблюдением технологии установки новых колодок, либо по причине аварии.
- Коррозия. Если машина долго простаивает, особенно под открытым небом, то тормозные диски очень быстро покрываются ржавчиной. Если автомобиль после этого начинают интенсивно эксплуатировать, то нет ничего удивительного в том, что диски будут истираться неравномерно.
Проточка дисков является вполне распространенной операцией по продлению их ресурса, однако производители настоятельно не рекомендуют делать это. Весьма трудно на глаз оценить степень износа тормозного диска, а также рассчитать рентабельность этой процедуры.
Дело в том, что перед стачиванием борозд необходимо точно измерить его износ и биение, а это требует дорогостоящего и редкого оборудования, которое присутствует далеко не во всех автосервисных центрах.
Допустимым искривлением является 0,05 мм, но следует иметь в виду, что биение начинается уже с 0,025 мм. Впрочем, если на сервисе есть соответствующие расточные станки, то проточку можно будет осуществить с допуском 0,005 мм.
Мнение автовладельцев об износе тормозных дисков
- Продление сроков эксплуатации дисков при помощи смазки.
«Надо производить смазку направляющих суппортов при замене колодок. Только пользоваться нужно качественной смазкой: ATE, Toyota или же TRW. Это заметно увеличит ресурс как колодок, так и дисков».
- Прочищаем и едем дальше.
«Фаска на поверхности тормозного диска прирастает не только из-за истирания его основного поля, но также и из-за нарастания ржавчины. В принципе, ее совершенно нетрудно снять при помощи обычной болгарки. Что же касается износа, то тут нужно отталкиваться от заводских параметров. Если новый диск имеет толщину в 24 мм, то наименьшая допустимая толщина составляет, как правило, 22 мм. Но такие параметры производитель обычно устанавливает с немалым запасом, так что реально ездить можно аж до 20 мм (если, конечно, вы не участвуете в гонках по серпантинам).
А еще нужно внимательно приглядеться и оценить коррозионные повреждения перегородок на вентилируемых дисках. Наряду с биениями и трещинами коррозионные повреждения – это увесистая причина для замены диска».
- До греха лучше не доводить.
«Диски, как правило, эксплуатируются "в течение" двух пар колодок. Маловато, конечно, но тут главное, чтобы ресурс диска вдруг не исчерпался раньше ресурса колодок. Произойти такое в теории не может, так как фрикционный материал колодок мягче металла диска, но на практике все-таки такое иногда случается. Не нужно дожидаться полного износа колодок. Возьмите себе за правило менять их после 70-80%-го истирания. Это гарантированно избавит вас от проблем с суппортами».
Исправность тормозной системы автомобиля формирует безопасность дорожного движения. Поэтому заменять колодки, обследовать и устанавливать новые тормозные диски нужно регулярно, с рекомендованной периодичностью. Ведь езда – это не только разгон и движение, но и торможение, причем иногда довольно резкое.
Износ колодок и тормозного диска зависит от стиля езды, то есть буквально от того, насколько сильно водитель давит на тормоза. И чтобы предотвратить любые проблемы с эксплуатацией транспортного средства, сидящий за рулем человек всегда должен быть уверен в безотказном функционировании тормозной системы.