Дым из выхлопной трубы: вероятные причины
Насколько это естественно? Дым из выхлопной трубы – чаще всего нормальное явление для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, но только в том случае, если он белого цвета и быстро рассеивается.
На что обратить внимание? Дым может иметь разные оттенки. Сизый и черный сигнализируют о наличии тех или иных неисправностей. Слишком активный белый тоже может говорить о появлении определенных проблем с машиной. На большую степень износа указывает толщина тормозного диска, параметр измеряется штангенциркулем. Если диск был перегрет, его может повести. В данном случае проточка вряд ли поможет, лучше заменить.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Дым из выхлопной трубы как нормальное явление
ДВС является сложнейшим механизмом, который преобразует тепловую энергию в кинетическую. При этом горючее из жидкого состояния переходит в газообразное, образуя выхлоп – побочный продукт работы двигателя. Отведение газов происходит через выпускную систему в окружающую среду.
Поэтому если идет дым из выхлопной трубы, это естественное явление, сопровождающее работу мотора. Окисленный углерод и азот не имеют цвета, однако в системе выпуска при охлаждении появляется водяной пар. Именно за счет этого пара вы сможете увидеть, что ДВС заведен.
Белый дым можно увидеть на непрогретом моторе. На холодную конденсация пара происходит активно, поэтому белый дым виден сильнее. Капли конденсата можно наблюдать на выхлопной трубе после того, как вы завели ДВС. Когда система прогреется, конденсат перестает образовываться, и белый пар становится не виден.
Однако при низкой минусовой температуре пар будет белым. Если на улице меньше -10 °С, белый пар будет исходить даже на горячую. Когда температура окружающей среды ниже -25 °С, из выхлопной системы будет идти белый или даже сизоватый пар, и это считается нормой.
Как видите, причины дыма из выхлопной трубы вполне естественные – мороз, повышенная влажность воздуха. Однако не забывайте о том, что водяной пар, вышедший из трубы, сразу же рассеивается даже в холодную погоду и не имеет запаха. Во всех остальных случаях появление дыма связано с поломкой ДВС.
Дым из выхлопной трубы как признак наличия неисправностей
Концентрация и оттенок дыма из выхлопной трубы машины свидетельствуют о всевозможных неполадках в системе. Опытный водитель легко определит, какие проблемы могут быть с мотором.
В ДВС сгорает не только топливо, в системе есть другие рабочие жидкости, которые могут попасть в цилиндры, если мотор неисправен. Смазка и антифриз в таком случае будут сгорать вместе с бензином или дизелем, в результате оттенок дыма меняется, можно наблюдать сильный дым из выхлопной трубы.
Но даже когда выхлопные газы белого оттенка, машина может быть неисправна. При этом дым будет плотный и густой с неприятным запахом.
Важно знать причины, по которым дым из выхлопной трубы бензинового или дизельного двигателя может изменить оттенок:
- Есть задиры в цилиндрах либо проблемы в работе ГРМ.
- Неправильно функционирует система зажигания авто.
- Впрыск топлива происходит неправильно.
- Система охлаждения мотора неисправна.
Оттенок выхлопных газов будет отличаться в том случае, если смазочная жидкость либо антифриз попали в цилиндры двигателя, ДВС перегрелся либо произошло залегание поршневых колец. Данные поломки обычно связаны друг с другом. Например, при выходе из строя системы охлаждения начнет перегреваться мотор, в результате возникнет залегание колец и прочие серьезные поломки.
Белый дым из выхлопной трубы
Прежде всего рассмотрим, почему идет белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя или бензинового силового агрегата.
Водяной пар образуется постоянно на заведенном ДВС, поэтому белый дым всегда будет виден, особенно если на улице мороз либо влажно. На холодную такое явление считается нормальным даже летом, поскольку конденсат оседает в системе выпуска и выходит при сгорании бензина или дизельного топлива, в котором есть небольшой процент воды.
Однако когда машина прогрета, температура окружающей среды высокая, но дым все равно идет, причем намного сильнее, чем на других автомобилях, значит, есть проблема. Обратите внимание на запах выхлопа, если есть едкий амбре, скорее всего, охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания.
При попадании ОЖ в камеры сгорания происходит выброс пара из системы выхлопа. Такое происходит зачастую потому, что пробило прокладку ГБЦ либо растрескался непосредственно сам блок.
Также на многих ДВС антифриз проникает через разгерметизированный впускной коллектор с системой подогрева. В описанных выше ситуациях в расширительном бачке будет недостаточный уровень ОЖ, также произойдет смешивание охлаждающей и смазочной жидкостей и попадание антифриза в картер мотора.
Для устранения этой неполадки придется разобрать ДВС и выполнить дорогостоящий ремонт. В ряде ситуаций бессмысленно восстанавливать мотор – дешевле будет купить контрактный ДВС в рабочем состоянии. Необходимо понимать, что даже качественные прокладки головки блока цилиндров выходят из строя после 200–300 тыс. км пробега.
Синий дым из выхлопной трубы
Сизый дым из выхлопной трубы возникает, когда сгорает смазочная жидкость. При возникновении данной проблемы вы сразу поймете, что цвет выхлопа изменился. Чем плотнее и насыщеннее сизый дым, тем больше масла сгорает, значит, проблема серьезная. Пахнет такой выхлоп так же, как дым из выхлопной трубы мотоциклов старых голов выпуска с двухтактным двигателем без системы раздельной смазки. Также вы заметите, что машина стала потреблять больше масла.
