Электромобиль или гибрид: что выбрать?
Вопросы, рассмотренные в материале:
В чем проблема? Выбрать что-то одно – электромобиль или гибрид – реально сложно. Дело в том, что оба варианта обладают своими плюсами. Но, как это всегда водится, каждый из них имеет определенные минусы.
Что делать? Не торопиться и все тщательно взвесить. При этом внимание нужно обратить не только на стоимость технического средства, но и некоторые другие моменты. Какие именно, расскажем в статье.
Типы гибридных автомобилей
Автомобиль гибридного типа представляет собой нечто среднее между стандартной машиной с двигателем внутреннего сгорания и настоящим электрокаром. Конструктивно такие транспортные средства имеют специфические особенности: на них установлен ДВС, а также электродвигатель вместе с аккумуляторами. В результате гибридный автомобиль потребляет меньше топлива, выхлопные газы становятся не такими токсичными, при этом ТС быстрее разгоняется.
Таким образом, машины-гибриды перемещаются за счет тяги электромотора, а также благодаря работе ДВС. К примеру, при спокойной езде либо в городских условиях функционирует электродвигатель. Если нужен быстрый разгон, подключается стандартный ДВС. Также есть виды силовых агрегатов с подключаемым электродвигателем в тех случаях, когда нужно ускориться на бензиновом моторе. Существует несколько видов гибридных двигателей:
Микрогибриды
Не являются полноценными гибридами. Подобное название лишь маркетинговый ход, под этим термином понимается система start/stop. В этом случае мотор отключается при остановке, к примеру, на перекрестке, и запускается в момент старта. Пуск двигателя осуществляется за счет стартера с большой мощностью, который одновременно выполняет функцию генератора. Когда машина тормозит, стартер заряжает стандартную нетяговую АКБ.
Микрогибриды не имеют в своей конструкции тяговой батареи и электромотора. С помощью такого двигателя удается сэкономить горючее, поскольку в пробках мотор отключается, при этом мощность двигателя не расходуется на то, чтобы заряжать аккумулятор при разгоне.
«Мягкие» гибриды
Следующая категория гибридных конструкций с мощным электродвигателем, который соединяется с коленчатым валов ДВС. Такая силовая установка запасает энергию, аккумулируя ее в режиме генератора при рекуперативном торможении, а также расходует, чтобы помочь двигателю осуществлять разгон авто.
По сравнению с микрогибридом в мягком гибриде установлена дополнительная батарея малой емкости, чтобы сохранять энергию, образующуюся при торможении. При этом ДВС отключается прежде, чем машина полностью остановится, электромотор играет роль стартера-генератора.
Параллельные гибриды
В этом случае ДВС и электродвигатель соединены с колесной базой, могут функционировать отдельно или вместе (параллельно).
Параллельный гибрид стартует на электротяге. На малой скорости, к примеру, в пробке, во дворе дома или на паркинге бензиновый ДВС отключен и отсоединен от колес.
Но когда нужно быстро набрать скорость, подключается двигатель внутреннего сгорания, и оба мотора действуют синергично. Зарядка АКБ происходит при нажатии на тормоз благодаря рекуперации, а также во время плавной езды, поскольку ДВС крутит и электродвигатель, выполняя функцию генератора.
Еще параллельные гибриды отличаются от «мягких» моделей тем, что на них установлена высоковольтная электросистема с мощной батареей.
Последовательные гибриды
Конструктивно такая машина намного проще, поскольку двигатель внутреннего сгорания не соединен с колесной базой, он лишь крутит генератор. Образующаяся электроэнергия расходуется для зарядки батареи и питания электродвигателей, приводящих машину в движение.
В наименовании подобных гибридных авто, к примеру BMV i3 встречается фраза range extender, что в переводе с английского означает «увеличитель запаса хода», в этой фразе заключен смысл работы последовательных гибридов. Они представляют собой электрокары с двумя двигателями, чтобы подстраховаться, если разрядится батарея.
Последовательно-параллельные гибриды
Данная конструкция была разработана инженерами концерна «Тойота». Были использованы все преимущества последовательных и параллельных гибридов. Подобные моторы устанавливаются на Prius без каких-либо усовершенствований конструкции больше двух десятков лет. Авто такого плана способны ехать либо на электромоторе, либо на ДВС, совмещать данные источники энергии, также возможна зарядка батареи от бензинового двигателя при остановке и во время плавной езды. Во время рекуперативного торможения машина также накапливает энергию.