Если вы сомневаетесь, что сизый дым возник из-за сгорания смазки, подложите к выхлопной трубе белую бумагу – скорее всего, на листе останутся жирные подтеки.
Смазочная жидкость попадает в цилиндры потому, что износились элементы поршневой группы, сломались либо залегли кольца, есть задиры на зеркале цилиндра, из-за чего снижается компрессия. Чтобы устранить неполадку, потребуется дорогостоящий капитальный ремонт мотора, альтернативное решение – заменить ДВС на контрактный.
Также проблема может быть в том, что износились маслосъемные колпачки. Чаще всего они выходят из строя в тот же момент, что и прокладка головки блока цилиндров. Для устранения неисправности нужно заменить расходники, для этого не потребуется разбирать мотор. Стоимость запчастей – около 500-800 рублей.
На турбомоторах смазка проникает в выхлопную систему, когда вышел из строя турбокомпрессор, износились подшипники либо уплотнители ротора. Сизый дым также появляется при разгерметизации клапанов либо неисправности системы зажигания. Вне зависимости от причины появления данного признака поломки следует как можно скорее отправиться в автосервис.
Синий дым из выхлопной трубы
Выхлопные газы черного оттенка легко заметить, особенно в зимнее время года. При возникновении такого дыма вы почувствуете резкий специфический запах.
Сероватый или черный дым указывает на то, что процентное соотношение в топливовоздушной смеси неправильное, причем не важно, дизельный или бензиновый мотор.
Топливно-воздушная смесь сгорает не полностью, когда смесь обедненная либо переобогащенная, а также если компрессия в цилиндрах слишком низкая.
Оттенок выхлопа может быть сероватым либо полностью черным. Такое зачастую наблюдается на дизельных ДВС, поскольку они могут работать на топливовоздушной смеси, соотношение компонентов которой способно варьироваться в широком диапазоне. Также вы заметите, что выхлопные газы сильно пахнут бензином либо дизельным топливом.
Когда топливно-воздушная смесь переобогащенная либо есть переизбыток горючего, дым будет темно-серым, при обедненной смеси, когда воздуха слишком много, – светло-серым.
Данная проблема возникает при неисправной топливной системе либо разгерметизации системы впуска воздуха.
Если дым из выхлопной трубы при резком ускорении густой, значит, произошла разгерметизация топливных форсунок либо сломались электронные датчики, от работы которых зависит смесеобразование и зажигание.
Также вы заметите, что мощность ДВС снизилась, мотор с трудом запускается, а потребление горючего увеличилось. Дым на дизельных двигателях будет сильнее из-за выхода из строя сажевых фильтров.
При возникновении подобных симптомов нужно как можно скорее поехать в автосервис. Когда горючее в большом количестве попадает в цилиндры, масляная пленка на стенках не будет образовываться должным образом. В результате образуются задиры, цилиндро-поршневая группа быстро выходит из строя.
Из-за детонации ДВС будет быстро разрушаться. Также выйдет из строя катализатор из-за повышения температуры догорающего бензина до критической. Когда топлива слишком много, оно будет стекать в картер мотора и смешиваться со смазкой.
Часто задаваемые вопросы о дыме из выхлопной трубы
Какой оттенок выхлопа считается нормальным?
Единственный приемлемый вариант – когда выхлоп прозрачный. Дым представляет собой газовую смесь, образующуюся при сгорании бензина либо дизеля. Если дым сизый, сероватый или белый, значит, есть проблемы в работе мотора.
Идет ли дым из выхлопной трубы на холостых оборотах?
Когда автомобиль не двигается, при этом ДВС заведен, объем выхлопных газов будет минимальным. Однако если на холостых валит большое количество дыма, значит, есть неполадки.
В каких случаях белый дым указывает на поломку?
Если в теплое время года на прогретом моторе идет белый дым из выхлопной трубы, при этом на рядом находящихся заведенных автомобилях такого не наблюдается, значит, есть проблема в работе ДВС.
Почему идет сизый дым?
Сизоватый цвет выхлопных газов свидетельствует о том, что в цилиндрах сгорает смазка. В камеру
сгорания масло поступает потому, что износились маслосъемные колпачки либо поршневые
кольца в цилиндрической группе.
Почему цвет дыма черный?
Данный признак появляется, когда неисправна топливная система. Черный дым указывает на то, что бензин сгорает не полностью, происходит его выброс в систему выпуска. Также черный дым появляется на дизельных ДВС.
Допустимо ли эксплуатировать транспортное средство, если из выхлопной системы идет черный дым?
Когда цвет выхлопных газов черный, не стоит откладывать поездку в автосервис. Чем быстрее вы это сделаете, тем дешевле выйдет ремонт. В противном случае придется капиталить двигатель, а это обойдется в крупную сумму.
Должен ли из выхлопной трубы идти дым при нажатии на педаль газа?
Когда вы утапливаете педаль газа в пол, из выхлопной трубы может повалить дым. Но если такой симптом не исчезает во время езды даже при минимальных оборотах, скорее всего, есть поломка в ДВС. Необходимо как можно быстрее поехать в автосервис, если цвет дыма сизый или черный.
Вне зависимости от оттенка дыма необходимо устранить причину его появления. Если откладывать ремонтные работы, ДВС выйдет из строя и придется делать дорогостоящий капитальный ремонт либо заменять мотор на контрактный. Первое, что нужно сделать, попытаться самим определить, в чем причина появления дыма. Однако сделать это смогут только опытные водители. Чтобы не допустить ошибку, рекомендуется отправиться в специализированный автосервис, где профессионалы быстро устранят неисправность.