Подзаряжаемые (подключаемые) гибриды
Принцип работы гибридного подключаемого механизма состоит в следующем: АКБ заряжаются от розетки, точно так же, как и параллельные либо последовательно-параллельные гибриды, однако у данных моделей больше емкость батареи. Проехать на таком автомобиле на электротяге можно десятки тысяч километров. Это значит, что, если регулярно заряжать машину, бензиновый силовой агрегат можно вообще не использовать.
Электрополноприводные гибриды
Эти машины встречаются достаточно редко, поскольку компенсация электротяги происходит за счет монопривода. К примеру, на ряде авто «Пежо» и «Ситроен» бензиновый мотор обеспечивает вращение передних колес, при этом электромотор со своим редуктором вращает задние колеса.
Данная схема не лучшее решение при езде по плохим дорогам, однако она идеально подходит при передвижении в плохих погодных условиях. При этом конструкция механизма достаточно простая.
Далее рассмотрим подзаряжаемые и последовательные гибриды.
Подзаряжаемые модели объединяют в себе мотор и электродвигатель, за счет такого симбиоза приводятся в движения колеса. В последовательных гибридах бензиновый силовой агрегат не связан с колесной базой и подает энергию батарее и электродвигателю. Подобные механизмы сравнимы с электрокарами.
Сравнение электромобилей и гибридов по основным параметрам
Экологичность
Многие не могут для себя решить, что лучше – гибрид или электромобиль. При ответе на этот вопрос прежде всего стоит учитывать экологичность авто. Поскольку на электрокары не устанавливаются ДВС, отсутствует токсичный выхлоп. Некоторые считают, что изготовление батарей для таких машин наносит ощутимый вред экологии, поскольку требуется добывать в большом объеме литий. С этим фактом не поспорить. Однако вредные производства расположены за границами города, находятся под контролем соответствующих ведомств.
Но даже гибридные авто производят токсичные вещества, пусть в малых количествах, но внутри городской черты.
Запас хода
Что касается электрического запаса хода, электрокар возьмет пальму первенства.
Высокотехнологичные гибриды с тяговой батареей с большой емкостью, к примеру крупногабаритные внедорожники Li Auto L9, способны преодолеть расстояние в 215 км без ДВС по циклу CLTC.
Однако за счет установленного бензинового двигателя дальность хода на этой же модели Li Auto L9 составит уже более 1 300 км по циклу CLTC.
Если вы не можете выбрать между электромобилем и гибридом, учитывайте такое конкурентное преимущество, как непрерывное развитие электрокаров.
Например, заднеприводная модель Zeekr 001 и тяговым аккумулятором емкостью 140 кВт·ч преодолевает расстояние 1032 км по циклу CLTC.
В ближайшем будущем дальность хода составит около 1 тыс. км для стандартного электромобиля.
Динамика разгона
Электрокар Zeekr 001 набирает скорость 100 км/ч за 3,9 секунды. Нередко на такие модели устанавливают двигатели с большой мощностью.
ДВС в гибридных авто — это маломощный атмосферный двигатель. Находится он на одной из осей, поэтому невозможно расположить рядом электромотор.
Поскольку на одной из осей установлен бензиновый двигатель, развесовка авто по осям будет специфической, из-за чего ухудшится управляемость машины. Из-за большой тяговой батареи на электрокаре значительно занижен центр тяжести, машина как будто приклеена к трассе. Благодаря рекуперации электрокары быстро тормозят.
Стоимость
Если вы оцениваете конкурентные преимущества электромобиля и гибрида, то стоит учитывать, что стоимость электрокаров намного выше из-за цены тяговой батареи большой емкости.
Из-за этой особенности электрокара он стоит значительно выше, чем гибрид. Например, цена модели Neta S, сделанной в Китае, в стартовой комплектации с последовательным гибридом обойдется вам на 30 % дешевле, чем точно такой же автомобиль с электромотором.
Затраты на содержание
Ранее мы уже отмечали, что стоимость авто с электромотором выше, чем у гибрида. Однако затраты на содержание электромобиля будут меньше. Причина заключается в том, что на электромашинах нужно менять только салонный фильтр и смазку в редукторе. У гибрида придется регулярно устанавливать расходники для ДВС и КПП. Также гибридный автомобиль нужно постоянно заправлять горючим, цена на которое намного выше, чем тарифы за электроэнергию.
Налог
Основное достоинство электрических машин в нашей стране заключается в том, что их владельцы в 35 регионах не платят транспортный налог (столица, Санкт-Петербург, Челябинская область и др.). В ряде регионов, к примеру в Свердловской области, налог на электромобили меньше, чем на гибриды, на 50 %.
Кроме того, собственники электрокаров не платят за езду по федеральным трассам. Москвичи могут бесплатно оставлять машины на паркингах.
Особенности эксплуатации
Если вы не можете выбрать, электромобиль или гибрид, учитывайте тот факт, что гибриды лучше переносят морозы. У таких моделей авто есть обогрев тягового аккумулятора, также может быть установлен тепловой насос, снимающий лишнюю энергию с батареи и прочих агрегатов, направляя тепло в салон машины.
Также климатическая система электроавтомобиля зависит от работы электронагревателей PTC, они нагреваются, лишь когда на них подается электроэнергия. Поэтому салон такой машины прогревается максимально быстро.
Плюсы и минусы электромобиля и гибрида
Достоинства и недостатки электрокаров
Чтобы понять, что лучше – гибрид или электромобиль, рассмотрим плюсы и минусы электропривода. К числу положительных сторон относятся:
- экологичность;
- минимальные затраты на эксплуатацию, поскольку такую машину не нужно заправлять и обслуживать.
Несмотря на весомые достоинства, у таких машин есть минусы:
- небольшой запас хода;
- зависимость от станций подзарядки, найти их проблематично;
- долгое время зарядки;
- большая стоимость электрокара.
Многие не решаются купить электромобили и выбирают гибриды, поскольку цена первых слишком большая, при этом могут возникнуть сложности с поиском зарядной станции.
Плюсы и минусы гибридных авто
В России электромобили проигрывают, поскольку у гибридов:
- запас хода не ограничен;
- минимальный расход горючего;
- небольшой уровень токсичных выбросов.
Минусы гибридов заключаются в следующем:
- конструктивно машина сложнее;
- вес авто больше;
- если сравнивать со стандартной машиной, цена гибридов больше.
Таким образом, гибридные автомобили экономичней и экологичнее своих собратьев с ДВС, не привязаны жестко к розетке, как электрички, но отличаются довольно высокой ценой.
Часто задаваемые вопросы о выборе между электромобилем и гибридом
В чем причина высокой стоимости электрокаров?
На электрокаре установлена дорогостоящая батарея, поэтому цена такой машины выше, чем у ТС со стандартным ДВС. Для популяризации таких машин во многих государствах применяется субсидирование, кроме того, при эксплуатации электрокаров можно существенно сэкономить на заправке горючим.
Имеет ли значение, в каких условиях будет эксплуатироваться машина, при выборе между электрокаром и гибридом?
На электрокарах рекомендуется совершать недолгие поездки. Дело в том, что подзарядить такую машину в дороге может быть проблематично.
Гибриды обладают универсальностью. Во время недолгих поездок в городе вы можете не заезжать на автозаправки, просто заряжая батарею. Однако при езде на большие расстояния лучше подходит бензиновый мотор.
Какие гибриды приравняли к электромобилям?
По закону гибридные машины последовательного типа, где бензиновый мотор заряжает батарею, но не отвечает за движение колес, считаются электрокарами.
Это значит, что коэффициент утильсбора для таких ТС идентичен показателю для электромобилей, и эта сумма намного меньше тарифов для авто со стандартными ДВС.
Почему надежность гибридов выше, чем у авто со стандартным ДВС?
Главное достоинство гибридных авто, по сравнению со стандартными, заключается в минимальном потреблении горючего, экологичности, плавном ходе. Такие машины практически бесшумные и быстро набирают скорость.
У гибридов дольше служат тормозные колодки, поскольку часть усилия при торможении обеспечивает электродвигатель при рекуперации.
Какие модели авто стоит выбирать для покупки?
Проверенный и надежный «Ниссан-Лиф», а также «Тойота-Приус» являются наиболее популярными авто такого класса. Среди аналогов гибридов и электрокаров можно указать следующие модели: FIAT 500e, подзаряжаемый гибрид Hyundai IONIQ Plug-in, электрокар Volkswagen e-Golf, подзаряжаемый гибрид Mitsubishi Outlander PHEV.
При выборе той или иной модели учитывайте ваши потребности, чтобы совершить оптимальную покупку. В конце концов, экономия далеко не всегда важнее удобства использования.